-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-11

Хозяин Работы

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 243-263)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XI. Хозяин Работы

1-11-01. Хозяином и Движителем нашей работы является Единый, Вселенский и Наивысший, Вечный и Бесконечный.

1-11-02. Но предстоит долгий переход и тяжёлый труд, прежде чем мы сможем взглянуть на него глазами, видящими истину …

1-11-03. Таким образом, должны существовать стадии и градации в нашем приближении к этому совершенству …

1-11-04. Очень трудно приобрести или выработать эту веру и твёрдость на крутом и узком пути Йоги …

1-11-05. Если кто-либо долго и настойчиво шёл по этому пути, то вера в сердце останется и под самым яростным давлением враждебных сил.

1-11-06. Хозяин наших работ уважает нашу природу, даже когда он переделывает её.

1-11-07. Наша природа не только ошибается в воле и невежественна в знании, но и слаба в силе.

1-11-08. Движение Неведения в своей основе эгоистично, и для нас нет ничего более трудного, чем избавиться от эгоизма …

1-11-09. Первый шаг на этом долгом пути — посвящение всех наших дел как жертвоприношение Божественному в нас и в мире.

1-11-10. В этом последнем интегрирующем движении есть разные градации.

1-11-11. Это восприятие, это ощущение более великой Силы в нас или над нами и двигающей нас, вовсе не галлюцинация или мегаломания.

1-11-12. Наша природа должна стать домом для космической Силы, но не в низшем её аспекте …

1-11-13. Искоренение этой формы эго ведёт прямо к истинному инструментальному действию, являющемуся сутью совершенной Карма-Йоги.

1-11-14. Есть ещё один, более великий шаг, который нужно сделать после сдачи инструментального эго Божественной Шакти.

1-11-15. Целью Карма-Йоги должно быть не только освобождение, но и совершенство.

1-11-16. После удаления покрова эго нужно удалить покров Природы и её низших форм, которые правят нашими умом, жизнью и телом.

1-11-17. Однако же, даже прежде чем мы достигнем этого последнего совершенства, мы можем обрести союз с Божественным в работах в его чрезвычайной широте …

1-11-18. Хозяин наших работ и нашего бытия не просто Божество здесь внутри нас, и не просто космический Дух или своего рода вселенская Сила.

1-11-19. Источник нашего бытия, Источник наших работ и их Хозяин — это Трансцендентное …

1-11-20. Потому что здесь в мире, хотя гнозис и находится тайно позади существования, то, что действует — не гнозис, а магическое Знание-Невежество …

1-11-21. И всё же здесь остаётся противоречие между этими двумя условиями — отстранённым божественным Безмолвием и всеохватывающим божественным Действием …

1-11-22. Потому что существует ещё и третий, крайне близкий и личный аспект Хозяина Работы …

1-11-23. Но личные отношения с Божественным не всегда или не с самого начала приводят в силу это великое расширение или высочайшее самопревышение.

1-11-24. В Йоге, проживаемой полностью на одухотворённом ментальном плане, возможно и даже обычно, что эти три фундаментальных аспекта божественного …

1-11-25. Но ни одно из этих достижений не будет достаточным для того, кто ищет широкой полноты интегральной Йоги.

1-11-26. Трансцендентное, Вселенское, Индивидуальное — вот три силы, которые венчают проявление, лежат в его основе и пронизывают всё проявление.

1-11-27. Потому что Ум есть Майя, сат-асат: это область охвата истинного и ложного, существующего и несуществующего …

1-11-28. Но это — конец долгого и трудного пути, и Хозяин работ не ждёт того момента …

1-11-29. Потому что эта ныне сверхсознательная Трансцендентность является Силой так же, как и Существованием.

1-11-30. В этом раскрытии Трансцендентное Божественное будет становиться всё более и более известным нам как высшее Существование …

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XI. Хозяин Работы

1-11-01. Хозяином и Движителем нашей работы является Единый, Вселенский и Наивысший, Вечный и Бесконечный.

Хозяином и Движителем нашей работы является Единый, Вселенский и Наивысший, Вечный и Бесконечный.

Он — трансцендентное неведомое или Непознаваемый Абсолют, непередаваемый и непроявленный Невыразимый, над нами.

Но он также — Высшее "Я" всех существ, Хозяин всех миров, превосходящий все миры, Свет и Руководитель, Все-Прекрасный и Все-Блаженный, Возлюбленный и Любящий.

Он — Космический Дух и вся эта творческая Энергия вокруг нас. Он — Постоянно присутствующий внутри нас.

Всё, что есть, есть он, и он — это нечто Большее, чем всё то, что есть, и мы сами, хоть мы этого не ведаем, есть бытие его существа, сила его силы, сознательны сознанием, полученным от его сознания.

Даже наше смертное существование состоит из его субстанции, и в нас есть бессмертный, который является искрой Света и Блаженства, существующих вечно.

И не важно, посредством ли знания, работы, любви или иными средствами узнать эту истину нашего бытия — осознать её, сделать действенной здесь или где бы то ни было — в этом и есть цель всей Йоги.

 

*

*   *

1-11-02. Но предстоит долгий переход и тяжёлый труд, прежде чем мы сможем взглянуть на него глазами, видящими истину …

Но предстоит долгий переход и тяжёлый труд, прежде чем мы сможем взглянуть на него глазами, видящими истину, и ещё дольше и ещё упорней должно быть наше стремление, если нам суждено перестроить самих себя в его истинный образ.

Хозяин работы не открывает себя сразу же тому, кто его ищет.

Всегда именно его Сила действует из-за вуали, но она становится явной лишь когда мы отрекаемся от эгоизма деятеля, и её непосредственное движение увеличивается пропорционально тому, как это отречение становится всё более и более конкретным.

Лишь тогда, когда наша отдача его божественной Шакти становится абсолютной, мы получаем право жить в его абсолютном присутствии.

И лишь тогда мы сможем увидеть, как наша работа совершенно естественно, полностью и просто вкладывается в форму Божественной Воли.

1-11-03. Таким образом, должны существовать стадии и градации в нашем приближении к этому совершенству …

Таким образом, должны существовать стадии и градации в нашем приближении к этому совершенству, как есть они на пути к любому другому совершенству на любом плане Природы.

Видение полной славы может явится нам заранее, внезапно или постепенно, один раз или часто, но всё же до того, как основание будет завершено, оно является кратким и сжатым, а не продолжительным и всеохватывающим опытом, а не остающимся присутствием.

Широта, бесконечное содержание Божественного Откровения приходит позже и постепенно раскрывает свою силу и своё значение. Или, даже, на вершинах нашей природы может быть достигнуто устойчивое видение, но всё-таки совершенный ответ низших составляющих приходит лишь шаг за шагом.

Во всех Йогах первая необходимая вещь — это вера и терпение.

