-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-03

Самоотдача в Работе — Путь Гиты


перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы
(страницы 89-105)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава III. Самоотдача в Работе — Путь Гиты

1-03-01. Жизнь, а не отдалённое безмолвное или высоко поднявшееся экстатическое Запредельное, только Жизнь — поле нашей Йоги.

1-03-02. Жизнь человеческого создания обычно состоит из полуустойчивой, полуменяющейся массы весьма несовершенно управляемых мыслей, восприятий …

1-03-03. Задача, стоящая перед нашей Йогой, не что иное, как ускорение достижения этой высшей цели нашего существования здесь.

1-03-04. Наша цель в Йоге изгнать ограниченное, поверхностно видящее эго, и поставить вместо него на трон Бога, как Обитателя правящего природой.

1-03-05. При обычном человеческом существовании внешнее действие занимает, очевидно, три четверти нашей жизни или даже более того.

1-03-06. Потому что если должно быть выполнено это тотальное преобразование, должно быть и посвящение Божественному наших дел и внешних движений …

1-03-07. Даже для тех, чьё первое естественное движение — посвящение, сдача и, как результат, полное преобразование мыслящего ума …

1-03-08. И всё же каждый должен следовать своей природе и всегда есть трудности, которые надо некоторое время принимать как есть …

1-03-09. Величайшую доктрину духовной работы, когда-либо данную человечеству, наиболее совершенную систему Карма-Йоги, известную из прошлого, можно найти в Бхагават Гите.

1-03-10. Каковы же установки Карма-Йоги, изложенные в Гите?

1-03-11. Все вещи здесь — это единый и неделимый, вечный, трансцендентный и космический Брахман …

1-03-12. Это также единственная истинная свобода, возможная для человека …

1-03-13. Эта божественная Воля — не какая-то чуждая нам Сила или Присутствие. Она близка нам, и мы сами её часть.

1-03-14. В нашем сознании должно быть твёрдо осознано различие, главное различие между механической Природой и свободным Хозяином Природы …

1-03-15. Природа — не та, какой она является в своей божественной Истине, сознательная Сила Вечного, но та, какой она видится нам в Невежестве — это исполнительная Сила …

1-03-15c. *) Эта Сила — сознательная божественная Шакти Ишвары …

1-03-16. Индивидуальная душа или сознательное существо, воплощённое в форме, может отождествлять себя или с этим наблюдающим Пурушей, или же с этой деятельной Пракрити.

1-03-17. Признак погружения воплощённой души в Пракрити — ограничение сознания в пределах эго.

1-03-17c. *) Для Карма-Йоги нет необходимости принимать безоговорочно всю философию Гиты.

1-03-18. Таковы условия наших усилий, и они указывают нам идеал …

1-03-19. Жить в Боге, а не в эго.

1-03-20. Быть совершенно ровным во всех событиях и по отношению ко всем существам.

1-03-21. Действовать в Боге, а не в эго.

1-03-22. Но если так, то через какие практические шаги самодисциплины …

1-03-23. Исключение всякой эгоистической активности и устранение её основы, эгоистического сознания, несомненно ключ к тому достижению, которое мы ищем.

1-03-24. В области действия желание принимает многообразные формы, но самая сильная из всех — это страстное желание или стремление витального "я" к плодам своих работ.

1-03-25. Это правило на вид простое, и тем не менее, как же трудно его выполнять …

1-03-26. Критерий, который она устанавливает, есть абсолютная ровность ума и сердца по отношению ко всем результатам, всем реакциям и всем событиям.

1-03-27. Существуют некоторые подобия ровности духа, которые не должны быть приняты за глубокую и широкую духовную ровность, которой учит Гита.

1-03-28. Потому что, конечно, такой большой результат не может быть достигнут сразу и без каких-либо предварительных стадий.

1-03-29. Но как мы тогда вообще сможем действовать?

1-03-30. Ровность, отвержение всякого желания плодов работы,  сама работа как жертва высокому Хозяину нашей природы и всей природы …

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава III. Самоотдача в Работе — Путь Гиты

1-03-01. Жизнь, а не отдалённое безмолвное или высоко поднявшееся экстатическое Запредельное, только Жизнь — поле нашей Йоги.

Жизнь, а не отдалённое безмолвное или высоко поднявшееся экстатическое Запредельное, только Жизнь — поле нашей Йоги.

Преобразование нашего поверхностного, узкого и фрагментарного человеческого способа мыслить, видеть, чувствовать и существовать — в глубокое и широкое духовное сознание и в интегральное внутреннее и внешнее существование, преобразование нашего обычного человеческого образа жизни в божественный образ жизни — всё это должно быть центральной целью нашей Йоги.

Средство достижения этой высокой цели — самоотдача всей нашей природы Божественному. Всё должно быть отдано Божественному внутри нас, универсальному Всеобщему и трансцендентному Всевышнему.

Абсолютная концентрация нашей воли, нашего сердца и нашей мысли на едином и многообразном Божественном, безраздельное самопосвящение всего нашего существа на одном Божественном — вот решающее движение, поворот эго к Тому, что бесконечно больше его, его самоотдача и не допускающая исключений сдача.

1-03-02. Жизнь человеческого создания обычно состоит из полуустойчивой, полуменяющейся массы весьма несовершенно управляемых мыслей, восприятий …

Жизнь человеческого создания обычно состоит из полуустойчивой, полуменяющейся массы весьма несовершенно управляемых мыслей, восприятий, ощущений, эмоций, желаний, наслаждений, и она действует большей частью по привычке и самоповторением, и лишь отчасти динамична или саморазвивается, но во всех случаях её центр — поверхностное эго.

