-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 0-05

Системы Йоги

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 41-49)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава V. Синтез

0-05-01. Согласно самой природе основных школ Йоги …

0-05-02. Неразборчивая комбинация в куче будет не синтезом, а неразберихой.

0-05-03. Тот синтез, что мы предлагаем, не может быть достигнут ни собиранием в кучу, ни последовательной практикой.

0-05-04. Первым делом отметим, что в Индии до сих пор существует замечательная система Йоги …

0-05-05. Однако, если мы и в этом случае оставим в стороне конкретные методы и практики …

0-05-06. В этой центральной идее Тантры мы встречам одну сторону истины — культ Энергии, Шакти, как единственно действенной силы для любого достижения.

0-05-06c. сноска

0-05-07. Затем мы видим, что с психологической точки зрения — а Йога ни что иное, как практическая психология — есть конкретная идея Природы, с которой мы должны начать.

0-05-08. Но в любом случае мы всегда должны подниматься в высшее существование проходя через что-то в низшем существовании.

0-05-09. Метод, который мы должны использовать, состоит в том, чтобы поместить всё наше сознательное существо …

0-05-09c. сноска: Садхана

0-05-10. Психологически, этот метод объясняет себя как постепенную сдачу эго, во всей его сфере и со всем его механизмом Тому, что за пределами эго …

0-05-11. Есть три замечательных особенности этого действия высшей Силы, когда она интегрально работает над низшей природой.

0-05-12. Во-вторых, если процесс интегрален, то он принимает нашу природу такой, какая она стала в результате нашей прошлой эволюции …

0-05-13. В-третьих, божественная Сила в нас использует всю жизнь как инструмент этой интегральной Йоги.

0-05-14. Интегрален метод — интегрален и результат. Во-первых, происходит интегральная реализация Божественного Существования.

0-05-15. Отсюда, также — интегральное освобождение.

0-05-15c. прим. Шри Ауробиндо и сноски: саюджья-мукти, салокья-мукти, садхармья-мукти

0-05-16. И благодаря такой интегральной реализации и освобождению — совершенная гармония результатов Знания, Любви и Работы.

0-05-17. По своей природе божественное существование не только свобода, но и чистота, блаженство и совершенство.

0-05-18. Совершенство включает в себя совершенство ума и тела.

0-05-19. Та интегральность, к которой мы стремимся, не была бы реальной, или даже возможной …

0-05-20. Обожествление обычной материальной жизни человека и его великой мирской попытки ментального и морального саморазвития в отдельном человеке и всей расе …

0-05-21. Широчайший синтез совершенства, возможный для мысли — это единственное усилие, полностью достойное …

 

 

Введение. Условия Синтеза

Глава V. Синтез

0-05-01. Согласно самой природе основных школ Йоги …

Согласно самой природе основных школ Йоги, покрывающих в своих процессах часть сложного человеческого целого и стремящихся выделить его высшие возможности, кажется, что синтез всех их, широко понятый и применённый, мог бы привести к значительным результатам в интегральной Йоге.

Однако они настолько разнородны в своих направлениях развития, столь специализированы и утончённы в своих формах, столь долго утверждались во взаимной оппозиции своих идей и методов, что найти путь к их правильному объединению нелегко.

0-05-02. Неразборчивая комбинация в куче будет не синтезом, а неразберихой.

Неразборчивая комбинация в куче будет не синтезом, а неразберихой. Опять же, последовательная практика каждой из них по очереди на коротком интервале нашей человеческой жизни и с нашими ограниченными энергиями, тоже не будет лёгкой, не говоря уже о бессмысленной растрате усилий в таком громоздком процессе.

Правда, иногда Хатха-Йога и Раджа-Йога практикуются последовательно. И в недавнем уникальном примере, в жизни Рамакришны Парамахансы, мы видим колоссальную духовную одарённость, сначала ведущую прямо к божественной реализации, берущую силой царствие небесное.

Затем переходящую от одного Йогического метода к другому, и извлекающую из них главное с невероятной скоростью, всегда для того, чтобы вернуться к самой сути всего, к реализации и обладанию Богом через силу любви, через расширение врождённой духовности в многообразный опыт, и через спонтанную игру интуитивного знания.