Огонь в сердце и интенсивность ищущей воли, стремящиеся взять штурмом царство небесное, могут добиться ничтожных результатов, если они будут пренебрегать поддержкой своей горячности со стороны этих безмолвных и более спокойных помощников. И в длительной и трудной интегральной Йоге должна присутствовать цельная вера и непоколебимое терпение.

1-11-04. Очень трудно приобрести или выработать эту веру и твёрдость на крутом и узком пути Йоги …

Очень трудно приобрести или выработать эту веру и твёрдость на крутом и узком пути Йоги и из-за нетерпеливости сердца и ума, и из-за стремящейся, но переменчивой воли нашей раджасической природы. Витальная природа человека всегда жаждет плодов своего труда и, если эти плоды должны, появившись, быть отринуты или долгое время оставаться неиспользованными, она теряет веру в идеал и в руководство.

Потому что его ум всегда судит по внешней стороне вещей, поскольку это является первой, неотъемлемой привычкой интеллектуального рассудка, которому он так безгранично доверяет.

Для нас нет ничего легче, чем винить Бога в нашем сердце, когда мы долго страдаем или спотыкаемся в темноте, или отречься от идеала, который мы поставили перед собой.

Потому что мы говорим: "Я верил в Высочайшего, и я был предан им и попал в страдание, грех и заблуждение".

Или же: "Я поставил всю мою жизнь на идею, которой противоречат и которую разрушают самые непреложные факты. Было бы гораздо лучше оставаться таким же, как и все, кто признал свою ограниченность и ступает по твердой почве обычного опыта".

В такие моменты — а они иногда бывают часты и продолжительны — всякий высший опыт оказывается забыт и сердце сосредоточенно на своей собственной горечи. Именно в этих тёмных переходах можно отпасть от добра или отвернуть назад от божественного труда.

1-11-05. Если кто-либо долго и настойчиво шёл по этому пути, то вера в сердце останется и под самым яростным давлением враждебных сил.

Если кто-либо долго и настойчиво шёл по этому пути, то вера в сердце останется и под самым яростным давлением враждебных сил. Даже если она скрыта или явно подавлена, она воспользуется первой же возможностью возникнуть вновь. Потому что нечто более высокое, нежели сердце или интеллект, поддерживает её, несмотря на самые худшие падения и самые долгие неудачи.

Но даже для опытного Садхака подобные шатания или затуманивания становятся задержками его развития, и высшей степени опасны для новичка.

Вот почему совершенно необходимо с самого начала понять и принять напряжённую трудность этого пути и почувствовать насколько нужна и важна вера, которая для интеллекта может показаться слепой, но которая всё же мудрее, чем наш рассуждающий интеллект.

Потому что эта вера является поддержкой сверху. Она — сверкающая тень, отбрасываемая тайным светом, превосходящим интеллект и его информацию. Она — сердце скрытого знания, которое не во власти непосредственных видимых обстоятельств.

Если мы сохраним нашу веру, она будет подтверждена в своих трудах и в конечном счёте будет поднята и преобразована в само-откровение божественного знания.

Нам нужно всегда твёрдо держаться предписания Гиты: "Йога должна постоянно практиковаться с сердцем, свободным от падений в состояние подавленности".

Нам нужно всегда повторять сомневающемуся интеллекту обещание Мастера: "Я обязательно освобожу тебя от всякого греха и зла. Поэтому — не унывай".

В конце концов, пламя веры перестанет мигать. Потому что мы увидим его лик и всегда будем чувствовать Божественное Присутствие.

 

*

*   *

1-11-06. Хозяин наших работ уважает нашу природу, даже когда он переделывает её.

Хозяин наших работ уважает нашу природу, даже когда он переделывает её.

Он всегда действует через природу, а не по какому-нибудь произвольному капризу.

Наша несовершенная природа уже содержит в себе материал нашего совершенства, но в зачаточном состоянии, искажённый, перепутанный, набросанный в беспорядке или в неверном и несовершенном порядке.

Весь этот материал должен быть терпеливо доведён до совершенства, очищен, реорганизован, заново вылеплен и трансформирован, а не изрублен, срезан, или умерщвлён или покалечен, и не разрушен через принуждение и отрицание.

Этот мир и мы, живущие в нём — его творение и проявление, и он работает с миром и с нами таким способом, который наш узкий и невежественный ум не в силах познать до тех пор, пока он не станет безмолвным и не откроется божественному знанию.

В наших ошибках заключена материя истины, которая трудится над тем, чтобы открыть своё значение нашему ищущему наощупь интеллекту.

Человеческий интеллект устраняет одну ошибку — а заодно с ней и истину — и заменяет её другой полуистиной, полуошибкой.

Но Божественная Мудрость продолжает терпеть наши ошибки до тех пор, пока мы не сможем добраться до той истины, что спрятана и защищёна подо всеми ложными покровами.

Наши грехи — это ложно направленные шаги ищущей Силы, нацеленной не на грех, а на совершенство, на то, что мы могли бы назвать божественной добродетелью.

Часто они — покровы качества, которое должно быть трансформировано и выведено из-под этой уродливой маскировки. Иначе, в совершенном божественном провидении вещей, их существование или продолжение не было бы допущено.

Хозяин наших дел вовсе не неумеха, и не безразличный свидетель, и не праздный игрок, забавляющийся роскошью ненужного зла. Он мудрее нашего рассудка и мудрее нашей добродетели.

1-11-07. Наша природа не только ошибается в воле и невежественна в знании, но и слаба в силе.

Наша природа не только ошибается в воле и невежественна в знании, но и слаба в силе. Но есть Божественная Сила, и она будет вести нас, если мы поверим в неё, и она будет использовать и наши слабости, и нашу силу для божественной цели.

И если у нас неудача в нашей ближайшей цели, то это потому, что он запланировал неудачу. Часто наша неудача или плохой результат является верной дорогой к истинному результату, к которому не привёл бы немедленный и полный успех.

Если мы страдаем, то это потому, что что-то в нас должно быть подготовлено для редкой возможности наслаждения.

Если мы спотыкаемся, то это чтобы в конце концов научиться секрету более совершенной походки. И нам очень важно не становиться слишком страстными даже в достижении покоя, чистоты и совершенства.

И нам очень важно не становиться слишком страстными даже в достижении покоя, чистоты и совершенства. Покой должен придти к нам, но не покой пустой и разорённой природы или убитых или искалеченных способностей, неспособных к волнению оттого, что мы сделали их неспособными к напряжению, горению и силе.

Чистота должна быть нашей целью, но не чистота пустоты или бесцветной и суровой холодности.

От нас требуется совершенство, но не такое совершенство, которое может существовать лишь ограничивая свой простор узкими рамками или по своей прихоти прекращая вечно саморасширяющееся раскручивание Бесконечного.

Наша цель — изменится в божественную природу, но божественная природа — не ментальное и не моральное, а духовное состояние, которого трудно достичь, и трудно даже постичь нашим интеллектом.