В итоге всего этого движения происходит внутренний рост, который отчасти заметен и действует в этой жизни, а отчасти — семена достижений в будущих жизнях. Этот рост сознательного существа, его расширение и возрастающее самовыражение, всё более гармоническое развитие составляющих его элементов представляет собой весь смысл и всю суть человеческого существования.

Именно для этого, полного смысла, развития сознания при помощи мысли, воли, эмоций, желаний, деятельности и опыта, ведущего в конце к высшему божественному самооткрытию, этот Человек, ментальное существо, и вселяется в материальное тело.

Всё остальное либо вспомогательно и второстепенно, либо случайно и бесполезно. Лишь то имеет смысл, что поддерживает и помогает эволюции его природы, его росту или, скорее, постепенному разворачиванию и раскрытию его внутреннего "я" и его духа.

1-03-03. Задача, стоящая перед нашей Йогой, не что иное, как ускорение достижения этой высшей цели нашего существования здесь.

Задача, стоящая перед нашей Йогой, не что иное, как ускорение достижения этой высшей цели нашего существования здесь. Её метод опережает обычный медлительный способ неторопливого и беспорядочного роста в рамках эволюции Природы.

Потому что естественная эволюция это, в лучшем случае, неопределённое, скрытое развитие, отчасти под давлением окружения, отчасти же благодаря идущему на ощупь образованию и плохо освещённым преднамеренным усилиям, и только частично с помощью просвещённого и полуавтоматического использования благоприятных возможностей — с многочисленными ошибками, падениями и их повторениями.

Большая часть этой эволюции составляется из кажущихся случайностей, обстоятельств и превратностей, скрывающих под собою, однако, тайное божественное вмешательство и руководство.

В Йоге мы заменяем это беспорядочное, искривлённое, уклоняющееся от оптимального направления движение быстрой, сознательной и самонаправляемой эволюцией, которой предназначается вести нас, так далеко, насколько это возможно, по прямой линии к поставленной перед нами цели.

В некотором смысле даже было бы ошибкой говорить о находящейся где-то цели развития, которое вполне может оказаться бесконечным. И всё же мы можем представить себе непосредственную задачу, ближайшую цель, находящуюся выше нашего нынешнего уровня, к которой может устремиться человеческая душа.

Перед человеком лежит возможность нового рождения. Возможен подъём на более высокий и широкий план существования, а потом спуск с него, чтобы преобразить все элементы его существа.

Расширенное и просветлённое сознание имеет возможность сделать из человека освобождённый дух и совершенную силу. И если оно будет расширено за пределы отдельного человека, то сможет даже создать божественное человечество, либо даже новую, сверхразумную и потому сверхчеловеческую расу.

Мы делаем своей целью именно это новое рождение. Весь смысл нашей Йоги составляет рост, направленный к достижению божественного сознания, интегральное изменение к божественности не только нашей души, но и всех частей нашей природы.

 

*

*    *

1-03-04. Наша цель в Йоге изгнать ограниченное, поверхностно видящее эго, и поставить вместо него на трон Бога, как Обитателя правящего природой.

Наша цель в Йоге изгнать ограниченное, поверхностно видящее эго, и поставить вместо него на трон Бога, как Обитателя правящего природой.

А это значит, во-первых, что мы лишаем желание придававшегося ему ранее значения и больше не признаём удовлетворение желания руководящим побуждением человека.

Духовная жизнь будет получать поддержку не от желания, а от чистого и неэгоистичного духовного восторга, свойственного самой сути существования. И не только наша витальная природа, чьё характерное отличие есть желание, но также и наше ментальное существо должно пройти через новое рождение и подвергнуться преображающему изменению.

Наше раздробленное, эгоистическое, ограниченное и невежественное мышление и наш интеллект должны исчезнуть. На их место должна устремиться всеобъемлющая и безупречная игра лишенного теней божественного озарения, высшей точкой которого в конечном счете будет естественное, самосуществующее Сознание-Истина, свободное от идущей наощупь полуправды и спотыкающегося заблуждения.

Наши приведённые в беспорядок и замешательство эгоцентрические и руководствующиеся ничтожными побуждениями воля и деятельность должны прекратить свое существование и уступить место тотальной работе молниеносно могущественной, просветлённо автоматической, божественно движимой и руководимой Силе.

Во все наши дела должна быть внедрена и активизирована в них высшая, безличная, решительная и не испытывающая преткновений воля, находящаяся в спонтанном и нерушимом согласии с Волей Божественного.

Неудовлетворительная поверхностная игра наших ничтожных эгоистических эмоций должна быть вытеснена, и вместо неё внутри нас должно обнаружиться скрытое глубокое и обширное психическое сердце, которое ожидает позади них своего часа. Все наши чувства, приводившиеся в действие этим внутренним сердцем, в котором пребывает Божественное, будут преображены в спокойные и интенсивные движения двойной страсти божественной Любви и разнообразной Ананды.

Вот определение божественного человечества или сверхразумной расы. Именно это, а не увеличенная или утонченная сила человеческого интеллекта и деятельности, есть тип сверхчеловека, развитием которого мы призваны заняться в нашей Йоге.

1-03-05. При обычном человеческом существовании внешнее действие занимает, очевидно, три четверти нашей жизни или даже более того.

При обычном человеческом существовании внешнее действие занимает, очевидно, три четверти нашей жизни или даже более того. Лишь исключения: святой или пророк, выдающийся мыслитель, поэт или художник могут большей частью жить внутри себя. Они, поистине, по крайней мере, в наиболее интимных частях своей природы, формируют себя больше внутренним мышлением и чувством, нежели внешним действием.

Однако форму совершенной жизни составит не какая-либо одна из этих сторон, отделённая от другой, но, скорее, гармония внутренней и внешней жизни, сделавшейся единой во всей своей полноте и преображённой в игру чего-то высшего, находящегося вне той или другой стороны жизни.