Такой пример не может быть правилом. Его цель так же была особой и временной — показать в великом и решающем опыте властвующей души истину, сейчас крайне нужную для человечества. Истину, к которой мир, долгое время разделённый на противоборствующие секты и школы, с трудом прокладывает себе дорогу. Истину того, что все секты есть формы и фрагменты одной интегральной истины, и что все учения идут своими различающимися путями к одному высшему опыту.

Знать, быть и владеть Божественным — единственно нужная вещь, и она включает в себя всё остальное или ведёт к нему. К этому единственному благу мы должны направляться, и, достигнув его, всё остальное, что Божественная Воля выбирает для нас, всякая необходимая форма и проявление будут приложены.

0-05-03. Тот синтез, что мы предлагаем, не может быть достигнут ни собиранием в кучу, ни последовательной практикой.

Тот синтез, что мы предлагаем, не может быть достигнут ни собиранием в кучу, ни последовательной практикой.

Он должен быть осуществлён пренебрегая формами и внешними сторонами учений Йоги, но опираясь, скорее, на некоторые центральные принципы, общие для всех, которые включают в себя и используют в нужном месте и правильной пропорции их частные принципы. А также опираясь на некую центральную динамическую силу, которая — общий секрет разных методов. И которая даёт возможность организовать естественный отбор и комбинирование их различных энергий и разнообразных применений.

Такова была цель, которую мы поставили перед собой, когда начали своё сравнительное изучение методов Природы и методов Йоги, и теперь мы возвращаемся к ней, осмелившись на некое определённое решение.

0-05-04. Первым делом отметим, что в Индии до сих пор существует замечательная система Йоги …

Первым делом отметим, что в Индии до сих пор существует замечательная система Йоги, которая по своей природе синтетична и выходит из великого центрального принципа Природы, великой динамической силы Природы. Однако, это отдельная Йога, а не синтез других школ.

Эта система — путь Тантры. Благодаря некоторым особенностям своего развития, Тантра утратила доверие со стороны тех, кто не является Тантристом. И в особенности, благодаря развитию её пути левой руки, Вамамарга, который не удовлетворился тем, что превзошёл двойственность добродетели и греха. И вместо замены их на спонтанную правильность действия, казалось, создал метод самопотакания, метод неограниченной социальной аморальности.

Тем не менее, по своему происхождению Тантра была великой и могущественной системой, основанной на идеях, которые были, по меньшей мере частично, верны.

Даже её разделение на путь правой руки и путь левой руки, Дакшинамарга и Вамамарга, началось с некого глубокого понимания.

В древнем символическом значении слов Дакшина и Вама они означали разделение между путем Знания и путем Ананды — Природа в человеке, освобождающая себя через правильное различение в силе и практике своих собственных энергий, элементов и возможностей, и Природа в человеке, освобождающая себя через радостное принятие в силе и практике своих собственных энергий, элементов и возможностей.

Но оба пути пришли в конце концов к затуманиванию принципов, деформации символов и падению.

0-05-05. Однако, если мы и в этом случае оставим в стороне конкретные методы и практики …

Однако, если мы и в этом случае оставим в стороне конкретные методы и практики, и поищем центральный принцип, то мы сразу обнаружим, что Тантра ясно и определённо отделяет себя от Ведических методов Йоги.

В некотором смысле, все школы, которые мы здесь рассмотрели, являются Ведантическими по своим принципам. Их сила в знании, их метод есть знание, хотя оно не всегда является принадлежностью интеллекта, но, вместо этого, может быть знанием сердца, выраженным в любви и вере, или знанием в воле, проявляющейся через действие.

Во всех школах господином Йоги является Пуруша, Сознательная Душа, который знает, наблюдает, притягивает и правит.

Однако в Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, Энергия, Воля-в-Силе, действующая во вселенной. Именно изучением и использованием сокровенных тайн этой Воли-в-Силе, её методов, её Тантры Тантрический Йогин добивался целей своей дисциплины — власти, совершенства, освобождения, блаженства.

Вместо бегства от проявленной Природы и её трудностей, он лицом к лицу встречал их, схватывался с ними и побеждал.

Но под конец, а такова общая тенденция Пракрити, Тантрическая Йога во многом утратила свой принцип, затерявшийся в её громоздком аппарате, и стала чем-то вроде доктрины и оккультного механизма, ещё могучего при правильном использовании, но лишившегося чистоты своего первоначального намерения.

