-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-02

Состояние Знания

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 300-307)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава II. Состояние Знания

2-02-01. Высшее "Я", Божественное, Высшая Реальность, Всё, Трансцендентное, — во всех этих аспектах есть тот Единый, который является объектом знания Йоги.

2-02-01c. *) Йога развивает силу, она развивает её даже тогда, когда мы не желаем …

2-02-02. Это более великое сознание, это более высокое существование не просто просвещённая или просветлённая ментальность …

2-02-03. Очевидно, что как бы мы не пробовали анализировать физическую сторону вещей и то, что ощутимо, мы не сможем этими способами придти к Знанию Высшего "Я" …

2-02-04. Если же существует Высшее "Я", Реальность не очевидная для чувств, то Её необходимо искать и стараться познать не при помощи физической Науки, а другими путями и средствами.

2-02-05. Это правда, что интеллектуальное обдумывание и правильное различение — важная часть Йоги знания.

2-02-06. Что же это за процессы?

2-02-06c. *) Однако же, в одном отношении, это легче …

2-02-07. В результате получаем, что то состояние знания, которое имеет в виду Йога, не просто интеллектуальная концепция …

2-02-08. Внутреннее видение, дришти, сила, которая так высоко ценилась древними мудрецами …

2-02-08c. *) Такова идея тройной операции Джняна-Йоги …

2-02-09. Это внутреннее видение — одна из форм психологического опыта.

2-02-10. Всё это знание и переживание — начальные средства чтобы подойти к отождествлению и потом владеть им.

2-02-11. Современному уму трудно понять, как мы можем достичь большего, чем интеллектуально понять для себя Высшее "Я" или Бога.

2-02-12. Такое состояние знания — цель этого пути, и, на самом деле, всех путей, когда они пройдены до конца.

Дремота запечатала мой дух

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава II. Состояние Знания

 

2-02-01. Высшее "Я", Божественное, Высшая Реальность, Всё, Трансцендентное, — во всех этих аспектах есть тот Единый, который является объектом знания Йоги.

Высшее "Я", Божественное, Высшая Реальность, Всё, Трансцендентное, — во всех этих аспектах есть тот Единый, который является объектом знания Йоги.

Обычные вещи, внешние проявления жизни и материи, психология наших мыслей и действий, восприятие сил наблюдаемого мира могут быть частью этого знания, но только постольку, поскольку это часть проявления Единого.

Понятно, что знание, к которому стремится Йога, должно отличаться от того, что люди обычно понимают под этим словом. Потому что мы обычно подразумеваем под знанием интеллектуальное умение разобраться в фактах жизни, ума и материи, и в законах, которые ими управляют.

Это знание опирается на наше чувственное восприятие и на рассуждение, исходящее из чувственного восприятия, и мы его получаем частично ради чистого удовлетворения интеллекта, частично ради практической пользы и дополнительной силы, которую знание даёт для организации нашей жизни и жизни других, для использования человеком в своих целях явных или тайных сил Природы, и чтобы помогать другим людям, или их калечить, чтобы спасать и облагораживать, или угнетать и убивать наших собратьев.

Йога, действительно, соразмерна всей жизни и может вместить все эти темы и цели.

Есть даже Йога*), которая может быть использована для самопотворства, также как для самопокорения, чтобы вредить другим людям, или же их спасать.

Но "вся жизнь" включает не только ту жизнь, какую теперь ведёт человечество, и даже, главным образом, не её.

Йога рассматривает и считает своей единственно верной целью более высокое, настоящее, осознанное существование, которого наше полусознательное человечество ещё не достигло, и к которому можно придти только при помощи  духовного восхождения, превосходя себя самого.

Это более великое сознание и более высокое существование и есть особенная и адекватная цель дисциплины Йоги.

2-02-01c. *) Йога развивает силу, она развивает её даже тогда, когда мы не желаем …

*) Йога развивает силу, она развивает её даже тогда, когда мы не желаем или сознательно не стремимся к этому, а сила — это всегда обоюдоострое оружие, которое можно применить, чтобы повредить или уничтожить, также как помочь или спасти. Следует также заметить, что не всякое уничтожение является злом. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-02-02. Это более великое сознание, это более высокое существование не просто просвещённая или просветлённая ментальность …

Это более великое сознание, это более высокое существование не просто просвещённая или просветлённая ментальность, поддержанная более сильной динамической энергией или поддерживающая более чистую моральную жизнь и характер.

