-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-08

Воля Всевышнего

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 208-220)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава VIII. Воля Всевышнего

1-08-01. В свете этого постепенного проявления Духа, сначала по-видимому связанного с Неведением, затем свободного в силе и мудрости Бесконечного, мы можем лучше понять …

1-08-02. Есть три стадии подъёма: у подножия — телесная жизнь, порабощённая давлением необходимости и желания …

1-08-03. Тот, кто искренне хочет ступить на путь работы, должен оставить позади ту стадию, на которой потребности и желания — первый закон наших действий.

1-08-04. Общественный закон, вторая фаза нашего прогресса, это средство, которому подчиняется эго, чтобы оно могло научиться дисциплине …

1-08-05. Потому что, даже когда он станет свободен, Садхака будет в мире, а быть в мире значит остаться в работе.

1-08-06. Остаются ещё моральный закон или идеал, и они, даже для тех многих, кто считает себя свободным, кажутся навечно священными и неизменными.

1-08-07. Поначалу, эта высшая Любовь и Истина будут реализовывать свои движения в Садхаке в соответствии с основным законом или способом существования его природы.

1-08-08. Но есть и ещё более высокий уровень достижений, бесконечность (анантья), в котором превышено даже это последнее ограничение …

1-08-09. Таким образом, полная сдача всех наших дел высшей и вселенской Воле …

1-08-10. Обычно мы представляем себе самих себя как отдельное "я" во вселенной, которое направляет отдельное тело, ментальную и моральную природу …

1-08-11. Это эго или "я" не есть последняя истина, и намного меньше нашей основной части.

1-08-12. Но что определяет и фиксирует моды Природы? От кого произошло и кто управляет движениями Силы?

1-08-13. Пуруша-Пракрити, Сознание-Сила, Душа, поддерживающая Природу …

1-08-13c. Ишвара-Шакти не совсем то же, что Пуруша-Пракрити.

1-08-14. Если это есть истина работы, то первое, что должен сделать Садхака, это отвернуться от эгоистических форм деятельности …

1-08-15. Господь видит в своем всеведении то, что нужно сделать.

1-08-16. Но даже прежде, чем достигнуто это высочайшее приближение к тождеству, нечто от верховной Воли может проявиться в нас …

1-08-17. На всех трёх стадиях основной характер освобождённого действия одинаков, спонтанный труд Пракрити, не направленный больше через эго или для целей эго …

1-08-18. Господь скрыл себя, свою абсолютную мудрость и вечное сознание в невежестве Природы-Силы и терпит это …

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава VIII. Воля Всевышнего

1-08-01. В свете этого постепенного проявления Духа, сначала по-видимому связанного с Неведением, затем свободного в силе и мудрости Бесконечного, мы можем лучше понять …

В свете этого постепенного проявления Духа, сначала по-видимому связанного с Неведением, затем свободного в силе и мудрости Бесконечного, мы можем лучше понять великое венчающее повеление Гиты Карма-йогину, "Оставив все Дхармы, все принципы, законы и правила поведения, ищи прибежище лишь во мне одном".

Все нормы и правила — временные конструкции, основанные на потребностях эго в его переходе от Материи к Духу.

Эти временные состояния играют относительно важную роль, пока мы удовлетворяемся переходными стадиями, миримся с физическим и витальным существованием, связаны с ментальным движением или даже достижениями ментального плана, которого касается проблеск духовности.

Но за пределами этого — безграничная широта супраментального бесконечного сознания, и там уже нет никаких временных конструкций.

Невозможно окончательно войти в духовную истину Вечного и Бесконечного, если у нас нет достаточно веры и мужества, чтобы вверить себя Господину всех вещей и Другу всех созданий и оставить навсегда наши ментальные границы и мерки.

В какой-то момент нам нужно без колебаний, без оглядки, без страха или сомнений нырнуть в океан свободы, бесконечности, Абсолюта.

За Законом — Свобода. За личными, за общими, за вселенскими стандартами есть нечто большее, безличная пластичность, божественная свобода, трансцендентная сила и высший импульс. После прямого пути вверх — широкое плато на вершине.