В этом случае, Йога работы, единение с Божественным  в нашей воле и наших действиях, а не только в знаниях и чувствах — это необходимый, невыразимо важный элемент интегральной Йоги. Преобразование наших мыслей и чувств без соответствующего преобразования духа и основы наших дел было бы уродливым достижением.

1-03-06. Потому что если должно быть выполнено это тотальное преобразование, должно быть и посвящение Божественному наших дел и внешних движений …

Потому что если должно быть выполнено это тотальное преобразование, должно быть и посвящение Божественному наших дел и внешних движений в такой же мере, как и посвящение ему нашего ума и сердца.

Нужно принять для себя и постепенно закончить вручение наших способностей к работе в руки стоящей за нами более великой Силы, а наше ощущение себя деятелем и работником должно исчезнуть.

Всё должно быть отдано для более непосредственного использования в руки божественной Воли, которая скрыта за этими внешними обличиями. Потому что лишь с разрешения этой Воли становятся возможны наши действия.

Скрытая Сила это истинный Хозяин и главный Наблюдатель наших действий, и только он один понимает сквозь всё невежество, извращённость и искажение, вносимые нашим эго, их внутренний смысл и конечную цель.

Нужно полное преобразование нашей ограниченной и искажённой эгоистической жизни и работ в широкий и прямой поток более великой божественной Жизни, Воли и Энергии, которая тайно поддерживает нас сейчас.

Эта более великая Воля и Энергия должна стать сознательной в нас и стать нашим хозяином. Она не должна более оставаться, как сейчас, лишь сверхсознательной, поддерживающей и разрешающей Силой.

Нужно добиться неискажённой передачи через нас мудрого намерения и действия ныне скрытой всезнающей Силы и всемогущего Знания, которые превратят всю нашу преобразованную природу в свой чистый, беспрепятственный, находящийся с ним в счастливом согласии и сотрудничестве канал.

Это тотальное посвящение вместе со сдачей, и как результат, полное преобразование и свободное прохождение высшей Силы — фундаментальные средства и высшая цель интегральной Карма-Йоги.

1-03-07. Даже для тех, чьё первое естественное движение — посвящение, сдача и, как результат, полное преобразование мыслящего ума …

Даже для тех, чьё первое естественное движение — посвящение, сдача и, как результат, полное преобразование мыслящего ума и его знания, или тотальное посвящение, подчинение и преобразование сердца и его эмоций — даже тогда посвящение работ — необходимый элемент этой перемены.

В противном случае, хотя они и могут найти Бога в иной жизни, но они не будут способны осуществить Божественное в этой жизни. Жизнь для них будет бессмысленным, небожественным беспорядком. Не для них будет настоящая победа, которая — ключ к загадке нашего земного существования. Их любовь не будет абсолютной любовью, одерживающей верх над "я", их знание не будет тотальным сознанием и всеобъемлющим знанием.

Можно, правда, начать лишь с одного знания или с одних направленных к Богу эмоций, или того и другого вместе, и оставить работу для завершающего движения Йоги.

Но тогда появится недостаток, состоящий в том, что мы, возможно, обретём тенденцию жить исключительно внутри себя, добьёмся утонченности в субъективном опыте, будучи запертыми в изолированных внутренних элементах нашего существа. Там, в своём духовном уединении, мы можем обрести покой, но впоследствии обнаружить, что нам трудно победоносно изливать себя вовне и применять к жизни свои достижения в области высшей Природы.

Когда мы попытаемся к завоёванным нами внутренним территориям добавить также и внешнее царство, то может оказаться, что мы слишком привыкли к чисто субъективной активности, неэффективной на материальном плане.

Кроме того, будет огромная трудность в преобразовании внешней жизни и тела. Либо мы обнаружим, что наши дела не соответствуют внутреннему свету: они всё ещё идут по старому, привычному, ошибочному пути, всё ещё подчиняются прежним, обычным несовершенным влияниям. Истина внутри нас продолжает оставаться отделённой мучительной пропастью от невежественного механизма нашей внешней природы.

Это частый случай, потому что при таком положении дел Свет и Сила становятся замкнутыми на себя и не желают ни выражать себя в жизни, ни использовать материальные средства, предназначенные для Земли и земных процессов.

Это похоже на то, как если бы мы жили в ином, более широком и тонком мире, и не имели бы божественного влияния или, может быть, вообще мало какого-либо влияния, на материальное и земное существование.

1-03-08. И всё же каждый должен следовать своей природе и всегда есть трудности, которые надо некоторое время принимать как есть …

И всё же каждый должен следовать своей природе и всегда есть трудности, которые надо некоторое время принимать как есть, если мы следуем своим естественным путём Йоги.

Йога есть, в конце концов и прежде всего, изменение внутреннего сознания и внутренней природы, и если баланс элементов нашего существа таков, что нечто нужно обязательно делать в первую очередь, а остальное оставить для следующего этапа работы, то нам надо принять видимое несовершенство этого процесса.

Тем не менее, идеальным действием интегральной Йоги было бы с самого начала в своём развитии двигаться интегрально, полно и разносторонне.

В любом случае, наша забота сейчас касается Йоги, интегральной по своей цели и полноте действия, но начинающейся с работы и продвигающейся вперёд работой, хотя с каждым шагом всё более и более движимой оживляющей божественной любовью и всё более и более озаряемой помогающим божественным знанием.

 

*

*    *

1-03-09. Величайшую доктрину духовной работы, когда-либо данную человечеству, наиболее совершенную систему Карма-Йоги, известную из прошлого, можно найти в Бхагават Гите.

