Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-06 Синтез дисциплин Знания перевод с дополнительным (страницы 335-342) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания Глава VI.
Синтез дисциплин Знания 2-06-01. В предыдущей главе мы говорили об
умении отказываться в самом общем аспекте. 2-06-02. Основная цель Знания —
восстановление Высшего Я, нашего истинного самосуществования … 2-06-03. Эта ошибка приходит из за ложного
отождествления. 2-06-04. Но снова, внутри своего ментального
единства Природа создала … 2-06-06. Сейчас же всё это — мешанина из
истины и лжи. 2-06-07. Высшее "Я" это вечное
абсолютное Существо и чистое существование … 2-06-08. Очевидно, что эта дисциплина ставит
в центр всего внутреннее "я" … 2-06-09. Тем не менее, Высшее "Я"
продолжает нести свой вечный аспект внутреннего присутствия … 2-06-12. Мы должны понять, что наша первая
цель в знании — осознать наше собственное Высшее "Я" … Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава VI. Синтез дисциплин Знания
2-06-01. В предыдущей главе мы говорили об умении отказываться в самом общем аспекте.В предыдущей главе мы говорили об умении отказываться в самом общем аспекте. И ещё мы говорили о концентрации во всех его возможностях. То, что было сказано, относится в равной степени и к пути Работы, и к пути Посвящения себя, и к пути Знания. На каждом из этих трёх путей нужна концентрация и умение отказываться, хотя они могут меняться в способах и духе их применения. Но сейчас нужно конкретнее рассмотреть фактические шаги на Пути Знания, где двойная сила концентрации и отказа должна помочь нам двигаться дальше. Практически, этот путь ведёт нас к подъёму обратно, на самый верх великой лестницы существования, по которой душа спустилась в материальное существование.
2-06-02. Основная цель Знания — восстановление Высшего Я, нашего истинного самосуществования …Основная цель Знания — восстановление Высшего Я, нашего истинного самосуществования, и эта цель предполагает что наш теперешний способ жизни — это не наше настоящее само-существование. Конечно, мы отвергли резкие решения, которые разрубают узел загадки вселенной. Мы считаем вселенную не фикцией материальной видимости, созданной Силой, и не какой-то нереальностью, созданной Умом, и не множеством ощущений, идей и результатов идей и ощущений, за которыми стоит великое Ничто или великий блаженный Нуль, к которому мы стремимся как к нашей подлинной истине вечного не-сущуствования. Мы принимаем Высшее Я как реальность, а вселенную как реальность этого Высшего Я, и реальность его сознания, а не просто материальной силы и формации, и тем не менее или даже больше всего по этой причине — реальность. Однако, хотя вселенная является фактом, а не фикцией, фактом божественного и вселенского, а не фикцией индивидуального "я", состояние нашего пребывания здесь — это состояние невежества, это не настоящая истина нашего существа. Мы неверно себя воспринимаем, мы видим себя не такими, какие мы есть. Мы живём в ложных отношениях с нашим окружением, потому что мы не знаем ни эту вселенную, ни самих себя, какими мы реально являемся.
2-06-03. Эта ошибка приходит из за ложного отождествления.Эта ошибка приходит из за ложного отождествления. Внутри своего материального единства Природа создала кажущиеся отдельными тела, которые Душа, проявленная в материальной Природе, окружает, в которых она живёт, которыми обладает, которыми пользуется. И эта Душа, забывая себя, ощущает только этот единственный узелок в Материи и говорит: "Я — вот это тело." Она думает о себе как о теле, страдает вместе с телом, радуется вместе с телом, рождается вместе с телом, и растворяется с телом. Или, по крайней мере, она так видит своё существование. И опять же, Природа создала внутри своего единства универсальной жизни кажущиеся отдельными потоки жизни, которые придают себе форму вихрей витальности и вокруг, и в каждом из тел. И Душа, проявленная в витальной Природе, захватывает их и захватывается этими потоками. И она ежеминутно попадает в плен к этим маленьким вращающимся вихрям жизни. Душа, по прежнему забывая себя, говорит: "Я — эта жизнь". Она думает о себе как о жизни, желает вместе с её стремлениями и желаниями, купается в её удовольствиях, истекает кровью от её ран, бросается вперёд или спотыкается вместе с её движениями. Если она продолжает быть под властью тела-чувства, то она отождествляет своё существование с этим вихрем и думает: "Когда этот вихрь рассеется при разрушении тела, вокруг которого он сформировался, то меня не будет больше." Если душа способна почувствовать тот поток жизни, что сформировал этот вихрь, то она думает о себе, как об этом потоке и говорит: "Я — этот поток жизни. Я когда-то стала обладать этом телом. Я в будущем оставлю это тело и буду обладать другими телами. Я — бессмертная жизнь, которая вращается в цикле постоянных перерождений."