1-08-02. Есть три стадии подъёма: у подножия — телесная жизнь, порабощённая давлением необходимости и желания …

Есть три стадии подъёма: у подножия — телесная жизнь, порабощённая давлением необходимости и желания, в середине — ментальное, высшее эмоциональное и психическое правило, которое стремится к более высоким интересам, вдохновениям, переживаниям, идеям, и на вершине — сначала более глубокое психическое и духовное состояние, и затем супраментальное вечное сознание, в котором все наши надежды и искания находят свой собственный сокровенный смысл.

В телесной жизни сначала желание и потребность, и затем практическая польза для отдельного человека и общества являются главными соображениями, ведущей силой.

В ментальной жизни управляют идеи и идеалы, идеи, которые являются полусветом и рядятся в одежды Истины, идеалы, формируемые умом в результате развивающейся, но всё ещё несовершенной интуиции и опыта.

Как только ментальная жизнь начинает преобладать и ослабевает грубая настойчивость телесной жизни, человек, как существо ментальное, ощущает напор ментальной Природы, побуждающей придать жизни индивидуума форму в виде идеи или идеала. И в конце концов, даже менее определённая и более сложная жизнь общества вынуждена пройти этот тонкий процесс.

В духовной жизни, или же когда проявилась более высокая сила, чем Ум, и овладела природой, эти ограниченные побудительные мотивы уменьшаются, ослабевают, стремятся исчезнуть.

Только духовное или супраментальное "Я", Божественное Бытие, высшая и неотъемлемая Реальность должна быть Господином внутри нас и свободно формировать наше окончательное развитие в соответствии с высочайшим, широчайшим, самым цельным, какое только возможно, выражением закона нашей природы.

В конце концов эта природа действует в совершенной Истине и её спонтанной свободе. Она подчиняется только озарённой силе Вечного. Индивидууму больше не к чему стремиться, у него больше нет желаний. Он стал частью безличности или всеобщей личности Вечного.

Никакая другая цель, кроме проявления и игры Божественного Духа в жизни и поддержания и руководства миром в его движении к божественной цели, не может побудить его к действию.

Ментальные конструкции, идеи и мнения больше не имеют к нему отношения.

Его ум впал в молчание, он только служит каналом для Света и Истины божественного знания.

Идеалы слишком узки для широты его духа. Он — океан Бесконечного, которое течёт через него и движет его вечно.

 

*

*    *

1-08-03. Тот, кто искренне хочет ступить на путь работы, должен оставить позади ту стадию, на которой потребности и желания — первый закон наших действий.

Тот, кто искренне хочет ступить на путь работы, должен оставить позади ту стадию, на которой потребности и желания — первый закон наших действий. Потому что какие бы желания все ещё ни тревожили его, он должен, если он принимает высокую цель Йоги, оторвать их от себя и передать их в руки Господа внутри нас. Высшая Сила справится с ними на благо Садхака и на благо всех.

И как результат, мы обнаружим, что если однажды сдача была совершена — но только если это отвержение действительно искренне — эгоистическое потакание желанию может иногда возвращаться из-за продолжающегося воздействия прошлой природы, но только для того, чтобы исчерпать накопленную инерцию.

А также для того, чтобы научить воплощённое существо в его наименее поддающейся обучению части, в его нервной, витальной, эмоциональной природе посредством реакций, вызываемых желанием, своими печалями и беспокойствами, резко контрастирующими со спокойными периодами высшего покоя или чудесными движениями божественной Ананды тому, что эгоистическое желание не есть закон для души, которая ищет освобождения или стремится к своей собственной изначальной божественной природе.

Через какое-то время элемент желания в этих импульсах будет отброшен или настойчиво уничтожен постоянным отрицающим и преобразующим давлением.

Только чистая сила действия в них, правритти, оправданная таким же восторгом во всей деятельности и результатах, которые вызываются или навязываются сверху, сохранится в счастливой гармонии окончательного совершенства.

Действовать, наслаждаться — это естественный закон и право нервного существа.

Но выбирать по личному желанию что делать и чему радоваться — это всего лишь его невежественная воля, но не право.

Только высшая и вселенская Воля должна выбирать.

