-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 1-13

Сверхразум и Йога Работы

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 279-284)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XIII. Сверхразум и Йога Работы

1-13-01. Интегральная Йога содержит, в качестве жизненного и необходимого элемента своей тотальной и предельной цели …

1-13-02. Единение с Божественной Реальностью нашего существа и всего существования является единственной основной целью Йоги.

1-13-03. Нужно, однако, помнить, что супраментальное изменение это трудная, далёкая, конечная стадия.

1-13-04. Наш интеллект также легко впадает в другую ошибку, которой следует избегать …

 

 

Часть I. Йога Божественной Работы

Глава XIII. Сверхразум и Йога Работы

1-13-01. Интегральная Йога содержит, в качестве жизненного и необходимого элемента своей тотальной и предельной цели …

Интегральная Йога содержит, в качестве жизненного и необходимого элемента своей тотальной и предельной цели, преобразование всего существа в более высокое духовное сознание и более широкое божественное существование.

Наши элементы воли и действия, наши элементы знания, наше мыслящее существо, наше эмоциональное существо, наше жизненное существо, всё наше "я" и природа должны искать Божественное, войти в Бесконечность, соединиться с Вечным.

Но человеческая природа в настоящее время ограничена, разделена, неровна — для человека легче всего сосредоточиться на самой сильной части его существа и следовать определённой линии развития, соответствующей его природе. Только редкие люди обладают необходимой силой, чтобы сразу сделать широкий  решительный бросок прямо в море Божественной Бесконечности.

Поэтому одни люди могут выбрать в качестве отправного пункта сосредоточение в мысли, или созерцание, или направленность ума в одну точку, чтобы найти вечную реальность "Я" в себе.

Другим легче погрузиться в сердце, чтобы встретить там Божественное, Вечное.

А есть люди, которые преимущественно динамичны и активны. Для них лучше всего сосредоточиться в воле и расширить своё существо через работу.

Единые с Высшим "Я" и источником всего в результате сдачи своей воли её бесконечности, руководимые в своих работах тайной Божественностью внутри или отдавшись Господу космического действия как хозяину и движителю всех их энергий мысли, чувства, действия, становясь в результате такого расширения бытия неэгоистичными и вселенскими, они могут достигнуть через работу некоторой начальной полноты духовного состояния.

Но путь, где бы он ни начинался, должен выйти в более широкую область. В конце он должен проходить через целостность интегрального знания, эмоции, воли динамичного действия, совершенства существа и всей природы.

В супраментальном сознании, на уровне супраментального существования эта интеграция становится законченной.

Там знание, воля, эмоция, совершенствование "я" и динамичной природы, каждое достигает своего собственного абсолюта, и всё вместе — своей совершенной гармонии и слияния друг с другом, до божественной интегральности, божественного совершенства.

Потому что сверхразум — это Сознание-Истина, в которой Божественная Реальность, полностью проявленная, больше не работает с инструментами Неведения.

Это истина такого состояния существа, которое абсолютно, стало динамичным в истине энергии и активности бытия, которое самосуществующее и совершенное.

Каждое движение там — это движение самосознающей истины Божественного Бытия, и каждая часть находится в полной гармонии с целым. Даже самое ограниченное и конечное действие в Сознании-Истине — это движение Вечного и Бесконечного и участвует во внутренней абсолютности и совершенстве Вечного и Бесконечного.

Восхождение к супраментальной Истине не только поднимает наше духовное и сущностное сознание до этой высоты, но также приводит к тому, что этот Свет и Истина спускается во всё наше существо и все наши части природы. Тогда всё становится частью Божественной Истины, элементом и средством высшего союза и единства. Поэтому эти восхождение и нисхождение должны быть конечной целью этой Йоги.

1-13-02. Единение с Божественной Реальностью нашего существа и всего существования является единственной основной целью Йоги.

Единение с Божественной Реальностью нашего существа и всего существования является единственной основной целью Йоги.

Необходимо постоянно держать это в голове. Мы должны помнить, что наша Йога предпринимается не ради приобретения сверхразума как такового, а ради Божественного.

Мы ищем сверхразум не ради его собственной радости и величия, а для того, чтобы сделать единение абсолютным и полным, чтобы чувствовать его, владеть им, сделать более динамичным всеми возможными путями нашего бытия, в его высшей интенсивности и наибольшей широте, и в каждой сфере, на каждом повороте, в каждом закоулке и укромном уголке нашей природы.

Ошибочно думать, как это склонны делать многие, что цель супраментальной Йоги — придти к могущественному великолепию сверхчеловечества, божественной силе и величию, самореализации увеличенной индивидуальной личности.

