-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-01

Четыре помощника

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 53-68)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава I. Четыре помощника

1-01-01. Иога-сиддхи, совершенства, что приходят с практикой Йоги, лучше всего достичь сочетая работу четырёх великих инструментов.

1-01-02. Высшая Шастра интегральной Йоги — это секрет вечной Веды в сердце каждого живущего и думающего существа.

1-01-03. Ум нельзя научить ничему, что бы не было уже сокрыто как потенциальное знание в разворачивающейся душе существа.

1-01-04. Обычно посредником этого обнаружения бывает Слово, нечто услышанное, шрута.

1-01-05. Очень часто внешнее Слово, как представитель Божественного, бывает полезным помощником в работе саморазворачивания.

1-01-06. Обычно же влияние слова, как представителя Божественного, занимает очень большее место в жизни Садхака.

1-01-07. Однако Садхаку интегральной Йоги нужно помнить, что любая написанная Шастра …

1-01-08. Бывает и другой вид Шастры — не священное Писание, а выстраивание науки и методов …

1-01-09. Интегральная Йога, Йога основанная на синтезе, особенно нуждается в отсутствии ограничений любой письменной или традиционной Шастры.

1-01-10. При помощи Интегральной Йоги мы не только ищем Бесконечное, но и зовём Бесконечное раскрыть себя в жизни человека.

1-01-11. Но между тем, нужно чтобы были определённые общие направления, которые могут помочь мысли и практике Садхака.

1-01-12. Остальное зависит от личного усилия …

1-01-13. Скорость развития опыта, его полнота, насыщенность и сила результатов зависят …

1-01-14. Но это только одна сторона силы, работающей ради совершенства.

1-01-15. На самом деле, всегда именно высшая Сила — это тот, кто, собственно, и действует.

1-01-16. Но всё же, с точки зрения практики развития, каждая из этих трёх стадий по своему нужна и полезна …

1-01-17. Личная воля Садхака должна вначале овладеть эгоистическими энергиями и повернуть их к свету и в правильном направлении.

1-01-18. Так же, как высшая Шастра интегральной Йоги это вечная Веда, тайно находящаяся в сердце каждого человека …

1-01-19. Каков же его метод и его система? У него нет метода, но в то же время все методы — его.

1-01-20. На пути интегрального совершенства предельно важно полностью признать этого внутреннего Руководителя, Мастера Йоги, господина …

1-01-21. Этот внутренний Руководитель часто вначале скрыт самой интенсивностью нашего личного усилия и занятостью эго самим собой и своими целями.

1-01-22. Видеть Единого, знать Единого, стать Им и реализовать Его в наших внутренних "я" и во всей нашей внешней природе всегда было тайной целью.

1-01-23. Самый надёжный путь к этой интегральной реализации — найти Хозяина секрета, живущего внутри нас …

1-01-24. Пока человеку трудно верить во что-то невидимое внутри себя, ему легко поверить во что-то, что он может представить себе как нечто внешнее.

1-01-25. Индийское учение о духе предлагает для этого концепции Ишта Девата, Аватара и Гуру.

1-01-26. И даже тогда его природа взывает к человеку-посреднику, чтобы он мог почувствовать Божественное в чём-то внутренне близком к нему …

1-01-27. Этого тоже бывает недостаточно. Требуется живое влияние, живой пример, сиюминутные наставления …

1-01-28. Садхака интегральной Йоги извлечёт пользу из всех этих видов помощи в соответствии со своей природой.

1-01-29. И наоборот, Садхака интегральной Йоги не должен быть удовлетворённым, пока не включит все иные имена и формы Божества …

1-01-30. И он не должен также забывать цель этих внешних помощников, состоящую в пробуждении его души к Божественному внутри него.

1-01-31. Учитель интегральной Йоги будет следовать, насколько он сможет, методу Учителя внутри нас.

1-01-32. Пример гораздо сильнее, чем инструкция. Но не примеры внешних действий, и не примеры личного характера самые важные.

1-01-33. Ещё более важно, чем пример — влияние.

1-01-34. И также будет знаком учителя интегральной Йоги то, что он не станет причислять себя к Гуру в человеческом тщеславии и духе самоэкзальтации.

1-01-35. Садхак, у которого есть все эти помощники, уверен в достижении своей цели.

1-01-36. Остался ещё один помощник, необходимый для эффективности процесса — Время.

1-01-37. Время — это поле обстоятельств и сил, встречающихся и создающих суммарное движение вперёд, чей ход оно и измеряет.

1-01-38. Идеальная позиция Садхака по отношению ко Времени — иметь бесконечное терпение …

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава I. Четыре помощника

1-01-01. Иога-сиддхи, совершенства, что приходят с практикой Йоги, лучше всего достичь сочетая работу четырёх великих инструментов.

Иога-сиддхи, совершенства, что приходят с практикой Йоги, лучше всего достичь сочетая работу четырёх великих инструментов.

Это, во-первых, знание истин, принципов, сил и процессов, управляющих реализацией — шастра.

Далее идёт терпеливое и постоянное действие по направлениям, указанным знанием, сила нашего личного усилия — утсаха.

Затем вмешивается третий инструмент, поднимающий наше знание и усилие в область духовного опыта, прямое указание, пример и влияние Учителя — гуру.