Действие должно стать динамичным движением этой Воли.

Наслаждение должно смениться игрой чистой духовной Ананды.

Любая личная воля это либо временная передача полномочий от высшего к низшему, либо присвоение прав невежественным Асуром.

1-08-04. Общественный закон, вторая фаза нашего прогресса, это средство, которому подчиняется эго, чтобы оно могло научиться дисциплине …

Общественный закон, вторая фаза нашего прогресса, это средство, которому подчиняется эго, чтобы оно могло научиться дисциплине через повиновение более широкому коллективному эго. Этот закон может быть совершенно лишён морального содержания и может отражать только потребности или практическую пользу для общества так, как каждое общество её понимает. Или он может выражать эти потребности и эту пользу, но в изменённом виде и окрашен и дополнен высшим моральным или идеальным законом.

Он даётся развивающемуся, но ещё не окончательно развившемуся индивидууму в форме общественного долга, семейных обязанностей, общественных или национальных требований, пока не приходит в конфликт с его растущим чувством высшей Справедливости.

Но Садхака Карма-Йоги оставит и это тоже Господину работ.

После того, как он совершит сдачу, его социальные импульсы и суждения будут, как и его желания, использоваться только затем, чтобы исчерпаться или, может быть до тех пор, пока они всё ещё необходимы, чтобы он мог отождествить свою низшую ментальную природу с человечеством вообще или с какой-то частью человечества в своей деятельности и надеждах и стремлениях.

Но когда этот короткий промежуток времени закончится, они покинут его, и останется только божественное правление. Он будет отождествляться с Божественным и с другими только через божественное сознание, а не через ментальную природу.

1-08-05. Потому что, даже когда он станет свободен, Садхака будет в мире, а быть в мире значит остаться в работе.

Потому что, даже когда он станет свободен, Садхака будет в мире, а быть в мире значит остаться в работе.

Но оставаться в работе без желания означает действовать на благо мира вообще, или для определённого вида, или расы, или какого-то нового творения, которое должно появиться на земле, или какой-то другой работы, которую Божественная Воля будет делать в нём.

И эта работа должна делаться либо в тех рамках, которые устанавливает окружение или та группа, в которой он родился или в которую попал, или же в тех рамках, что были выбраны для него или созданы для него божественным указанием.

Поэтому для нашего совершенства на уровне ума ничего не должно оставаться такого, что вступало бы в конфликт или мешало нашему сочувствию и нашему свободному отождествлению с тем видовым, групповым или каким бы то ни было коллективным выражением Божественного, которое оно должно направлять, которому оно должно помогать или служить.

Но в конце концов это должно стать свободной самоидентификацией через тождество с Божественным, а не ментальной связью или моральными узами союза или витальной ассоциацией, направляемой каким-либо личным, социальным, национальным, общественным или идеологическим эгоизмом.

Если какой-то социальный закон и будет соблюдаться, то не из физической необходимости или из чувства личного или общего интереса, или целесообразности, или из-за давления окружения, или из какого бы то ни было чувства долга, но только ради Хозяина работ и потому, что мы чувствуем или знаем, что именно Божественная Воля может сохранять социальный закон или правило или отношение в их настоящем виде как формулу для внутренней жизни, и умы людей не должны быть обеспокоены их нарушением.

Если же, наоборот, какой-то социальный закон, или правило, или отношение не принимается во внимание, то это тоже делается не как уступка желанию, личной воле или личному мнению, а потому, что ощущается присутствие более великого правила, которое выражает закон Духа, или потому, что известно, что в марше божественной Воли Всего должно быть движение к изменению, выходу за пределы или уничтожению существующих законов и форм во имя более свободной более обширной жизни, необходимой для мирового развития.

1-08-06. Остаются ещё моральный закон или идеал, и они, даже для тех многих, кто считает себя свободным, кажутся навечно священными и неизменными.

Остаются ещё моральный закон или идеал, и они, даже для тех многих, кто считает себя свободным, кажутся навечно священными и неизменными.