Их превосходство над обычным человеческим сознанием не в степени, а в качестве и сути.

Меняются не просто поверхностная сторона или манера действий нашего существа, но сама его основа и динамический принцип. Йогическое знание стремится войти в тайное сознание позади ума, которое присутствует здесь только оккультно, скрытое в основах всего существования.

Потому что только это сознание одно действительно знает, и только обладая им мы можем обладать Богом и правильно познавать мир, его действительную природу и тайные силы.

Весь этот мир, видимый или ощущаемый нами, и также всё в нём, что мы не видим — просто феноменальное выражение чего-то за пределами ума и чувств.

То знание, которое, на основе данных, полученных чувствами, могут дать нам чувства и интеллектуальное рассуждение, не является истинным знанием. Это наука о внешних проявлениях. И даже внешние проявления нельзя узнать правильным образом, если мы вначале не познаем ту Реальность, образами которой они являются.

Эта Реальность является их внутренним "я", и существует единственное "я" всего. Когда это понято, тогда можно познать истину всего другого, а не только их внешнее проявление, как сейчас.

2-02-03. Очевидно, что как бы мы не пробовали анализировать физическую сторону вещей и то, что ощутимо, мы не сможем этими способами придти к Знанию Высшего "Я" …

Очевидно, что как бы мы не пробовали анализировать физическую сторону вещей и то, что ощутимо, мы не сможем этими способами придти к Знанию Высшего "Я", или самих себя, или того, что мы называем Богом.

Телескоп, микроскоп, скальпель, реторта, перегонный куб не могут выйти за пределы физического, хотя могут привести ко всё более и более тонким истинам о физической стороне вещей.

 

И если мы ограничиваем себя тем, что сообщают наши чувства и их физические помощники, и отказываемся с самого начала признавать какую-либо другую реальность или любой другой способ знания, то мы вынуждены придти к заключению, что нет ничего реального, за исключением физического. И что внутри нас, и во вселенной не существует никакого Высшего "Я" и нет никакого Бога ни внутри, ни вовне, ни даже нас самих, за исключением системы из мозга, нервов и тела.

Но такой вывод приходит только потому, что мы с самого начала сделали некое ограничивающее предположение, и поэтому вынуждены  ходить по кругу, постоянно возвращаясь к нашему изначальному предположению.

2-02-04. Если же существует Высшее "Я", Реальность не очевидная для чувств, то Её необходимо искать и стараться познать не при помощи физической Науки, а другими путями и средствами.

Если же существует Высшее "Я", Реальность не очевидная для чувств, то Её необходимо искать и стараться познать не при помощи физической Науки, а другими путями и средствами.

Интеллект не является таким средством.

Конечно же, существует много сверхчувственных истин, к которым интеллект может придти своим путём и которые он в состоянии обнаружить и установить в виде идей интеллекта.

Например, сама идея Силы, на которой так настаивает Наука, является концепцией, истиной, к которой интеллект может придти сам, выходя за пределы своих данных. Потому что мы не ощущаем эту всеобщую силу, а чувствуем только её результаты, а саму силу мы выводим как необходимую причину этих результатов.

Точно так же интеллект, следуя некоторой линии строгого анализа может подойти к интеллектуальной концепции и интеллектуальному убеждению о Высшем "Я". И это убеждение может быть очень реальным, очень озаряющим, очень сильным как начало других,  более важных вещей.

Но всё же, сам по себе, интеллектуальный анализ может привести только к приведению в порядок ясных концепций и, возможно к правильной классификации истинных концепций.

Но это не то знание, к которому стремится Йога. Потому что оно не является действенным знанием само по себе.

Человек может в совершенстве овладеть им, и в то же время оставаться тем же, кем и раньше, кроме самого факта большего интеллектуального просвещения. А изменения нашего существа, к которому стремится Йога, может вообще не быть.

2-02-05. Это правда, что интеллектуальное обдумывание и правильное различение — важная часть Йоги знания.

Это правда, что интеллектуальное обдумывание и правильное различение — важная часть Йоги знания. Однако, их цель — скорее устранение трудностей, чем достижение окончательного и положительного результата на этом пути.