Величайшую доктрину духовной работы, когда-либо данную человечеству, наиболее совершенную систему Карма-Йоги, известную из прошлого, можно найти в Бхагават Гите. В этом знаменитом эпизоде Махабхараты великие базовые черты Карма-Йоги изложены на все времена, с несравненным мастерством и безошибочным видением подтверждённого опыта.

Конечно, здесь полностью разработан лишь путь, каким его видели древние. Совершенная же реализация, высший секрет, не раскрыты, скорее на них лишь намекают. Их скрывают, как непередаваемую словами часть высшей мистерии.

Есть очевидные причины для такой скрытности. Потому что в любом случае реализация — это дело духовного опыта, и никакое учение не может выразить её. Её невозможно описать так, чтобы она могла быть действительно понята умом, не имевшего озарённого, преобразующего опыта. А для души, которая уже прошла через сияющие врата и пребывает в великолепии внутреннего света, всякие ментальные и словесные описания так же бедны, как и излишни, неадекватны и неуместны.

Все божественные совершенства мы вынуждены изображать, пользуясь неподходящими и вводящими в заблуждение терминами языка, который был выработан для описания обычного опыта ментального человека. Божественные совершенства, описанные этими терминами, могут быть верно понятыми лишь теми, кто их уже знает, и зная, могут наделить эти бедные внешние слова изменённым, внутренним и преображённым смыслом.

Как с самого начала настаивают Риши Вед, слова высшей мудрости что-то выражают лишь для тех, кто уже мудр. Может показаться, что Гита, которая хранит молчание в своем таинственном окончании, остановилась недалеко от того решения, которого мы ищем. Она медлит у границ высшего духовного ума и не пересекает их, не входит в область великолепия сверхразумного Света.

И все же её секрет динамичного, а не только статического, отождествления с внутренним Присутствием — это её высшая мистерия абсолютной сдачи Божественному Руководителю, Хозяину и Обитателю нашей природы, это её главный секрет.

Эта сдача и есть необходимое средство сверхразумной перемены и только через сверхразумное изменение становится возможным это динамическое отождествление.

1-03-10. Каковы же установки Карма-Йоги, изложенные в Гите?

Каковы же установки Карма-Йоги, изложенные в Гите?

Её ключевой принцип, её духовный метод может быть подытожен, как союз двух наибольших и высочайших состояний, или сил сознания — ровности и единства.

Ядро её метода — неограниченное принятие Божественного в нашу жизнь, как в наше внутреннее "я", так и в наш дух.

Внутренний отказ от личного желания ведёт к ровности, завершает наше тотальное подчинение Божественному, поддерживает освобождение от разъединяющего эго, освобождение, приносящее нам единство. Но это должно быть единство в динамичной силе, а не только в статичном покое или в бездеятельном блаженстве.

Гита обещает нам свободу духа даже среди работы, и обладание всеми энергиями Природы, если мы принимаем подчинение всего нашего существа тому, что выше разделяющего и ограничивающего эго.

Она предлагает нам интегральную динамичную активность, основанную на неподвижной пассивности. Её секрет — самое широкое действие, какое только возможно, непреложно основанное на недвижимом покое, свободное самовыражение, исходящее из верховного внутреннего молчания.

1-03-11. Все вещи здесь — это единый и неделимый, вечный, трансцендентный и космический Брахман …

Все вещи здесь — это единый и неделимый, вечный, трансцендентный и космический Брахман, который кажется разделённым в вещах и существах. Но это только кажется, потому что в действительности Он всегда един и ровен во всех вещах и созданиях, а разделение — лишь поверхностный феномен.

Пока мы живём в этой невежественной видимости, мы — это эго и подчинены образу действий Природы. Порабощённые видимостями, привязанные к двойственностям, вынужденные метаться между добром и злом, грехом и добродетелью, горем и радостью, болью и удовольствием, счастливой и злой судьбой, успехом и неудачей, мы беспомощно следуем железному или позолочённому железному ободу колеса Майи.

В лучшем случае мы располагаем лишь убогой относительной свободой, которую невежественно зовём свободой воли. Но по своей сути она иллюзорна, поскольку она не что иное, как действие Природы, выражающее себя через нашу личную волю. Это сила Природы, овладевающая нами и неосознаваемая нами, определяющая, какова будет наша воля и как она будет проявляться.

Природа, а не независимое эго, в каждое мгновение нашего существования выбирает, к какой цели мы будем стремиться — либо с помощью разумной воли, либо при помощи нерассуждающего импульса.

Если же, напротив, мы живём в объединяющей реальности Брахмана, мы выходим за пределы эго и переступаем границы Природы. И тогда мы возвращаемся к нашему истинному "я" и становимся духом. Находясь в духе, мы выше импульсов Природы, выше её действия и её сил.

Достигая совершенной ровности в душе, уме и сердце, мы реализуем наше истинное "я" единства, принадлежащее единству — единое "я" со всеми существами, единое с тем, что выражает себя в них и во всём, что мы видим и испытываем.

Эта ровность и это единство и есть тот необходимый двойной фундамент, который мы должны заложить для божественного существа, божественного сознания и божественного действия.

Не будучи едины со всем, мы в духовном отношении не божественны.

Не будучи ровными душой ко всем вещам, событиям и созданиям, мы не можем духовно видеть, не можем божественно знать, не можем испытывать божественные чувства по отношению к другим.

Высшая Сила, единый Вечный и Бесконечный, ровен ко всем вещам и всем существам, и поскольку он ровен к ним, он может действовать с абсолютной мудростью в согласии с истиной своих работ и силы, и в соответствии с истиной каждой вещи и каждого создания.

1-03-12. Это также единственная истинная свобода, возможная для человека …

Это также единственная истинная свобода, возможная для человека — свобода, которой он не может обладать, пока не перерастёт свою ментальную отделённость и не станет сознательной душой в Природе.