Последним приходит помощь Времени — кала, потому что во всём есть свой цикл действия и период божественного движения.

1-01-02. Высшая Шастра интегральной Йоги — это секрет вечной Веды в сердце каждого живущего и думающего существа.

Высшая Шастра интегральной Йоги — это секрет вечной Веды в сердце каждого живущего и думающего существа. Лотос вечного знания и вечного совершенства — это закрытый бутон, свёрнутый внутри нас. Он открывается или быстро, или постепенно, лепесток за лепестком, через последовательные реализации, если однажды ум человека начинает поворачиваться к Вечному, если однажды его сердце, более не сжатое и не прикованное привязанностью к конечным проявлениям, станет очарованным Бесконечным, в той или иной степени.

Вся жизнь, все мысли, все энергии способностей, весь опыт, пассивный или активный, тогда выходят вперёд и становятся множеством толчков, разрушающих покровы души и убирающих препятствия, мешающие неизбежному расцвету.

Тот, кто выбирает Бесконечное — уже выбран Бесконечным.

Он получил божественное прикосновение, без которого нет пробуждения, нет открытия духа. И если однажды оно получено, то победа гарантирована, будет ли она завоёвана быстро, в течении одной жизни, или в результате терпеливого преследования через множество стадий цикла существования в проявленной вселенной.

1-01-03. Ум нельзя научить ничему, что бы не было уже сокрыто как потенциальное знание в разворачивающейся душе существа.

Ум нельзя научить ничему, что бы не было уже сокрыто как потенциальное знание в разворачивающейся душе существа.

И точно так же всякое совершенство, на которое способен внешний человек, лишь реализация вечного совершенства Духа внутри него.

Мы познаём Божественное и становимся Божественным, потому что мы уже являемся Этим в нашей тайной природе.

Всякое учение — это обнаружение, всякое становление — это развёртывание.

Как добраться до самого себя — вот секрет.

Познание самого себя и возрастающее сознание — это способ и процесс.

1-01-04. Обычно посредником этого обнаружения бывает Слово, нечто услышанное, шрута.

Обычно посредником этого обнаружения бывает Слово, нечто услышанное, шрута. Слово может придти к нам изнутри, Слово может придти к нам и извне.

Но в любом случае, оно только средство к тому, чтобы к работе подключилось скрытое знание.

Слово внутри может быть сообщением сокровенной души в нашей глубине, что всегда открыта Божественному, или оно может быть словом тайного и вселенского Учителя, который сидит в сердце каждого.

Бывают редкие случаи, когда ничего другого уже и не нужно, потому что дальнейшая Йога становится разворачиванием под действием этого постоянного прикосновения и руководства. Лотос знания сам раскрывается изнутри силой сияющего блеска, который исходит от Жильца в лотосе сердца. Но только немногим, действительно великим, достаточно самопонимания исходящего изнутри и им не нужно быть под направляющим влиянием написанной книги или живого учителя.

1-01-05. Очень часто внешнее Слово, как представитель Божественного, бывает полезным помощником в работе саморазворачивания.

Очень часто внешнее Слово, как представитель Божественного, бывает полезным помощником в работе саморазворачивания. Это может быть слово из прошлого, или же более сильное слово живого Учителя, Гуру.

Иногда слово-послание берётся лишь как предлог, чтобы могла проснуться и проявиться внутренняя энергия. Это можно назвать уступкой всемогущего и всеведущего Божественного общему закону, управляющему Природой.

Например, в Упанишадах о Кришне, сыне Деваки, сказано, что он услышал слово от Риши Гора и обрёл знание. Так у Рамакришны, который добился своим внутренним усилием основного просветления, было нескольких учителей в разных путях Йоги. Однако, он всегда манерой и быстротой своей реализации показывал, что это было уступкой общему правилу, по которому действенное знание должно быть получено учеником от Гуру.

1-01-06. Обычно же влияние слова, как представителя Божественного, занимает очень большее место в жизни Садхака.

Обычно же влияние слова, как представителя Божественного, занимает очень большее место в жизни Садхака.

Если Йога идёт на основе письменной Шастры — некого Слова из прошлого, что содержит опыт прежних Йогинов — то её можно делать или через одно личное усилие, или с помощью Учителя. Духовное знание тогда достигается сосредоточением на изучаемых истинах, и оно становится живым и осознанным через их реализацию в личном опыте.

Ученик движется в Йоге через достижение результатов по методам, описанным в Писании или переданным через традиции, и его движение усиливается, освещается наставлениями Мастера. Это — более узкая практика, но надёжная и эффективная в своих пределах, потому что она идёт хорошо проторенной дорогой к давно знакомой цели.

1-01-07. Однако Садхаку интегральной Йоги нужно помнить, что любая написанная Шастра …

Однако Садхаку интегральной Йоги нужно помнить, что любая написанная Шастра, как бы не был велик её авторитет или широк её дух, не более, чем частичное выражение вечного Знания.

Он может пользоваться этим, но никогда не надо связывать себя даже самым великим Писанием.

Если Писания глубоки, широки, всеобъемлющи, они могут сильно на него влиять, приносить большую пользу и быть бесценными по своей важности. Они могут связываться с его опытом и  пробуждать его к высочайшим истинам и помогать пройти через высокие переживания.

