-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-03

Очищенное Понимание

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 308-316)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава III. Очищенное Понимание

2-03-01. Описание того состояния знания, к которому мы стремимся, определяет средства знания, которыми мы будем пользоваться.

2-03-02. Такой переход от человеческого к божественному, от разделённого и противоречивого к Единому …

2-03-03. Первое, что нужно в этой подготовке — очищение всех элементов нашего существа.

2-03-04. Однако, нам нужно глубоко и ясно осознавать смысл термина "понимание" и что такое "очищение понимания".

2-03-05. Под пониманием мы подразумеваем то, что одновременно воспринимает, оценивает и различает — истинный разум человеческого существа …

2-03-06. Но термин буддхи также используется и в другом, более глубоком смысле.

2-03-06c. *) Божественное Существо описывается как адхъякша …

2-03-07. Если бы этот высший Буддхи мог действовать очищенным от вмешательства этих более низших элементов сознания, он давал бы чистые формы истины.

2-03-07c. *) В этом смысле сила предсказания …

2-03-08. Таким образом, мы видим более точно — что мы подразумеваем под пониманием и под высшей способностью …

2-03-09. Первая причина нечистоты в понимании — вмешательство желания в мыслительные функции …

2-03-10. Вторая причина нечистоты понимания — иллюзия чувств и вмешательство чувственного ума в функции мысли.

2-03-11. Точно также и чувственный ум нужно сделать спокойным и научить его отдавать функцию мысли уму, который судит и понимает.

2-03-12. Источник третьей причины нечистоты в самом понимании и состоит в неправильном действии воли к знанию.

2-03-13. Очищенное таким образом понимание стало бы совершенно гибким, цельным и безошибочным инструментом интеллектуальной мысли.

2-03-14. Итак, мы увидели, что интеллектуальная мысль сама по себе неадекватна и не является высшим мышлением.

2-03-15. Но для знания Высшего "Я" необходимо обладать силой полной интеллектуальной пассивности, силой отвергать любую мысль, силой ума не думать совсем …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава III. Очищенное Понимание

2-03-01. Описание того состояния знания, к которому мы стремимся, определяет средства знания, которыми мы будем пользоваться.

Описание того состояния знания, к которому мы стремимся, определяет средства знания, которыми мы будем пользоваться.

Это состояние можно описать как супраментальная реализация, подготовленная ментальными представлениями через различные ментальные принципы в нас. Если она однажды достигнута, то она отражается заново, более совершенно, во всех элементах существа.

Она даёт другое видение и, тем самым, перестраивает всё наше существование в свете Божественного, Единого и Вечного, делает его свободным от подчинения видимости вещей и внешним проявлениям нашего поверхностного бытия.

2-03-02. Такой переход от человеческого к божественному, от разделённого и противоречивого к Единому …

Такой переход от человеческого к божественному, от разделённого и противоречивого к Единому, от феномена к вечной Истине, такое полное внутреннее перерождение или новое рождение души должен включать две стадии — одну подготовительную, во время которой душа и её инструменты должны стать готовыми, и другую, когда происходит реальное просветление и реализация подготовленной души через её подходящие инструменты.

На самом деле какой-либо жёсткой линии разделения во Времени между этими двумя стадиями не существует. Они, скорее, необходимы друг другу и происходят одновременно.

Потому что по мере, как душа становится подготовленной, она всё больше озаряется и поднимается до всё более высоких, всё более полных реализаций.

И пропорционально тому, как растут эти озарения и реализации, и она всё больше подготовлена и её инструменты всё больше соответствуют своим задачам.

Возможны периоды неозарённой подготовки души и периоды озарённого роста души, и более или менее длительные моменты кульминации просветлённого обладания души, моменты, проходящие как вспышка молнии, однако меняющие всё духовное будущее, а также моменты, что продолжаются на протяжении многих часов, дней, недель человека в постоянном свете или сиянии Солнца Истины.

И через все это душа, однажды повернувшаяся к Богу, растёт к постоянству и совершенству её нового рождения и настоящего существования.

2-03-03. Первое, что нужно в этой подготовке — очищение всех элементов нашего существа.

Первое, что нужно в этой подготовке — очищение всех элементов нашего существа. Для пути знания особенно важно очищение понимания — того ключа, который откроет дверь Истины.

Но очищенное понимание едва ли возможно без очищения других элементов существа.

Неочищенное сердце, неочищенное чувство, неочищенная жизнь путают понимание, нарушают его данные, искажают его выводы, затемняют его видение, неправильно используют его знание. Неочищенная физическая система задерживает или душит его действие.