Наши обычные интеллектуальные понятия — камни преткновения на пути знания потому что они управляются ошибочными восприятиями чувств и основываются на идее, что материя и тело являются реальностью, что жизнь и сила — это реальность, что страсть и эмоция, мысль и чувство — это реальность. И с этим всем мы отождествляем себя и из-за этого отождествления мы не можем вернуться к настоящему "я".

Поэтому для ищущего знание необходимо убрать этот камень преткновения и получить правильные представления о себе и о мире. Потому что как можем мы добиться знания истинного "я", если мы не имеем понятия о том, что оно собой представляет, а, наоборот, отягощены идеями полностью отличными от истины?

Поэтому правильное мышление — необходимое предварительное условие, и когда устанавливается привычка правильно думать, то понимание, освободившись от ошибок чувств, желания, старых ассоциаций и интеллектуальных предвзятых мнений, очищается и не ставит серьёзных препятствий для дальнейшего процесса познания.

И всё же, правильное мышление только тогда становится действенным, когда, при очищенном понимании, за ним следуют другие процессы — видение, опыт, реализация.

2-02-06. Что же это за процессы?

Что же это за процессы?

Это не просто психологический самоанализ и самонаблюдение. Такой анализ, такое наблюдение, как и процесс правильного мышления, очень важны и практически обязательны. Они даже могут, если их верно использовать, привести к правильному мышлению значительной силы и эффективности.

Подобно интеллектуальной способности различать при помощи процесса медитативного размышления, они будут иметь эффект очищения. Они приведут к некоторого рода самопознанию и к исправлению расстройств души и сердца, и даже расстройства понимания.

Самопознание любого сорта это то, что находится на прямом пути к познанию истинного Высшего "Я".

Упанишады говорят нам, что Самосуществующее так установило двери души, что они открываются наружу, и большая часть людей смотрит наружу на внешний видимый облик вещей. И только редкая душа, что созрела для спокойной мысли и ровной мудрости, поворачивает свой взгляд внутрь, видит Высшее "Я" и достигает бессмертия.

Психологическое самонаблюдение и анализ — это очень важное и действенное введение к этому повороту взгляда внутрь.

Нам легче заглянуть внутрь себя, чем внутрь вещей, находящихся вне нас, потому что, в вещах, находящихся вне нас, во-первых, мы оказываемся сбитыми с толку формой, и, во-вторых, у нас нет естественного предварительного опыта, касающегося того в них, что отлично от их физической субстанции.

Очищенный или успокоенный ум может отразить — как и сильное сосредоточение может позволить обнаружить — Бога в мире, Высшее "Я" в Природе, даже до того, как это сможет реализоваться в нас. Но это бывает редко, и достичь этого весьма трудно*).

И только внутри себя мы можем наблюдать и познавать движение Высшего "Я" в его становлении, и следовать за этим движением, благодаря которому оно тянется назад, к само-существованию.

Поэтому древний совет — познай себя — всегда останется первым словом, которое направляет нас к этому знанию.

И всё же, психологическое самопознание является только переживанием разных видов Высшего "Я", это не реализация Высшего "Я" в его чистом существовании.

2-02-06c. *) Однако же, в одном отношении, это легче …

*) Однако же, в одном отношении, это легче, так как во внешних вещах мы не так сильно стеснены ощущением ограниченного эго, как в нас самих. Поэтому одно из препятствий на пути реализации Бога отпадает. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-02-07. В результате получаем, что то состояние знания, которое имеет в виду Йога, не просто интеллектуальная концепция …

В результате получаем, что то состояние знания, которое имеет в виду Йога, не просто интеллектуальная концепция или ясная способность различения истины, и не просвещающий психологический опыт состояний нашего существа.

Это именно "реализация", в полном смысле слова.

Это означает сделать реальным для нас и внутри нас Высшее "Я", трансцендентное и вселенское Божественное, и после этого уже невозможно будет видеть состояния существа иначе, как в свете этого Высшего "Я" и в их истинном аспекте — как поток его становления в психологических и физических рамках нашей жизни в мире.

Эта реализация состоит из трёх последовательных движений — внутреннее видение, полное внутреннее переживание и отождествление.

2-02-08. Внутреннее видение, дришти, сила, которая так высоко ценилась древними мудрецами …

Внутреннее видение, дришти, сила, которая так высоко ценилась древними мудрецами, сила, которая делала человека Риши или Кави, а не просто мыслителем,— это своего рода свет в душе, благодаря которому невидимые вещи становятся такими же очевидными и реальными для неё — для души, а не просто для интеллекта — как и вещи, видимые физическим зрением.