Но Садхака, чей взгляд всегда обращён к высотам, оставит их Тому, к кому стремятся, но не могут выразить совершенно или выражают фрагментарно все идеалы. Все моральные качества — только плохая и неуклюжая пародия его естественного и безграничного совершенства.

Связь с грехом и злом исчезает с уходом нервного желания, потому что она является свойством витальной страсти, импульсом или побуждением пристрастия в нас, раджогуной, и исчезает при трансформации этой гуны Природы.

Но стремящийся не должен подчиняться и позолоченным или золотым цепям условной, привычной или ментально установленной или даже высокой и чистой саттвической добродетели.

Её место займет нечто более глубокое и более существенное, чем второстепенное и неадекватное свойство, которое люди называют добродетелью.

Первоначальный смысл этого слова — зрелость, и это нечто гораздо большее и глубокое, чем моральный ум и его конструкции.

Кульминация Карма-Йоги — это ещё более высокое и глубокое состояние, которое можно было бы назвать "зрелость души" — потому что душа больше человека. Свободная зрелость души, естественно наполняющая творения высшей Истины и Любви, придёт на смену человеческой добродетели.

Но эту высшую Истину нельзя втиснуть в мелкие доктрины практического рассудка или даже запереть в наиболее благородные построения более широкого формирующего понятия рассудка, навязывающего ограниченному человеческому интеллекту свои представления так, как будто они и есть чистая истина.

Эта высшая Любовь совсем не обязательно будет согласовываться, а тем более уподобляться частичным и слабым, невежественным и управляемым эмоциями движениям человеческого влечения, сочувствия и жалости.

Мелкие законы не могут ограничить мощное движение. Частичное достижение ума не может диктовать свои условия верховной реализации души.

1-08-07. Поначалу, эта высшая Любовь и Истина будут реализовывать свои движения в Садхаке в соответствии с основным законом или способом существования его природы.

Поначалу, эта высшая Любовь и Истина будут реализовывать свои движения в Садхаке в соответствии с основным законом или способом существования его природы.

Потому что имеется определённый аспект божественной Природы, особая сила верховной Шакти, из которой его душа вошла в Игру, в действительности не ограниченная формами этого закона или способа существования, потому что душа бесконечна.

Но всё же сама ткань этой природы несёт на себе эту печать, с наибольшей лёгкостью развиваясь в этих направлениях и следуя в своих поворотах виткам спирали этого направляющего влияния.

Садхака проявляет божественное движение Истины в соответствии с темпераментом мудреца, или подобного льву воина, или любящего и наслаждающегося, или работника и слуги, или в любой комбинации основных свойств (гун), которые могут составлять форму, данную его существу его собственной внутренней силой.

Именно эту природу внутреннего "я", свободно играющую в его действиях, и увидят в нём люди, а не поведение, которое отмерено, очерчено, искусственно регулируется каким-либо менее важным правилом или каким-либо внешним законом.

1-08-08. Но есть и ещё более высокий уровень достижений, бесконечность (анантья), в котором превышено даже это последнее ограничение …

Но есть и ещё более высокий уровень достижений, бесконечность (анантья), в котором превышено даже это последнее ограничение, потому что природа достигла предельной реализации, и границы, воздвигнутые ей, исчезают.

Там душа живет без всяких границ. Потому что она использует все формы и образцы в соответствии с божественной Волей, которая в ней, но она не сдерживается, она не привязана, она не заперта в какой-нибудь силе или форме, которой она пользуется.

Это та вершина, к которой ведёт путь работы и полная свобода души в её действии.

В действительности для неё нет действий.

Все её действия — это ритм Всевышнего, и они полновластно исходят только от него, подобно музыке, самопроизвольно льющейся из Бесконечного.

 

*

*    *

1-08-09. Таким образом, полная сдача всех наших дел высшей и вселенской Воле …

Таким образом, полная сдача всех наших дел высшей и вселенской Воле, безусловное и безоговорочное подчинение всех работ правлению чего-то вечного в нас, которое заменит обычную деятельность эгоистической природы, есть путь и цель Карма-Йоги.

Но что такое эта божественная высшая Воля, и как она может быть узнана нашими заблуждающимися инструментами и нашим слепым заточённым в темницу интеллектом?