Единственная свободная воля во Вселенной это единая божественная Воля, а Природа — её исполнитель. И эта Воля — хозяин и создатель всех остальных воль.

Свободная воля человека может быть в некотором смысле реальностью, но подобно всем вещам, относящимся к формам Природы, она лишь относительно реальна.

Ум несётся в водовороте сил природы, балансирует, стараясь удержать равновесие, между несколькими возможностями, склоняется к той или другой стороне, принимает решение и имеет ощущение выбора. Но он не видит, он даже смутно не осознаёт кроющуюся за этим Силу, которая и определяет его выбор. Он не может увидеть её, потому что эта Сила — нечто тотальное, и для наших глаз неразличимое.

В лучшем случае ум может лишь различить, с некоторым приближением к ясности и точности, некоторые из сложного многообразия частных решений, при помощи которых эта Сила достигает своих неисчислимых целей.

Частичный сам по себе, ум едет лишь на части машины, оставаясь неосведомлённым о девяти десятых её движущих сил, содержащихся во Времени и окружении, неосведомлённым о её подготовке в прошлом и о направлении в будущем.

Но так как он едет на машине, то думает, что управляет ею.

В некотором смысле, ум здесь играет определённую роль: потому что та отчетливая склонность ума, которую мы называем нашей волей, то жёсткое закрепление этой склонности, которое представляется нам свободным выбором, это один из самых могущественных определяющих факторов Природы. Но он ни в коем случае не независимый и не единственный.

За этим незначительным и вспомогательным действием человеческой воли стоит нечто обширное, могучее и вечное, которое следит за направлением склонности и навязывает изменение воли.

Есть совокупная Истина в Природе, более великая, чем наш личный выбор. И в этой совокупной Истине, или даже вне её и за ней, есть нечто, определяющее все результаты. Его присутствие и скрытое знание постоянно поддерживает движение Природы, динамическое, почти автоматическое восприятие правильных отношений, меняющихся или устойчивых необходимостей, неизбежных шагов развития.

Есть тайная божественная Воля, вечная и бесконечная, всеведущая и всемогущая, которая выражает себя как во всеобщности, так и в каждом отдельном случае из всех этих, по видимости, временных и конечных, бессознательных или полусознательных вещей.

Это — Сила или Присутствие, подразумеваемое Гитой, когда она говорит о Хозяине в сердце каждого существа, который при помощи иллюзии Природы понуждает создания как бы оседлать некую машину.

1-03-13. Эта божественная Воля — не какая-то чуждая нам Сила или Присутствие. Она близка нам, и мы сами её часть.

Эта божественная Воля — не какая-то чуждая нам Сила или Присутствие. Она близка нам, и мы сами её часть. Потому что ничто иное, как наше собственное Высшее "Я" обладает ею и поддерживает её.

Но только это не наша сознательная ментальная воля. Божественная Воля довольно часто отвергает то, что принимает наша сознательная воля, и принимает то, что наша сознательная воля отвергает.

Потому что в то время, как этот тайный Единый знает всё и о каждом в целом, и любую подробность, наш поверхностный ум знает лишь малую часть от этого.

Наша воля сознательна в уме, и то, что она знает, она знает лишь благодаря мысли. Божественная Воля по отношению к нам сверхсознательна, поскольку она по своей сути сверхразумна, и она знает всё, потому что она есть всё.

Наше высочайшее "Я", которое обладает этой универсальной Силой и поддерживает её, не является ни нашим эго, ни нашей личной Природой. Это нечто трансцендентное и универсальное, по отношению к которому эти более мелкие вещи лишь пена и поверхностные течения.

Если мы откажемся от своей сознательной воли и позволим ей стать единой с волей Вечного, то тогда и только тогда мы достигнем настоящей свободы.

Живя в божественной свободе, мы не будем больше цепляться за эту закованную в кандалы так называемую "свободную волю", за эту свободу марионетки — невежественную, иллюзорную, относительную, привязанную к заблуждениям собственных несовершенных жизненных побуждений и ментальных представлений.

 

*

*    *

1-03-14. В нашем сознании должно быть твёрдо осознано различие, главное различие между механической Природой и свободным Хозяином Природы …

В нашем сознании должно быть твёрдо осознано различие, главное различие между механической Природой и свободным Хозяином Природы, между Ишварой, или единой озарённой божественной Волей, и многочисленными исполнительными формами и силами вселенной.

1-03-15. Природа — не та, какой она является в своей божественной Истине, сознательная Сила Вечного, но та, какой она видится нам в Невежестве — это исполнительная Сила …

Природа — не та, какой она является в своей божественной Истине, сознательная Сила Вечного, но та, какой она видится нам в Невежестве — это исполнительная Сила, механическая в своих действиях, у которой, в соответствии с нашим опытом относительно неё, отсутствует сознательный интеллект, хотя все её действия исполнены абсолютного интеллекта.

Не будучи властвующей сама по себе, она наполнена самосознающей Силой*), которая обладает бесконечной властью и, благодаря этой Силе, приводящей её в движение, она управляет всем и точно выполняет работу, назначенную ей Ишварой. Не наслаждающаяся, но служащая предметом наслаждения, она несёт в себе груз всех наслаждений.

Природа, как Пракрити, это инертно деятельная Сила — она вырабатывает действие, навязанное ей. Однако внутри неё обитает Единый, который знает — там пребывает некая Сущность, которая осведомлена о каждом её движении и процессе.

Пракрити действует, заключая в себе знание, власть, и восторг Пуруши — Существа, соединённого с нею или находящегося в ней. Но она может разделять эти качества только через подчинение Ему и через отражение того, что её наполняет.

