-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-07

Нормы Поведения и

Духовная Свобода

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 188-207)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава VII. Нормы Поведения и Духовная Свобода

1-07-01. У знания, на котором выполняющий работу в Йоге должен основывать все свои действия и развитие, есть краеугольный камень её структуры …

1-07-02. Даже если к нам приходит некоторый проблеск этой идеи или удаётся зафиксировать её в своем сознании как знание ума и соответственный подход души, нам трудно …

1-07-03. Да, это трудно — стряхнуть с себя власть эго-сознания, которая распространяется на все привычки нашего существования …

1-07-04. Но тогда какой же должна быть духовная позиция личного работника?

1-07-05. Если нам предназначено стать свободными в Духе, если мы должны подчиняться только высшей Истине, нам нужно отбросить идею …

1-07-06. Тем, кто способен действовать только в жёстких нормах, тем, кто может чувствовать только человеческие, но не божественные ценности, эта истина может показаться опасной уступкой …

1-07-07. Таким образом, для нас становится понятным, что все нормы, при помощи которых мы стараемся управлять нашим поведением, только наши временные, несовершенные и развивающиеся попытки …

1-07-08. Существуют четыре основных стандарта поведения человека по возрастающей шкале.

1-07-09. Человек начинает длинный путь своей эволюции, располагая только первыми двумя из этих четырёх …

1-07-10. Если бы человек мог жить только для себя …

1-07-11. Сам по себе этот закон, кажущийся большим и весомым — не более чем продолжение витального и животного принципа …

1-07-12. Нет фактических данных о том, что в какие-то доисторические времена человек жил для себя или только со своей самкой, как некоторые животные.

1-07-13. Существование общественного закона, внешнего для индивидуума в разные времена бывает или значительным достоинством, или недостатком …

1-07-14. В конфликте между требованиями общества и запросами индивидуума два идеальных и абсолютных решения противостоят друг другу.

1-07-15. В первобытных обществах индивидуальная жизнь подчиняется строгим и неизменным коллективным обычаям и правилам.

1-07-16. Природа в отдельном человеке реагирует на эту опасность подавления и сковывания.

1-07-17. Естественный закон поведения переходит от конфликта к равновесию сил, импульсов и желаний.

1-07-18. Потому что долгое время после того, как отдельный человек становится частично свободным, моральным организмом, способным к сознательному росту …

1-07-19. Но даже эта победа, уже одержанная им, относится скорее к будущим возможностям, чем к фактическим достижениям.

1-07-20. Ни один отдельный человек не поднимается до таких высот, за исключением моментов особого напряжения …

1-07-21. Более того, абсолютная любовь, абсолютная справедливость, абсолютный здравый смысл в их нынешнем воплощении сбитым с толку и несовершенным человечеством …

1-07-22. На самом деле, когда мы достигаем культа абсолютных этических качеств и ставим категорический императив идеального закона …

1-07-23. Другими словами, выше общественного внешнего закона и морального закона человека и за их пределами …

1-07-23c. *) Поэтому Гита определяет понятие "дхарма" …

1-07-24. Этический идеалист пытается открыть этот высший закон в своих моральных данных, в несовершенных силах и факторах, относящихся к ментальной и этической формуле.

1-07-25. Более молодые религии пытаются зафиксировать тип высшей истины поведения, воздвигнуть систему и объявить закон Бога устами Аватара или пророка.

1-07-26. Более старые религии создали правление мудрых, афоризмы Ману и Конфуция, сложные Шастры …

1-07-27. Более высокий этический закон открывается отдельным индивидуумом, его умом, волей и психическим чувством, а затем распространяется на всю расу.

1-07-28. Кульминацией постоянного контакта души с Высшим является та самоотдача, которую мы называем сдачей себя божественной Воле …

1-07-29. Всякое поведение и действие — это часть движения Энергии, Силы бесконечной и божественной по своему происхождению, тайному смыслу и воле …

1-07-30. Совершенное супраментальное действие не следует какому-то отдельному принципу или ограниченному правилу.

1-07-31. Если бы можно было каким-то чудом божественного вмешательства сразу поднять всё человечество до этого уровня …

1-07-32. При нынешнем фактическом состоянии человечества восходить к этим высотам должен индивидуум, как пионер и предвестник.

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава VII. Нормы Поведения и Духовная Свобода

1-07-01. У знания, на котором выполняющий работу в Йоге должен основывать все свои действия и развитие, есть краеугольный камень её структуры …

У знания, на котором выполняющий работу в Йоге должен основывать все свои действия и развитие, есть краеугольный камень её структуры — всё более и более конкретное восприятие единства, живое чувство всеохватывающего единства.

Он действует в возрастающем понимании того, что всё существование — неделимое целое: всякая работа тоже часть этого божественного неделимого целого.

Его личная деятельность и её результаты больше не являются и не кажутся отдельным движением, которое главным образом или полностью определяется эгоистической "свободной" волей человека, который сам себя отделяет от массы.

Наши дела — часть неделимого космического действа. Они поставлены или, вернее, становятся на своё место в целом, из которого они и возникают, и их результаты зависит от сил, которые находятся выше нас.

Это действие мира — и в своей широкой тотальности, и в каждой мелкой детали — неразделимое движение Единого, которое последовательно проявляет себя в космосе.

Человек всё больше осознает истину о себе и о вещах, по мере того, как он пробуждается к осознанию этого Единого внутри себя и вне себя, и к скрытому, чудесному и значительному процессу его сил в движении Природы.

Это действо, это движение — и в нас, и в тех, кто вокруг нас, не ограничивается маленькой фрагментарной частью космической деятельности, которую мы ощущаем нашим поверхностным сознанием. Оно поддерживается огромным подспудным фоновым существованием, что или ниже порога восприятия нашего ума или подсознательно, и привлечено огромным трансцендентным существованием, сверхсознательным по отношению к нашей природе.

Наши действия возникают, как и мы сами некогда появились в мире, от универсальности, которую мы не осознаём. Мы придаём ей форму своим личным характером, личным умом и волей мысли или силой импульса или желания. Но настоящая истина вещей, истинный закон действия превосходит эти личные и человеческие формации.

Каждая точка зрения, каждое выработанное человеком правило действия, которое игнорирует неразделимую тотальность космического движения, независимо от пользы его использования во внешней практике, является в глазах духовной Истины несовершенным видением и законом Неведения.