В физическом мире всегда существуют две формы знания, прямая и опосредованная, пратьякша то, что предстаёт перед взглядом, и парокша — то, что далеко и за пределами нашей способности видеть.

Когда объект за пределами нашей способности видеть, то чтобы получить о нём представление, нам приходится делать в уме выводы, пользоваться воображением, аналогией, слушать описания тех, кто его видел, или изучать изображения или другие представления о нём, если такие есть.

Сложив всё это вместе, мы можем придти к более или менее адекватной идее или подходящему образу, но мы не осознаём саму вещь. Она будет не познанной реальностью, а только концептуальным представлением о реальности.

Но увидев однажды это глазами — потому что другие чувства не адекватны — мы овладеваем, мы осознаём. Эта вещь теперь надёжно принадлежит нашему удовлетворенному существу, становится частью нас самих в нашем знании.

Точно такое же правило хорошо работает в отношении психических явлений и в отношении Высшего "Я".

Мы можем слушать ясные и озаряющие учения относительно Высшего "Я" от философов или учителей, или читать о нём в древних писаниях. Мы можем сформировать ментальный образ или концепцию о нём при помощи мысли, умозаключения, воображения, аналогии или другими доступными средствами. Мы можем прочно удерживать в уме это представление и закрепить его через полное и исключающее всё сосредоточение*). Но мы ещё пока не осознали его, мы ещё не видели Бога.

Только когда после длительного и постоянного сосредоточения, или других способов, завеса ума порвана или отброшена прочь, только когда поток света обрушится на пробужденную ментальность, джиотирмайя брахман, и концепция уступит место знанию-видению, в котором Высшее "Я" присутствует также реально и конкретно, как физический объект для физического зрения, только тогда мы будем обладать знанием. Потому что мы видели.

После такого прозрения, какие бы не были помрачения света, какие бы тёмные периоды не приводили бы в отчаяние душу, она никогда не потеряет окончательно то, чем она однажды завладела.

Это переживание обязательно будет обновляться и будет повторяться всё чаще, пока не станет постоянным. Когда и как скоро — зависит от преданности и настойчивости, с какой мы движемся по пути и осаждаем нашей волей или нашей любовью сокрытое от нас Божество.

2-02-08c. *) Такова идея тройной операции Джняна-Йоги …

*) Такова идея тройной операции Джняна-Йоги — шравана, манана, нидидхьясана — слышать, думать или размышлять, и фиксироваться в сосредоточении. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-02-09. Это внутреннее видение — одна из форм психологического опыта.

Это внутреннее видение — одна из форм психологического опыта. Но внутренний опыт не ограничивается этим видением. Видение только открывает, оно не охватывает.

Также как глаз, хотя только он один способен адекватно дать первое чувство осознания, вынужден звать на помощь опыт осязания и других органов чувств до того, как появляется объемлющее знание, так и видение Высшего "Я" должно быть дополнено переживанием его во всех наших элементах.

Всё наше существо должно требовать Бога, а не только наше просветлённое око знания. Потому что если каждый принцип в нас — только проявление Высшего "Я", то каждый из них может вернуться к своей реальности и иметь переживание Высшего "Я".

Мы можем иметь ментальное переживание Высшего "Я" и охватить как конкретные реальности все те, казалось бы, абстрактные вещи, которые для ума и составляют существование — сознание, силу, восторг и их многообразные формы и их работу.

Так ум удовлетворяется Богом.

Мы можем получить эмоциональное переживание Высшего "Я" через Любовь и через эмоциональный восторг, любовь и восторг Высшего "Я" в нас, Высшего "Я" во вселенной и Высшего "Я" во всех, с кем мы имеем отношения.

Так сердце удовлетворяется Богом.

Мы можем получить эстетическое переживание Высшего "Я" через красоту, через восприятие восторга и понимание абсолютной реальности всепрекрасного во всём, созданном либо нами, либо Природой, в его очаровании для эстетического ума и чувств.

Так чувство удовлетворяется Богом.

Мы можем даже иметь витальное, проходящее через нервы переживание и практически физическое ощущение Высшего "Я" во всякой жизни и её созданиях, и во всех проявлениях могуществ, сил, энергий, что действуют через нас или других людей, или вообще в мире.