Пуруша знает, он неподвижен и неактивен. Он держит деятельность Пракрити в своём сознании и в своём знании, наслаждаясь ею. Он даёт санкцию на работу Пракрити, и она делает то, что санкционировано им для его наслаждения.

Сам Пуруша не занимается работой. Он поддерживает Пракрити в её действии и позволяет ей выражаться через энергию, развитие и формируемый ею результат того, что он видит в своем знании.

Это — различие, проводимое Санкхъей. И хотя оно не вся подлинная истина, и ни в коем случае не является высшей истиной Пуруши или Пракрити, но всё же это обоснованное и не допускающее исключений практическое знание, которое можно применять для низшей полусферы существования.

1-03-15c. *) Эта Сила — сознательная божественная Шакти Ишвары …

*) Эта Сила — сознательная божественная Шакти Ишвары, трансцендентная и вселенская Мать. (Прим. Шри Ауробиндо)

1-03-16. Индивидуальная душа или сознательное существо, воплощённое в форме, может отождествлять себя или с этим наблюдающим Пурушей, или же с этой деятельной Пракрити.

Индивидуальная душа или сознательное существо, воплощённое в форме, может отождествлять себя или с этим наблюдающим Пурушей, или же с этой деятельной Пракрити.

Если душа отождествляет себя с Пракрити, то она не наслаждающийся и знающий хозяин, а лишь отражает силы и действия Пракрити. Благодаря этому отождествлению она входит в то состояние подчинения и механического действия, которое характерно для Пракрити.

Более того, из-за полного погружения в Пракрити, душа становится бессознательной или обладает лишь подсознанием, она спит в своих воплощающих формах, как в земле или металле, или почти спит, как в растительной жизни.

В таком бессознательном состоянии она подчинена власти Тамаса — принципа, силы, образа действий, характеризующегося качеством неясности и инертности. Саттва и Раджас тоже присутствуют, но они скрываются за плотным слоем Тамаса.

Проникая в сферу своей, присущей ему природы сознания, но не став ещё истинно сознательным, потому что Тамас ещё слишком преобладает в его природе, воплощённое существо всё больше и больше подчиняется Раджасу — принципу, силе, образу действий, характеризующемуся качествами активности и страсти, приводимыми в действие желанием и инстинктом.

Затем начинает формироваться и развиваться животная природа, ограниченная в отношении сознания, рудиментарная в отношении интеллекта, раджасо-тамасическая в отношении витальных привычек и импульсов.

Уходя ещё дальше от великой Бессознательности к духовному состоянию, воплощённое существо высвобождает Саттву, образ действия света, и обретает относительную свободу, власть, знание и вместе с тем ограниченное и обусловленное чувство внутреннего удовлетворения и счастья.

Человек, ментальное существо в физическом теле, должен обладать этой природой, но не обладает, за исключением немногих среди множества тел, содержащих в себе души.  Обычно он имеет в себе слишком много тёмной земной инертности и беспокойной невежественной животной жизненной силы, чтобы стать душой, принадлежащей свету и блаженству, или даже умом, обладающим гармоничной волей и знанием.

В человеке есть неполное и пока ещё затруднённое и встречающее препятствие устремление к истинному образу Пуруши, свободного, господствующего, знающего и блаженного.

Потому что всё это — относительные формы в человеческой и земной практике, и ни одна из них не даёт своего единственного и абсолютного результата. Все они перемешаны друг с другом, и нигде нет чистого действия какой-либо из них.

Именно их запутанное и непостоянное взаимодействие определяет переживания эгоистического человеческого сознания, колеблющегося на изменчивых весах Природы.

1-03-17. Признак погружения воплощённой души в Пракрити — ограничение сознания в пределах эго.

Признак погружения воплощённой души в Пракрити — ограничение сознания в пределах эго.

Явный знак этого ограниченного сознания можно увидеть в постоянной неровности ума и сердца, и в запутанном конфликте и дисгармонии, свойственным их различным реакциям на соприкосновение с жизненным опытом.

Человеческие реакции постоянно колеблются между двойственностями, создаваемые подчинением души Природе и её часто интенсивной, но узкой борьбой за власть и наслаждение — борьбой по большей части неэффективной.

Душа вертится по бесконечному кругу соблазнительных и причиняющих страдание противоположностей Природы — успеха и неудачи, счастливой и несчастливой судьбы, добра и зла, греха и добродетели, радости и горя, боли и наслаждения.

И только если она просыпается от своего погружения в Пракрити и осознаёт свою общность с Единым и своё единство со всеми существованиями, душа может стать свободной от этого и выработать правильное отношение к обладающей исполнительной функцией мировой Природе.

Тогда она становится безразличной к низшим силам Природы, ровной к её двойственностям, подготовленной к власти и свободе. Душа поднимается над ней, как возведённый на трон, знающий и свидетель, полная мирного, интенсивного и неомрачённого наслаждения своим вечным существованием.

Воплощённый дух продолжает проявлять свои силы в деятельности, но он более не вовлечён в невежество, не привязан к своей работе. Его действия больше не имеют следствий внутри него, но лишь следствия вовне, в Пракрити.

Всё движение Природы становится для его опыта колебанием волн на поверхности, которые не вносят изменений в его собственный неизмеримый покой, в его широкий восторг, в его необъятную всеобщую ровность или в его беспредельное Богосуществование*).

1-03-17c. *) Для Карма-Йоги нет необходимости принимать безоговорочно всю философию Гиты.

*) Для Карма-Йоги нет необходимости принимать безоговорочно всю философию Гиты. Мы можем, если хотим, рассматривать её как изложение психологического опыта, полезного в качестве практической основы для Йоги. В этом качестве она вполне действенна и находится в полном согласии с высоким и широким опытом.