Его Йогой долгое время может руководить одно Писание, а может — несколько, одно за другим. Если это в рамках великой традиции Индуизма, то, например, Гита, Упанишады, Веды.

Или же для его развития может оказаться важно добавить богатый разнообразный опыт истины многих Писаний, наполняя будущее всем самым лучшим, что было в прошлом.

Но в конце концов ему нужно занять своё собственное положение, а ещё лучше, если бы он смог всегда и с самого начала жить в своей душе, вне рамок написанной Истины — сабда брахма тивартате   за пределами всего что он услышал и всего что ещё услышит — сротарьясья шрутасья са.

Потому что он не Садхак книги или нескольких книг, он — Садхак Бесконечности.

1-01-08. Бывает и другой вид Шастры — не священное Писание, а выстраивание науки и методов …

Бывает и другой вид Шастры — не священное Писание, а выстраивание науки и методов, действенных принципов и способов работы на пути той Йоги, которую выбрал Садхак.

У каждого пути есть своя Шастра, либо написанная, либо передаваемая по традиции, из уст в уста, по длинной цепочке Учителей. В Индии наделяют высоким авторитетом и питают великое уважение к таким учениям, не зависимо — передаются ли они через написанные тексты, или через традицию.

Предполагается, что все направления Йоги уже определены и Учитель, получивший Шастру через традицию и воплотивший её в своей практике, ведёт ученика по тропам, проложенным в незапамятные времена.

Часто можно даже слышать возражения против нового в практике, против нового учения Йоги, принятия новой формулы — "Это не соответствует Шастре".

Но ни по фактам, ни в реальной практике Йогинов нет ничего похожего на крепкую железную дверь, захлопнутую перед новой истиной, свежим открытием, расширением опыта.

Письменное или традиционное учение выражает знание и опыт многих столетий, систематизированный, организованный, сделанный доступным для начинающего. Поэтому его важность и полезность огромны. Но великая свобода изменений и развития всегда хороши для практики.

Даже такую высоконаучную систему, как Раджа-Йога можно практиковать совершенно другими способами, чем по организованному методу Патанджали. Каждый путь из великого Тройного Пути,  тримарга, разбивается на множество троп, которые вновь сходятся у цели.

То главное знание, которое определяет Йогу, меняться не должно, но порядок, последовательность, средства и формы могут, и даже должны, допускать изменение. Нужно обязательно учитывать нужды и конкретные импульсы индивидуальной природы, в то время как главные истины оставлять твёрдыми и постоянными.

1-01-09. Интегральная Йога, Йога основанная на синтезе, особенно нуждается в отсутствии ограничений любой письменной или традиционной Шастры.

Интегральная Йога, Йога основанная на синтезе, особенно нуждается в отсутствии ограничений любой письменной или традиционной Шастры. Потому что, объединяя в себе знание, полученное из прошлого, она ищет способ организовать его заново для настоящего и будущего.

Абсолютная свобода опыта и пересмотра знания в новых понятиях и новых комбинациях — условие её самоформирования. Стремясь объять в себе всю жизнь, она стоит не на позиции пилигрима, который идёт прямой дорогой к своей цели, а скорее на позиции первопроходца, что прорубает себе путь по девственному лесу.

Потому что Йога давно уже разошлась с жизнью, и древние системы, которые стремились охватить её, такие как учения наших Ведических праотцов, теперь очень далеки от нас, выражены в понятиях нам недоступных и в формах уже неприменимых. С тех пор человечество продвинулось далеко вперёд по потоку вечного Времени и к тем же проблемам нужно подходить с новых точек зрения.

1-01-10. При помощи Интегральной Йоги мы не только ищем Бесконечное, но и зовём Бесконечное раскрыть себя в жизни человека.

При помощи Интегральной Йоги мы не только ищем Бесконечное, но и зовём Бесконечное раскрыть себя в жизни человека.

Поэтому Шастра нашей Йоги должна давать бесконечную свободу для воспринимающей человеческой души.

Лёгкость в настройке характера и типа личного принятия Универсального и Трансцендентного внутри себя — важное условие  полноты духовной жизни. Вивекананда, указывая что объединение всех религий должно обязательно проявляться в растущем богатстве и разнообразии их форм, однажды сказал, что совершенное состояние этого единения наступит тогда, когда каждый человек будет иметь свою собственную религию. Когда, не связанный сектой или традицией, он будет идти путём свободной самонастройки своей природы в её отношениях с Всевышним.

И точно так же можно заметить, что совершенство интегральной Йоги придёт когда каждый человек сможет идти по своему пути Йоги, стремясь развивать свою природу в её восходящем стремлении к тому, что превышает эту природу.

Потому что свобода — это окончательный закон и последнее достижение.

1-01-11. Но между тем, нужно чтобы были определённые общие направления, которые могут помочь мысли и практике Садхака.

Но между тем, нужно чтобы были определённые общие направления, которые могут помочь мысли и практике Садхака. Они должны, по возможности, принять форму общих истин, общих формулировок принципа, наиболее сильных и широких направлений для усилий и развития, а не фиксированной системы, которой надо следовать по заведённому порядку.