Должна быть общая, целостная чистота. Здесь есть взаимозависимость. Очищение каждого элемента нашего существа выигрывает от прояснения любого другого.

Например, растущее успокоение эмоционального сердца, помогает очищению понимания. И наоборот, в той же степени очищенное понимание несёт спокойствие и свет в путаную и затемнённую работу не до конца очищенных эмоций.

Можно даже сказать, что хотя у каждого элемента нашего существа есть свои принципы очищения, всё же очищенное понимание для человека потенциально самый сильный очиститель его путаного и неупорядоченного существа и наиболее властно требует от других элементов их правильной работы.

Как говорит Гита, знание — это высшая чистота. Свет — источник всей ясности и гармонии, а темнота невежества — причина всех наших преткновений.

Любовь, например, это очиститель сердца, и если привести все наши эмоции к понятиям божественной любви, сердце станет совершенным и удовлетворённым. В то же время саму любовь нужно очищать через божественное знание.

Любовь сердца к Богу может быть слепой, узкой и невежественной, и вести к фанатизму и мракобесию. Даже если она чиста в других отношениях, она может ограничивать наше совершенство отказываясь видеть Его иначе, как в ограниченной личности, отшатываясь от истинного и бесконечного видения.

Любовь сердца к людям точно также может привести к искажениям и преувеличениям в чувствах, действиях и знании, что обязательно нужно исправлять и предотвращать через очищение понимания.

2-03-04. Однако, нам нужно глубоко и ясно осознавать смысл термина "понимание" и что такое "очищение понимания".

Однако, нам нужно глубоко и ясно осознавать смысл термина "понимание" и что такое "очищение понимания".

Мы используем это слово как самый близкий эквивалент, что есть в английском языке для санскритского философского термина буддхи.

Тем самым мы убираем из его смысла действие чувственного ума, которое состоит только в регистрации ощущений всех видов без отличия правильных от неправильных, истинных от чисто иллюзорных явлений, глубоких от поверхностных.

Мы исключаем ту массу запутанных концепций, которая является просто передачей этих ощущений, и которая точно так же лишена высших принципов суждения и различения.

Мы также не можем сюда включать тот постоянно скачущий поток привычных мыслей, который выполняет роль понимания в уме среднего бездумного человека, но по сути есть только постоянное повторение привычных ассоциаций, желаний, предубеждений, предрассудков, полученных или унаследованных предпочтений, даже если он постоянно обогащается свежим притоком концепций из окружающей среды и принимаемых без особых сомнений верховным различающим разумом.

Конечно же, этот вид понимания, был очень полезен в развитии человека из животного. Однако оно лишь на одну ступень выше ума животного. Это полуживотный разум, подчинённый привычке, желаниям и чувствам, бесполезный для поиска научного, философского или духовного знания.

Мы должны выйти за его пределы. Для его очищения нужно либо от него отказаться или заставить его замолчать, либо превратить его в истинное понимание.

2-03-05. Под пониманием мы подразумеваем то, что одновременно воспринимает, оценивает и различает — истинный разум человеческого существа …

Под пониманием мы подразумеваем то, что одновременно воспринимает, оценивает и различает — истинный разум человеческого существа, не подчиненный чувствам, желанию или слепой силе привычки, но во время работы осознающий своё право на господство, на знание.

Конечно же, разум человека, каким он есть сейчас, даже в лучшем случае не действует в этой свободной и суверенной манере.

Кроме того, он ещё и ошибается, потому что он смешан с более низким полуживотным действием, потому что он загрязнён, и постоянно тормозится, и его стягивает ниже его характерного действия.

Став очищенным, он не должен вовлекаться в эти низшие движения, а должен отойти от объекта и наблюдая незаинтересованно, поставить объект на соответствующее место в целом при помощи сравнения, противопоставления, аналогии, рассуждения исходя из правильно наблюдаемых данных, при помощи дедукции, индукции, рассуждения, сохраняя в памяти все полученные результаты, дополняя это сдержанным и правильно направленным воображением, рассматривать все в свете тренированного и дисциплинированного суждения.

Таково чистое интеллектуальное понимание, для которого законом и характерным действием является незаинтересованное наблюдение, оценка и суждение.

2-03-06. Но термин буддхи также используется и в другом, более глубоком смысле.

Но термин буддхи также используется и в другом, более глубоком смысле. Интеллектуальное понимание это только низший буддхи.