0-05-06. В этой центральной идее Тантры мы встречам одну сторону истины — культ Энергии, Шакти, как единственно действенной силы для любого достижения.

В этой центральной идее Тантры мы встречам одну сторону истины — культ Энергии, Шакти, как единственно действенной силы для любого достижения.

Другую крайность мы получаем в Ведантической идее Шакти как силы Иллюзии, и в поиске безмолвного пассивного Пуруши в качестве средства освобождения от обмана, созданного активной Энергией.

Но в интегральной концепции Сознательная Душа это Господин, Душа-Природа — это его действующая Энергия.

Пуруша имеет природу Сат, сознательного самосуществования, чистого и бесконечного. Шакти, или Пракрити, имеет природу Чит — это сила самосознающего существования Пуруши, чистого и бесконечного.

Их взаимоотношение происходит между полюсами покоя и действия. Когда Энергия поглощена в блаженство сознательного самосуществования, это покой. Когда Пуруша изливает себя в действии своей Энергии — это действие, творение и наслаждение, или Ананда становления.

Но если Ананда является творцом и вдохновителем всех становлений, то её метод — Тапас, или сила сознания Пуруши, опирающегося на свои безграничные возможности в существовании, и создающего из него концептуальные истины или реальные Идеи, виджняна, которые, исходя из всезнающего и всемогущего Самосуществования, обладают гарантией собственного завершения и содержат в себе природу и закон собственного становления на уровне ума, жизни и материи.

Окончательное всемогущество Тапаса и неминуемое осуществление Идеи являются главным основанием всей Йоги.

В человеке мы передаем эти понятия через Волю и Веру — воля, которая в конце неизбежно самоэффективна, так как является субстанцией Знания, и вера, являющаяся отражением в низшем сознании Истины или реальной Идеи, ещё не реализовавшейся в проявлении.

Именно эта самоопределённость Идеи подразумевается Гитой, когда она говорит: Йо йяц-чраддхах са эва сах, "Во что человек верит, или какая у него есть твёрдая Идея, тем он и становится"*).

0-05-06c. сноска

*) Гита 17.3

0-05-07. Затем мы видим, что с психологической точки зрения — а Йога ни что иное, как практическая психология — есть конкретная идея Природы, с которой мы должны начать.

Затем мы видим, что с психологической точки зрения — а Йога ни что иное, как практическая психология — есть конкретная идея Природы, с которой мы должны начать.

Эта идея — самореализация Пуруши через свою Энергию.

Однако движение Природы дуально, есть высшее движение и низшее, или, как мы можем назвать их, божественное и небожественное.

На самом деле, такое различие можно делать лишь для практических целей. Так как нет ничего небожественного, то по большому счету это так же бессмысленно по смыслу слов, как различие между естественным и сверхъестественным, ибо всё что существует — естественно.

Все вещи существуют в Природе, и все вещи существуют в Боге. Но для практических целей есть реальное различие.

Низшая Природа, та, которую мы знаем и которой мы являемся, и в которой должны оставаться до тех пор, пока вера в нас не изменится, действует через ограничение и разделение. Она имеет природу Неведения и достигает кульминационной точки в жизни эго.

Но высшая Природа, та, к которой мы стремимся, действует через единение и превосхождение ограничений. У неё природа Знания и она достигает кульминационной точки в жизни божественного.

Переход от низшего к высшему — цель Йоги. И этот переход может быть сделан через отбрасывание низшего и уход в высшее — обычная точка зрения — или через трансформацию низшего и его поднятие к высшей Природе. Это и должно быть, видимо, целью интегральной Йоги.

0-05-08. Но в любом случае мы всегда должны подниматься в высшее существование проходя через что-то в низшем существовании.

Но в любом случае мы всегда должны подниматься в высшее существование проходя через что-то в низшем существовании. И каждая из школ Йоги выбирает свою отправную точку или свои врата для выхода. Они приспосабливают некоторые действия низшей Пракрити и направляют их на Божественное.

Но нормальным действием Природы в нас является интегральное движение, в котором затрагивается вся сложность всех наших элементов, и которое влияет на всё наше окружение.

Вся жизнь в целом и есть Йога Природы. Йога, к которой мы стремимся, тоже должна быть интегральным действием Природы, и вся разница между Йогином и обычным человеком будет в том, что Йогин старается заменить в себе интегральное действие низшей Природы, действующей в эго и посредством эго и через разделение, интегральным действием высшей Природы, действующей в Боге и через Бога и через единство.