Всякая Шастра — это итог прошлого опыта и помощь для опыта в будущем. Это помошник и частичный проводник. Она расставляет вехи, даёт имена главным дорогам и уже разведанным направлениям, с тем, чтобы путник мог знать куда и каким путём он идёт.

1-01-12. Остальное зависит от личного усилия …

Остальное зависит от личного усилия, от опыта и от силы Руководителя.

 

*

*   *

 

1-01-13. Скорость развития опыта, его полнота, насыщенность и сила результатов зависят …

Скорость развития опыта, его полнота, насыщенность и сила результатов зависят, главным образом, как в начале пути, так и гораздо позднее, от устремления и личного усилия Садхака.

Процесс Йоги — это поворот души человека от эгоистического состояния сознания, поглощённого внешними проявлениями и притягательностью вещей, к более высокому состоянию, в котором Трансцендентное и Универсальное может влить себя в индивидуальную форму и преобразовать её.

Поэтому, самый первый, определяющий элемент этой сиддхи — напряжённость поворота души, силы которая нацеливает душу на внутреннее. Сила стремления сердца, сила воли, концентрация ума, постоянство и определённость прилагаемой энергии — мера этой напряжённость.

Идеальный Садхак должен быть способен сказать библейскую фразу, "Моё стремление к Господу поедает меня".

Это стремление к Господу, утсаха, стремление всей природы к своим божественным результатам, вьякулата, влечение сердца к достижению Божественного — разрушает эго и ломает ограничения его мелкой, узкой формы, ради полного и широкого восприятия того, что ищет его душа, ради того, что будучи универсальным стоит выше, а будучи трансцендентным превосходит, самое великое и высокое индивидуальное "я" и природу.

1-01-14. Но это только одна сторона силы, работающей ради совершенства.

Но это только одна сторона силы, работающей ради совершенства. В процессе интегральной Йоги есть три стадии, без резких отличий или отделённости, но в определённой мере идущие друг за другом.

Во-первых, усилие должно пойти в нужном направлении, по крайней мере, по началу, позволяя превзойти себя и войти в контакт с Божественным.

Затем должна придти стадия, когда появляется восприятие того, что выходит за границы обычного, того, с чем начали взаимодействовать внутри себя, для преобразования всего нашего сознающего существа.

И наконец, на последней стадии наше преобразованное человеческое существо начинает использоваться как один из центров божественного в мире.

До тех пор пока не установится контакт с Божественным, хотя бы в какой-то степени, до тех пор пока не начнёт поддерживаться, хотя бы в какой-то мере, отождествление, саюджга, личное усилие должно быть на первом месте.

Но по мере того, как этот контакт устанавливается, Садхак начинает осознавать, что в нём работает другая сила, ему не принадлежащая, превосходящая его эгоистические стремления и способности. И он постепенно учится подчинять себя этой силе и давать ей заботиться о своей Йоге.

В конце концов его собственная воля и сила становятся едиными с более высокой Силой. Он соединяет их в божественной Воле и её трансцендентной и вселенской Силе.

Он начинает видеть, что эта Сила управляет преобразованием его ментального, витального и физического существа, причем с такой беспристрастной мудростью и расчетливой эффективностью, на которые его полное желаний и заинтересованное  эго неспособно. Это произойдет, когда отождествление и самослияние станут полными, когда божественный центр мира будет подготовлен.

Очищенный, освобождённый, пластичный, просветлённый, он может стать инструментом для прямого действия высшей Силы в более широкой Йоге человечества или сверхчеловечества, в духовном развитии земли или в её преобразовании.

1-01-15. На самом деле, всегда именно высшая Сила — это тот, кто, собственно, и действует.

На самом деле, всегда именно высшая Сила — это тот, кто, собственно, и действует. Чувство нашего личного усилия и стремления появляется из-за попытки эгоистического ума отождествить себя неправильным и несовершенным способом с работой божественной Силы.

Ум всё время старается применять к опыту сверхнормального плана обычные ментальные понятия, которые применимы для его опыта нормальной жизни в мире. В мире мы действуем с чувством эгоизма. Мы объявляем универсальные силы, которые работают в нас, своими собственными. Мы считаем выборочное, формирующее, последовательное действие Трансцендентного в рамках нашего ума, жизни и тела эффектом нашей личной воли, мудрости, силы и достоинств.

Просветление приносит нам знание того, что эго — это только инструмент. Мы начинаем постигать и ощущать, что всё это действительно наше, но в том смысле, что оно принадлежит нашему высшему и целостному "Я", единому с Трансцендентным, а не инструментальному эго.

Наш вклад в работу — это наши ограничения и искажения, настоящая же сила в ней — сила Божественного.

Когда человеческое эго осознает, что его воля — это инструмент, его мудрость — невежество и ребячество, его сила — поиск на ощупь младенца, его достоинства — претенциозная нечистота и научится доверять себя тому, что превосходит его, тогда и случается спасение.

Видимая свобода и отстаивание прав нашего личного существования, к которому мы так глубоко привязаны, скрывает самое жалкое подчинение тысячам предложений, импульсам, силам, которые мы впускаем извне в нашу маленькую личность.

Наше эго, хвастающее свободой, каждую секунду — раб, игрушка и марионетка бесчисленных существ, энергий, сил, влияний во вселенской Природе.