1-08-10. Обычно мы представляем себе самих себя как отдельное "я" во вселенной, которое направляет отдельное тело, ментальную и моральную природу …

Обычно мы представляем себе самих себя как отдельное "я" во вселенной, которое направляет отдельное тело, ментальную и моральную природу, выбирает в полной свободе свои собственные самоопределяемые действия, и независимо, и, следовательно, полностью, распоряжается своей деятельностью и отвечает за неё.

Обычному уму, уму, который не обдумывал и не заглядывал внутрь своего собственного строения и состава, и даже уму, который об этом думал, но не обладает духовным видением и опытом, очень трудно представить себе, как может быть что-нибудь в нас ещё более истинное, глубокое и более мощное, чем это очевидное "я" и его империя.

Но самый первый шаг к самопознанию, как к истинному знанию явлений, — это шаг за видимую истину вещей, открытие настоящей, но замаскированной существенной и динамичной истины, которая скрывается за их внешностью.

1-08-11. Это эго или "я" не есть последняя истина, и намного меньше нашей основной части.

Это эго или "я" не есть последняя истина, и намного меньше нашей основной части.

Это только формация Природы, ментальная форма централизации мысли в воспринимающем и различающем уме, витальная форма централизации чувства и ощущения в наших элементах жизни, форма физического сознательного восприятия, централизующего субстанцию и функцию субстанции в наших телах.

Всё, что мы представляем собой внутренне — это не эго, а сознание, душа или дух.

Всё, что мы представляем собой внешне и поверхностно, и то, что мы делаем — это не эго, а Природа.

Исполнительная космическая сила придаёт нам форму и навязывает через наш темперамент, окружение и ментальность, которую она сформировала, через наше индивидуальное соотношение космических энергий, наши действия и их результаты.

На самом деле, мы не думаем, не изъявляем свою волю, не действуем, но мысли приходят к нам, воля приходит к нам, к нам приходит импульс и с нами случается действие.

Наше эго-чувство весь этот поток природной деятельности — собирает вокруг себя, обращает на себя и соотносит с собой.

Именно космическая Сила, именно Природа — то, что формирует мысль, навязывает волю, даёт импульс.

Наше тело, ум и эго — волна этого моря силы, которая действует, и не они управляют этим морем, а оно управляет ими и направляет их.

Садхака в своём движении к истине и самопознанию должен дойти до той точки, где душа открывает свои глаза видения и узнаёт эту истину об эго и о работах.

Он отказывается от идеи ментального, витального, физического "я", которое действует или управляет действием. Он признаёт, что Пракрити, Сила космической природы, следуя своим предустановленным модам (гунам), и в нём, и во всех вещах и существах один и единственный деятель.

1-08-12. Но что определяет и фиксирует моды Природы? От кого произошло и кто управляет движениями Силы?

Но что определяет и фиксирует моды Природы? От кого произошло и кто управляет движениями Силы?

Позади есть Сознание — или Сознательное — и оно является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, поддерживающим и является источником санкции для её работ.

Это сознание есть Душа или Пуруша.

Пракрити формирует действия в нас. Пуруша в ней или за ней наблюдает, разрешает, несёт и поддерживает их.

Пракрити формирует мысль в наших умах. Пуруша в ней или за ней знает мысль и истину этой мысли.

Пракрити определяет результат действия. Пуруша в ней или за ней наслаждается результатами или страдает от последствий.

Пракрити формирует ум и тело, трудится над ними, развивает их. Пуруша поддерживает формирование и развитие и санкционирует каждый шаг её деятельности.

Пракрити применяет Волю-силу, которая действует в вещах и людях. Пуруша приводит эту Волю-силу в действие своим видением того, что должно быть сделано.

Этот Пуруша не поверхностное эго, а безмолвное Высшее "Я", источник Силы, генератор и получатель Знания, стоящий позади эго. Наше ментальное "я" есть только ложное отражение этого "Я", этой Силы, этого Знания.

Этот Пуруша или поддерживающее Сознание есть, следовательно, причина всего, он принимает и поддерживает все работы Природы, но сам не является деятелем.