Мастер нашей работы и нашей Йоги знает, что должно быть сделано, и нам нужно позволить ему сделать это в нас его средствами и в его манере.

1-11-08. Движение Неведения в своей основе эгоистично, и для нас нет ничего более трудного, чем избавиться от эгоизма …

Движение Неведения в своей основе эгоистично, и для нас нет ничего более трудного, чем избавиться от эгоизма пока мы всё ещё признаём личность и подвержены действию в полусвете и в полусиле нашей незаконченной природы.

Легче уморить эго голодом отбрасывая его импульс к действию, или же убить его, отрезав от себя всякое движение личности.

Легче вознести его в самозабвение, затопляя его трансом покоя или экстазом божественной Любви.

Но наша более трудная задача — высвободить истинную Личность и достичь божественной зрелости, стать чистым сосудом божественной силы и совершенным инструментом божественного действия. И нужно непреклонно двигаться шаг за шагом в этом направлении. Одно препятствие за другим нужно испытать на себе и полностью их пройти.

Только Божественная Мудрость и Сила могут сделать это для нас, и они всё сделают, если мы будем стремиться к этому всей полнотой своей веры, последуем за ними и примем их работу с неослабевающей смелостью и терпением.

1-11-09. Первый шаг на этом долгом пути — посвящение всех наших дел как жертвоприношение Божественному в нас и в мире.

Первый шаг на этом долгом пути — посвящение всех наших дел как жертвоприношение Божественному в нас и в мире.

Эта позиция ума и сердца, не слишком тяжела для начала, но весьма трудна если сделать её совершенно искренней и все-пронизывающей.

Вторым шагом будет отказ от привязанности к результатам наших дел и работ.

Потому что единственно настоящий, неизбежный и крайне желательный результат принесения жертвы — то единственное что необходимо — это Божественное Присутствие и Божественные Сознание и Сила в нас.

И если это достигнуто, всё остальное приложится.

Остальное — это трансформация эгоистической воли в нашем витальном существе, нашей души желания и природы желания, что гораздо труднее остального.

Третий шаг заключается в том, чтобы избавиться от центрального эгоизма и даже от чувства эго работника. Это самое трудное преобразование изо всех, и оно не может быть сделано совершенно без первых двух шагов.

Но и эти два первых шага не могут быть завершены, если третий не завершает всё движение и, вследствие угасания эгоизма, разрушает саму основу желания.

Лишь тогда, когда мелкое чувство эго вырвано из природы, ищущий сможет узнать свою истинную личность, которая стоит выше эго, как часть и силу Божественного, и сможет откинуть всякий побудительный мотив, отличный от воли Божественной Шакти.

 

*

*   *

1-11-10. В этом последнем интегрирующем движении есть разные градации.

В этом последнем интегрирующем движении есть разные градации. Потому что оно не может быть сделано сразу или без долгой подготовки, которая постепенно приближает его к цели и делает, в конечном счёте, эту цель возможной.

Первое приближение, которое должно быть сделано — это перестать рассматривать себя в качестве работника и твёрдо понимать то, что мы всего лишь инструменты космической Силы.

В начале это не одна Сила, а много космических сил, которые, как кажется, двигают нами. Но они могут стать питательной средой для эго, поэтому такой взгляд освобождает лишь ум, а не всю природу.

И даже тогда, когда мы начинаем сознавать, что всё есть проявление работы единой космической Силы и Божественного, стоящего за ней, это тоже не обязательно освобождает.

Если исчезает эгоизм работника, то его может заменить эгоизм инструмента или же он будет продолжать существовать в замаскированном виде. Жизнь мира была полна случаев эгоизма подобного рода, и он может быть ещё более поглощающим и огромным, чем любой другой.

Та же опасность таится и в Йоге. Человек может стать лидером среди людей или выдающимся в том или ином кругу, и чувствовать себя полным силы, которая, как ему известно, выше и за пределами его собственной эгo-Cилы.

Он может сознавать Судьбу, творящую через него, или Волю, таинственную и непостижимую, или Свет в великом сиянии. Получаются сверхординарные результаты его мыслей, его действий или его творческого гения.

Он может произвести колоссальное разрушение, расчищающее путь человечеству, или некую великую постройку, которая становятся для него на какое-то время местом отдыха.

Он кара, или же он — приносящий свет и исцеление, творец красоты или посланец знания. Или же, если его работа и её результаты оказываются менее масштабными и имеют ограниченную область, всё равно им сопутствует сильное ощущение того, что он является инструментом и избранником для этой миссии или его труда.

Люди с такой судьбой и с такими силами легко верят в это сами и объявляют себя просто инструментами в руках Бога или Судьбы: но даже в этом объявлении мы можем увидеть то, что здесь может вкрасться или скрываться ещё более сильный и более раздутый эгоизм, чем тот, который имеют мужество принять или держать в себе обычные люди.

И часто, когда люди подобного рода говорят о Боге, то лишь для того, чтобы воздвигнуть его образ, который на самом деле ни что иное, как огромная тень их самих или их собственной природы, устойчивая Обоготворённая Суть их собственного типа воли, мысли, качества и силы. Этот увеличенный образ их эго и есть тот Хозяин, которому они служат.

Это довольно часто случается в Йоге с сильными, но незрелыми  витальными натурами или умами, которые слишком легко экзальтируются, когда они позволяют амбиции, гордости или желанию величия войти в их духовные поиски и испортить чистоту побуждения.

Увеличенное во много раз эго встаёт между ними и их истинным существом и ради своей собственной личной цели черпает силу из более великой невидимой Силы, божественной или небожественной, действующей через них, которую они смутно или чётко начинают осознавать.

Интеллектуального восприятия или витального ощущения Силы более великой, чем наша, и нас самих, как чего-то движимого ей, не достаточно для освобождения от эго.

1-11-11. Это восприятие, это ощущение более великой Силы в нас или над нами и двигающей нас, вовсе не галлюцинация или мегаломания.

Это восприятие, это ощущение более великой Силы в нас или над нами и двигающей нас, вовсе не галлюцинация или мегаломания. Те, кто таким образом чувствуют и видят, обладают большим видением, чем обычные люди, и продвинулись на шаг вперёд за ограниченный физический интеллект, но их видение не есть полное видение или непосредственный опыт.

Потому что из-за того, что они нечисты в уме и несознающи в душе, из-за того, что их пробуждение направлено больше в область витала, а не в духовную субстанцию Высшего "Я", они не могут быть сознательными инструментами Божественного или встретить лицом к лицу Мастера, но используются через посредство их подверженной ошибкам и несовершенной природы.

Самое большее, что они видят из Божественного — это Судьбу, или космическую Силу, или же они дают его имя ограниченному Божеству, или, что хуже, титанической или демонической Силе, скрывающей его.

Некоторые основатели религий даже воздвигали образ Бога секты, или национального Бога, или Силы ужаса и наказания, или Нумена саттвической любви, милости и добродетели, и всё это выглядит так, будто они никогда не видели Единого и Вечного.