Если бы нашей целью действительно был бы только выход из мира к Богу, то синтез не только был бы не нужен, но и был бы пустой тратой времени. Потому что в этом случае нашей единственной практической целью должен стать поиск одного пути из тысячи, которые ведут к Богу, по возможности, самого короткого, а не потеря времени при исследовании разных путей, ведущих к той же цели.

Но если наша цель — трансформация нашего интегрального существа в условиях Божественного существования, то тогда синтез становится необходим.

0-05-09. Метод, который мы должны использовать, состоит в том, чтобы поместить всё наше сознательное существо …

Метод, который мы должны использовать, состоит в том, чтобы поместить всё наше сознательное существо во взаимоотношение и контакт с Божественным, и призвать Его переделать всё наше существо в Его так, чтобы в некотором смысле Сам Всевышний, реальная Личность в нас, стал бы Садхакой Садханы*), а так же и Мастером Йоги, тем, кто использует низшую личность как центр божественного преобразования и как инструмент своего совершенствования.

Фактически, давление Тапаса, силы сознания в нас, пребывающего в Идее божественной Природы, на то, что мы есть в своей целостности, и выполняет свою реализацию.

Божественное и всезнающее и всесовершающее сначала спускается в ограниченное и затемнённое, потом постепенно просветляет и наполняет энергией всю низшую природу и замещает собственным действием все условия низшего человеческого света и смертной деятельности.

0-05-09c. сноска: Садхана

*) Садхана — практика благодаря которой достигается совершенство, сиддхи; садхака — Йогин, который ищет сиддхи через эту практику. (Прим. Шри Ауробиндо)

0-05-10. Психологически, этот метод объясняет себя как постепенную сдачу эго, во всей его сфере и со всем его механизмом Тому, что за пределами эго …

Психологически, этот метод объясняет себя как постепенную сдачу эго, во всей его сфере и со всем его механизмом Тому, что за пределами эго, с его обширными и бесчисленными, всегда неизбежными работами.

Конечно, это не короткая и не лёгкая Садхана. Она требует колоссальной веры, абсолютной смелости и, самое главное, непоколебимого терпения.

Потому что она включает в себя три стадии, из которых лишь последняя может быть по настоящему счастливой или быстрой.

Сначала это попытка эго войти в контакт с Божественным. Затем обширная, полная и поэтому тяжёлая и трудоёмкая подготовка всей низшей Природы через божественную работу принять высшую Природу и стать её. И наконец — окончательная трансформация.

На самом же деле, божественная Сила, часто не замечаемая и скрытая за вуалью, замещает собой нашу слабость и поддерживает нас в случае ослабления нашей веры, смелости и терпения. Она "заставляет слепых видеть и хромых перешагивать через холмы".

Интеллект узнает о существовании Закона, который милосердно настаивает, и о помощи, которая поддерживает.

Сердце говорит о Хозяине всех вещей и Друге человека, или о вселенской Матери, поддерживающей во всех трудностях и невзгодах.

Таким образом, этот путь одновременно и самый трудный из всех что можно вообразить, и всё же, в сравнении с размахом своего усилия и цели, самый лёгкий и надёжный из всех.

0-05-11. Есть три замечательных особенности этого действия высшей Силы, когда она интегрально работает над низшей природой.

Есть три замечательных особенности этого действия высшей Силы, когда она интегрально работает над низшей природой.

Во-первых, она действует не по жёсткой системе и последовательности, как в специализированных методах Йоги, а в некотором роде свободно, рассеянно, но постепенно всё интенсивнее и целеустремленнее.

Она действует в полном соответствии с характером человека, в котором она работает, с полезными материалами, которые предлагает его природа, и препятствиями, которые она даёт для очищения и совершенствования.

В некотором смысле, каждый человек на этом пути имеет свой собственный метод Йоги. И всё же есть некоторые широкие направления работы, общие для всех. И они позволяют нам создать действительно не рутинную систему, а своего рода Шастру или научный метод синтетической Йоги.

0-05-12. Во-вторых, если процесс интегрален, то он принимает нашу природу такой, какая она стала в результате нашей прошлой эволюции …

Во-вторых, если процесс интегрален, то он принимает нашу природу такой, какая она стала в результате нашей прошлой эволюции, без отрицания чего-либо существенного, и заставляет чтобы она вся прошла через божественное изменение.