1-07-02. Даже если к нам приходит некоторый проблеск этой идеи или удаётся зафиксировать её в своем сознании как знание ума и соответственный подход души, нам трудно …

Даже если к нам приходит некоторый проблеск этой идеи или удаётся зафиксировать её в своем сознании как знание ума и соответственный подход души, нам трудно в своих внешних частях и активной природе найти соответствие между этой вселенской точкой зрения и претензиями нашего личного мнения, нашей личной волей, нашими личными эмоциями и желаниями. 

Мы всё ещё вынуждены рассматривать это неделимое движение, как если бы оно было массой безличного материала, из которого мы, эго, личность, должны вылепить нечто, соответствующее нашей собственной воле и ментальной фантазии, при помощи личной борьбы и усилий.

Таково нормальное отношение человека к своему окружению, которое в действительности ложное, потому что наше эго и его воля являются творениями и марионетками космических сил, и только когда мы отойдём от эго в сознание божественного Знания-Воли Вечного, которое действует в них, мы сможем через некоторое делегирование свыше стать их хозяином.

В то же время, такая личная позиция будет правильным отношением человека до тех пор, пока он дорожит своей личностью и ещё не развил её полностью. Потому что без такой точки зрения и такого побудительного мотива он не сможет расти в своём эго, не сможет достаточно развиться и выделиться из подсознательного или полусознательного существования вселенской массы.

1-07-03. Да, это трудно — стряхнуть с себя власть эго-сознания, которая распространяется на все привычки нашего существования …

Да, это трудно — стряхнуть с себя власть эго-сознания, которая распространяется на все привычки нашего существования, когда мы больше не испытываем необходимости в отделённой индивидуалистической и агрессивной стадии развития, когда мы можем пойти вперёд от неизбежной малости ребёнка-души к единству и всеобщности, к космическому сознанию и за его пределы, к нашему трансцендентному состоянию духа.

Но всё же это просто необходимо — ясно усвоить, не только в образе мышления, но и чувствами, ощущениями, в образе действия, что это движение, это мировое действо — не беспомощная безличная волна бытия, которая подвластна воле любого эго, в зависимости от силы этого эго и его настойчивости.

Это движение космического Существа, который — Знающий своё поле, это шаги Божественного, которое — Хозяин своей развивающейся силы действия.

Как это движение — едино и нераздельно, так и тот, который присутствует в движении — един, исключителен и неделим.

Он не только определяет все результаты, но вообще, все начинания, все действия и процессы зависят от движения его космической силы и только во вторую очередь, и лишь по форме, принадлежат конкретному существу.

1-07-04. Но тогда какой же должна быть духовная позиция личного работника?

Но тогда какой же должна быть духовная позиция личного работника? Каково её истинное отношение в динамической Природе к этому единому космическому Существу и этому единому всеобщему движению?

Работник является только неким центром — центром вычленения этого единого личного сознания, центром определения единого тотального движения.

Его личность отражает в волне устойчивой индивидуальности единую универсальную Личность, Трансцендентного, Вечного.

В Неведении это отражение всегда неполное и искажённое, потому что на гребень волны, который является нашим сознательным бодрствующим "я", выносится только несовершенное и ложное подобие божественного Духа.

Все наши мнения, стандарты, формации, принципы являются только попытками представить в этом разбитом, отражающем и искажающем зеркале нечто от мирового, поступательного тотального действа и его многостороннего движения к какому-то предельному самопроявлению Божественного.

Наш ум представляет это по мере своих возможностей в узком приближении, которое становится всё более и более адекватным по мере того, как мышление растёт в широте, свете и силе.

Но это всегда приближение, и даже не частично правильное представление.

Божественная Воля действует эпохами, стремясь последовательно проявлять не только в единстве космоса, не только в коллективном бытии живущих и думающих существ, но и в душе каждого отдельного человека нечто от божественной Мистерии и скрытой истины Бесконечного.

Поэтому в космосе, в коллективе, в отдельном существе есть укоренившийся инстинкт или вера в возможность собственного совершенства, постоянное стремление в сторону всегда растущего, более адекватного и более гармоничного саморазвития, более близкого к тайной истине вещей.

Это усилие представляется конструирующему уму человека через стандарты знания, чувства, характера, эстетики и действия — правила, идеалы, нормы и законы, которые он пытается превратить в мировые Дхармы.

 

*

*    *

1-07-05. Если нам предназначено стать свободными в Духе, если мы должны подчиняться только высшей Истине, нам нужно отбросить идею …

Если нам предназначено стать свободными в Духе, если мы должны подчиняться только высшей Истине, нам нужно отбросить идею о том, что наши ментальные или моральные законы обязательны для Бесконечного, или что может быть что-то неприкосновенное, абсолютное или вечное даже в самых высоких существующих нормах нашего поведения.

Формируя всё более и более высокие стандарты, на какое-то время, пока они необходимы, мы служим Божественному в его мировом марше. Пытаться жёстко создать абсолютную норму — значит пытаться создать барьер против течения вод вечности.

Как только привязанная к природе душа осознаёт эту истину, она освобождается от двойственности добра и зла.

Потому что добро есть всё то, что помогает человеку и миру двигаться к своей божественной полноте, а зло есть всё то, что мешает или разрушает это растущее совершенство.

Но поскольку совершенство развивается, проходит эволюцию во Времени, добро и зло также перемещающиеся величины, и время от времени меняют свои смысл и значение. То, что теперь является злом и должно быть отброшено в нынешней форме, некогда было необходимым и помогало индивидуальному и общему прогрессу.

Та вещь, которую мы теперь рассматриваем как зло, вполне может стать в другой форме и другом расположении элементом будущего совершенства. И на духовном уровне мы превосходим даже это различие, потому что обнаруживаем цель и божественную полезность всего того, что мы называет добром и злом.

Тогда нам надо отвергнуть в них всё ложное и всё, что искажено, невежественно и затемнено, причём в том, что называется добром, в не меньшей степени чем в том, что называется злом. Потому что мы должны тогда принять только истинное и божественное и не делать никакого другого различения в вечном процессе.