2-06-04. Но снова, внутри своего ментального единства Природа создала …Но снова, внутри своего ментального единства Природа создала, сформировала в универсальном Уме кажущиеся отдельными генераторы, которые выступают в роли интеллекта, постоянные центры для генерации, распространения и принятия в себя ментальной силы и ментальных активностей. Это некие станции, которые словно встроены в систему ментального телеграфа, где зарождаются сообщения, где они пишутся, отсылаются, воспринимаются, расшифровываются. И эти сообщения и эти активности бывают самых разных видов — чувственные, эмоциональные, относящиеся к восприятию, к понятиям, интуитивные. Все виды сообщений, которые Душа проявляет в ментальной Природе принимаются, используются для взгляда на мир и представлений о себе, чтобы проецировать и воспринимать её толчки, чтобы подвергаться сериям таких толчков или управлять ими. Природа встраивает основу этих генераторов в материальные тела, которые она создала, и делает эти тела площадками для своих станций. Она соединяет ментальное с материальным при помощи нервной системы, которая наполнена движением витальных потоков. Благодаря этим потокам ум способен осознавать материальный мир. А также, если он этого захочет, витальный мир Природы. Если бы это было по-другому, то ум бы осознавал в первую очередь, и по большей части, ментальный мир. И только косвенным способом улавливал бы что-то из материального мира. А сейчас его внимание сосредоточено на теле и материальном
мире, в который он был помещён. И он узнаёт об оставшемся обширном остатке
самого себя только смутным, непрямым образом, или подсознательно. И он смотрит
на это поверхностно, воспринимает с трудом и быстро забывает.
2-06-05. Душа отождествляет себя с этим ментальным генератором или станцией и говорит: "Я — этот ум".Душа отождествляет себя с этим ментальным генератором или станцией и говорит: "Я — этот ум". И поскольку ум захватывается жизнью тела, она думает: "Я это ум в живущем теле", или чаще всего: "Я это тело, которое живёт и думает". Она отождествляет себя с мыслями, эмоциями, ощущениями воплощённого в теле ума и воображает, что поскольку тело способно разрушаться и рано или поздно разрушается, что она тоже прекратит существовать. Или же, если она начинает осознавать поток постоянства ментальной личности, она думает о себе как о ментальной душе, занимающей тело, которая однажды, или постоянно возвращается из земной жизни в ментальные миры по ту сторону. И вот это постоянство ментального существа, которое ментально наслаждается или страдает, иногда в теле, иногда в ментальном или витальном плане Природы, она называет своим бессмертным существованием. Или же, поскольку ум — это принцип света и знания, хоть и несовершенный, и может получить некоторое понимание о том, что находится за пределом ума, он видит возможность растворения ментального существа в то, что за этим пределом, в некоторую Пустоту или некоторое вечное Существование, и он говорит: "Тогда я, ментальная душа, прекращу существовать." Этого растворения он или страшится, или же желает, или отвергает, или же, наоборот, утверждает, соответственно той мере привязанности или отвращения к текущей игре воплощённого ума и витальности.