Возвеличенное раджасическое или саттвическое эго всё ещё владеет ими и стоит между ними и интегральной Истиной. Но даже это — уже что-то, некое начало, пусть далёкое от истинного и совершенного опыта.

Гораздо худшее может случиться с теми, кто разрывает что-то в человеческих узах, но не обладает чистотой и знанием, потому что они могут стать инструментами, но не Божественного. Слишком часто, используя его имя, они бессознательно служат его личинам и чёрным Противникам, Силам Тьмы.

1-11-12. Наша природа должна стать домом для космической Силы, но не в низшем её аспекте …

Наша природа должна стать домом для космической Силы, но не в низшем её аспекте или в раджасическом или саттвическом движении. Она должна служить всемирной Воле, но в свете более великого освобождающего знания.

В позиции инструмента не должно быть никакой разновидности эгоизма, даже когда мы полностью сознаём величие Силы внутри нас.

Каждый человек, осознанно или неосознанно — инструмент всемирной Силы и, не считая ощущения внутреннего Присутствия, нет такой уж существенный разницы между двумя действиями, действием одного инструмента и другого, как то утверждает глупость эгоистической гордости.

Различие между знанием и невежеством это милость Духа. Дыхание божественной Силы веет там, где он с чем-то сражается. Оно своим словом или могуществом сегодня наполняет одного, а завтра другого.

Если горшёчник делает один горшок более совершенным, чем другой, то заслуга в этом не посуды, а горшечника.

Подход нашего ума не должен быть: "Это моя сила" или "Узнай силу Бога во мне".

Он должен быть скорее: "Божественная Сила работает в этом уме и теле, и она та же самая, что трудится во всех людях и животных, в растении и в металле, в сознательных и живых существах и в том, что выглядит бессознательным и неживым".

Такое широкое видение Единого, работающего во всём, и всего мира как равного инструмента божественного действия и постепенного самовыражения, если оно становится нашим полным опытом, помогает изжить раджасический эгоизм в нас, и даже саттвическое чувство эго начнёт исчезать из нашей природы.

1-11-13. Искоренение этой формы эго ведёт прямо к истинному инструментальному действию, являющемуся сутью совершенной Карма-Йоги.

Искоренение этой формы эго ведёт прямо к истинному инструментальному действию, являющемуся сутью совершенной Карма-Йоги.

Потому что пока мы лелеем инструментальное эго, мы можем притвориться для самих себя, что мы — сознательные инструменты Божественного, но на самом деле мы стараемся сделать Божественную Шакти инструментом наших собственных желаний или нашей эгоистической цели.

И даже тогда, когда эго подчинено, но не уничтожено, мы действительно можем быть двигателями божественной Работы, но мы будем несовершенными орудиями и исказим или испортим работу нашими ментальными ошибками, нашими витальными искажениями или упрямыми неспособностями нашей физической природы.

Если это эго исчезнет совсем, то тогда мы сможем по-настоящему стать не только чистыми инструментами, сознательно дающими согласие на каждый поворот божественной Руки, движущей нами, но и сознающими нашу истинную природу, сознательными частями единого Вечного и Бесконечного, выбранных верховной Шакти для выполнения её работ.

 

*

*   *

1-11-14. Есть ещё один, более великий шаг, который нужно сделать после сдачи инструментального эго Божественной Шакти.

Есть ещё один, более великий шаг, который нужно сделать после сдачи инструментального эго Божественной Шакти.

Недостаточно знать её как единую Космическую Силу, которая движет нами и всеми созданиями на планах ума, жизни и материи.

Потому что это низшая Природа, и хотя Божественное Знание, Свет, Сила здесь скрыто присутствуют и действуют в Невежестве, и могут частично разбить его завесу и проявить нечто истинно присущее им, или спустится вниз и поднять эти несовершенные низшие деяния, всё же, даже если мы осознаем Единое в одухотворённом уме, одухотворённом движении жизни, одухотворённом сознании тела, в динамических частях сохраняется несовершенство.

Возникает спотыкающийся отклик Высшей Силе, завеса на лице Божественного, постоянная смесь с Невежеством.

И только когда мы открываемся Божественной Шакти в истине её силы, превосходящей эту низшую Пракрити, мы можем стать совершенными инструментами её силы и знания.

1-11-15. Целью Карма-Йоги должно быть не только освобождение, но и совершенство.

Целью Карма-Йоги должно быть не только освобождение, но и совершенство.

Божественное трудится через нашу природу и в согласии с ней. Если наша природа несовершенна, работа так же будет несовершенна, запутанна, неадекватна. Она даже может быть запачкана грубыми ошибками, заблуждениями, нравственными слабостями, отвлекающими воздействиями.

Работа Божественного будет выполнена в нас в любом случае, но если природа несовершенна, то сообразно нашей слабости, а не сообразно силе и чистоте источника.

Если бы мы практиковали не интегральную Йогу, если бы мы искали лишь освобождения внутреннего "я" в нас или недвижимого существования Пуруши, отделённого от Пракрити, это динамическое несовершенство могло быть не важно.

Спокойные, невозмутимые, неподавляемые, неободряемые, отказывающиеся принимать совершенство или несовершенство, недостаток или достоинство, грех или добродетель как свои, ощущающие, что это гуны Природы, творящей в области своих форм, создают эту смесь, мы могли бы уйти в молчание духа и, чистые, незатронутые, лишь наблюдать за работой Пракрити.

Но в интегральной реализации это может быть лишь шагом на пути, а не окончательным местом, где можно отдохнуть. Потому что мы нацелены на божественную реализацию не только в неподвижности Духа, но также в движении Природы.

И вместе эти две реализации не будут возможны, пока мы не сможем почувствовать присутствие и силу Божественного в каждом шаге, движении, форме нашей деятельности, в каждом повороте нашей воли, в каждой мысли, чувстве и порыве.

Конечно, мы способны в некотором смысле ощутить это даже в природе Невежества, но это будет божественная Сила и Присутствие под маской, уменьшенный,  более низкий образ.

Мы требуем гораздо большего — чтобы наша природа стала силой Божественного в Истине Божественного, в Свете, в силе вечной самосознающей Воли, в широте извечного Знания.

1-11-16. После удаления покрова эго нужно удалить покров Природы и её низших форм, которые правят нашими умом, жизнью и телом.

После удаления покрова эго нужно удалить покров Природы и её низших форм, которые правят нашими умом, жизнью и телом.

По мере того, как начинают уходить ограничения эго, мы начинаем видеть, как был соткан этот покров, и обнаруживаем действие космической Природы в нас, а в космической Природе или за ней мы ощущаем присутствие космического "Я" и динамизм пропитывающего весь мир Ишвары.

За действием космической Природы стоит Хозяин инструмента, и даже в самой этой деятельности есть его касание и воздействие огромного направляющего или управляющего Влияния.