1-07-06. Тем, кто способен действовать только в жёстких нормах, тем, кто может чувствовать только человеческие, но не божественные ценности, эта истина может показаться опасной уступкой …

Тем, кто способен действовать только в жёстких нормах, тем, кто может чувствовать только человеческие, но не божественные ценности, эта истина может показаться опасной уступкой, которая может разрушить саму основу морали, запутать поведение и создать только хаос.

Безусловно, если бы нужно было делать выбор между вечной и неизменной этикой и отсутствием всякой этики вообще, то для человека в невежестве результат был бы именно такой.

Но даже на человеческом уровне, если мы достаточно просвещены и достаточно гибки, чтобы понять, что норма поведения может быть временной и в то же время необходимой для своего времени, и что стоит полностью её соблюдать, пока она не будет заменена лучшей, тогда мы не теряем ничего, кроме фанатизма несовершенного и нетерпимого благочестия.

Взамен мы получаем открытость и силу постоянного морального развития, милосердие, возможность войти в понимающую симпатию ко всему этому миру борющихся и спотыкающихся созданий, и благодаря этому милосердию получить больше права и силы, чтобы помочь ему на его пути.

В конце, там, где кончается человеческое и начинается божественное, где ментальное исчезает в супраментальном сознании, а конечное переходит в бесконечное, всякое зло исчезает в трансцендентном божественном Добре, которое становится всеобщим на каждом плане сознания, к которому оно прикасается.

1-07-07. Таким образом, для нас становится понятным, что все нормы, при помощи которых мы стараемся управлять нашим поведением, только наши временные, несовершенные и развивающиеся попытки …

Таким образом, для нас становится понятным, что все нормы, при помощи которых мы стараемся управлять нашим поведением, только наши временные, несовершенные и развивающиеся попытки представить себе наше спотыкающееся ментальное развитие во вселенской самореализации, к которой двигается Природа.

Но божественное проявление не может быть связано нашими мелкими правилами и хрупкими святынями. Сознание, стоящее за ним, слишком обширно для этого.

Как только мы осмыслим этот факт, который достаточно разрушителен для абсолютизма нашего рассудка, мы сможем лучше разложить по местам относительно друг друга последовательные нормы, определяющие различные стадии роста человека и коллективного движения человечества.

Самые общие мы можем окинуть беглым взглядом. Для этого нам нужно увидеть их положение по отношению к этому другому ненормированному, духовному и супраментальному образу действия, которого добивается Йога, и к которому она идёт через подчинение индивидуальной воли божественной Воле и, ещё более эффективно, через его возвышение, благодаря этому подчинению, до большего сознания, в котором становится возможным некое тождество с динамичным Вечным.

 

*

*    *

1-07-08. Существуют четыре основных стандарта поведения человека по возрастающей шкале.

Существуют четыре основных стандарта поведения человека по возрастающей шкале.

Первый — это личные нужды, предпочтения и желания; второй — закон и забота о пользе для коллектива; третий — идеальная этика; последний — высший божественный закон природы.

1-07-09. Человек начинает длинный путь своей эволюции, располагая только первыми двумя из этих четырёх …

Человек начинает длинный путь своей эволюции, располагая только первыми двумя из этих четырёх, которые должны просвещать его и руководить им. Потому что они составляют закон его животного и витального существования, а своё развитие человек начинает как витальное и физическое животное.

Настоящее дело человека на земле — выражение растущего образа Божественного в человечестве.

Эту цель преследует Природа в человеке, осознанно или неосознанно работая в нём под густым покровом своих внутренних и внешних процессов.

Но материальный или животный человек не знает внутреннюю цель жизни.

Он знает только её нужды и желания, и у него нет другого руководителя, который бы указал на то, что от него требуется, кроме собственного восприятия нужд и возникающих и ориентирующих желаний.

Его первое естественное правило поведения — прежде всего удовлетворить свои физические и витальные требования и необходимости, и уже потом какие-либо возникающие в нём эмоциональные и ментальные желания, воображения или динамичные представления.

Единственный уравновешивающий или перевешивающий закон, который может как-то поменять или что-то противопоставить этому настоятельному естественному запросу, заключается в требованиях к нему возникающих от идей, нужда и желаний его семьи, его общины, племени, стада или стаи, членом которой он является.

1-07-10. Если бы человек мог жить только для себя …

Если бы человек мог жить только для себя — а это было бы возможно только в том случае, если бы развитие личности было бы единственной целью Божественного в мире — тогда не было бы необходимости включения в действие второго закона. Но всякое существование возможно только в результате взаимодействия акции и реакции целого и частей, взаимной необходимости составляющих и того, что они составляют, взаимозависимости группы и индивидуумов группы.

На языке индийской философии Божественное проявляет себя всегда в двойной форме отдельного и коллективного существа, вьяшти и самашти.

Человек, стремящийся к росту своей отдельной индивидуальности, её свободе и полноте, в состоянии удовлетворить даже свои собственные нужды и желания только вместе с другими людьми. Он есть целое в самом себе и в то же время не является целым без других.

Эта зависимость включает закон его личного поведения в групповой закон, который возникает в результате образования длительного группового организма с коллективным разумом и собственной жизнью, которому подчинены его собственный воплощённый ум и жизнь в качестве преходящей единицы.

И в то же время, в нём есть что-то бессмертное и свободное, не привязанное к этому групповому телу, которое переживёт его собственное воплощённое существование, но не сможет пережить или сковать своим законом его вечный дух.

1-07-11. Сам по себе этот закон, кажущийся большим и весомым — не более чем продолжение витального и животного принципа …

Сам по себе этот закон, кажущийся большим и весомым — не более чем продолжение витального и животного принципа, которым руководствуется индивидуальный простой человек. Это закон стаи или стада. Индивидуум отождествляет свою жизнь с жизнью определенного числа других индивидуумов, с которыми он связан и общается от рождения, по выбору или обстоятельствам.

И поскольку существование группы необходимо для его собственного существования и удовлетворения, то со временем, если не сразу же, забота о её сохранении, удовлетворении её нужд и её коллективных понятий, желаний, жизненных привычек, без чего она не могла бы целиком сохраняться, встаёт на первое место.

Удовлетворение личных идей и чувств, нужд и желаний, склонностей и привычек должно быть постоянно подчинено, в соответствии с обстановкой, а не по каким-либо моральным или альтруистическим мотивам, удовлетворению идей и чувств, нужд и желаний, склонностей и привычек не того или иного индивидуума или числа индивидуумов, но общества в целом.