2-06-06. Сейчас же всё это — мешанина из истины и лжи.Сейчас же всё это — мешанина из истины и лжи. На свете есть Ум, Жизнь и Материя. Кроме того, существует ментальная, витальная, физическая индивидуализация как явления Природы. Однако отождествление души с этими вещами — ложное отождествление. Ум, Жизнь и Материя сами существуют только в том смысле, что они — составные части существа, в котором истинное "я" вовлечено во встречу и взаимодействие Души и Природы для того, чтобы выразить форму своего отдельного существования в Космосе. Индивидуальный ум, жизнь и тело — это игра принципов Ума, Жизни и Материи, которая основана на взаимообмене между Душой и Природой. И которая — способ выражения той множественности себя, на которую всегда способно единое Существование, и которую оно вечно вовлекает в своё единство. Индивидуальный ум, жизнь и тело — это наши же формы, поскольку мы это центры множественности Единого. Универсальный Ум, Жизнь и Тело — это тоже формы нашего "я", потому что мы — это Единый внутри нашего существа. Однако, это "я" нечто большее, чем универсальный или индивидуальный ум, жизнь и тело. И когда мы ограничиваем себя отождествлением со всем этим, мы выстраиваем наше знание на основе лжи. Мы искажаем наше, обусловленное этим, видение и наш практический опыт не только самого нашего существа, но и видение и опыт нашего космического существования и видение и опыт нашей индивидуальной деятельности.
2-06-07. Высшее "Я" это вечное абсолютное Существо и чистое существование …Высшее "Я" это вечное абсолютное Существо и чистое существование, из которого всё это происходят. Мы должны исходить из этого знания. Мы должны воплотить в реальности это знание и сделать его основой внутренней и внешней жизни отдельного человека. Йога Знания, начиная с этой первоначальной истины нашла негативный и позитивный методы дисциплины, при помощи которой мы можем избавиться от этих ложных отождествлений и отойти от них в настоящее знание своего "я". Негативный метод — всегда говорить: "Я — не тело", так, чтобы противопоставить эту идею и вырвать с корнем ложную идею "Я — это тело". Чтобы сконцентрироваться на этом знании и отказываясь от привязанности души к физическому, избавиться от чувства-тела. Далее, мы снова говорим: "Я — не жизнь", и через концентрацию на этом знании и отказ от привязанности к витальным движениям и желаниям, избавляемся от чувства-жизни. В конце концов, мы заявляем: "Я — не ум, не движение, не чувство, не мысль", и концентрируясь на этом знании и отказе от ментальной активности, мы избавляемся от чувства-ума. Если мы будем постоянно создавать пропасть между собой и тем с чем мы себя отождествляем, их вуаль будет шаг за шагом уходить от нас и Высшее "Я" станет видимым для нашего переживания. И, наконец, мы скажем: "Я — это То, чистое, вечное, само-блаженное". И концентрируя нашу мысль и наше существо на этом, мы станем Тем, и в конце концов получим возможность отказаться от индивидуального существования и Космоса. Ещё один позитивный метода принадлежит скорее Раджа-Йоге. Он состоит в том, чтобы сконцентрироваться на мысле о Брахмане и закрыть от нас все другие идеи. Так, чтобы генератор ума перестал влиять на наше внешнее или разного рода внутреннее существование. Благодаря ментальному угасанию игра витала и физического также упадёт в состояние отдыха в вечном Самадхи, в какой-то невыразимый, глубочайший транс существа, в котором мы перейдём в абсолютное Существование.