Самоотречение эго в Божественном — это его самореализация, его сдача тому, что превосходит его, сдача освобождению от оков и ограничений и своей совершенной свободе.

1-01-16. Но всё же, с точки зрения практики развития, каждая из этих трёх стадий по своему нужна и полезна …

Но всё же, с точки зрения практики развития, каждая из этих трёх стадий по своему нужна и полезна, и каждой нужно уделить своё время и своё место.

Было бы не безопасно и не эффективно начинать с последней и наивысшей стадии. Не будет правильно и преждевременно перескакивать с одной на другую. Потому что, даже если мы с самого начала сумеем увидеть в уме и сердце Всевышнего, в нашей природе есть элементы, которые долго не дадут этому видению стать реализацией. А без реализации наша ментальная вера не сможет стать динамической реальностью, т.к. она будет лишь образом знания, а не живой истиной, лишь идеей, а не силой.

И даже если реализация уже началась, может оказаться опасным, если мы вообразим или слишком быстро примем, что мы всецело находимся в руках Всевышнего, или действуем как его инструмент. Это предположение может внедрить губительную ложь. Оно может вызвать беспомощную инерцию, или, возвеличивая движения эго Божественным Именем, может катастрофически обезобразить или разрушить весь путь Йоги.

Бывает период, более или менее длительный, внутреннего усилия и борьбы, когда личная воля должна отказывать темноте и искажению низшей природы и решительно или страстно принять сторону божественного Света.

Ментальные энергии, эмоции сердца, витальные желания, само физическое существование должны быть подчинены правильному отношению, или научены принимать и отвечать на влияние истины.

И только тогда, когда это будет действительно сделано, сдача низшего высшему сможет быть действенной, потому что жертва станет такой, какую можно принять.

1-01-17. Личная воля Садхака должна вначале овладеть эгоистическими энергиями и повернуть их к свету и в правильном направлении.

Личная воля Садхака должна вначале овладеть эгоистическими энергиями и повернуть их к свету и в правильном направлении. Однажды повернув, его воля должна продолжать учить их всегда узнавать это, всегда принимать, всегда следовать этому.

Постепенно развиваясь, он учится, всё ещё пользуясь личной волей, личным усилием, личными энергиями использовать их как представителей более высокой Силы и осознанно подчиняться более высокому Влиянию.

Когда он развивается дальше, его воля, усилие, энергия перестают быть личными и отделёнными, и становятся действиями этой более высокой Силы и Влияния, которые работают в его личности.

Но всё же ещё будет что-то похожее на широкую пропасть между божественным Первоисточником и проявляющимся человеческим потоком, когда неизбежно процесс перехода будет и неясным, и не всегда аккуратным, а подчас даже очень искажённым.

В конце этого развития, с постепенным исчезновением эгоизма, нечистоты и невежества, уходит и это последнее разделение. И всё в этом человеке становится божественным действием.

 

*

*    *

1-01-18. Так же, как высшая Шастра интегральной Йоги это вечная Веда, тайно находящаяся в сердце каждого человека …

Так же, как высшая Шастра интегральной Йоги это вечная Веда, тайно находящаяся в сердце каждого человека, так же её высший Руководитель и Учитель это внутренний Руководитель, Учитель Мира, джагат-гуру, тайно живущий внутри нас. Именно он разрушает нашу темноту сияющим светом своего знания. И этот свет внутри нас становится всевозрастающей славой его самопроявления.

Он последовательно раскрывает в нас свою природу свободы, блаженства, любви, силы, бессмертного существования. Он ставит над нами свой божественный пример в качестве нашего идеала и переделывает низшее существование в отражение того, что он созерцает.

Вливая в нас своё воздействие и присутствие, он наделяет индивидуальное существо способностью отождествления с универсальным и трансцендентным.

1-01-19. Каков же его метод и его система? У него нет метода, но в то же время все методы — его.

Каков же его метод и его система? У него нет метода, но в то же время все методы — его.  Его система — это естественная организация самых высших процессов и движений, на которые способна природа.

Применяя себя к самым мелким деталям и самым незначительным, по своим проявлениям, действиям так же заботливо и тщательно, как и к величайшим, они в конце концов всё поднимают к Свету и всё преобразовывают. Потому что в его Йоге нет ничего слишком малого, чем нельзя было бы воспользоваться и нет ничего слишком большого, чего нельзя было бы достичь.

По той же причине, по какой слуга и ученик Мастера не должен погружаться в гордость или эгоизм, потому что всё уже сделано для него на более высоком уровне, он не имеет права отвергать что-то из-за своих личных недостатков или препятствий своей природы. Потому что сила, которая работает в нём, безлична (или сверхлична) и бесконечна.

1-01-20. На пути интегрального совершенства предельно важно полностью признать этого внутреннего Руководителя, Мастера Йоги, господина …

На пути интегрального совершенства предельно важно полностью признать этого внутреннего Руководителя, Мастера Йоги, господина, этот свет, того, кто наслаждается и принимает все жертвы и усилия.

И не важно, будет ли он увиден сначала как безличная Мудрость, Любовь и Сила, стоящие за всеми вещами, или как Абсолют, проявляющийся в относительном и привлекающий его, как его Высшее "Я" и как Высшее "Я" всего, или как Божественная Личность внутри нас и в мире, в одной из его, или её, бесчисленных форм и имён, или же как идеал, который постигает ум.