Эта общественная необходимость является скрытым связующим веществом морали и человеческого этического импульса.

1-07-12. Нет фактических данных о том, что в какие-то доисторические времена человек жил для себя или только со своей самкой, как некоторые животные.

Нет фактических данных о том, что в какие-то доисторические времена человек жил для себя или только со своей самкой, как некоторые животные. Всё, что известно о нём, показывает, что он был общественным животным, а не изолированным телом и духом.

Закон стаи всегда стоял выше его индивидуального закона саморазвития. Кажется, что он всегда рождался, жил, формировался как единица в массе.

Но логично и естественно, с психологической точки зрения, что закон личной необходимости и желаний для него главный, а общественный закон выступает как вторичная и узурпирующая сила.

В человеке есть два отчётливых господствующих импульса, индивидуалистический и общественный, личная жизнь и общественная жизнь, личный мотив поведения и общественный мотив поведения.

Возможности их противостояния и попытки их согласования заложены в самых корнях человеческой цивилизации и продолжают проявляться в другом виде, когда он проходит стадию витального животного и переходит к высоко индивидуализированному ментальному и духовному прогрессу.

1-07-13. Существование общественного закона, внешнего для индивидуума в разные времена бывает или значительным достоинством, или недостатком …

Существование общественного закона, внешнего для индивидуума в разные времена бывает или значительным достоинством, или недостатком в развитии божественного в человеке.

В начале, когда человек был груб и неспособен к самоконтролю и самовыявлению, это было преимуществом, потому что создавало силу, отличную от его личного эгоизма, позволяющую убедить этот эгоизм или заставить умерить его необузданные требования, дисциплинировать его иррациональные и часто неистовые движения, и даже добиться того, что человект ерял себя в в более широком и менее личном эгоизме.

Но для зрелого духа, готового к превосхождению человеческой формулы, это уже недостаток, потому что это — внешняя норма, навязываемая извне, а условие её совершенствования — его рост изнутри при всё большей свободе, не в результате подавления, а через превосхождения его усовершенствованной индивидуальности, не при помощи налагаемого на него принуждающего закона, который тренирует и дисциплинирует его члены, но при помощи души, изнутри прорывающейся через все ранее существовавшие формы, чтобы владеть в своём свете и преобразовать его элементы.

 

*

*    *

1-07-14. В конфликте между требованиями общества и запросами индивидуума два идеальных и абсолютных решения противостоят друг другу.

В конфликте между требованиями общества и запросами индивидуума два идеальных и абсолютных решения противостоят друг другу.

Существует требование группы, чтобы индивидуум более или менее полно подчинил себя ей, или же вообще потерял своё независимое существование в обществе, чтобы меньшее принесли в жертву большему или сама она предложила бы себя большей единице.

Он должен признать нужды общества как свои собственные нужды, желания общества как свои желания. Он должен жить не для себя, но для племени, клана, коммуны или нации, членом которой он является.

С точки зрения индивидуума идеальным и абсолютным решением явилось бы общество, которое существовало бы не для себя, не для своих превалирующих коллективных целей, а для блага индивидуума и его реализации, для более великой и совершенной жизни всех его членов.

Представляя насколько возможно его лучшее "я" и помогая ему реализовать его, оно бы уважало свободу каждого их своих членов и существовало бы опираясь не на закон и силу, а на основе свободного и спонтанного согласия составляющих его личностей.

Идеальное общество любого вида не существует нигде, и его было бы очень трудно создать, и ещё труднее поддерживать его существование, пока отдельный человек привязан к своему эгоизму как к главному мотиву существования.

Общее, но не полное, господство общества над индивидуумом — это более лёгкий путь и та система, которая инстинктивно принимается Природой с самого начала и поддерживается в равновесии жёстким законом, принудительным обычаем и заботливым внушением всё ещё подчинённому и плохо развитому интеллекту человеческого создания.

1-07-15. В первобытных обществах индивидуальная жизнь подчиняется строгим и неизменным коллективным обычаям и правилам.

В первобытных обществах индивидуальная жизнь подчиняется строгим и неизменным коллективным обычаям и правилам. Это древний и, казалось бы, вечный закон человеческой стаи, который всегда старается выдать себя за вечное веление Непреходящего, эша дхармах санатанах.

И этот идеал ещё не умер в человеческом уме. Самые последние тенденции в человеческом развитии направлены на установление расширенного и пышного варианта этого древнего поворота коллективной жизни к порабощению человеческого духа.

В этом серьезная опасность для интегрального развития более великой истины на земле и более великой жизни. Потому что желания и свободные искания индивидуума, как бы они ни были эгоистичны, ложны, искажены в своей непосредственной форме, содержат в своих скрытых ячейках семя развития, необходимого для всего целого.

За его поисками и неудачами стоит сила, которую необходимо сохранить и воплотить в образ божественной идеи. Эту силу необходимо просветить и воспитать, но не подавлять или впрягать в телегу общества.

Индивидуализм также необходим для окончательного совершенствования, как и та сила, что стоит за духом группы.

Удушение индивидуума может обернуться удушением бога в человеке.

И в современном балансе человечества редко присутствует реальная опасность преувеличенного индивидуализма, разрушающего общественную целостность. Есть постоянная опасность того, что преувеличенное давление социальной массы может своим непросвещённым механическим весом подавить или лишить веры свободное развитие индивидуального духа.

Потому что человек в своей индивидуальности легче может быть просвещён, сознателен и открыт светлым влияниям.

А человек в массе — всё ещё тёмен, полусознателен, управляется силами вселенной, ускользающими от его власти и знания.

1-07-16. Природа в отдельном человеке реагирует на эту опасность подавления и сковывания.

Природа в отдельном человеке реагирует на эту опасность подавления и сковывания. Её реакция может выразиться в изолированном сопротивлении, начиная с инстинктивного и грубого сопротивления преступника и кончая полным отрицанием одиночества и аскетизма.

Реакция может выразиться в утверждении индивидуалистического течения в рамках социальной идеи, может навязать её массовому сознанию и установить компромисс между требованиями отдельного человека и общества.