   По этой причине я решил изложить её здесь, насколько это возможно, на языке современной мысли, опуская всё, что принадлежит скорее метафизике, чем психологии. (Прим. Шри Ауробиндо)

 

 

*

*    *

1-03-18. Таковы условия наших усилий, и они указывают нам идеал …

Таковы условия наших усилий, и они указывают нам идеал, который может быть выражен в нижеследующих или в эквивалентных им формулах.

1-03-19. Жить в Боге, а не в эго.

Жить в Боге, а не в эго.

Двигаться, имея широкую основу, не в пределах малого эгоистического сознания, но в сознании Всеобщей Души и Трансцендентного.

1-03-20. Быть совершенно ровным во всех событиях и по отношению ко всем существам.

Быть совершенно ровным во всех событиях и по отношению ко всем существам.

Видеть и ощущать их, как единое с собою и единое с Божественным.

Ощущать всё в себе и всё в Боге. Ощущать Бога во всём, и себя во всём.

1-03-21. Действовать в Боге, а не в эго.

Действовать в Боге, а не в эго. И при этом, во-первых, не выбирать действие, исходя из собственных нужд и норм, но повинуясь велению живой наивысшей Истины, которая выше нас.

Затем, как только мы в достаточной степени утвердимся в духовном сознании, не действовать более в соответствии с нашей отдельной волей или отдельного своего движения, но всё больше и больше позволять действию происходить и развиваться под воздействием побуждения и руководства божественной Воли, которая превосходит нас.

И наконец, как высший результат, подняться в состояние тождественности в знании, силе, сознании, действии и радости существования с Божественной Шакти. Чувствовать динамичное движение, не подчиняющееся власти смертного желания, витального инстинкта, побуждения или иллюзорной ментальной свободы воли, но просветлённо понимаемое и проявляемое в бессмертном самовосторге и бесконечном самопознании.

Потому что это — действие, что приходит благодаря сознательному подчинению и слиянию естественного человека с божественным "Я" и с вечным Духом. Именно Дух вечно превосходит эту мировую Природу и руководит ею.

 

*

*    *

1-03-22. Но если так, то через какие практические шаги самодисциплины …

Но если так, то через какие практические шаги самодисциплины мы можем придти к этому достижению?

1-03-23. Исключение всякой эгоистической активности и устранение её основы, эгоистического сознания, несомненно ключ к тому достижению, которое мы ищем.

Исключение всякой эгоистической активности и устранение её основы, эгоистического сознания, несомненно ключ к тому достижению, которое мы ищем. И поскольку на пути работ именно действие — тот узел, который нам прежде всего следует развязать, то мы должны постараться развязать его там, где он крепче всего завязан — в желании и в эго. В противном случае мы рассечём лишь отдельные нити, а не саму сердцевину нашего рабства.

Два узла нашего подчинения невежественной и раздробленной Природе — это желание и чувство эго. Из этих двоих желание изначально пребывает в области эмоций, ощущений и инстинктов, и оттуда действует на мысли и на волю. Чувство эго, тоже живёт в этих движениях, но оно пускает свои глубокие корни также и в мыслящий ум, и в его волю, именно там становясь полностью самосознающим.

Эти две тёмные силы преследующего нас мирового Невежества мы должны осветить и устранить.

1-03-24. В области действия желание принимает многообразные формы, но самая сильная из всех — это страстное желание или стремление витального "я" к плодам своих работ.

В области действия желание принимает многообразные формы, но самая сильная из всех — это страстное желание или стремление витального "я" к плодам своих работ.

Плод, которого мы жаждем, может быть вознаграждением в виде внутреннего наслаждения. Это может быть осуществление некой излюбленной идеи или какого-либо взлелеянного желания, или удовлетворение эгоистических эмоций, либо гордость осуществления наших самых высоких надежд и амбиций.

Либо это может быть внешняя награда, вознаграждение чисто материального свойства — богатство, положение, слава, победа, благоприятная судьба или любое другое исполнение витального или физического желания.

Но все эти награды равным образом суть приманки, при помощи которых эгоизм завладевает нами. Все эти виды удовлетворения постоянно вводят нас в заблуждение благодаря ощущению власти и идее свободы, в то время как в действительности нас запрягла и управляет нами или, оседлав, плетью погоняет нас некая грубая или утонченная, благородная или низкая форма слепого Желания, которое движет миром.

Поэтому первое правило действия, сформулированное Гитой, это делать работу, которая должна быть сделана, без какого либо желания получить плоды от этой работы, нискама карма.

1-03-25. Это правило на вид простое, и тем не менее, как же трудно его выполнять …

Это правило на вид простое, и тем не менее, как же трудно его выполнять, соблюдая при этом нечто похожее на абсолютную искренность и дающую освобождение полноту!

Чаще всего мы очень мало придерживаемся этого принципа  в наших делах, если вообще придерживаемся, а если и используем его, то как своего рода противовес обычному принципу желания и для того, чтобы умерить чрезмерное воздействие этого тиранического импульса.

В лучшем случае, мы бываем довольны, если удается достичь некоего смягченного и дисциплинированного эгоизма, не слишком шокирующего наше моральное чувство, не слишком грубо ущемляющего других.

И этой нашей частичной самодисциплине мы придаем разные названия и формы. Практикой мы приучаем себя к чувству долга, к непоколебимой верности принципам, к стоической силе духа или религиозному смирению, к спокойному или экстатическому повиновению воле Бога.

Но всё это не то, что имеет в виду Гита, хотя эти вещи и полезны на своем месте. Она нацеливает на нечто чистое, абсолютное, бескомпромиссное, на поворот, позицию, которая целиком изменяет положение души. Её правило не сводится к контролю умом витальных побуждений, оно состоит в неодолимой неподвижности бессмертного духа.