В конце концов мы осознаём, что он — это всё и больше чем все вещи, вместе взятые. Врата ума к его пониманию неизбежно отличаются у разных людей в соответствии с их эволюцией в прошлом и природой в настоящем.

1-01-21. Этот внутренний Руководитель часто вначале скрыт самой интенсивностью нашего личного усилия и занятостью эго самим собой и своими целями.

Этот внутренний Руководитель часто вначале скрыт самой интенсивностью нашего личного усилия и занятостью эго самим собой и своими целями. Но по мере появления в нас ясности и по мере того, как беспорядок эгоистического усилия уступает место более спокойному самопознанию, мы обнаруживаем источник растущего света  внутри себя.

Мы узнаём его, рассматривая своё прошлое, мы начинаем осознавать, как все наши неясные и противоречивые движения направлялись к некой цели, которую мы начинаем понимать лишь сейчас. Мы начинаем осознавать, что даже перед нашим вступлением на путь Йоги развитие нашей жизни планомерно вело её к поворотному пункту.

Мы начинаем теперь понимать смысл наших битв и усилий, успехов и поражений. Мы, наконец, можем охватить значение наших испытаний и страданий, можем оценить помощь от всего того, что причиняло боль и сопротивлялось, и пользу наших падений и спотыканий.

Мы начинаем узнавать это божественное руководство и далее, не глядя в прошлое, а сразу, в процессе переплавки наших мыслей трансцендентным Видящим, нашей воли и наших действий всеобнимающей Силой, нашей эмоциональной жизни всепривлекающими и всепоглощающими Блаженством и Любовью.

Мы узнаём это руководство и в более личных отношениях, что вначале лишь слегка касались нас, а под конец овладевают нами. Мы чувствуем вечное присутствие высшего Властелина, Друга, Любимого, Учителя.

Мы узнаём это в самой сути нашего существования, по мере его развития в подобие более великого и широкого бытия, и в единство с ним. И мы понимаем, что это чудесное развитие не результат наших собственных усилий. Это вечное Совершенство лепит из нас свой собственный образ.

Тот, кто Господин или Ишвара философий Йоги, Руководитель сознательного существа (чайтья гуру или антарьямин), Абсолют мыслителя, Непознаваемое Агностика, космическая Сила материалиста, высшая Душа и высшая Шакти, тот Единый, у кого разные имена и образы в разных религиях — он Мастер нашей Йоги.

1-01-22. Видеть Единого, знать Единого, стать Им и реализовать Его в наших внутренних "я" и во всей нашей внешней природе всегда было тайной целью.

Видеть Единого, знать Единого, стать Им и реализовать Его в наших внутренних "я" и во всей нашей внешней природе всегда было тайной целью. А сейчас это становится сознательной задачей нашего воплощённого существования.

Осознавать его во всех частях нашего существа, а также в том, что делящий ум видит как внешнее для нас, это конечная цель нашего индивидуального сознания.

Принадлежать ему и обладать им внутри себя и во всём — условие всей власти и совершенного владения всем.

Наслаждаться им в каждом опыте бездействия и действия, покоя и энергии, единства и различия — это то счастье, которого неосознанно ищет джива, индивидуальная душа, проявленная в мире.

Вот полное определение цели интегральной Йоги: интегральная Йога это воспроизведение в личным опыте той истины, которую вселенская Природа скрыла в себе, и которую она в тяжёлых родовых муках старается открыть. Это преобразование человеческой души в божественную душу, и обычной жизни в божественную жизнь.

 

*

*    *

1-01-23. Самый надёжный путь к этой интегральной реализации — найти Хозяина секрета, живущего внутри нас …

Самый надёжный путь к этой интегральной реализации — найти Хозяина секрета, живущего внутри нас, постоянно открывать себя божественной Силе, которая так же является божественной Мудростью и Любовью, и довериться ей в этом преобразовании.

Но в самом начале эгоистическому сознанию это очень трудно сделать. И, даже если это однажды совершится, всё равно это трудно сделать совершенным образом и в каждом элементе нашей природы.

Сначала это трудно потому, что наши эгоистические привычки в мыслях, в ощущениях, в чувствах перекрывают те широкие пути, по которым мы можем подойти к восприятию того, что нам нужно.

Это трудно и после, потому что вера, самоотдача, мужество, необходимые на этом пути, не легки для души, затемнённой эго.

Божественная работа — это не та работа, которую эгоистичный ум желает или одобряет. Потому что она использует ошибки, чтобы достичь истины, страдание, чтобы достичь блаженства, несовершенство, чтобы достичь совершенства.

Эго не может видеть — куда его ведут. Оно восстает против руководства, теряет уверенность, теряет мужество. Эти потери не имели бы большого значения, потому что божественный Руководитель внутри не оскорбляется нашим восстанием, не теряет мужества из-за недостаточной веры, не отворачивается от нас из-за нашей слабости. Он полон материнской любви и безграничного терпения учителя. Но, лишая это руководство нашего согласия, мы теряем осознанность, и теряем, хотя и не всю, актуальность, но, конечно, ни коим образом мы не теряем возможность его пользы.