В нас всё охвачено руками могучего Техника и преобразуется в ясный образ того, что оно уже сейчас смутно хотело бы из себя представлять.

В этом вечно развивающемся опыте мы начинаем понимать, из чего состоит это низшее проявление, и что всё в нём, каким бы деформированным, или незначительным, или плохим ни казалось, есть более или менее искажённый или несовершенный образ некого элемента или действия из гармонии божественной Природы.

Мы начинаем понимать, что Риши Вед имели в виду, когда говорили о прародителях людей, создававших форму богов так же, как кузнец куёт грубый материал в своей кузнице.

0-05-13. В-третьих, божественная Сила в нас использует всю жизнь как инструмент этой интегральной Йоги.

В-третьих, божественная Сила в нас использует всю жизнь как инструмент этой интегральной Йоги.

Каждое переживание и внешний контакт с нашим окружением в мире, сколь угодно пустячный или, наоборот, катастрофический, используется для работы. И любой внутренний опыт, даже самого отталкивающего страдания или самого унизительного падения, становится ступенькой на пути к совершенству.

И мы узнаём в себе, с открытыми глазами, метод Бога в мире, Его целенаправленность к свету в тёмном, к силе в слабом и падшем, к наслаждению в том, что горько и жалко.

Мы видим, что божественный метод один и тот же и в низших, и в высших делах. Только в одном он идёт медлительно и неотчётливо через подсознательное в Природе, в другом он становится быстрым и самосознающим, и инструмент признаёт руку Мастера.

Вся жизнь — это Йога Природы, которая ищет способ проявить Бога в себе. Йога отмечает стадию, на которой это усилие становится способным к самоосознанию и, таким образом, к правильному завершению в отдельном человеке. Это собирание и концентрация движений, рассеянных и свободно комбинирующихся в низшей эволюции.

0-05-14. Интегрален метод — интегрален и результат. Во-первых, происходит интегральная реализация Божественного Существования.

Интегрален метод — интегрален и результат. Во-первых, происходит интегральная реализация Божественного Существования.

И это реализация Единого не только в его неразделимом единстве, но и во множестве его аспектов, которые тоже нужны для полного знания, получаемого его относительным сознанием.

И кроме того, не только реализация единства в Высшем "Я", но и в бесконечном разнообразии действий, миров и созданий.

0-05-15. Отсюда, также — интегральное освобождение. 

Отсюда, также — интегральное освобождение.

Не только свобода, рождённая из неразрывного контакта индивидуального существа во всех его частях с Божественным, саюджья-мукти1), через которую оно становится свободно2) даже в своей отделённости, даже в двойственности.

Не только салокья-мукти3) благодаря которому всё сознательное существование пребывает в одном и том же состоянии бытия, что и Божественное, в состоянии Сатчитананды.

Но так же овладение божественной природой через перестройку нашего низшего бытия в человеческий образ Божественного,  садхармья-мукти4), и через полное и окончательное освобождение всего.

Через освобождение сознания от временной формы эго и его слияние с Единым Бытием, одновременно всеобщим и в мире и в отдельном человеке, и трансцендентно единым как в мире, как и вне его, за пределами всей вселенной.

0-05-15c. прим. Шри Ауробиндо и сноски: саюджья-мукти, салокья-мукти, садхармья-мукти

1) саюджья-мукти (sayujya-mukti) - освобождение через самозабвенное упразднения личного существования души в поглощённости в Едином; такое освобождение рождается из неразрывного контакта индивидуального существа во всех своих частях с Божественным. Прим. из Словаря.

2) Подобно Дживамукте, который полностью свободен даже без растворения телесной жизни в окончательной Самадхи. Прим. Шри Ауробиндо.

3) салокья-мукти (salokya-mukti) - освобождение через сознательное существование в едином мире существования, вместе с Божественным. Прим. из Словаря.

4) садхармья-мукти (sadharmya-mukti) - освобождение через принятие Божественной Природы. Прим. из Словаря.

0-05-16. И благодаря такой интегральной реализации и освобождению — совершенная гармония результатов Знания, Любви и Работы.