Но компромисс — не решение. Он только отодвигает трудности и в конце концов увеличивает сложность проблемы и усложняет исход. Нужен новый принцип, отличающийся и более возвышенный, чем оба конфликтующих инстинкта, и достаточно сильный, чтобы одновременно превзойти и примирить их.

Выше естественного индивидуального закона, который устанавливает в качестве единственной нормы нашего поведения удовлетворение наших индивидуальных запросов, предпочтений и желаний, и выше естественного общественного закона, для которого высшая норма — потребности, предпочтения и желания общества в целом, должно было возникнуть понятие идеального морального закона.

Этот закон не сводится к удовлетворению запросов и желаний, а контролирует и даже приостанавливает или отменяет их в интересах идеального порядка, не животного, не витального и физического, а ментального, созданного в результате поисков умом света, и знания, верного правила, верного движения и истинного порядка.

Как только такая идея овладевает человеком, он начинает выходить из поглощающего витального и материального плана в ментальную жизнь.

Он поднимается с первой на вторую ступень трёхступенчатого восхождения Природы.

Даже на сами его запросы и желания падает более возвышенный свет цели и ментальных запросов. Эстетические, интеллектуальные и эмоциональные желания начинают становиться сильнее требований физической и витальной природы.

 

*

*    *

1-07-17. Естественный закон поведения переходит от конфликта к равновесию сил, импульсов и желаний.

Естественный закон поведения переходит от конфликта к равновесию сил, импульсов и желаний.

Высший этический закон движется путём развития ментальной и моральной природы, к зафиксированной внутренней норме или, иначе, самоформирующемуся идеалу абсолютных качеств — справедливости, добродетельности, любви, здравого рассудка, справедливой власти, красоты, света.

Поэтому это, по существу — индивидуальная норма. Это не творение массового ума.

Думающий — это индивидуальность. Это он вызывает и облекает в форму то, что иначе осталось бы подсознательным в аморфном человеческом целом.

Ищущий морали — тоже индивидуальность. Самодисциплина, не под гнётом внешнего закона, а через подчинение внутреннему свету, по сути — индивидуальное усилие.

Но постулируя свою личную норму как толкование абсолютного морального идеала, мыслитель распространяет её не только на себя, но на всех индивидуумов, до которых его мысль может дойти и проникнуть в них.

И по мере того, как масса индивидуальностей всё больше проникается этой идеей, даже если она плохо или совсем не реализована на практике, общество также вынуждено признать новую ориентацию.

Оно впитывает в себя влияние идей и пытается, без большого успеха, преобразовать свои институты в новые формы, затронутые этими новыми идеалами. Но всегда сохраняется инстинктивное желание перевести их в обязательные законы, в шаблонные формы, в механические обычаи, во внешнее социальное принуждение живых единиц общества.

1-07-18. Потому что долгое время после того, как отдельный человек становится частично свободным, моральным организмом, способным к сознательному росту …

Потому что долгое время после того, как отдельный человек становится частично свободным, моральным организмом, способным к сознательному росту, чувствующим внутреннюю жизнь, жаждущим духовного прогресса, общество продолжает оставаться внешним по своим методам, материальным и экономическим организмом, механическим, более заинтересованным в сохранении статуса и в самоконсервации, чем в росте и самосовершенствовании.

В настоящее время самой большой победой мыслящего и прогрессивного индивидуума над инстинктивным и статичным обществом является, достигнутая им сила, приобретённая благодаря ментальной воле, которая позволяет ему заставить общество думать, стать открытым к идее социальной справедливости, общего сочувствия и взаимного сострадания. Оценивать свои институты по способности руководствоваться разумом, а не слепым обычаем, и расценивать ментальный и моральный рост своих индивидуумов как один из важных элементов, подтверждающих обоснованность его законов.

В идеале, по крайней мере, общественный разум начинает становиться способным санкционировать просвещение вместо насилия, моральное развитие вместо мести или лишения свободы даже в целях наказания.

Самая большая победа в будущем настанет для мыслителя, когда ему удастся убедить индивидуальную единицу и коллективное целое основывать свои жизненные отношения, союз и стабильность на свободном и гармоничном согласии и самоадаптации, формировать и управлять внешним при помощи внутренней истины, вместо того, чтобы подавлять внутренний дух тиранией внешней формы и структуры.

1-07-19. Но даже эта победа, уже одержанная им, относится скорее к будущим возможностям, чем к фактическим достижениям.

Но даже эта победа, уже одержанная им, относится скорее к будущим возможностям, чем к фактическим достижениям. Всегда существует дисгармония и разлад между моральным законом отдельного человека и законом его нужд и желаний, между моральным законом, предлагаемым обществу, и физическими и витальными потребностями, желаниями, обычаями, предрассудками, интересами и страстями касты, клана, религиозной секты, общества, нации.

Моралист напрасно создаёт свою абсолютную этическую норму и призывает всех быть верными ей, не задумываясь о последствиях. Для него не имеют значения нужды и желания отдельного человека, если они расходятся с моральным законом, и социальный закон для него не существует, если он противоречит его понятию справедливости и отрицается его сознанием.

Он предлагает отдельному человеку такое абсолютное решение, которое не позволяет иметь желания и запросы, не совместимые с любовью, истиной и справедливостью.

Он требует от общества или нации, чтобы они считали всё, даже свою безопасность и самые насущные интересы, ничтожными в сравнении с истиной, справедливостью, гуманностью и высшим благом народа.

1-07-20. Ни один отдельный человек не поднимается до таких высот, за исключением моментов особого напряжения …

Ни один отдельный человек не поднимается до таких высот, за исключением моментов особого напряжения, и ещё нет такого общества, которое отвечало бы этому идеалу.

И при современном состоянии морали и человеческого развития ни одно общество не в состоянии, а возможно, и не должно удовлетворять ему. Природа не допустит этого, Природа знает, что этому не бывать.

Первая причина в том, что наши моральные идеалы сами по себе большей частью плохо развиты, невежественны и условны. Они, скорее, ментальные конструкции, чем выражения вечных истин духа.

Не терпящие возражений и догматические, они теоретически обосновывают некоторые абсолютные нормы, но на практике каждая из существующих систем этики оказывается либо не работоспособной, либо не отвечающей той абсолютной норме, на которую в идеале претендует.