Так жизнь и тело удовлетворяются Богом.

2-02-10. Всё это знание и переживание — начальные средства чтобы подойти к отождествлению и потом владеть им.

Всё это знание и переживание — начальные средства чтобы подойти к отождествлению и потом владеть им.

То, что мы видим и переживаем — это наше "я", поэтому видение и переживание не полны, если они не достигают своей вершины в тождестве, если мы не в состоянии проживать во всём нашем существе высшее знание Веданты — Он это Я.

Нам нужно не только видеть Бога и объять Его, но и стать этой Реальностью.

Нам нужно стать едиными с Высшим "Я" в его превышении над всеми формами и его проявлении через растворение себя, очищение себя, избавления от себя как эго и всех его принадлежностей в То, из чего они произошли.

А также нам нужно стать Высшим "Я" во всех его проявленных существованиях и становлениях, единым с ним в бесконечном существовании, сознании, покое, наслаждении, которыми оно проявляет себя в нас, и единым с ним в действии, в строении, в игре самоосознавания, в которые оно облачает себя в мире.

2-02-11. Современному уму трудно понять, как мы можем достичь большего, чем интеллектуально понять для себя Высшее "Я" или Бога.

Современному уму трудно понять, как мы можем достичь большего, чем интеллектуально понять для себя Высшее "Я" или Бога.

Но он может позаимствовать некую тень этого видения, опыта и становления из того внутреннего пробуждения к Природе, которое великий английский поэт сделал реальностью для европейского воображения. Если мы прочтём поэмы, в которых Уордсворт выражал свое восприятие Природы, мы можем получить некоторое отдалённое представление о том, что такое реализация.

Потому что, во-первых, нам ясно, что у него было видение чего-то в мире, что является самим Высшим "Я" всех вещей, которые оно содержит, видение сознательной силы и присутствия, отличного от его форм, и в то же время причины этих форм, проявленной в них.

Мы можем заметить, что у него было не только видение этого и радость, покой и всеобщность, которые несёт это присутствие, но и само ощущение этого, ментальное, эстетическое, витальное, физическое. У него было не только это ощущение, и он не только видел его в своём существе, но видел его и в ближайшем цветке и в самом заурядном человеке, и в неподвижном камне.

И, наконец, он даже иногда приобщался к этому единству, которое становилось объектом его посвящения. Одна из стадий этого мощно и глубоко выражена в поэме "Дремота запечатала мой дух", где он описывает, как он соединился всем своим существом с землей "кружащей обыденным путём, со скалами, камнями и деревьями".

Поднимая эту реализацию до более глубокого "Я", чем физическая Природа, мы обретаем элементы Йогического знания.

Но весь этот опыт только преддверие к сверхчувственному, супраментальному осознанию Трансцендентного, которое за пределами всех Его аспектов.

И конечная вершина знания может быть достигнута только через вхождение в сверхсознательное, где все остальные переживания сливаются в божественное единство с Невыразимым.

Такова кульминация всего божественного знания. Это также источник всего божественного восторга и божественной жизни.

2-02-12. Такое состояние знания — цель этого пути, и, на самом деле, всех путей, когда они пройдены до конца.

Такое состояние знания — цель этого пути, и, на самом деле, всех путей, когда они пройдены до конца.

Интеллектуальное различение и понимание, и всякое сосредоточение и психологическое самопознание, все поиски сердца через любовь и поиск чувства через красоту, и поиск воли через силу и труд, и поиск души через покой и радость — только ключи, аллеи, первые приближения и начальные точки подъёма.

Мы должны пользоваться ими и следовать им, пока не сможем достичь широких и бесконечных уровней, и божественные двери не распахнутся в бесконечный Свет.

Дремота запечатала мой дух

Уильям Вордсворт (1798)

 

приложение от автора перевода

 

Дремота запечатала мой дух;

Ушли людские страхи:

Она казалась вещью, что не может ощутить

Как по земле проходят годы.

 

Ни шевеленья в ней сейчас, ни силы никакой;

Не слышит и не видит ничего;

И лишь кружит земным обыденным путём

Со скалами, камнями, и деревьями своими.

 

         перевод Леонида Ованесбекова

 

 

2021 август 17 вт  — 2021 август 22 вс