Мы не даём своего согласия потому, что нам не удаётся отличить наше высшее "Я" от низшего, через которое он готовит своё самораскрытие. И в мире, и в самих себе мы не можем увидеть Бога из-за его работы, особенно потому, что он работает в нас через нашу природу, а не через последовательность произвольных чудес.

Человек требует чудес, чтобы он мог поверить. Человек хочет быть ослеплённым, чтобы он мог видеть. И это нетерпение, это невежество может обернуться большой опасностью и бедой, если в своем мятеже против божественного руководства мы призываем другую искажающую Силу, более удовлетворяющую наши порывы и желания, и просим её вести нас, и даем ей Божественное Имя.

1-01-24. Пока человеку трудно верить во что-то невидимое внутри себя, ему легко поверить во что-то, что он может представить себе как нечто внешнее.

Пока человеку трудно верить во что-то невидимое внутри себя, ему легко поверить во что-то, что он может представить себе как нечто внешнее. Духовное развитие большинства людей требует некой внешней поддержки, предмета веры вне нас.

Людям нужен внешний образ Бога, или человек-представитель — Инкарнация, Пророк или Гуру. Или же он требует и то, и другое, и получает их.

Потому что соответственно нуждам человеческой души Божественное проявляет себя или божеством, или божественным человеком, или  проявляется через простых людей, используя всё это как толстый грим, успешно скрывающий Бога, и работающий как средство для передачи его руководства.

1-01-25. Индийское учение о духе предлагает для этого концепции Ишта Девата, Аватара и Гуру.

Индийское учение о духе предлагает для этого концепции Ишта Девата, Аватара и Гуру. Под Ишта Девата, выбранным божеством, подразумевается не некая подчинённая Сила, но имя и форма трансцендентного и вселенского Божества. Почти все религии либо берут за основу, либо используют некоторое такое имя и форму Божественного.

Его необходимость для человеческой души очевидна. Бог есть Всё и даже больше, чем Всё. Но как что-то может быть больше чем Всё, как это понять человеку? И даже это Всё поначалу слишком трудно для его понимания. Потому что он сам в своем активном сознании — ограниченная и избирательная формация, и может открыть себя лишь тому, что гармонирует с его ограниченной природой.

В этом Всём есть нечто, что очень трудно понять и что кажется ужасным для чувственных эмоций и сжимающих ощущений. Или же он просто не в состоянии постичь нечто как Божественное, не может приблизиться или не может признать нечто, что слишком выходит за рамки его невежества или частичных понятий.

 Ему необходимо воспринимать Бога в его собственном образе или в некой форме, которая выше его, но созвучна и гармонирует с его высшими стремлениями и досягаема для его чувств или интеллекта.  Иначе ему будет трудно войти в контакт и общение с Божественным.

1-01-26. И даже тогда его природа взывает к человеку-посреднику, чтобы он мог почувствовать Божественное в чём-то внутренне близком к нему …

И даже тогда его природа взывает к человеку-посреднику, чтобы он мог почувствовать Божественное в чём-то внутренне близком к нему, как человеку, и ощутимом в человеческом примере и влиянии. Этот призыв находит ответ в виде Божественного, проявляющего себя в человеческом облике, в Инкарнации, в Аватаре — Кришне, Христе, Будде.

Если же и это слишком трудно для его понимания, Божественное проявляет себя через менее чудесных посредников — через Пророка или Учителя. Потому что многие, кто не может постичь или не желает принять Божественного Человека, готовы открыться высшему человеку, называя его не инкарнацией, а мировым учителем или божественным представителем.

1-01-27. Этого тоже бывает недостаточно. Требуется живое влияние, живой пример, сиюминутные наставления …

Этого тоже бывает недостаточно. Требуется живое влияние, живой пример, сиюминутные наставления, потому что очень немногие могут сделать Учителя прошлого и его учение, прошлую Инкарнацию, её влияние и пример действенной силой в своей жизни.

Это та причина, по которой Индуизм предлагает отношения между Гуру и учеником. Иногда Гуру может быть Инкарнацией или Учителем Мира. Но достаточно, что бы он олицетворял для ученика божественную мудрость, передавал ему что-то от божественного идеала или позволил бы ему ощутить осознанное взаимоотношение человеческой души с Вечным.

1-01-28. Садхака интегральной Йоги извлечёт пользу из всех этих видов помощи в соответствии со своей природой.

Садхака интегральной Йоги извлечёт пользу из всех этих видов помощи в соответствии со своей природой.

Но необходимо избежать их ограничений и отбросить исключительную тенденцию эгоистического ума, который кричит: "Это мой Бог, моя Инкарнация, мой Пророк, мой Гуру", и противопоставляет их всем другим реализациям в духе фанатизма или сектантства.

Всякое сектантство, всякий фанатизм должны быть убраны, они несовместимы с полнотой божественной реализации.

1-01-29. И наоборот, Садхака интегральной Йоги не должен быть удовлетворённым, пока не включит все иные имена и формы Божества …

И наоборот, Садхака интегральной Йоги не должен быть удовлетворённым, пока не включит все иные имена и формы Божества в свою концепцию, пока не увидит своего Ишта Девата во всех других, пока не объединит всех Аватаров в единстве Того, кто нисходит в Аватара, пока не объединит истину во всех учениях, в гармонию Вечной Мудрости.