И тогда мы перестаём служить эго и силе эго. Мы подчиняемся Хозяину Мира и его импульсу эволюции.

На каждом шагу мы повторяем то, что сказано в стихе на санскрите стихом: "Как Ты, пребывающий в сердце моём, укажешь, так, о Господи, в точности я и поступлю".

Однако, пока ещё это действие может быть двух совершенно разных видов, одно всего лишь просветлённое, другое преобразованное и поднятое в более высокую сверхприроду.

Потому что мы можем продолжать действовать с поддержкой нашей природы, следующей за нами, когда мы были ею, и с её иллюзией эгоизма, "как бы усаженные верхом на машину", но уже с совершенным пониманием механизма и его использования для своих мировых целей Хозяином работы, которого мы ощущаем за ним.

И, действительно, именно до этого состояния дошли многие великие Йоги на уровнях одухотворённого ума. Но это вовсе не обязательно должно всегда случаться, потому что есть ещё более великая — супраментальная возможность.

Можно подняться над одухотворённым умом и действовать спонтанно в живом присутствии изначальной божественной Истины-Силы Высшей Матери.

Наше движение становится едино с её движением и сливается с ним, наша воля — становится единой с её волей, наша энергия высвобождается в её энергии, мы должны чувствовать её работу через нас как проявление Божественного в высшей Силе Мудрости, и мы начинаем осознавать преобразованные ум, жизнь и тело лишь как каналы верховного Света и Силы за их пределами, безошибочные в своих шагах благодаря трансцендентности и тотальности своего знания.

И мы должны стать не только приёмниками, каналами, инструментами этого Света и Силы, но стать частью его в очень высоком, поднятом, устойчивом переживании.

1-11-17. Однако же, даже прежде чем мы достигнем этого последнего совершенства, мы можем обрести союз с Божественным в работах в его чрезвычайной широте …

Однако же, даже прежде чем мы достигнем этого последнего совершенства, мы можем обрести союз с Божественным в работах в его чрезвычайной широте, если ещё и не в его самых озарённых высотах. Потому что мы теперь воспринимаем не просто Природу или моды Природы, но начинаем осознавать, в наших физических движениях, в наших нервных и витальных реакциях, в наших ментальных действиях, Силу более великую, чем тело, ум и жизнь, которая берёт под контроль наши ограниченные инструменты и управляет всеми их движениями.

Теперь у нас больше нет ощущения нашего движения, нашего мыслительного процесса или чувства, но есть ощущение её движения, чувства и мышления в нас.

Та сила, которую мы теперь чувствуем — это универсальная Сила Божественного, которая скрыто или явно, действуя непосредственно или позволяя использовать свои силы существами в космосе, является единственной Энергией, которая одна только и существует и только она одна и делает вселенское или индивидуальное действие возможным.

Потому что эта сила и есть само Божественное в теле своей силы. Всё является этой силой действия, силой мысли и знания, силой господства и наслаждения, силой любви.

Сознающие всегда и во всём, в себе и в других, этого Хозяина Работ, владеющего, населяющего, наслаждающегося через эту Силу, которая является им самим, становящегося через неё всем существующим и всем случающимся, мы достигнем божественного союза через работу и достигнем через эту реализацию в нашем труде всего того, чего другие добиваются через абсолютную преданность или через чистое знание.

Но и здесь, в Йоге Работы, будет ещё один шаг, зовущий нас, восхождение из этого космического отождествления в тождество божественной Трансцендентности.

1-11-18. Хозяин наших работ и нашего бытия не просто Божество здесь внутри нас, и не просто космический Дух или своего рода вселенская Сила.

Хозяин наших работ и нашего бытия не просто Божество здесь внутри нас, и не просто космический Дух или своего рода вселенская Сила.

Этот мир и Божественное не одно и тоже, как могло бы полагать некоего рода пантеистическое мышление.

Мир — это эманация. Он зависит от того нечто, что проявлено в нём но не ограниченно им: Божественное присутствует не только здесь.

Существует ещё и Запредельное, вечная Трансцендентность.

Индивидуальное существо в своей духовной части также не является формацией в космическом существовании — наше эго, наш ум, наша жизнь, наше тело являются ей, но неизменный дух, вечная душа в нас, вышли из Трансцендентности.

 

*

*   *

1-11-19. Источник нашего бытия, Источник наших работ и их Хозяин — это Трансцендентное …

Источник нашего бытия, Источник наших работ и их Хозяин — это Трансцендентное, которое за пределами всего мира и всей Природы и всё же обладает и этим миром и его природой, которое спустилось чем-то своим в него и лепит из него нечто такое, чем он ещё не стал.

Но трон Трансцендентного Сознания находится в высоте абсолюта божественного Существования — и там же находятся абсолютная Сила, Истина, Блаженство Вечности — о котором наше мышление не сможет сформировать никакого понимания, и даже наш самый великий духовный опыт является лишь его уменьшенным отражением в одухотворённом уме и сердце, слабой тенью, тусклой производной.

И есть исходящая из него своего рода золотая корона Света, Силы, Блаженства и Истины — божественная Истина-Сознание, как называли её древние мистики, Сверхразум, Гнозис, с которым этот мир меньшего сознания, развивающийся при помощи Неведения, состоит в тайном отношении, и который один поддерживает его и предохраняет его от падения в хаос распада.

Те силы, которые теперь мы с удовлетворением называем гнозисом, интуицией или просветлением являются лишь слабыми отсветами того, что есть полный и пламенный источник, и между высшим человеческим интеллектом и ним расположено множество уровней восхождения сознания, высочайших ментальных или надментальных, которые нам бы пришлось покорить прежде, чем мы достигли бы его или смогли бы спустить его величие и славу сюда.

И всё же, как бы это ни было трудно, это восхождение, эта победа и есть судьба человеческого духа, а этот озарённый спуск или принесение вниз божественной Истины является неизбежным этапом сложной эволюции земной природы.

Это заранее предусмотренное достижение является его raison d'etre (разумное основание, смысл, французский), нашим кульминационным состоянием и объяснением нашего земного существования.

Потому что хотя Трансцендентное Божественное уже здесь, как Пурушоттама, в тайном сердце нашей мистерии, он закрыт множеством покровов и масок своей волшебной мировой Йога-Майи.

И эти маски могут слететь лишь благодаря восхождению и победе Души здесь в теле, и тогда динамизм высшей Истины сможет заменить это запутанную сеть половинчатой истины, которое становится творческой ошибкой, заменить это возникающее Знание, превращённое его погружением в бессознательность Материи и его медленным частичным возвращением к себе, в деятельное Неведение.

1-11-20. Потому что здесь в мире, хотя гнозис и находится тайно позади существования, то, что действует — не гнозис, а магическое Знание-Невежество …

Потому что здесь в мире, хотя гнозис и находится тайно позади существования, то, что действует — не гнозис, а магическое Знание-Невежество, непредсказуемое, хотя и внешне явно механическая, Майя Надразума.