И благодаря такой интегральной реализации и освобождению — совершенная гармония результатов Знания, Любви и Работы. Потому что достигается полное освобождение от эго и отождествление во внутреннем существе с Единым во всём и за пределами всего.

Но поскольку приобретающее сознание не ограничивается своими приобретениями, мы также завоёвываем единство в Блаженстве и гармоничное многообразие в Любви. Причём так, что все взаимоотношения этой игры остаются доступными для нас, даже тогда, когда мы сохраняем в высотах нашего существа вечное единство с Возлюбленным.

И через такую широту, достигнув свободы в духе, которая обнимает жизнь и не зависит от ухода из жизни, мы можем без эгоизма, пут или противодействия стать в нашем уме и теле каналом для божественного действия, свободно изливающегося в мир.

0-05-17. По своей природе божественное существование не только свобода, но и чистота, блаженство и совершенство.

По своей природе божественное существование не только свобода, но и чистота, блаженство и совершенство.

Интегральная чистота, дающая возможность, с одной стороны, совершенного отображения божественного Бытия в нас самих, и с другой стороны, для совершенного излияния его Истины и Закона в нас в условиях жизни и через действие сложного инструмента, которым мы являемся в наших внешних частях — это условие интегральной свободы.

Её результат — интегральное блаженство, в котором сразу становится возможной Ананда всего, что в мире выглядит как символы Божественного, и Ананда того, что лежит за пределами мира.

И она подготавливает интегральное совершенство нашего человечества как тип Божественного в условиях человеческого проявления, как совершенство, основанное на определённой свободной универсальности бытия, любви и радости, игры знания, и игры воли в силе и воле в неэгоистическом действии. Эта целостность тоже может быть достигнута интегральной Йогой.

0-05-18. Совершенство включает в себя совершенство ума и тела.

Совершенство включает в себя совершенство ума и тела. Таким образом высшие результаты Раджа-Йоги и Хатха-Йоги тоже должны содержаться в широчайшей формуле синтеза и, в конце концов, реализованы человечеством.

Во всяком случае, полное развитие общих ментальных и физических способностей и переживаний, достигаемых человечеством при помощи Йоги, должно быть включено в практику интегрального метода.

И в то же время они не будут иметь никакого разумного основания до тех пор, пока не будут вовлечены в интегральную ментальную и физическую жизнь. Такая ментальная и такая физическая жизнь по своей природе стали бы отражением духовного существования в его правильные ментальный и физический эквиваленты.

Таким образом мы пришли бы к синтезу трёх уровней Природы и трёх видов человеческого существования, которые она развила или развивает. Мы бы включили в объём нашего освобождённого существа и совершенных видов деятельности материальную жизнь, нашу основу, и ментальную жизнь, наш промежуточный инструмент.

0-05-19. Та интегральность, к которой мы стремимся, не была бы реальной, или даже возможной …

Та интегральность, к которой мы стремимся, не была бы реальной, или даже возможной если бы она была привязана к конкретной индивидуальности.

Поскольку наше божественное совершенство обнимает реализацию нас самих в существовании, в жизни и любви через других точно так же, как и через нас самих, то расширение нашей свободы и её результатов в других было бы неизбежным эффектом, так же как и величайшая полезность нашего освобождения и совершенства. И постоянные и внутренние попытки такого расширения привели бы к его усилению и в высшей степени завершённому обобщению в человечестве.

0-05-20. Обожествление обычной материальной жизни человека и его великой мирской попытки ментального и морального саморазвития в отдельном человеке и всей расе …

Обожествление обычной материальной жизни человека и его великой мирской попытки ментального и морального саморазвития в отдельном человеке и всей расе с помощью такой интегрализации широкого совершенного духовного существования, стало бы венцом, достойным наших индивидуальных и наших общих усилий.

Подобное достижение, будучи ничем иным, как царством небесным внутри, воспроизведённым в царстве небесном вовне, было бы также настоящим осуществлением великой мечты, исповедуемой в различных формах всеми мировыми религиями.

0-05-21. Широчайший синтез совершенства, возможный для мысли — это единственное усилие, полностью достойное …

Широчайший синтез совершенства, возможный для мысли — это единственное усилие, полностью достойное тех, чьё посвящённое видение постигает факт, что Бог скрыто живёт в человечестве.

 

 

2020 окт 18 вс  — 2021 ноя 08 вс — 2021 июнь 18 сб