Есть ещё и другой, более высокий буддхи, который не интеллект, а видение, не понимание, а скорее что-то, стоящее выше по знанию*). Он не ищет знание, а получает его в зависимости от данных, которые он наблюдает. Он уже владеет истиной и выдает её как откровение, как интуитивную мысль.

Наибольшее приближение человеческого ума к этому знанию, сознающему истину, обычно выражается тем несовершенным действием озарённого поиска, при сильном напряжении мысли, когда интеллект, наэлектризованный постоянными разрядами из-за завесы, подчиняясь более высокому энтузиазму, принимает в себя большой входной поток, исходящий из интуитивной и вдохновенной области знания.

Потому что у человека есть ещё и интуитивный ум, работающий как получатель и канал для этих потоков, выходящих из супраментальной способности.

Однако действие интуиции и вдохновения в нас также несовершенно, и к тому же действует скачкообразно. Обычно оно приходит как ответ на требование работающего и борющегося сердца или интеллекта.

И при этом, раньше, чем его дары приходят в осознающий ум, они уже подвержены влиянию мысли или стремления, что направлено им навстречу, и перестают быть чистыми, становятся изменёнными в соответствии с требованием сердца или интеллекта.

После того, как они входят в осознающий ум, они немедленно подхватываются интеллектуальным пониманием и рассеиваются или разбиваются, чтобы соответствовать нашему несовершенному интеллектуальному знанию.

Или же они подхватываются сердцем и изменяются, чтобы соответствовать нашим слепым или полуслепым эмоциональным желаниям и предпочтениям, или даже попадают во власть наших низших вожделений и искажаются для неистового удовлетворения сильных желаний и страстей.

2-03-06c. *) Божественное Существо описывается как адхъякша …

*) Божественное Существо описывается как адхъякша — тот, который сидит над всеми в высшем эфире, наблюдает за вещами, видит их и управляет ими сверху. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-03-07. Если бы этот высший Буддхи мог действовать очищенным от вмешательства этих более низших элементов сознания, он давал бы чистые формы истины.

Если бы этот высший Буддхи мог действовать очищенным от вмешательства этих более низших элементов сознания, он давал бы чистые формы истины.

Наблюдение было бы в основном или же полностью заменено видением, которое могло бы видеть без рабской зависимости от показаний чувственного ума и чувств.

Воображение уступило бы место самоподтверждённому вдохновению истины.

Рассуждение уступило бы место спонтанному распознаванию отношений, а заключение на основе рассуждения — интуиции, содержащей в себе эти отношения и не старающейся что-либо построить на их основе.

Суждение уступило бы место мысле-видению, в свете которого проявленная истина выступила бы без той маски, которую она теперь одевает и через которую приходится проникать нашему интеллектуальному суждению.

И память бы также вернула бы себе тот более широкий смысл, который придавался ей мыслителями Греции, и не оставалась бы более мелким копанием в запасах, собранных человеком в его теперешней жизни.

А стала бы всё регистрирующим знанием, которое тайно содержит и постоянно выдаёт из себя всё, что для нас теперь кажется мучительным получить, но что мы на самом деле в этом смысле помним, то знание, которое включает будущее*) в не меньшей мере, чем прошлое.

Конечно же, мы намерены увеличивать нашу восприимчивость, пока она не станет высокой способностью осознающего истину знания. Однако возможность полностью и открыто пользоваться ею пока ещё остаётся привилегией богов и находится за пределами нашего теперешнего человеческого уровня.

2-03-07c. *) В этом смысле сила предсказания …

*) В этом смысле сила предсказания была удачно названа памятью будущего. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-03-08. Таким образом, мы видим более точно — что мы подразумеваем под пониманием и под высшей способностью …

Таким образом, мы видим более точно — что мы подразумеваем под пониманием и под высшей способностью, которую удобнее назвать идеальной способностью, и которая находится во многом по отношению к развитому интеллекту в также, как интеллект к полуживотному разуму неразвитого человека.

Становится также понятным природа очищения, которое нужно выполнить прежде, чем понимание сможет правильно выполнять свою роль при получении настоящего знания.

Всякая нечистота — беспорядок в работе, отход от дхармы, от точного и внутренне правильного действия функции сознания, которая при правильной работе чиста и помогает нашему совершенствованию. И этот отход обычно результат невежественной путаницы (санкара)  Дхарм, когда функция отдаёт себя под власть не тех стремлений, что есть у неё, а каких-то других.