Божественное здесь, на первый взгляд, предстаёт перед нами как ровный, пассивный и безличный Дух-Свидетель, неподвижный и дающий согласие Пуруша, не связанный качеством, Пространством или Временем, чья поддержка или санкция беспристрастно дана игре всего действия и всех энергий, которые трансцендентная Воля однажды уже разрешила и уполномочила реализовать себя в космосе.

Этот Дух-Свидетель, это неподвижное Высшее "Я" в вещах, кажется не проявляет никакой воли и ничего не определяет. И всё же мы узнаём, что сама его пассивность, его молчаливое присутствие принуждает все вещи двигаться даже в их неведении к божественной цели и тянет их через разделение к ещё не реализованному единству.

При этом кажется, что никакая высокая непогрешимая Божественная Воля в этом не участвует, а есть только широко задействованная Космическая Энергия механического исполнительного Процесса, Пракрити.

Это — одна сторона космического "Я". Другая представлена как вселенское Божественное, единое в существовании, множественное в личности и силе, которое придаёт нам, когда мы входим в сознание его вселенских сил, ощущение бесконечного качества, воли, действия и мирового знания и единого, но безграничного наслаждения.

Потому что через него мы становимся едины со всеми существованиями не только в их сути, но и в их игре действия.

Мы видим себя во всём и всё в нас, постигаем всё знание, мысль и чувство как движение единого Ума и Сердца, всю энергию и действия как движение единой властной Воли, всю Материю и всякую форму как часть единого Тела, все личности как проекции одной Личности, все эго как искажения единого и единственного реально существующего "Я".

В нём мы перестаём быть отдельными, и, напротив, теряем наше активное эго во вселенском движении, также как через Свидетеля, не имеющего качеств и вечно непривязанного и незатронутого, мы теряем своё статическое эго во вселенском покое.

1-11-21. И всё же здесь остаётся противоречие между этими двумя условиями — отстранённым божественным Безмолвием и всеохватывающим божественным Действием …

И всё же здесь остаётся противоречие между этими двумя условиями — отстранённым божественным Безмолвием и всеохватывающим божественным Действием, которое мы можем разрешить в себе определённым способом, на определённой высокой ступени, которая для нас выглядит завершенной, но на самом деле это не так, потому что на этой ступени мы не можем всё преобразовать и всем владеть.

На этой ступени вселенский Покой, Свет, Сила, Блаженство — наши, но их действенное выражение не является выражением Истины-Сознания, божественного Гнозиса, потому что оно всё ещё, пусть и чудесно освобождённое, вознесённое и просветлённое, поддерживает лишь нынешнее самовыражение Космического Духа и не трансформирует, подобно трансцендентному Нисхождению, двусмысленные символы и завуалированные тайны мира Неведения.

На этой ступени мы сами свободны, но земное сознание остается в оковах. Только дальнейший подъем в трансцендентное и его нисхождение могут полностью устранить противоречие, преобразовать и принести освобождение.

1-11-22. Потому что существует ещё и третий, крайне близкий и личный аспект Хозяина Работы …

Потому что существует ещё и третий, крайне близкий и личный аспект Хозяина Работы, который является ключом к его самой возвышенной скрытой мистерии и экстазу: он выделяет из тайны скрытого Трансцендентного и двойственного проявления космического Движения индивидуальную Силу Божественного, которая может быть посредником между этими двумя и перекинуть мост для нас от одного к другому.

В этом аспекте трансцендентная и вселенская личность Божественного приспосабливается к нашей отдельной индивидуальной личности и принимает личные отношения с нами, сразу же отождествившись с нами как наше верховное Высшее "Я" и всё же нечто близкое и отличающееся — как наш Мастер, Друг, Любовник, Учитель, наш Отец и наша Мать, наш Партнёр в великой мировой игре, замаскировавшийся в ней под друга и врага, помощника и противника и, во всех взаимоотношениях и во всех делах, влияющих на нас, направляющий наши шаги к нашему совершенству и освобождению.

И именно благодаря этому более личностному проявлению нам доступна некоторая возможность полного трансцендентного переживания.

Потому что в нём мы встречаем Единого не просто в освобождённой тишине и покое, не просто с пассивным или активным подчинением в наших делах или через тайну единения со вселенским Знанием и Силой, наполняющей нас и руководящей нами, но с экстазом божественной Любви и Божественного Восторга, который поднимается за пределы безмолвного Свидетеля и активной Силы Мира к определённому положительному предвидению великой, несущей блаженство, тайны.

Потому что не столько знание, ведущее к некому неописуемому Абсолюту, не столько работа, поднимающая нас над мировым процессом к изначальному верховному Знающему и Хозяину, сколько именно эта наиболее сокровенная для нас вещь, хотя в настоящее время и совершенно неясная, хранит для нас завёрнутым в свою страстную вуаль глубокий и восхитительный секрет трансцендентного Божества и некую абсолютную позитивность его совершенного Бытия, его сосредоточенного на всём Блаженства, его мистической Ананды.

1-11-23. Но личные отношения с Божественным не всегда или не с самого начала приводят в силу это великое расширение или высочайшее самопревышение.

Но личные отношения с Божественным не всегда или не с самого начала приводят в силу это великое расширение или высочайшее самопревышение.

Поначалу это Божество, близкое нашему существу или постоянно присутствующее внутри нас может быть полностью прочувствованно лишь в масштабе нашей личной природы и опыта, как Проводник и Властитель, Руководитель и Учитель, Друг и Любящий, или же Дух, Сила или Присутствие, составляющее и поднимающее наше направленное вверх и растущее движение силой его сокровенной реальности, в сердце или руководящей нашей природой с высоты, превышающей наш самый высокий интеллект.

Его заботит именно наша личная эволюция, личные отношения, которые — наша радость и реализация, перестройка нашей природы в его божественный образ, являющаяся нашим обретением себя и совершенством.

Приходит впечатление, что внешний мир существует только как поле для этого роста, как источник материалов или помогающих или противостоящих сил для его последовательных этапов.

Наши работы, сделанные в этом мире — это его работы, но даже тогда, когда они служат некой временной вселенской задаче, их главная цель для нас будет сделать внешне динамичными наши взаимоотношения с этим постоянно присутствующим в нас Божеством, или придать им внутреннюю силу.

Многие искатели и не просят о большем, или видят продолжение и реализацию этого духовного расцвета лишь на запредельных небесах. Единение осуществляется и становится постоянным в некой вечной обители его совершенства, радости и красоты.

Однако, для интегрального искателя этого недостаточно. Как бы оно ни было интенсивно и прекрасно, отдельное личное достижение не может быть его полной целью или всем его существованием.

Должно наступить время, когда личное откроется вселенскому. Сама наша индивидуальность, духовная, ментальная, витальная, даже физическая, станет вселенской.

