Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-08 Освобождение от Сердца и Ума перевод с дополнительным (страницы 350-355) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания Глава VIII.
Освобождение от Сердца и Ума Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава VIII. Освобождение от Сердца и Ума
2-08-01. Однако, поднимающаяся вверх душа должна освободить себя не только от жизни в теле, но и от действия жизненной энергии в уме.Однако, поднимающаяся вверх душа должна освободить себя не только от жизни в теле, но и от действия жизненной энергии в уме. Она должна, как представитель Пуруши, заставить ум сказать: "Я — не Жизнь. Жизнь — это не внутреннее "я" Пуруши, это только работа Пракрити и ничего больше." Характерное свойство Жизни — это действие и движение, стремление впитывать и усваивать то, что вне человека, и принцип удовлетворения или недовольства по отношению к тому, что он захватывает, или к тому, что к нему приходит, который ассоциируется с всепроникающим феноменом притяжения и отталкивания. Эти три вещи есть везде в Природе, потому что везде в Природе есть Жизнь. Но у нас, у ментальных существ они приобретают некую ментальную значимость, в соответствии с тем, как ум воспринимает и принимает их. Они принимают форму действия, желания, симпатии и антипатии, удовольствия и боли. Прана в нас везде, и она поддерживает не только действие нашего тела, но и наш чувственный ум, наш эмоциональный ум, наш мыслящий ум. И внося во всё это свой собственный закон, или дхарму, она запутывает, ограничивает, вносит дисгармонию в их правильное действие и создаёт ту нечистоту от расположения вещей не на своём месте и ту запутанную неразбериху, которая и есть всё зло нашего психологического существования. И такое впечатление, что в этой путанице царствует один закон — закон желания. Так же как универсальное Божественное Существо, все-охватывающее и все-обладающее, действует, движется и наслаждается исключительно для удовлетворения божественного Восторга, так и жизнь в отдельном человеке действует, движется и наслаждается и страдает главным образом для удовлетворения желания. И как следствие, психическая жизненная энергия представляется нашему опыту как некая разновидность ума желания, который мы должны покорить, если собираемся вернуться к нашему истинному "я".
2-08-02. Желание — это одновременно и побуждающий мотив наших действий, и наш рычаг чтобы чего-то достигать, и проклятье нашего существования.Желание — это одновременно и побуждающий мотив наших действий, и наш рычаг чтобы чего-то достигать, и проклятье нашего существования. Если бы наш чувственный ум, эмоциональный ум, ум мышления мог бы действовать свободным от вмешательств и привнесения жизненной энергии, если бы эта энергию можно было бы подчинить их правильному действию, вместо того, чтобы эта энергия навязывала им своё ярмо на наше существование, то все человеческие проблемы бы гармонично двигались к своему правильному решению. Правильная функция жизненной энергии — делать то, что ей говорит божественный принцип в нас. Добиваться и наслаждаться тем, что ей даётся живущим внутри нас Божественным, и не желать ничего вообще. Правильная функция чувственного ума — пассивно и озаряющее открываться контактам Жизни и передавать их ощущения и расу, или правильный вкус и принцип восторга более высоким функциям. Но из-за вмешательства влечения и отталкивания, принятия и отвращения, удовлетворения и недовольства, способности и неспособности жизненной энергии в теле, то чувственный ум, во-первых ограничен по масштабу своего действия, и во-вторых, вынужден при таких ограничениях связывать себя со всеми этими разладами жизни в Материи. И тогда он становится инструментом удовольствия и боли вместо того, чтобы быть инструментом восторга существования.
2-08-03. Точно также и эмоциональный ум — он вынужден принимать во внимание все эти разногласия и подчинять себя их эмоциональным реакциям …Точно также и эмоциональный ум — он вынужден принимать во внимание все эти разногласия и подчинять себя их эмоциональным реакциям, превращаясь в шумное поле радости и горя, любви и ненависти, гнева, страха, борьбы, стремления, отвращения, симпатий, антипатий, безразличий, согласия, несогласия, надежд, разочарований, признательности, мести и всей этой изумительной игры страстей, из которой и состоит драма жизни в мире. И этот хаос мы называем душой. Но настоящая душа, настоящее психическое существо, которое, по большей части, мы мало видим, и которое развито только у весьма маленькой части человечества, это инструмент чистой любви, радости, и озарённого стремления к врастанию в Бога, к единству с Ним и нашими ближними. Это психическое существо скрыто под игрой ментальной Праны или ума желаний, который мы по ошибке принимаем за душу. Эмоциональный ум не способен отразить настоящую душу в нас, Божественное в наших сердцах и вынужден отражать ум желаний.