2-03-09. Первая причина нечистоты в понимании — вмешательство желания в мыслительные функции …

Первая причина нечистоты в понимании — вмешательство желания в мыслительные функции, а желание само по себе — нечистота Воли, вовлеченной в витальную и эмоциональную части нашего существа.

Когда витальные и эмоциональные желания вмешиваются в чистую Волю к знанию, то функция мышления начинает подчиняться им, преследовать не те цели, что ей нужно, и её восприятие становится туманным и беспорядочным.

Понимание должно поднять себя выше осады желаниями и эмоциями. А чтобы оно получило полный иммунитет, нужно, чтобы сами витальные части и эмоции были очищены.

Витальному существу свойственно желание наслаждаться, однако выбор удовольствия и погоня за ним, не должны определяться и приобретаться через более высокие функции.

Поэтому витальное существо должно быть приучено правильно поддерживать жизнь, какое бы мучение или наслаждение ни приходило к нему, приучено подчиняться божественной Воле, и избавляться от страстных желаний и привязанностей.

Точно также, сердце должно быть освобождено от подчинения страстным желаниям принципа жизни и чувств, и таким образом избавлено от ложных эмоций страха, гнева, ненависти, вожделения и т.д., которые составляют главную нечистоту сердца.

Желание любви свойственно сердцу, но и здесь тоже нужно преодолеть и успокоить выбор любви и погоню за любовью, и тогда сердце научится любить действительно глубоко и интенсивно, но со спокойной глубиной, и установившейся и ровной силой, а не беспокойной и неупорядоченной.

Успокоение и овладение этими элементами сознания, шама и дама — первое условие невосприимчивости понимания к ошибке, невежеству и искажению.

Это очищение означает полную ровность нервного существа и сердца. Поэтому ровность, будучи первым словом на пути работы, также и первое слово на пути знания.

2-03-10. Вторая причина нечистоты понимания — иллюзия чувств и вмешательство чувственного ума в функции мысли.

Вторая причина нечистоты понимания — иллюзия чувств и вмешательство чувственного ума в функции мысли.

Никакое знание не может быть истинным знанием, если оно подчиняет себя чувствам или пользуется ими иначе, чем как первыми указателями, чьи данные должны постоянно корректироваться и превышаться.

Начало Науки — исследование истин силы мира, что лежат в основе её видимой части работы, как она представляется нашим чувствам.

Начало философии — это исследование принципов существования, которые чувства неправильно нам представляют.

Начало духовного знания — это отказ принимать ограничения чувственной жизни или принимать видимое и чувствуемое за что-либо большее, чем проявление Реальности.

2-03-11. Точно также и чувственный ум нужно сделать спокойным и научить его отдавать функцию мысли уму, который судит и понимает.

Точно также и чувственный ум нужно сделать спокойным и научить его отдавать функцию мысли уму, который судит и понимает.

Когда понимание в нас отходит от действия чувственного ума и отклоняет его вмешательство, то чувственный ум отделяет себя от понимания, и можно видеть его отдельное действие.

Тогда он проявляет себя как постоянно кружащийся в водовороте вихрь привычных идей, ассоциаций, восприятий, желаний без какой-либо настоящей последовательности, порядка или принципа света. Это постоянное повторение по кругу, бесплодное и невежественное.

Обычно человеческое понимание принимает этот вихрь и пытается привести его к частичному порядку и последовательности. Однако, делая это, само оказывается подчинённым ему и участвует в этом беспорядке, беспокойстве, неразумном подчинении привычке и слепому бесцельному повторению, что превращает обычный человеческий разум в обманчивый, ограниченный, и даже поверхностный и бесполезный инструмент.

С этим переменчивым, беспокойным, яростным и беспокоящим фактором ничего сделать нельзя. Можно только избавиться от него либо отделяясь от него, а затем успокаивая до молчания, или же направляя концентрацию и целеустремлённость в мысль, что позволяет ей самой отказаться от этого чуждого и путающего элемента.

2-03-12. Источник третьей причины нечистоты в самом понимании и состоит в неправильном действии воли к знанию.

Источник третьей причины нечистоты в самом понимании и состоит в неправильном действии воли к знанию. Эта воля свойственна пониманию, но здесь опять выбор и неадекватная погоня за знанием связывают понимание и искажают его.

Они ведут к пристрастности и привязанности, что заставляет интеллект цепляться за определённые идеи и мнения с более или менее упрямой волей игнорировать истину в других идеях и мнениях.

Получается, что интеллект цепляется за одни фрагменты истины и избегает другие, необходимые для полноты. Он предпочитает знания одного вида и отвергает все другие виды знания, не согласующиеся с личным темпераментом мышления, который человек приобрёл ранее.