2-06-08. Очевидно, что эта дисциплина ставит в центр всего внутреннее "я" …Очевидно, что эта дисциплина ставит в центр всего внутреннее "я" и исключающее внутреннее движение, которого отходит от мира, отрицая его в мысли и закрывая глаза души на него в своё видении. Однако вселенная здесь существует как истина в Боге, даже если индивидуальная душа может закрывать свои глаза на неё. И Высшее "Я" реально, оно не вымысел, и оно находится во вселенной, поддерживая всё, что мы отвергаем. И оно неотъемлемо присутствует во всех вещах, и действительно обнимает индивидуальное во вселенском, точно так же, как оно обнимает вселенную в том, что превышает её и выходит за её границы. Но что мы собираемся делать с этим вечным Высшим "Я" в этой устойчивой вселенной, которая, как мы видим, окружает нас в каждый момент, когда мы не находимся в трансе внутренней медитации? У аскетического Пути Знания есть своё решение и своя дисциплина для души, которая смотрит на вселенную. Он состоит в том, чтобы смотреть на внутренне присущее и все обнимающее и всё образующее Высшее "Я" как на эфир, в котором существуют все формы, который находится во всех формах, и из которого сделаны все формы. В этом эфире космическая Жизнь и Ум движутся как Дыхание вещей, как атмосферное море внутри эфирного и которые образуют из него все формы. Однако то, что они образуют — просто имя и форма, а не реальность. Форма горшка, на который мы смотрим, это всего лишь форма земли, и она вернётся обратно в землю. А земля — это форма, которая растворяется в космической Жизни. А космическая Жизнь это движение которое опускается в покой в этом безмолвном неподвижном Эфире. Концентрируясь на этом знании, отвергая все явления и проявления, мы придём к тому, что увидим всё, как иллюзию имени и формы в эфире, который есть Брахман. Оно становится нереальным для нас. И вселенная, становясь нереальной, делает нереальным внутреннее присутствие и остаётся только Высшее "Я" которому наш ум ошибочно навязывает имя и форму вселенной. И таким образом мы оправдываем уход индивидуального "я" в Абсолют.
2-06-09. Тем не менее, Высшее "Я" продолжает нести свой вечный аспект внутреннего присутствия …Тем не менее, Высшее "Я" продолжает нести свой вечный аспект внутреннего присутствия, свой неизменный аспект божественного окутывания, свой бесконечный трюк превращения в каждую вещь и во всё на свете. И то, что мы обнаруживаем этот обман, и наш уход из мира, судя по всему не оказывают ни малейшего влияния ни на Высшее "Я", ни на вселенную. Разве мы не должны из этого сделать вывод, что это то, что остаётся выше и нашего принятия и нашего отвержения, и слишком велико и слишком вечно, чтобы это могло его затронуть? Кроме того, здесь должна действовать некая непобедимая реальность и целостность Знания требует, чтобы мы увидели её и осознали её. Иначе можно сделать вывод, что не Господин вселенной, а наше знание было обманом и иллюзией. Поэтому мы должны снова сконцентрироваться чтобы увидеть и также осознать то, что остаётся так высоко, и должны понять, что именно Высшее "Я", а ни что другое отличное от Высшей Души, является Господином Природы. И что благодаря его санкции движется космическое существование, и что именно он порождает эти многочисленные действия и определяет свои вечные циклы. Кроме этого, нам нужно ещё раз сконцентрироваться и осознать, что мы должны видеть Высшее "Я" как единое Существование, как того, кто одновременно и Душа всего и Природа всего. Кто одновременно и Пуруша, и Пракрити, и поэтому он способен выражать себя во всех формах вещей и быть всеми этими формами.