Она будет выглядеть как энергия его вселенской силы и космического духа, или же она станет содержать вселенную в той невыразимой бескрайности, которая приходит к индивидуальному сознанию тогда, когда оно разрывает путы и течёт вверх к Трансцендентности и во все стороны к Бесконечности.

 

*

*   *

1-11-24. В Йоге, проживаемой полностью на одухотворённом ментальном плане, возможно и даже обычно, что эти три фундаментальных аспекта божественного …

В Йоге, проживаемой полностью на одухотворённом ментальном плане, возможно и даже обычно, что эти три фундаментальных аспекта божественного — Индивидуальное или Постоянно Присутствующее (Имманентное), Космическое и Трансцендентное — стоят порознь как отдельные реализации. Каждое из них само по себе выглядит достаточным для удовлетворения стремления ищущего.

С одним только личным Божеством во внутренней озарённой палате сердца искатель может выстроить своё существо по образу Любимого и подняться из падшей Природы для того, чтобы жить с ним в неких небесах Духа.

Высвободившись в космическую бескрайность, избавленный от эго, с личностью, уменьшенной до точки приложения вселенской Силы, спокойный, свободный, бессмертный во всеобщности, неподвижный в "Я"-Свидетеле, и даже широко раскинувшись без каких-либо границ в бесконечном Пространстве и Времени, он может наслаждаться в мире свободой Безвременного.

Однонаправленный к некоей невыразимой Трансцендентности, отбрасывающий в сторону свою личность, стряхивающий с себя труд и беспокойство всемирного Динамизма, он может укрыться в невыразимой Нирване, свести на нет всё сущее в нестерпимом восторге полёта в Непередаваемое.

1-11-25. Но ни одно из этих достижений не будет достаточным для того, кто ищет широкой полноты интегральной Йоги.

Но ни одно из этих достижений не будет достаточным для того, кто ищет широкой полноты интегральной Йоги. Индивидуального спасения ему не достаточно.

Он обнаруживает себя открывающимся космическому сознанию, которое далеко превосходит своей широтой и простором узкую напряжённость ограниченной индивидуальной реализации, и которое крайне настойчиво зовёт к себе.

Направляемый этим огромным побуждением, он должен пробиться через все разделительные барьеры, и раскинуть себя в Природе мира, заключив в себя вселенную.

Есть ещё одна динамическая реализация, которая приходит свыше, крайне нужная для искателя, давящая из Высшего на этот мир существ, и лишь некоторое вмещение и превосхождение космического сознания может высвободить здесь, в проявленном, это, ещё нерастраченное, великолепие.

Но и космического сознания тоже недостаточно. Потому что оно тоже не вся Божественная реальность, и не интегрально.

За личностью лежит некий божественный секрет, который должен обнаружить искатель. Там, в ожидании своего открытия здесь, во Времени, лежит тайна воплощения Трансцендентности.

В космическом сознании в конце концов сохраняется некий пробел, не до конца решённое уравнение высшего Знания, которое может освободить, но не может привести в исполнение Силу, казалось бы использующую Знание, ограниченное или маскирующееся поверхностным Невежеством, и которая может творить, но создаёт несовершенство или совершенство временное, ограниченное и в оковах.

С одной стороны находится свободный нединамический Свидетель, с другой — связанная Исполнительница действия, которой не были даны все средства для действия.

Кажется, что примирение этих сопутствующих друг другу противоположностей приберегается, отложено, отсрочено и удерживается в Непроявленном за нашими пределами.

Но, опять же — простое бегство в некую абсолютную Трансцендентность оставляет личность нереализовавшейся, а всемирное действие незавершённым, и не может удовлетворить интегрального искателя.

Он чувствует, что Истина, которая вечна, является Силой, которая одновременно и творит, и выступает как стабильное Существование.

Она не просто Сила исключительно иллюзорного или невежественного проявления. Вечная Истина может проявить свои истины во Времени. Она может творить в Знании, а не только в Бессознательности или Неведении.

Для Божественного Нисхождение возможно так же, как и восхождение. Существует перспектива принести вниз будущее совершенство и освобождение в настоящем.

По мере расширения знания искателя, для него становится всё более и более очевидным то, что именно для этого Хозяин Работы бросил вниз душу, заключённую в нём, сюда, как искру своего огня, в эту темноту, с тем, чтобы она могла вырасти и стать центром Света, который будет всегда.

1-11-26. Трансцендентное, Вселенское, Индивидуальное — вот три силы, которые венчают проявление, лежат в его основе и пронизывают всё проявление.

Трансцендентное, Вселенское, Индивидуальное — вот три силы, которые венчают проявление, лежат в его основе и пронизывают всё проявление. Это первая из Троиц.

В разворачивании сознания также есть три фундаментальные стадии, и ни одна из них не может быть пропущена, если мы собираемся испытать всю Истину существования.

Из индивидуального сознания мы просыпаемся в более широкое и свободное космическое сознание.

Но из этого вселенского, с его сложной системой форм и сил, с помощью ещё более великого само-превышения, мы должны проникнуть в сознание без границ, основанное на Абсолюте.

Однако же, в этом восхождении мы на самом деле не устраняем, но используем и преобразуем то, что казалось бы мы оставляем.

Потому что существует высота, на которой все три вечно живут друг в друге, на этой высоте они блаженно соединены в узле своего гармонизированного единства.

Но эта вершина лежит выше самой высокой и самой великой одухотворённой ментальности, даже если какое-то её отражение и может быть там воспринято и пережито.

Ум, чтобы достигнуть её и жить там, должен превзойти себя и быть преобразован в супраментальный гностический свет, силу и субстанцию. В этом низшем уменьшенном сознании действительно может быть попытка достичь гармонии, но она всегда будет несовершенной: возможна координация, но не одновременная слитная реализация.

Восхождение из ума обязательно для любой более великой реализации. Или же должно быть, при восхождении или как его следствие, динамическое нисхождение самосуществующей Истины, которая всегда существует вознесённой в своём собственном свете над Умом, вечная, первичная по отношению к проявлению Жизни и Материи.

1-11-27. Потому что Ум есть Майя, сат-асат: это область охвата истинного и ложного, существующего и несуществующего …

Потому что Ум есть Майя, сат-асат: это область охвата истинного и ложного, существующего и несуществующего, и кажется, что именно в этой двусмысленной области кажется царит Ум. Но даже в его собственном царстве он поистине — уменьшенное сознание, а не часть изначальной и высшей порождающей силы Вечного.

Даже если Ум способен отобразить некий образ сущностной Истины в своей субстанции, всё равно динамическая сила и действие Истины оказываются в нём всегда разбитыми и разделёнными. Всё, на что способен Ум, это сложить вместе по кусочкам фрагменты и вывести некое единство. Истина Ума это всего лишь полуправда или часть общей загадки.

Ментальное знание всегда относительно, частично и неполно, и его внешнее действие и творчество получается ещё более запутанным на его стадиях, или точно лишь в узких границах и в результате несовершенного сложения фрагментов.