Пракрити, Сила Природы, стоящая впереди, и Шакти, Сознание-Сила, Сила Души, стоящая за ней — потому что эти двоё — внутреннее и внешнее лица вселенской Матери — отвечают за всё, что делается во вселенной. Вселенская Мать, Пракрити-Шакти является одним и единственным деятелем.

1-08-13. Пуруша-Пракрити, Сознание-Сила, Душа, поддерживающая Природу …

Пуруша-Пракрити, Сознание-Сила, Душа, поддерживающая Природу — потому что эти двое едины и неразделимы даже в своей отдельности — являются одновременно и вселенской, и трансцендентной Силой.

Но есть нечто в отдельном человеке и такое, что не является ментальным эго, нечто единое по сути с этой большей реальностью: это чистое отражение или часть единого Пуруши.

Это Душа, Личность или воплощённое бытие, индивидуальное "я", Дживатман.

Это Высшее "Я", которое как будто ограничивает свою власть и знание так, чтобы поддержать индивидуальную игру трансцендентной и вселенской Природы.

В самой глубокой реальности бесконечно Единое есть также бесконечно множественное.

Мы — не только отражение или часть этого, но мы сами есть это.

Наша духовная индивидуальность в отличие от нашего эго не препятствует нашей всеобщности и трансцендентности.

Но пока что наша душа или "я" в нас направлено на индивидуализацию в Природе и позволяет идее эго смущать себя.

Ему предстоит избавиться от этого невежества, познать себя как отражение, или часть, или бытие верховного и всеобщего "Я" и единственно как центр его сознания в мировом действии.

Но этот Джива Пуруша тоже не тот, кто делает работу, как и эго или поддерживающее сознание Свидетеля и Знающего.

Снова и всегда единственный деятель — это трансцендентная и вселенская Шакти. Но за ней находится единый Всевышний, проявляющийся через неё как двойственная сила, Пуруша-Пракрити, Ишвара-Шакти *). Всевышний становится динамичным в качестве Шакти и через неё является единственным источником и Хозяином творений во вселенной.

 

 

1-08-13c. Ишвара-Шакти не совсем то же, что Пуруша-Пракрити.

Ишвара-Шакти не совсем то же, что Пуруша-Пракрити. Потому что Пуруша и Пракрити — отдельные силы, а Ишвара и Шакти содержат в себе друг друга.

Ишвара есть Пуруша, который содержит Пракрити и управляет посредством силы Шакти в нём.

Шакти есть Пракрити, одушевлённая Пурушей, и которая действует по воле Ишвары, которая является её собственной волей и чье присутствие в её движении она всегда несёт с собой.

Реализация Пуруши-Пракрити это первейшая необходимость для ищущего на Пути Работы.

Потому что именно разделение сознательного бытия и Энергии и подчинение бытия механизму Энергии и есть настоящая причина нашего невежества и несовершенства.

Через эту реализацию бытие может освободить себя от механического действия природы, стать свободным и впервые получить духовный контроль над природой.

Ишвара-Шакти стоит за отношением Пуруша-Пракрити и его невежественным действием и обращает его к целям эволюции.

Реализация Ишвары-Шакти может дать возможность участия в высшем динамизме, божественной работе и всеобщем единстве и гармонии бытия в духовной природе.

 

*

*    *

1-08-14. Если это есть истина работы, то первое, что должен сделать Садхака, это отвернуться от эгоистических форм деятельности …

Если это есть истина работы, то первое, что должен сделать Садхака, это отвернуться от эгоистических форм деятельности и избавиться от чувства действующего "я".

Он должен увидеть и почувствовать, что всё происходит в нём путём пластичного сознательного, или подсознательного, или иногда сверхсознательного автоматизма его ментальных и телесных инструментов, движимых силами духовной, ментальной, витальной и физической Природы.

На его поверхности находится личность, которая выбирает и выражает свою волю, подчиняется и борется, пытается делать добро в Природе или властвовать над Природой, но эта личность сама есть конструкция Природы и как таковая подчиняется, направляется и определяется ею настолько, что не может быть свободна.