Это ложная и гибельная концепция. Гибельная потому, что легко может возбудить гордость, тщеславие и амбицию раджасического витального ума в нас и это, если не будет превзойдено и преодолено, приведёт к духовному падению.

Она ложная потому, что это эгоистическая концепция, а первым условием супраментального изменения является избавление от эго.

Она наиболее опасна для активной и динамичной природы человека воли и труда, который может быть легко увлечён погоней за силой.

Сила неизбежно приходит при супраментальном изменении, это необходимое условие совершенного действия, но это именно Божественная Шакти приходит и возносит природу и жизнь, это власть Единого, действующего через духовную индивидуальность. Это не увеличение личной силы, не последняя завершающая реализация отделённого ментального и витального эго.

Самореализация — результат Йоги, но её цель — это не величие отдельного человека.

Единственной целью является духовное совершенство, нахождение истинного "я" и единения с Божественным, через принятие на себя божественного сознания и природы, садхармья мукти. Всё остальное является составляющими деталями и сопровождающими обстоятельствами.

Эгоцентричные импульсы, амбиция, желание власти и величия, мотивы самоутверждения являются чуждыми этому великому сознанию и служили бы непреодолимыми препятствиями для любой возможности даже незначительного продвижения в направлении супраментального изменения.

Необходимо потерять своё маленькое низшее "я", чтобы найти своё более великое "я".

Главным мотивом должно быть единение с Божественным. Даже открытие истины своего бытия и всеобщего бытия, жизнь в этой истине с её большим сознанием, совершенствование природы есть лишь естественные результаты этого движения.

Будучи необходимыми условиями его полного завершения, они являются частью центральной цели только потому, что ляются необходимым развитием и главным последствием.

1-13-03. Нужно, однако, помнить, что супраментальное изменение это трудная, далёкая, конечная стадия.

Нужно, однако, помнить, что супраментальное изменение это трудная, далёкая, конечная стадия. Оно должно рассматриваться как конец отдалённой перспективы.

Его невозможно и не следует превращать в первоначальную цель, постоянно предусматриваемый результат или непосредственное стремление. Потому что оно может стать возможным только после длительного тяжёлого самопреодоления и самопревосхождения, в конце многих ступеней длительного испытания трудной самоэволюции природы.

Нужно сначала обрести внутреннее Йогическое сознание и заменить им наш обычный взгляд на вещи, естественные движения, жизненные мотивы. Необходимо революционизировать всё нынешнее построение нашего существа.

Затем, мы должны пойти ещё глубже, открыть своё завуалированное психическое существо и в его свете и под его управлением подчинить психическому наши внутренние и внешние части, превратить природу ума, природу жизни, природу тела и всю нашу метальную, жизненную, психическую деятельность, состояния и движения в сознательный инструментарий души.

Затем или одновременно нам нужно одухотворить наше существо во всей его полноте через нисхождение божественного Света, Силы, Чистоты, Знания, свободы и широты.

Необходимо разрушить ограничения личного ума, жизни и телесности, растворить эго, войти в космическое сознание, освободить внутреннее "я", обрести одухотворённые и универсализированные ум и сердце, жизненную силу, физическое сознание.

Только тогда начинает становиться возможным переход к супраментальному сознанию, и даже тогда предстоит сложный подъём, каждая стадия которого является отдельным трудным достижением.

Йога — это быстрая и сжатая сознательная эволюция существа, однако как бы быстра она ни была, даже если она может совершить в течение одной жизни то, на что в инструментальной Природе могут потребоваться столетия и тысячелетия, или многие сотни жизней, всё равно всякая эволюция должна происходить постепенно.

Даже самая большая скорость и концентрация движения не может поглотить все стадии или изменить порядок естественных процессов и приблизить конец к началу.

Поспешный и невежественный ум, слишком горячая сила легко забывают об этой необходимости. Они бросаются вперёд, чтобы сделать сверхразум непосредственной целью, и думают стащить его вниз вилами с его высочайшей высоты в Бесконечном.

Такие ожидания не только абсурдны, но и очень опасны.

Потому что витальное желание может очень легко привнести в действие тёмные или страстные витальные силы, которые дадут обещание немедленного достижения его невыполнимой цели.

Результатом может оказаться погружение в различные виды самообмана, стремление ко лжи и соблазнам сил тьмы, погоня за сверхнормальными силами, поворот от Божественной природы  к Асурической, губительное самораздувание до противоестественной, нечеловеческой и небожественной колоссальности увеличенного эго.