1-01-30. И он не должен также забывать цель этих внешних помощников, состоящую в пробуждении его души к Божественному внутри него.

И он не должен также забывать цель этих внешних помощников, состоящую в пробуждении его души к Божественному внутри него. Ничто не будет окончательно выполненным, пока не  будет выполнено это.

Недостаточно поклоняться Кришне, Христу или Будде во внешнем, если нет проявления и выстраивания Будды, Христа или Кришны в нас самих.

И у всех других помощников также нет никакой другой цели. Каждый помощник — это мост между непреобразованным состоянием и открытием Божественного внутри.

 

*

*    *

1-01-31. Учитель интегральной Йоги будет следовать, насколько он сможет, методу Учителя внутри нас.

Учитель интегральной Йоги будет следовать, насколько он сможет, методу Учителя внутри нас. Он будет вести ученика через его природу.  Учение, пример, влияние — вот три инструмента Гуру.

Но этот мудрый Учитель не будет стремиться навязать себя или своё мнение пассивному пониманию воспринимающего ума. Он бросит внутрь лишь продуктивное и надёжное, как семя, которое будет расти изнутри под действием божественного ухода.

Он будет стремиться скорее разбудить, нежели дать инструкцию. Он будет нацелен на рост качеств и переживаний через естественный процесс и свободное расширение. Он даст метод в помощники, как полезное приспособление, а не как обязательную формулу или жёсткую рутину.

И он будет начеку против любого превращения средств в ограничения, против механизации процесса. Все его дело состоит в пробуждении божественного света и налаживании работы божественной силы, чьим средством и помощником, телом или каналом он сам является.

1-01-32. Пример гораздо сильнее, чем инструкция. Но не примеры внешних действий, и не примеры личного характера самые важные.

Пример гораздо сильнее, чем инструкция. Но не примеры внешних действий, и не примеры личного характера самые важные. У примера есть своё место и своё предназначение. Но больше всего стимулирует стремление в других центральный факт божественной реализации в нём, управляющей всей его жизнью, внутренним состоянием и всеми его делами.

1-01-33. Ещё более важно, чем пример — влияние.

Ещё более важно, чем пример — влияние. Влияние — это не внешний авторитет Учителя для ученика, а сила его контакта, его присутствия, близости его души к душе другого. Проникновение в неё, даже в молчании, того, чем он является сам и чем он владеет.

Это высший знак Мастера. Потому что величайший Мастер — гораздо менее Учитель, и гораздо более Присутствие, проливающее божественное сознание и составляющие его свет, силу, чистоту и блаженство на всех, кто восприимчив вокруг него.

1-01-34. И также будет знаком учителя интегральной Йоги то, что он не станет причислять себя к Гуру в человеческом тщеславии и духе самоэкзальтации.

И также будет знаком учителя интегральной Йоги то, что он не станет причислять себя к Гуру в человеческом тщеславии и духе самоэкзальтации.

Его работа, если она у него есть, это вера свыше, он сам — канал, сосуд или представитель. Он — человек, помогающий своим братьям, ребёнок, ведущий детей, Свет, зажигающий другие огни, пробудившаяся Душа, пробуждающая души, а в высшей точке — Сила или Присутствие Божественного, зовущее к себе другие силы Божественного.

 

*

*    *

1-01-35. Садхак, у которого есть все эти помощники, уверен в достижении своей цели.

Садхак, у которого есть все эти помощники, уверен в достижении своей цели. Даже падение будет для него лишь способом восхождения, а смерть — переходом, ведущим к реализации.

Потому что когда он встал на свой путь, рождение и смерть становятся лишь процессами в развитии его cущества и этапами путешествия.

1-01-36. Остался ещё один помощник, необходимый для эффективности процесса — Время.

Остался ещё один помощник, необходимый для эффективности процесса — Время. Время предстаёт перед усилием человека то в виде врага или друга, то как сопротивление, то как посредник или инструмент. Но в действительность оно всегда — инструмент души.

1-01-37. Время — это поле обстоятельств и сил, встречающихся и создающих суммарное движение вперёд, чей ход оно и измеряет.

Время — это поле обстоятельств и сил, встречающихся и создающих суммарное движение вперёд, чей ход оно и измеряет. Для эго оно тиран или сопротивление, для Божественного оно инструмент.

Поэтому, пока наше усилие личностно, Время предстаёт как сопротивление, потому что оно предъявляет нам все препятствия сил, конфликтующих с нашими. Когда божественная работа и личная объединяются в нашем сознании, оно предстаёт посредником и условием. Когда они сливаются в одно, оно предстает слугой и инструментом.

1-01-38. Идеальная позиция Садхака по отношению ко Времени — иметь бесконечное терпение …

Идеальная позиция Садхака по отношению ко Времени — иметь бесконечное терпение, как если бы у него была вся вечность для реализации, но при этом развивать энергию, которая реализуется сейчас и со всевозрастающим господством и давлением быстроты, пока она не достигнет чудесной моментальности высшего божественного Преобразования.

 

 

2020 октябрь 06 вт — 2021 апрель 04 вс