Если наша этическая система является компромиссом или паллиативом, то она сразу же создает принцип для оправдания дальнейших стерилизующих компромиссов, которыми спешат воспользоваться общество и индивидуум.

А если она бескомпромиссно требует любви, справедливости, права, то она витает в облаках выше человеческих возможностей и добивается славословия, но игнорируется на практике.

Установлено даже, что она игнорирует другие элементы в человечестве, которые в одинаковой мере должны выжить, но не соответствуют формуле морали. Потому что как индивидуальный закон желания содержит в себе бесценные элементы бесконечного целого, которые должны быть защищены от тирании поглощающей социальной идеи, так и сокровенные импульсы индивидуума и коллективного человека содержат в себе бесценные элементы, которые выходят за пределы любой до сих пор придуманной этической формулы, и в то же время необходимы для полноты и гармонии будущего божественного совершенства.

1-07-21. Более того, абсолютная любовь, абсолютная справедливость, абсолютный здравый смысл в их нынешнем воплощении сбитым с толку и несовершенным человечеством …

Более того, абсолютная любовь, абсолютная справедливость, абсолютный здравый смысл в их нынешнем воплощении сбитым с толку и несовершенным человечеством легко могут стать конфликтующими принципами.

Справедливость часто требует того, что ненавистно любви.

Здравый рассудок, бесстрастно рассматривая факты природы и человеческих отношений в поисках приемлемых норм или правил, не в состоянии принять без поправок ни царство абсолютной справедливости, ни царство абсолютной любви.

В реальности человеческая абсолютная справедливость легко оборачивается на практике высшей несправедливостью. Потому что ум человека, односторонний и негибкий по своей конструкции, выдаёт одностороннюю частичную и жёсткую схему или формулу, настаивая на её тотальности и абсолютности, игнорируя более тонкую истину вещей и пластичность жизни.

Все наши стандарты, когда воплощаются в действии либо колеблются в потоке компромиссов, либо оказываются ошибочными из-за этой частичности и негибкой структуры.

Человечество бросается от одного направления к другому. Оно несётся зигзагами, направляемое противоречащими требованиями и, в целом, инстинктивно вырабатывает то, на что указывает Природа, но с большими потерями и страданиями, а вовсе не то, чего оно желает или считает верным, и не то, чего требует высший свет от воплощённого духа.

 

*

*    *

1-07-22. На самом деле, когда мы достигаем культа абсолютных этических качеств и ставим категорический императив идеального закона …

На самом деле, когда мы достигаем культа абсолютных этических качеств и ставим категорический императив идеального закона, то мы ещё не приходим к концу нашего поиска и не прикасаемся к истине, которая освобождает.

Конечно же, в этом есть нечто, что помогает нам подняться за пределы ограничений физического и витального человека внутри нас. Есть настойчивость, превосходящая индивидуальные и коллективные нужды и желания человечества, которое всё ещё привязано к житейской грязи Материи, в которой находятся его корни. Есть стремление, которое помогает развиться ментальному и моральному существу в нас.

Поэтому этот новый возвышающий элемент очень важное приобретение. Его действия — значительный шаг вперёд в трудной эволюции земной Природы.

И за недостаточностью этих этических концепций скрывается нечто, что касается высшей Истины. В них проглядывает мерцание света и силы, которые — часть пока ещё недостижимой божественной Природы.

Но ментальная идея всего этого — не тот свет, а моральная формулировка — не та сила. Это только представительные конструкции ума, не способные вместить божественный дух, который они тщетно пытаются запереть в своих категорических формулах.

За пределами ментального и морального бытия в нас есть более великое, божественное существование, духовное и супраментальное. Потому что только через широкий духовный план, где формулы ума растворяются в чистом пламени прямого внутреннего опыта, можем мы выйти за пределы ума и перейти от его конструкций к простору и свободе супраментальных реальностей.

Только там мы может прикоснуться к гармонии божественных сил, которые очень скудно представлены нашему уму или помещены в ложный образ конфликтующими или колеблющимися элементами морального закона.

Только там становится возможным объединение преобразованного витального, физического и просветлённого ментального человека в том супраментальном духе, который является одновременно тайным источником и целью нашего ума, жизни и тела.

Только там есть какая-либо возможность абсолютной справедливости, любви и правоты — далеко не таких, какими мы себе их представляем — в единстве друг с другом, в свете высшего божественного знания.

Только там возможно примирение между нашими конфликтующими элементами.

1-07-23. Другими словами, выше общественного внешнего закона и морального закона человека и за их пределами …

Другими словами, выше общественного внешнего закона и морального закона человека и за их пределами, являясь всё же объектом слабого и невежественного устремления неких их составляющих внутренних элементов, существует более широкая истина огромного безграничного сознания, закон божественный, к которому обе эти грубые и слепые формулировки приближаются нетвёрдыми шагами, пытаясь уйти от естественного закона животного к более величественному свету или мировому порядку.

Эта божественная норма, поскольку бог в нас есть наш дух, движущийся к своему собственному скрытому пока совершенству, должна стать высшим духовным законом и истиной нашей природы.

Опять же, поскольку мы — воплощённые в теле существа в мире, с общим существованием и природой, и в то же время являемся индивидуальными душами, способными непосредственно соприкоснуться с Трансцендентным, эта высшая истина нашего "я" должна иметь двоякий характер.

Это должен быть закон и истина, которая открывает совершенное движение, гармонию, ритм великой одухотворённой коллективной жизни и полностью определяет наши отношения с каждым существом и всеми существами в разнообразном единстве Природы.

Одновременно, это должен быть закон и истина, что откроет нам ежеминутно ритм и точные шаги прямого выражения Божественного в душе, уме, жизни и теле индивидуального существа*).

И мы на опыте обнаружим, что эти высший свет и сила действия в своём высшем выражении являются одновременно обязательным законом и абсолютной свободой.

Это обязательный закон, потому что он управляет при помощи неизменной Истины каждым нашим внутренним и внешним движением.

И вместе с тем, в каждый момент и в каждом движении абсолютная свобода Всевышнего управляет совершенной гибкостью нашей сознательной и освобождённой природы.