1-03-26. Критерий, который она устанавливает, есть абсолютная ровность ума и сердца по отношению ко всем результатам, всем реакциям и всем событиям.

Критерий, который она устанавливает, есть абсолютная ровность ума и сердца по отношению ко всем результатам, всем реакциям и всем событиям.

Если счастливая и несчастливая судьба, уважение и оскорбление, слава и позор, победа и поражение, приятное и печальное событие оставляют нас не только непоколебимыми, но и не затронутыми, свободными в своих эмоциях, в нервных реакциях, во взглядах ума, если мы не отзываемся на какую бы то ни было ситуацию ни малейшим беспокойством и ни малейшей вибрацией в какой бы то ни было точке нашей природы, это значит, что мы достигли абсолютного освобождения, о котором говорит Гита, но только в этом случае.

Самая крошечная реакция служит доказательством того, что эта дисциплина несовершенна, и что некоторая часть нашего существа принимает неведение и привязанность в качестве своего закона и всё ещё цепляется за свою старую природу.

В этом случае наше самозавоевание лишь частично завершено. Оно всё ещё несовершенное или нереальное на некотором пространстве, в некоторой части или на мельчайшем участке территории нашей природы. И этот малейший камешек несовершенства может разрушить всё здание достижения Йоги!

1-03-27. Существуют некоторые подобия ровности духа, которые не должны быть приняты за глубокую и широкую духовную ровность, которой учит Гита.

Существуют некоторые подобия ровности духа, которые не должны быть приняты за глубокую и широкую духовную ровность, которой учит Гита. Бывает ровность разочарованного смирения, ровность гордости, ровность жёсткости и безразличия: все эти виды ровности эгоистичны по своей природе. Они неизбежно приходят на протяжении садханы, но должны быть отвергнуты или преображены в подлинный покой.

Существует также, на некотором более высоком уровне, ровность стоика, ровность благочестивого смирения или отрешённости святого, ровность состояния души, отстранившейся от мира и равнодушной к тому что в нём происходит.

Эти виды ровности также недостаточны. Они могут быть первыми приближениями, но самое большее, это лишь ранние фазы развития души, или несовершенная ментальная подготовка к тому, чтобы войти в подлинное и абсолютное, самосуществующее широкое ровное единство духа.

1-03-28. Потому что, конечно, такой большой результат не может быть достигнут сразу и без каких-либо предварительных стадий.

Потому что, конечно, такой большой результат не может быть достигнут сразу и без каких-либо предварительных стадий.

Сначала мы должны научиться сносить удары, которые наносит нам мир, так, чтобы центральная часть нашего существа оставалась незатронутой и безмолвной, даже когда поверхностный ум, сердце или жизнь переживают сильнейшее потрясение.

Неподвижные там, на скале, лежащей в основании нашей жизни, мы должны отделить душу, которая наблюдает позади или остающуюся неприкосновенной глубоко внутри нашего существа, от этих внешних действий нашей природы.

Далее, по мере того, как мы будем распространять это спокойствие и непоколебимость обособленной души на все её инструменты, мы сможем постепенно излучать покой из сияющего центра, освещая более тёмные области вдали от центра.

Во время этого процесса мы можем пользоваться временной помощью, которую нам дают многочисленные второстепенные промежуточные фазы. Определённый стоицизм, философия спокойствия, религиозная экзальтация могут помочь нам приблизиться к цели. Либо мы можем воспользоваться менее сильными и высокими, но всё же полезными энергиями нашей ментальной природы.

Потом, в конце, мы либо должны отказаться от них, либо преобразовать их, и вместо всего этого достичь полной ровности, совершенного самосуществующего покоя внутри и даже, если мы на это способны, полного, неприступного, самоуравновешенного и спонтанного восторга во всех элементах нашего существа.

1-03-29. Но как мы тогда вообще сможем действовать?

Но как мы тогда вообще сможем действовать?

Ведь обычно человек действует потому, что у него есть желание или он чувствует ментальное, витальное или физическое стремление или необходимость. Им движут или потребности тела, или страстное желание богатства, почестей или славы, или стремление к личному удовлетворению ума или сердца, или это стремление к силе, или стремление наслаждению.

Или же им завладевает и толкает его к действию нравственная потребность или, по крайней мере, потребность или желание добиться, чтобы его идеи, или его идеалы, или его воля, или его партия, или его страна, или его боги господствовали в мире.

Если ни одно из этих желаний, или какое-либо другое желание, не будет движущей пружиной наших действий, то может показаться, будто всякая побудительная или движущая сила при этом устраняются, а сама деятельность неизбежно должна прекратиться.

Гита возражает на это, говоря о третьей великой тайне божественной жизни.

Каждое действие должно происходить во всё более и более Богонаправленном и, в конце — Богообладаемом сознании.

Наша работа должна быть жертвой Божественному, и в конечном счете отдача всего нашего существа, нашего ума, воли, сердца, чувств, жизни и тела Единому должна сделать любовь к Богу и служение Богу нашим единственным побуждением.

Такое преобразование побудительной силы и самого характера работы — главная идея Гиты. Это основа её уникального синтеза работы, любви и знания. В конце не желание, а сознательно ощущаемая воля Вечного остаётся единственной вещью побуждающей нас к действию, и единственным её начальным импульсом.

1-03-30. Ровность, отвержение всякого желания плодов работы,  сама работа как жертва высокому Хозяину нашей природы и всей природы …

Ровность, отвержение всякого желания плодов работы,  сама работа как жертва высокому Хозяину нашей природы и всей природы — вот три первых Богонаправленных подхода на пути Карма-Йоги, описанном в Гите.

 

 

2020 декабрь 06 вс  — 2020 декабрь 18 пт