2-08-04. Поэтому, правильная функция мыслящего ума — наблюдать, понимать, оценивать с бесстрастным восторгом в знании и открывать себя посланиям и озарениям …Поэтому, правильная функция мыслящего ума — наблюдать, понимать, оценивать с бесстрастным восторгом в знании и открывать себя посланиям и озарениям, которые действуют на всё, что он наблюдает и на всё, что еще скрыто от него, но должно постепенно проявиться. На послания и озарения, что тайно светят нам из божественного Оракула. скрывающегося в свете выше нашего мышления, хотя кажется, что они или спускаются через интуитивный ум, или поднимаются из видящего сердца. Но он не может правильно выполнять эту функцию, потому что он пришпилен к ограничениям жизненной энергии в чувствах, к разладу ощущений и эмоций, к своим собственным ограничениям интеллектуального предпочтения, инерции, напряжения, самоволия, которые — формы, полученные им благодаря вмешательству этого ума желаний, этой психической Праны. Как говорится в Упанишадах, всё наш ментальное сознание пропитано нитями и потоками этой Праны, этой энергии Жизни, которая стремится и ограничивает, хватается и упускает, желает и страдает. И только через очищение мы можем узнать и суметь овладеть нашим настоящим и вечным "я".
2-08-05. Это правда, что корень всего этого зла в чувстве эго и в том, что сознательное чувство эго находится в самом уме.Это правда, что корень всего этого зла в чувстве эго и в том, что сознательное чувство эго находится в самом уме. Однако, в реальности, осознающий ум только отражает то эго, которое уже создано в подсознательном уме. То эго, которое — и в вещах, и в немой душе камня и растения, которое присутствует в каждом теле, в каждой жизни, и которое только под самый конец выходит в обладающий голосом и бодрствующий ум. Но которое изначально создано не в сознающем уме. И в этом восходящем шествии именно жизненная энергия, становится упрямым узлом эго, именно ум желаний отказывается развязать этот узел, даже когда интеллект и сердце уже обнаружили причинную своих бед и были бы весьма рады избавиться от него. Потому что Прана в них — это Животное, которое бунтует, затуманивает и обманывает их знание и своим отказом не поддаётся их воле.
2-08-06. Поэтому ментальный Пуруша должен отделить себя от связи и само-отождествления с умом желаний.Поэтому ментальный Пуруша должен отделить себя от связи и само-отождествления с умом желаний. Он должен сказать: "Я не то, что борется и страдает, мучается и наслаждается, любит и ненавидит, надеется и бывает сбит с толку, злится, боится, жизнерадостна и подавлена, игрушка настроений жизни и эмоциональных страстей. Всё это просто работа и привычки Пракрити в чувственном и эмоциональном уме." После этого ум оттягивает себя из своих эмоций и становится по отношению к ним, как и по отношению к движениям и переживаниям тела, наблюдателем и свидетелем. И это снова некоторое внутреннее расщепление. С одной стороны — эмоциональный ум, в котором эти настроения и страсти продолжают возникать согласно привычке гун Природы, с другой — наблюдающий ум, который видит их, изучает и понимает, но отделил себя от них. Он смотрит на их как на некую разновидность действия и игры на ментальной сцене, с персонажами отличающимися от него. Поначалу смотрит с интересом и привычкой впадать в отождествление, потом — с внутренним спокойствием и отстранённостью. И, наконец, достигнув не только спокойствия, но и чистого восторга своего безмолвного существования, улыбаясь их нереальности, глядя как на воображаемые радости и печали ребёнка, который играет и поглощён своей игрой. Потом он начинает осознавать себя как хозяина санкции, который, отзывая эту санкцию, может остановить эту игру. Когда он научился отзывать санкцию, то возникает ещё одно важное явление. Эмоциональный ум становится в своём нормальном состоянии спокойным, чистым и свободным от тех реакций. И даже, если они приходят, то они больше не поднимаются изнутри, а кажется, что они падают на него как впечатления извне. Впечатления, на которые его фибры ещё способны ответить. Однако, привычка отвечать уже уходит прочь и эмоциональный ум со временем полностью освобождается от страстей, от которых он отказался. Надежда и страх, радость и горе, симпатия и антипатия, притяжение и отталкивание, согласие и несогласие, радость и уныние, ужас, гнев, страх, отвращение, стыд, страстные чувства любви и ненависти — уходят от освободившегося психического существа прочь.