1-07-23c. *) Поэтому Гита определяет понятие "дхарма" …

*) Поэтому Гита определяет понятие "дхарма", как выражающее  нечто большее, чем религию или мораль, как действие, управляемое глубокой сутью нашего внутреннего существа. (Прим. Шри Ауробиндо)

1-07-24. Этический идеалист пытается открыть этот высший закон в своих моральных данных, в несовершенных силах и факторах, относящихся к ментальной и этической формуле.

Этический идеалист пытается открыть этот высший закон в своих моральных данных, в несовершенных силах и факторах, относящихся к ментальной и этической формуле. И для того, чтобы поддерживать и организовать их, он выбирает основной принцип поведения, который по существу своему неверный и сконструирован интеллектом, утилитарностью, гедонизмом, рассудком, интуитивным сознанием или любой другой обобщённой нормой.

Все такие попытки заранее обречены на провал. Наша внутренняя природа — развивающееся выражение вечного Духа и она — слишком сложная сила, чтобы быть связанной одним доминирующим ментальным или моральным принципом.

Только супраментальное сознание может раскрыть для её различных и конфликтующих сил их духовную истину и привести к гармонии все их расхождения.

1-07-25. Более молодые религии пытаются зафиксировать тип высшей истины поведения, воздвигнуть систему и объявить закон Бога устами Аватара или пророка.

Более молодые религии пытаются зафиксировать тип высшей истины поведения, воздвигнуть систему и объявить закон Бога устами Аватара или пророка. Эти системы, более мощные и динамичные, чем сухая этическая идея, до сих пор большей частью являются не более чем идеалистическими восхвалениями морального принципа, освящёнными религиозными эмоциями и ярлыком сверхчеловеческого происхождения.

Некоторые, вроде крайней Христианской этики, отвергаются Природой потому, что они безрезультатно настаивают на практически неосуществимых абсолютных правилах.

Другие в конце концов становятся эволюционными компромиссами и в процессе марша Времени устаревают.

Истинный божественный закон, в отличие от ментальных подделок, не может быть системой жёстких этических предопределений, которые втискивают в свои чугунные изложницы все наши жизненные движения.

Божественный Закон — это правда жизни и правда духа и он должен возвышать со свободной жизненной гибкостью и вдохновлять непосредственным прикосновением своего вечного света каждый шаг нашей деятельности и все сложности наших жизненных результатов.

Он должен действовать не как правило или формула, но как охватывающее и проникающее сознательное присутствие, которое определяет все наши мысли, действия, чувства, импульсы воли своей неизменной силой и безошибочным знанием.

1-07-26. Более старые религии создали правление мудрых, афоризмы Ману и Конфуция, сложные Шастры …

Более старые религии создали правление мудрых, афоризмы Ману и Конфуция, сложные Шастры, в которых они пытались объединить социальное правило и моральный закон с декларацией определённых вечных принципов нашей высшей природы в своего рода объединяющем сплаве.

Все три элемента рассматривались на равных, как одинаковые выражения вечных истин, санатана дхарма.

Но два элемента эволюционны и имеют временное действие, ментальные конструкции, человеческие прочтения воли Вечного. Третий же, привязанный и подчинённый некоторым социальным и моральным формулам, разделил судьбу своей формы.

Или Шастра устаревает и должна постепенно изменяться, или, наконец, её нужно отбросить, или она остаётся жёстким препятствием для саморазвития отдельных людей и расы.

Шастра выдвигает коллективную и внешнюю норму. Она игнорирует внутреннюю природу отдельного человека, невидимые элементы его тайной духовной силы. Но природу отдельного человека нельзя игнорировать; её требования неистощимы.

Неограниченное потакание её внешним импульсам приводит к анархии и разрушению, но подавление и насилие над свободой души при помощи фиксированного и механического правила приводит к стагнации или внутренней смерти.

Не это насилие и внешнее принуждение, а свободное открытие его высочайшего духа и истины вечного движения — вот та высшая вещь, которую он должен открыть.

1-07-27. Более высокий этический закон открывается отдельным индивидуумом, его умом, волей и психическим чувством, а затем распространяется на всю расу.

Более высокий этический закон открывается отдельным индивидуумом, его умом, волей и психическим чувством, а затем распространяется на всю расу. Высший закон также должен быть открыт индивидуумом в своём духе. Только тогда, через влияние духа, а не при помощи ментальной идеи, может он распространиться на других.

Моральный закон можно навязать как правило или как идеал многим людям, которые ещё не достигли такого уровня сознания или такой тонкости ума, воли и психического чувства, при наличии которых это может стать для них реальностью и живой силой. Как идеал его можно уважать, не осуществляя на практике. В качестве правила его можно соблюдать чисто внешне, даже если внутренний смысл полностью отсутствует.

Супраментальную и духовную жизнь нельзя механизировать таким образом. Её нельзя превратить в ментальный идеал или внешнее правило.

Она имеет свои великие направления, но их необходимо сделать реальными, они должны являться работами активной Силы, которые ощущались бы в сознании индивидуума, и были бы переложениями вечной Истины, способной преобразовать ум, жизнь и тело.

И так как оно должно стать реальным, эффективным, обязательным, обобщение супраментального сознания и духовной жизни есть единственная сила, которая может привести к индивидуальному и коллективному совершенству высших существ земли.

Только когда мы приходим к постоянному контакту с божественным Сознанием и его абсолютной Истиной, становится возможным для какой-нибудь формы сознательного Божественного, динамичного Абсолюта, поднять наше земное существование и преобразовать его борьбу, преткновения, страдания и ложь в образ высшего Света, Силы и Ананды.

1-07-28. Кульминацией постоянного контакта души с Высшим является та самоотдача, которую мы называем сдачей себя божественной Воле …

Кульминацией постоянного контакта души с Высшим является та самоотдача, которую мы называем сдачей себя божественной Воле и исчезновением отдельного эго в Едином, который есть всё.

Широкая общность души, интенсивное единство со всём — основа и обязательное условие супраментального сознания и духовной жизни.

Только в этой всеобщности и единстве можно найти высший закон божественного проявления в жизни воплощённого духа. Только в этом можем мы обнаружить высшее движение и правильную игру нашей индивидуальной природы. Только в этом могут все эти низшие диссонансы прийти к побеждающей гармонии истинных отношений между проявленными существами, которые являются частями одного Божества и детьми одной вселенской Матери.