Даже в этом уменьшенном сознании Божественное проявляется как Дух в Уме, так же как оно двигается в виде Духа в Жизни, и ещё загадочнее живёт как Дух в Материи.

Но не здесь лежит его полное динамическое откровение, не здесь совершенные отождествления Вечного.

Лишь тогда, когда мы пересекаем границу и попадаем в более широкое и светлое сознание и самосознающую субстанцию, где божественная Истина не странник, а коренной житель, Хозяин нашего существования откроется нам в непреходящей интегральной истине своего бытия, своих сил и своих работ. И лишь там его работы в нас обретут непогрешимость движения к его неизменной супраментальной цели.

 

*

*   *

1-11-28. Но это — конец долгого и трудного пути, и Хозяин работ не ждёт того момента …

Но это — конец долгого и трудного пути, и Хозяин работ не ждёт того момента, чтобы встретить ищущего на пути Йоги и возложить свою тайную или наполовину видимую Руку на него и на его внутреннюю жизнь и действия.

Он уже в мире как Инициатор и Получатель работ, за плотными покровами Несознания, замаскированный силой Жизни, видимый для Ума в символических божествах и образах.

Возможно, именно под этими масками впервые встречает он душу, предназначенную для пути интегральной Йоги.

Или даже, одевая пока ещё расплывчатые маски, он может быть понят нами как Идеал или воспринят ментально как абстрактная Сила Любви, Добра, Красоты или Знания.

Или, когда мы направляем свои шаги в сторону Пути, он может прийти к нам замаскированный под призыв Человечества или Волю вещей, ведущие к освобождению мира из объятий Тьмы, Лжи, Смерти и Страдания — великой четверки Неведения.

Затем, после как мы пошли по этому пути, он окружает нас своей широкой и могучей освобождающей Безличностью или подступает поближе к нам с лицом и фигурой личного Божества.

Внутри и вокруг нас мы чувствуем Силу, которая поддерживает, защищает и лелеет.

Мы слышим Голос, который указывает путь.

Сознательная Воля большая, чем наша, руководит нами.

Повелительная Сила движет нашу мысль и поступки, и само наше тело.

Вечно расширяющееся Сознание принимает в себя наше сознание, живой Свет Знания освещает всё внутри, или Блаженство овладевает нами.

Могущество давит сверху, конкретное, массивное и непреодолимое, и проникает и вливается в саму ткань нашей природы.

И там воцаряется Покой, Свет, Блаженство, Сила, Величие.

Или же появляются личные отношения, сокровенные, как сама жизнь, сладкие, как любовь, окружающие, как небо, глубокие, как бездна вод.

Рядом с нами идёт Друг.

Внутри нас, в тайне нашего сердца живёт Любимый.

Хозяин Работ и Испытаний показывает нам наш путь.

Творец вещей использует нас в качестве своих инструментов.

Мы на руках у вечной Матери.

Все эти более легко воспринимаемые аспекты, в которых Невыразимое встречает нас, есть истины, а не просто помогающие символы или полезные воображаемые образы.

Но по мере нашего продвижения их первые несовершенные формулировки в нашем опыте стремятся к большему видению единой Истины, стоящей за ними. С каждым шагом их обычные ментальные маски спадают, и они приобретают более широкое, более глубокое, более сокровенное значение.

Наконец, на границах с супраментальным, все эти Божества соединяют свои духовные формы и, не прекращая существовать, объединяются.

Во время нашего пути Аспекты Божественного обнаруживают себя не только для того, чтобы быть отброшенными. Они не являются временными духовными условностями или компромиссами с иллюзорным Сознанием или мечтательными образами, таинственно наброшенными на нас непередаваемым сверхсознанием Абсолюта. Напротив, их сила возрастет и их абсолютность раскрывается по мере их приближения к Истине, из которой они вышли.

 

 

1-11-29. Потому что эта ныне сверхсознательная Трансцендентность является Силой так же, как и Существованием.

Потому что эта ныне сверхсознательная Трансцендентность является Силой так же, как и Существованием.

Супраментальная Трансцендентность не некое пустое Чудо, это то невыразимое, что вечно заключает в себе все сущности вещей, которые вышли из неё. Оно содержит их там в их высшей вечно длящейся реальности и в их собственных характерных абсолютах.

Уменьшение, разделение, деградация, создающие здесь чувство неспособной удовлетворить загадки, тайна Майи — сами уменьшаются и отпадают от нас в нашем восхождении, и Силы Божественного принимают свои истинные формы и всё больше и больше выступают как выражения Истины в процессе её реализации здесь.

Душа Божественного медленно пробуждается здесь из своей инволюции и сокрытия в материальной Бессознательности.

Хозяин наших работ вовсе не Хозяин иллюзий, но высшая Реальность, вырабатывающая свои собственные само-выражающиеся реальности, медленно высвобождаемые из коконов Неведения, в которых в целях эволюционного проявления им было позволено некоторое время дремать.

Потому что супраментальная Трансцендентность не есть нечто совершенно отдельное и несвязанное с нашим нынешним существованием.

Оно — более великий Свет, из которого всё сущее вышло для приключения Души, проваливающейся в Бессознательность и всплывающей из неё, и, пока длится это приключение, оно, сверхсознательное, ожидает над нашими умами до тех пор, когда не сможет стать сознательным в нас.

Тогда оно раскроет себя и через это раскрытие покажет нам всё значение нашего собственного бытия и наших дел. Потому что оно раскроет Божественное, чьё более полное проявление в мире освободит и завершит это скрытое значение.

1-11-30. В этом раскрытии Трансцендентное Божественное будет становиться всё более и более известным нам как высшее Существование …

В этом раскрытии Трансцендентное Божественное будет становиться всё более и более известным нам как высшее Существование и Совершенный Источник всего, чем мы являемся. Но, одновременно, мы будем видеть его как Хозяина работы и творения, готового всё больше и больше изливать себя в область своего проявления.

Космическое сознание и его действие более не будет казаться огромной регулируемой Случайностью, но полем проявления. Там Божественное выглядит управляющим и пронизывающим Космическим Духом, который принимает всё от Трансцендентности и развивает то, что спускается, в формы, которые сейчас непроницаемо замаскированы или запутанно полу-замаскированы, но которые должны стать прозрачным откровением.

Индивидуальное сознание восстановит своё истинное восприятие и действие. Оно есть форма Души, посланной из Всевышнего, и есть, не смотря на все внешние видимости, то ядро или туманность, в котором Божественная Сила Матери трудится ради победного воплощения не имеющего времени и формы Божественного во Времени и Материи.

Это медленно откроется нашему взору и опыту как воля Хозяина работ и как их собственное высшее значение, которое одно только и даёт сотворению мира и нашему собственному действию в мире свет и значение.

Осознание этого и стремление к реализации этого и есть вся ноша Пути Божественной Работы в интегральной Йоге.

 

 

2021 май 15 сб  — 2021 июнь 21 пн