2-08-07. И что займёт их место? Это может быть, если мы захотим, внутреннее спокойствие, тишина и бесстрастность.И что займёт их место? Это может быть, если мы захотим, внутреннее спокойствие, тишина и бесстрастность. И хотя это может быть некой стадией, через которую обычно душа должна пройти, это не та конечная цель, которую мы должны видеть перед собой. Поэтому Пуруша становится также тем хозяином, который проявляет волю, и чья воля состоит в том, чтобы заменить неправильное правильным наслаждением психического существования. То, что он захотел, Природа выполняет. То, что было материалом желания и страсти, превращается в реальность чистой, ровной, спокойной и интенсивной любви, радости и единства. Истинная душа выходит вперёд и занимает то место, что стало свободным в уме желаний. Очищенный и опустошённый кубок наполняется вином божественной любви и восторга, и в нём больше нет сладкого и горького яда страсти. Страсти, даже если это страсть ради добра, извращают божественную природу. Страсть сострадания с нечистыми элементами физического отвращения и эмоциональной неспособностью переносить страдания других должна уйти. Её нужно заменить более высоким божественным состраданием, которое видит, понимает, принимает ношу других и достаточно сильно чтобы помогать и исцелять. Но не с самоволием и бунтом против страдания в мире и невежественным обвинением закона вещей и их источника, а со светом и знанием и в качестве инструмента Божественного в его проявлении. Точно так же и любовь, которая желает, которая старается овладеть, которая волнуется от радости и трясётся от горя, должна быть отвергнута ради ровной, все-обнимающей любви, которая свободна от этих всех вещей и которая не зависит от обстоятельств и не меняется от того, отвечает ли кто-то этой любви или нет. И точно так мы будем смотреть на все движения души. Но об этом мы будем говорить далее, когда будем рассматривать Йогу самосовершенства.
2-08-08. Как и в случае с действием и бездействием, точно также существует двойственность возможности бесстрастности и покоя с одной стороны, и активной радости и любви с другой.Как и в случае с действием и бездействием, точно также существует двойственность возможности бесстрастности и покоя с одной стороны, и активной радости и любви с другой. Ровность, но не безразличие — это основа. Ровная выдержка, безучастное бесстрастие, спокойное подчинение тому, что вызывает радость и горе без какой-либо реакции горя или радости — это подготовка и негативная основа ровности. Но не будет настоящей ровности, пока она не примет свою позитивную форму — любви и восторга. Чувственный ум находит одинаковую расу (жизненные силы, сок, нематериальный вкус, прим. переводчика) Все-Прекрасного, сердце ровной любви и Ананды во всём, психическую Прану в наслаждении этой расой, любовью и Анандой. Однако, это то позитивное совершенство, что приходит с освобождением. Наша первая цель на пути знания это, скорее, то освобождение, которое приходит через отделение от ума желаний и через отказ от его страстей.
2-08-09. Кроме этого, ум желаний нужно отделить от мысли как инструмента и это лучше всего сделать через отделение Пуруши от самих мыслей и мнений.Кроме этого, ум желаний нужно отделить от мысли как инструмента и это лучше всего сделать через отделение Пуруши от самих мыслей и мнений. Мы уже говорили об этом, когда рассматривали в чём заключается интегральное очищение существа. Поскольку всё то движение знания, что мы описываем — это способ очищения и освобождения, при помощи которого становится возможным полное и окончательное знание своего "я", то постепенно развивающееся знание себя это само по себе инструмент очищения и освобождения. По отношению к мыслящему уму метод будет такой же, как и по отношению ко всему остальному в нашем существе. Пуруша, использующий мыслящий ум для освобождения от отождествления себя с жизнью и телом, а также с умом желаний, ощущений и эмоций должен обратиться к мыслящему уму и сказать: "И это тоже — не я. Я не мысль и не мыслитель. Все эти идеи, мнения, размышления, стремления интеллекта и его склонности, предпочтения, убеждения, сомнения, исправления самого себя — это не я. Всё это только работа Пракрити, которая происходит в мыслящем уме." Так создаётся разделение между умом, который думает и желает, и умом, который наблюдает, и Пуруша становится чистым свидетелем. Он видит, он понимает процесс и законы своей мысли, но отделяет себя от неё. Затем, как хозяин санкции, он забирает назад свою прошлую санкцию из путаницы ментальных подспудных течений и рассуждений интеллекта и заставляет их обоих прекратить свои домогательства. И он освобождается от подчинения мыслящему уму и обретает способность полного безмолвия.
2-08-10. Для совершенства также нужно, чтобы Пуруша вернул себе обратно позицию хозяина своей Природы …Для совершенства также нужно, чтобы Пуруша вернул себе обратно позицию хозяина своей Природы и волю заменять обычные ментальные потоки и интеллект осознающими истину мыслями, которые озаряются с более высоких планов. Однако безмолвие — необходимо. Именно в безмолвии, а не в мысли мы найдём Высшее "Я", мы станем осознавать его, а не просто знать о нём. Именно в безмолвии мы выйдем из ментального Пуруши в то, что есть сам источник ума. Но для такого выхода нужно получить окончательное освобождение, нужно избавиться от эго-чувство в уме. 2021 октябрь 12 вт
— 2021 октябрь 16 сб |