 

*

*    *

1-07-29. Всякое поведение и действие — это часть движения Энергии, Силы бесконечной и божественной по своему происхождению, тайному смыслу и воле …

Всякое поведение и действие — это часть движения Энергии, Силы бесконечной и божественной по своему происхождению, тайному смыслу и воле — даже если те формы её, которые мы видим, кажутся бессознательными или невежественными, материальными, витальными, ментальными, конечными — которая работает над тем, чтобы постепенно выявить что-то от Божественного и Бесконечного в тёмной природе индивидуума и коллектива.

Эта сила ведёт к Свету, но всё ещё через Невежество.

Сначала она ведёт человека через его нужды и желания. Она направляет его дальше через расширенные нужды и желания, видоизменённые и озарённые ментальным и моральным идеалом.

Она готовит его, чтобы повести к духовной реализации, которая превосходит всё это, и в то же время осуществляет и примиряет их во всём, что божественно верно в их духе и целях.

Она преобразует нужды и желания в божественную Волю и Ананду.

Она преобразует ментальные и моральные стремления в силы Истины и Совершенства, находящиеся за их пределами.

Разрозненные усилия индивидуальной природы, страсть и борьбу отдельного эго она заменяет спокойным, основательным, гармоничным и счастливым законом универсализированной личности внутри нас, центрального существа, духа, который — часть высшего Духа.

Эта истинная Личность внутри нас, в силу своей универсальности, не ищет отдельного удовлетворения, но в своём внешнем выражении в Природе ищет только своего развития до своей настоящей высоты, до своего внутреннего божественного "я", до той трансцендентной духовной силы и присутствия в ней, которая едина со всеми вещами и созданиями и сочувствует каждой вещи и каждому созданию, каждой коллективной личности и силам божественного существования, и всё же она превыше их и не связана эгоизмом какого-либо существа или коллектива и не ограничена невежественным контролем их низшей природы.

Это та высокая реализация, которая стоит перед всеми нашими поисками и усилиями, и она твёрдо гарантирует полное согласие и преобразование всех элементов нашей Природы. Чистая, тотальная и безошибочная деятельность возможна только после осуществления этого, когда мы достигнем высоты тайного Божества внутри нас.

1-07-30. Совершенное супраментальное действие не следует какому-то отдельному принципу или ограниченному правилу.

Совершенное супраментальное действие не следует какому-то отдельному принципу или ограниченному правилу. Вряд ли оно может соответствовать норме индивидуального эгоиста или какого-либо организованного группового ума.

Оно не будет отвечать требованиям ни положительного практического светского человека, ни формального моралиста, ни патриота, ни сентиментального филантропа, ни идеализирующего философа.

Оно будет происходить в результате спонтанного течения с высот всеобщности просветлённого и возвышенного бытия, воли, знания, а не в результате избранной, рассчитанной и стандартизированной акции, единственного, что может быть достигнуто интеллектуальным рассудком или этической волей.

Единственной его целью будет выражение божественного в нас и поддержание мира и его прогресса в том направлении, которое должно быть.

Это будет даже не столько цель и намерение, сколько спонтанный закон существа и интуитивное предопределение действия при помощи Света божественной Истины и её автоматического влияния.

Оно будет происходить как действие Природы, исходящее из стоящих за ней всеобщей воли и знания, но воли и знания просветлённых в сознательной высшей Природе и уже не затемнённых в своей невежественной Пракрити.

Это будет действие более не связанное двойственностью, но полное и обширное в беспристрастной радости существования духа. Счастливое и вдохновенное движение божественной Силы и Мудрости, руководящее нами и направляющее нас, заменит дилеммы и преткновения страдающего и невежественного эго.

1-07-31. Если бы можно было каким-то чудом божественного вмешательства сразу поднять всё человечество до этого уровня …

Если бы можно было каким-то чудом божественного вмешательства сразу поднять всё человечество до этого уровня, то на земле настало бы нечто вроде Золотого Века преданий, Сатья Юга, Эра Истины или праведное существование.

Потому что признаком Сатья Юги является то, что Закон спонтанен и сознателен в каждом существе и делает свое дело в полной гармонии и свободно.

Единство и всеобщность, а не разделение, стало бы основой сознания расы.

Любовь стала бы абсолютной.

Равенство было бы совместимо с иерархией и отличалось бы совершенством, несмотря на различия.

Абсолютная справедливость была бы обеспечена спонтанным действием существа в гармонии с истиной вещей и своей истиной своей и истиной других и поэтому правильным и справедливым в своих результатах.

Правильный рассудок, уже не ментальный, а супраментальный, нашёл бы своё удовлетворение не в соблюдении искусственных норм, а в свободном автоматическом восприятии правильных отношений и их неизбежном осуществлении в действии.

Невозможными стали бы распри между отдельным человеком и обществом или зловещая борьба между одним обществом и другим.

Космическое сознание, внедрённое в воплощённые существа, обеспечило бы гармоничное разнообразие в единстве.

1-07-32. При нынешнем фактическом состоянии человечества восходить к этим высотам должен индивидуум, как пионер и предвестник.

При нынешнем фактическом состоянии человечества восходить к этим высотам должен индивидуум, как пионер и предвестник. Его изолированность неизбежно придаст определённость и форму его внешней активности, которые будут в корне отличаться от сути и формы сознательно божественной коллективной деятельности.

Внутреннее состояние, корни его действий будут такими же. Но сами действия могут быть очень сильно отличаться от тех, которые были бы на земле, освобождённой от невежества.

Тем не менее его сознание и божественный механизм его поведения, если такое слово может быть использовано в отношении такой свободной вещи, были бы такими же, как было описано.

Они были бы свободными от того подчинения витальной нечистоте, и желаниям, и неправильным импульсам, которое мы называем грехом.

Они были бы не связаны исполнением предписанных моральных формул, которое мы называем праведностью.

Они были бы спонтанно уверенными, чистыми и совершенными в более великом сознании, чем ментальное, руководимыми в каждом своём шаге светом и истиной Духа.

Но если бы было возможно создать коллектив или группу из тех, кто достиг супраментального совершенства, то действительно могло бы образоваться какое-то божественное творение. Тогда могла бы спуститься новая земля, которая стала бы новым небом, миром супраментального света среди существующей темноты этого земного невежества.

 

 

2021 февраль 21 вс  — 2021 апреля 03 сб