Способ для исправления состоит в совершенной ровности ума, в культивации полной интеллектуальной честности и в совершенствовании ментальной незаинтересованности.

Очищенное понимание не будет отдавать себя какому-либо желанию или страстному влечению.

Оно также не отдаст себя какой-либо склонности или неприязни по отношению к некой частной идее или истине.

Оно откажется от привязанности даже к тем идеям, в которых совершенно уверено, и от того, чтобы особенно выделять их, чтобы не было опасности нарушения баланса истины и приуменьшения значимости других элементов полного и совершенного знания.

2-03-13. Очищенное таким образом понимание стало бы совершенно гибким, цельным и безошибочным инструментом интеллектуальной мысли.

Очищенное таким образом понимание стало бы совершенно гибким, цельным и безошибочным инструментом интеллектуальной мысли.

Освободившись от стоящих ниже его источников препятствий и нарушений, оно могло бы получить настолько верное и полное представление истин относительно Высшего "Я" и вселенной, на которое вообще способен интеллект.

Но для настоящего знания необходимо нечто большее, поскольку настоящее знание по самому определению сверхинтеллектуально.

Для того, чтобы понимание не могло вмешиваться в получение нами настоящего знания, мы должны достичь этого нечто большего и развивать силу, которая очень трудна для активного интеллектуального мыслителя и неприятна для его наклонностей — силу интеллектуальной пассивности.

Это служит двойной цели, следовательно нужно достичь двух разных видов пассивности.

2-03-14. Итак, мы увидели, что интеллектуальная мысль сама по себе неадекватна и не является высшим мышлением.

Итак, мы увидели, что интеллектуальная мысль сама по себе неадекватна и не является высшим мышлением. Высшим является то, что приходит через интуитивный ум из супраментальной области.

До тех пор, пока над нами властвуют интеллектуальная привычка и низшие виды деятельности, интуитивный ум может только подсознательно посылать нам свои сообщения, более или менее искажённые, прежде чем они дойдут до сознательного ума. Или же, если интуитивный ум работает сознательно, то его сообщения слишком редки и очень несовершенны.

Чтобы усилить высшую способность знания в нас, нам нужно сделать такое же разделение между интуитивным и интеллектуальным элементами нашего мышления, как и в отношении понимания и чувственного ума.

Но это нелёгкая задача, потому что наши интуитивные осознания приходят к нам не только покрытые налётом работы интеллекта, но есть ещё и множество порождений работы ума, которые маскируются под интуицию и подражают этой высшей способности.

Средство избежать этого — в первую очередь тренировка умения интеллекта распознавать истинную интуицию, отличать её от ложной, и выработать привычку во время интеллектуального восприятия или выводов, не придавать этому окончательного значения, а смотреть вверх, обращаться к божественному принципу и ожидать в настолько полном молчании, какое возможно, света сверху.

Так можно преобразовать большую часть нашего интеллектуального мышления в озарённое видение сознания-истины. Полный переход был бы идеальным, но, по крайней мере, можно существенно увеличить частоту, чистоту и сознательную силу идеального знания, действующего за интеллектом.

Интеллект же должен научиться подчиняться и быть пассивным по отношению к этой идеальной способности.

2-03-15. Но для знания Высшего "Я" необходимо обладать силой полной интеллектуальной пассивности, силой отвергать любую мысль, силой ума не думать совсем …

Но для знания Высшего "Я" необходимо обладать силой полной интеллектуальной пассивности, силой отвергать любую мысль, силой ума не думать совсем, что предписывается в одном из отрывков Гитой.

Это звучит тяжело для западного ума, для которого мысль это что-то наивысшее, и который может по ошибке принять силу ума не думать, его полное молчание, за неспособность мыслить

Однако, эта сила молчания является способностью, а не неспособностью, силой, а не слабостью. Это глубокое и наполненное смыслом молчание.

Только когда ум так внутри спокоен, как чистая, неподвижная ровная вода, при совершенной чистоте и покое всего существа, и когда душа выходит за пределы мысли, Высшее "Я", которое превосходит и рождает всякую деятельность и становление, Безмолвие, из которого рождаются все слова, Абсолют, частичным отражением которого является всё относительное, может проявить себя в чистой сути нашего существа.

Только при полном молчании слышно Молчание. Только в полном покое открывается его Существование.

Поэтому для нас имя Того — Молчание и Покой.

 

 

2021 август 22 вс  — 2021 август 29 вс