Если существо невелико, слабо и неспособно по природе, то катастрофа будет не такого большого масштаба. Но потеря равновесия, ментальное расстройство и падение в безрассудство, или витальное расстройство с последующей моральным расстройством или отклонением в какую-нибудь патологию может стать совершенно не нужным последствием.

В Йоге никакая ненормальность, даже если это возвышенная ненормальность, не может быть принята как способ самовыражения или духовной реализации.

Даже когда кто-то получает сверхнормальный или сверхрациональный опыт, не должно быть нарушения равновесия, которое должно оставаться прочным от вершины сознания до его основания. Переживающее этот опыт сознание должно сохранять спокойный баланс, непогрешимую ясность и порядок в своём восприятии.

Должно быть всегда что-то вроде возвышенного здравого смысла, неизменной силы самокритики, правильного различения, координации и верного видения вещей. Всегда должно быть здравое восприятие фактов и высокий одухотворённый позитивизм.

При помощи иррационализма или инфрарационализма невозможно выйти за пределы обычной природы в высшую природу.

Для такого выхода нужно пройти через разум к высшему свету сверхразума. Сверхразум спускается в рассудок и поднимает его на более высокие уровни, разрушая его ограничения. Разум не теряется, а изменяется и становится своим собственным истинным неограниченным "я", координирующей силой сверхприроды.

1-13-04. Наш интеллект также легко впадает в другую ошибку, которой следует избегать …

Наш интеллект также легко впадает в другую ошибку, которой следует избегать: она заключается в том, что некоторое более высокое промежуточное сознание или даже какое-нибудь сверхнормальное сознание принимается за сверхразум.

Чтобы достичь сверхразума, недостаточно подняться выше обычного движения человеческого ума. Недостаточно получить больший свет, большую силу, большую радость или развить способности к знанию, видению, действенной воле, которые превосходят нормальный уровень человеческого существа.

Не всякий свет является светом духа, ещё в меньшей мере является он светом сверхразума.

Ум, жизнь, само физическое имеют свой собственный свет, пока скрытый, который может быть очень вдохновляющим, возвышающим, формирующим, мощно воздействующим.

Прорыв в космическое сознание также может принести огромное увеличение сознания и силы.

Проникновение во внутренний ум, во внутреннее витальное, внутреннее физическое, в любой уровень засознательного сознания может высвободить действие ненормальных или сверхнормальных сил знания, действия или переживания, которые неподготовленный ум легко может ошибочно принять за духовные откровения, вдохновения, интуиции.

Проникновение вверх, в более высокие уровни высшего ментального бытия может привлечь вниз много света и силы, создающих высокую активность ставшего интуитивным ума и жизненной силы, или же подъём в эти области может принести истинный, но всё же недостаточный свет, легко поддающийся смешению, свет по своему источнику духовный, хотя он не всегда остается духовным в характере своей активности, когда он спускается в низшую природу.

Но ничто из этого не является супраментальным светом, супраментальной силой. Его можно увидеть и получить только когда мы дойдём до вершин ментального бытия, войдём в план надразума и будем стоять на границах с высшей, более великой полусферой духовного существования.

Там невежество, несознание, изначальное Чёрное Неведение, медленно пробуждающиеся к полузнанию, которые являются основой материальной Природы и которые окружают, проникают и сильно ограничивают все наши силы ума и жизни, разом исчезают. Потому что несмешанное и неизменное сознание-Истина является там сущностью всего бытия, его чистой духовной тканью.

Воображать, что мы достигли такого состояния, когда мы всё ещё движемся в динамизме Невежества, даже если это освещённое или просветлённое Невежество, значит оставить себе открытую дверь для гибельного заблуждения, или для прекращения эволюции своего существа.

Потому что если таким образом мы ошибочно принимаем какое-то низшее состояние за сверхразум, это делает нас беззащитными перед всеми опасностями, которые, как мы видели, сопровождают самонадеянную эгоистическую торопливость наших требований достижения.

Если же мы принимаем одно из более высоких состояний за самое высшее, мы можем, даже достигнув многого, всё же не достичь более великой, более совершенной цели нашего существа. Потому что мы будем довольны лишь приближением, и высшая трансформация пройдёт мимо.

Даже достижение полного внутреннего освобождения и высокого духовного сознания — это ещё не высшая трансформация.

Потому что мы можем иметь это достижение, и уровень, совершенный сам по себе, по своей сути, и всё же наши динамичные части при их использовании в жизни могут принадлежать просвещённому одухотворённому уму и могут в результате, как всякий ум, быть дефектны, даже в его высшей силе и познании, всё ещё подвержены частичному или локальному помрачению или ограничению вследствие первоначального ограничивающего невежества.

 

*

*   *

 

2021 июнь 21 пн — 2021 июль 14 ср