Она является формацией Природы или выражением Высшего "Я" в Природе. Она скорее есть "я" Природы, а не "я" своего Высшего "Я", его природное и развивающееся, а не его духовное и постоянное существо, временно построенная персональность, а не истинная бессмертная Личность.

Именно этой Личностью и должен стать Садхака.

Он должен стать внутренне неподвижным, отстраниться как наблюдатель от внешней активной персональности и изучить игру космических сил в себе, отступив от всей ослепляющей поглощённости их поворотами и движениями.

Успокоившись, отстранившись, изучая себя и став свидетелем своей природы, он осознаёт, что он есть индивидуальная душа, которая наблюдает за работой Природы, принимает спокойно её результаты, и санкционирует или удерживается от санкции импульсов для её действий.

Сейчас эта душа или Пуруша не многим более, чем молчаливо соглашающийся зритель, возможно и оказывающий влияние на действие и развитие бытия давлением своего завуалированного сознания, но большей частью передавая свои силы или часть их — внешней персональности — фактически Природе, потому что это внешнее "я" не господин, а её подчинённый, аниша.

Но, как только душа раскроется, она может сделать свои санкции или запреты действенными, стать хозяином действия, полновластно навязывать изменение Природы.

Даже если долгое время, как результат установившихся связей и прошлых запасов энергии, привычное движение происходит независимо от согласия Пуруши, и даже если Природа настойчиво не принимает санкционированное движение из-за того, что у нее нет такой привычки, всё же Садхака обнаружит, что в конце концов его согласие или отказ играет главную роль.

Медленно, с большим сопротивлением, или быстро, приспособив свои средства и тенденции, Природа меняет и себя и свою работу в направлении, обозначенном его внутренним видением или волей.

Таким образом он учится заменять ментальный контроль или эгоистическую волю на внутренний духовный контроль, который делает его хозяином сил Природы, работающих в нём, а не их бессознательным инструментом или механическим слугой.

Над и вокруг него находится Шакти, вселенская Мать, и от неё он может получить все свои самые сокровенные душевные нужды и желания, если только он имеет истинное знание её путей и истинно подчиняется божественной Воле в ней.

Наконец, он осознаёт и внутри себя и в Природе, то высшее динамическое "Я", которое является источником всего его видения и знания, источником санкции, источником приятия и источником неприятия.

Его душа — частица этого Хозяина, Всевышнего, Единого-во-всём, Ишвары-Шакти, бытие этого Бытия и силой этой Силы.

Всё остальное наше развитие зависит от нашего знания путей, в которых Хозяин работы проявляет свою Волю в мире, и в нас, и исполняет их через трансцендентную и вселенскую Шакти.

1-08-15. Господь видит в своем всеведении то, что нужно сделать.

Господь видит в своем всеведении то, что нужно сделать. Это видение — его Воля, это — форма творческой Силы, и то, что он видит, всесознающая Мать, единая с ним, берёт это в своё динамическое "я" и воплощает, а исполнительная Сила Природы выполняет это в качестве механизма их всемогущего всеведения.

Но это видение того, что должно быть и, следовательно, того, что следует сделать, происходит из самого бытия, выливается прямо из сознания и восторга существования Господа, спонтанно, подобно исходящему из солнца свету. Это не наша земная попытка увидеть, или наш трудный путь к истине действия и мотива, или просто требование Природы.

Когда индивидуальная душа полностью едина в своём бытии и знании с Господом и непосредственно соприкасается с изначальной Шакти, с трансцендентной Матерью, верховная Воля может проявиться в нас высшим божественным способом в качестве вещи, которая должна быть, и которая достигается непосредственным действием Природы.

Тогда нет желания, нет ответственности, нет реакции. Всё происходит в мире, покое, силе поддерживающего, окружающего и живущего в нас Божественного.

1-08-16. Но даже прежде, чем достигнуто это высочайшее приближение к тождеству, нечто от верховной Воли может проявиться в нас …

Но даже прежде, чем достигнуто это высочайшее приближение к тождеству, нечто от верховной Воли может проявиться в нас как настойчивое требование, как действие, направляемое Богом.

Тогда мы действуем посредством спонтанной самоопределяющей Силы, но более полное знание значения и цели возникает только потом.