2-06-10. Старый аскетический Путь Знания принимал единство вещей и концентрацию на всех этих аспектах …Старый аскетический Путь Знания принимал единство вещей и концентрацию на всех этих аспектах единого Существования, однако от делал некое различие и выстраивал иерархию. То Высшее "Я", что становится всеми формами вещей — это Вират, или универсальная Душа. То Высшее "Я", что создаёт все эти формы — это Хираньягарбха, озарённая или творчески воспринимающая Душа. То Высшее "Я", то содержит в себе всё это — Праджна, сознающая Причина, или первоначально определяющая Душа. За пределами всех них есть Абсолют, который допускает всю эту нереальность, но не имеет с ней никаких отношений. Мы должны уйти в То, и больше не иметь никаких дел со вселенной, так как Знание означает окончательное Знание, и поэтому все меньшие реализации мы должны отбросить от себя или они должны быть потеряться в Том. Но очевидно, с нашей точки зрения, что эти практические различия, сделанные умом, важны для некоторых целей, но они не самые важные. Наш взгляд на мир настаивает на единстве. Универсальное Высшее "Я" не отличается от воспринимающего и созидающего, воспринимающее "Я" не отличается от причинного "Я", причинное "Я" не отличается от Абсолюта, но всё это единое "Само-существование, которое стало всеми становлениями", и которое ничто иное, как Господин, проявляющий Себя во всех этих индивидуальных существованиях. А этот Господин — ничто иное чем единственно существующий Брахман, который является всем тем, что мы можем увидеть, почувствовать, что живёт или думает. Мы должны познать это Высшее "Я", этого Господина, этого Брахмана, чтобы мы могли реализовать наше единство и с ним и со всем, что он проявляет, и в чьём единстве мы хотели бы жить. Потому что мы требуем от знания, чтобы оно объединяло. Знание, которое делит должно всегда быть частичным знанием, полезным для некоторых практических целей. Знание, которое объединяет — вот настоящее знание.
2-06-11. Из всего этого вытекает, что нашей интегральной Йоге нужно принять эти разные дисциплины и концентрации, но …Из всего этого вытекает, что нашей интегральной Йоге нужно принять эти разные дисциплины и концентрации, но нужно их привести в гармонию, и, по возможности, соединить их через некий синтез, который уберёт то, что в них противоречит друг другу. Если не осознать Господа и Всё, а только отвергнуть их ради Высшего "Я" или Непознаваемого Абсолюта как это делается в исключающей трансцендентной Йоги, или же жить ради одного Господа или жить исключительно во Всём, как это делается в исключающей теистической или исключающей пантеистической Йоге, то искатель интегрального знания будет ограничивать себя. А ему не нужно ограничивать себя ни своей мыслью, ни своей практикой, ни реализацией какого-либо религиозного убеждения или же философской догмы. Он будет искать Истину существования во всей её полноте. Он не будет отвергать древние дисциплины, потому что они опираются на вечные истины, но он сориентирует их в соответствии со своей целью.
2-06-12. Мы должны понять, что наша первая цель в знании — осознать наше собственное Высшее "Я" …Мы должны понять, что наша первая цель в знании — осознать наше собственное Высшее "Я" больше чем это Высшее "Я" в других или же его как Господина Природы или же его как Всё. Потому что это — неотложная необходимость отдельного человека — прийти к высшей истине своего собственного существа, исправить его беспорядки, заблуждения, ложные отождествления. Прийти к своей правильной концентрации и чистоте, познать свой источник и подняться к нему. Но мы делаем это не для того, чтобы раствориться в своём источнике, а чтобы всё наше существование и все члены нашего внутреннего царства могли найти свою правильную основу. Чтобы они могли жить в нашем самом высоком "я", жить только для нашего самого высокого"я" и не подчиняться никакому другому закону, кроме того, что выходит из нашего высшего "Я", который даётся нашему очищенному существу без каких-либо искажений в передающем интеллекте. И если мы сделаем это правильным образом, то мы обнаружим, что в поиске этого высшего "Я" мы нашли единое Высшее "Я" во всём, единого Господина нашей природы и всей Природы, это Всё нас самих, которое есть Всё для вселенной. Для этого то, что мы видим в нас самих, мы обязательно должны увидеть везде, потому что это — истина Его единства. Если мы откроем и будем правильно использовать Истину нашего существа, то барьер между нашей индивидуальностью и вселенной обязательно будет открыт и отброшен. И тогда Истина, которую мы реализовали в нашем существе непременно реализует себя для нас и в той универсальности, которой станет наше "я". Реализуя в себе "Я есть Он" из Вед, мы не можем не реализовать, глядя вокруг, это же знание, но с другой стороны — "Ты есть То". Нам нужно только увидеть, как эта дисциплина должна соблюдаться на практике, чтобы мы могли с успехом придти к этому великому единству. 2021 сентябрь 20 пн
— 2021 сентябрь 26 вс |