Или импульс к действию может появиться как вдохновение или интуиция, но скорее в сердце и теле, чем в уме.

Тогда появляется эффективное видение, но полное и точное знание ещё откладывается и наступает позже, если наступает вообще.

Но божественная Воля может спуститься также как сияющая единственная команда, или глобальное восприятие, или непрерывный поток восприятий того, что должно быть сделано, вливающийся в волю или в мысль, или как указание сверху, спонтанно выполняемое низшими членами.

Когда Йога несовершенна, только некоторые действия могут быть произведены таким образом, или общее действие может идти таким путём, но только в периоды возвышения и просветления.

Когда Йога совершенна, всё действие становится таким.

Мы, на самом деле, можем различить три стадии нарастающего прогресса, во время которых, сначала, личная воля иногда или часто вдохновляется или бывает движима верховной Волей или сознательной Силой, находящейся вне её, затем постоянно заменена и, наконец, она сливается с этим божественным действием Силы.

Первая стадия — это когда нами всё ещё управляет интеллект, сердце и чувства. Они должны искать или ждать божественного вдохновения и руководства и не всегда находят или получают его.

Вторая стадия — это когда человеческий интеллект всё больше и больше заменяется высшим, просветлённым или интуитивным одухотворённым умом, внешнее сердце человека — внутренним психическим сердцем, чувства — очищенной и неэгоистичной витальной силой.

Третья стадия наступает тогда, когда мы поднимаемся выше даже одухотворённого ума на супраментальные уровни.

1-08-17. На всех трёх стадиях основной характер освобождённого действия одинаков, спонтанный труд Пракрити, не направленный больше через эго или для целей эго …

На всех трёх стадиях основной характер освобождённого действия одинаков, спонтанный труд Пракрити, не направленный больше через эго или для целей эго, но по воле и для наслаждения верховного Пуруши.

На высшем уровне это становится Истиной абсолютного и вселенского Всевышнего, выражающейся при помощи индивидуальной души и сознательно вырабатывающейся через природу — больше не через полу-восприятие и уменьшенное и искажённое претворение спотыкающейся, невежественной и вседеформирующей энергией нашей низшей природы, а всезнающей трансцендентной и вселенской Матерью.

1-08-18. Господь скрыл себя, свою абсолютную мудрость и вечное сознание в невежестве Природы-Силы и терпит это …

Господь скрыл себя, свою абсолютную мудрость и вечное сознание в невежестве Природы-Силы и терпит это, чтобы двигать индивидуальное существо, при его соучастии в качестве эго.

Эта низшая деятельность Природы продолжает преобладать, часто даже вопреки человеческим полуосвещённым несовершенным усилиям к более благородным побуждениям и более чистому самопознанию.

Наши человеческие усилия в совершенствовании терпят неудачу, или движутся вперёд очень неполно в силу прошлой деятельности Природы в нас, благодаря её предыдущим формациям, её укоренившимся связям.

Только когда более великое Знание или Сила, чем наша собственная, пробьётся через преграду нашего невежества и поведёт нас, или возвысит нашу личную волю, только тогда эти усилия поведут к истинному и высшему успеху.

Потому что наша человеческая воля является обманчивым и блуждающим лучом, отделённым от верховного Могущества.

Период медленного выхода из этой низшей деятельности в более высокий свет и более чистую силу — это долина теней смерти для стремящегося к совершенству.

Это ужасный путь, полный испытаний, страданий, скорби, неизвестности, спотыканий, ошибок и ловушек.

Нужно сократить и облегчить это тяжёлое испытание или пронизать его божественным восторгом веры, всё возрастающей капитуляцией ума перед знанием, которое возникает изнутри и, поверх всего — истинное вдохновение и правильная, непоколебимая и искренняя практика.

"Практикуй Йогу решительно," — говорит Гита, — "с сердцем, свободным от уныния", потому что, хотя на ранних стадиях пути мы вдоволь напиваемся горького яда внутренних расстройств и страданий, то в конце вкус этой чаши становится сладостью нектара бессмертия и медового вина вечной Ананды.

 

 

2021 апрель 04 вс  — 2021 апрель 11 вс