Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-09 Освобождение от Эго перевод с дополнительным (страницы 356-367) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания 2-09-03. Но это космическое "я" —
духовно по своей сути и по опыту. 2-09-05. Получается, что искатель высшего
знания должен идти по пути духовных философий и религий … 2-09-06. Эта субстанция — то "я"
человека, которое в Европейской мысли называют Монадой … 2-09-07. Для ученика интегральной Йоги в этом
вопросе не должно быть сомнений. 2-09-10. На самом деле такое правление — не
цель традиционной Йоги знания … Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава IX. Освобождение от Эго
2-09-01. Формация ментального и витального эго, привязанная к ощущению тела была первой великой работой космической Жизни в её идущей вперёд эволюции.Формация ментального и витального эго, привязанная к ощущению тела была первой великой работой космической Жизни в её идущей вперёд эволюции. Потому что это был способ, который она нашла для создания материала индивидуального сознания. Растворение этого ограничивающего эго это единственное условие, необходимое средство для того, чтобы эта космическая Жизнь получила свой божественный плод. Потому что только так сознательное отдельное существо может найти или своё трансцендентное "я" или свою настоящую Личность. Это двойное движение обычно представляется как падение и искупление, или как творение и разрушение. Как зажигание света и его гашение, или как формирование вначале маленького временного и ненастоящего "я" и освобождение от него в вечную грандиозность нашего настоящего "я". Поэтому мысль человека падает в две противоположные крайности. Первая — мирская и прагматичная, смотрит на реализацию и удовлетворение ментального, витального и психического эго-чувства, отдельного человека или коллектива как на цель жизни и не заглядывает дальше. В то время, как вторая — духовная, философская или религиозная, смотрит на покорение эго в интересах души, духа или какой-либо другой предельной сущности, как на то, что единственное, что нужно делать превыше всего. И даже в лагере эго есть две разные позиции, которые делятся на мирскую и материалистическую теорию вселенной. Одно направление этой мысли рассматривает ментальное эго как творение нашей ментальности, которое растворяется вместе с растворением ума во время смерти тела. Остаётся одна непреходящая истина — вечная Природа, работающая в той или иной расе людей. И нужно следовать её цели, а не нашей. Реализация всей расы, коллективного эго, а не отдельного человека — вот что должно быть правилом жизни. Другое направление мысли, более виталистическое по своим устремлениям, рассматривает сознательное эго как высшее достижение Природы, каким бы преходящим оно не было. Оно облагораживает его до человеческого представителя Воли-быть и считает его величие и удовлетворение как высшую цель нашего существования. В других многочисленных системах, которые придерживаются какой-либо религиозной мысли или духовной дисциплины тоже есть соответствующее разделение. Буддист отрицает существование настоящего "я" или эго, и не допускает существование универсального или трансцендентного Существа. Адвайтист объявляет, что проявленная индивидуальная душа есть ни что иное, как высшее "Я" и Брахман, а её индивидуальность это иллюзия. Отбрасывание индивидуального существование это единственное настоящее освобождение. Другие системы утверждают, в явном противоречии с этой точкой зрения, вечное существование человеческой души. Человеческая душа — это основа множественного сознания в Едином, или же основа зависимой, но всё же отдельной сущности и она постоянная, реальная и вечная.
2-09-02. Находясь среди этих разнообразных и конфликтующих мнений искатель Истины должен решить для себя — что для него будет Знанием.Находясь среди этих разнообразных и конфликтующих мнений искатель Истины должен решить для себя — что для него будет Знанием. Однако, если наша цель — духовное освобождение или духовная реализация, то превзойти это маленький слепок эго — просто необходимо. В человеческом эгоизме и его удовлетворении не может быть духовной кульминации и свободы. Определённая чистота от эгоизма — условие даже для этического развития и возвышения, для общественного блага и совершенства. И гораздо большая чистота необходима для внутреннего покоя, чистоты и радости. Но если наша цель — поднять человека до божественной природы, то нужно гораздо более сильное, радикальное освобождение. И не только от эгоизма, но и от самой идеи эго и ощущения эго. Опыт показывает, что в той степени, в какой мы освобождаем себя от ограничивающего ментального и витального эго, в той степени мы начинаем управлять более широкой жизнью, более обширным существованием, более высоким сознанием, более счастливым состоянием души. И даже большим знанием, силой и кругозором. Даже для цели, которую преследует самая приземлённая философия, её достижение, совершенство, удовлетворение личности лучше всего достигается не удовлетворением того же эго, но поиском свободы в более высоком и обширном "я". Нет счастья в малости жизни, говорят Священные книги, оно приходит, когда жизнь становится большой. Эго и есть, по своей природе — малость жизни. Оно приносит сжатие сознание, а со сжатием сознания — ограничение знания, делая его непригодным из-за невежества. А это приводит к ограничению и уменьшению силы. А уменьшение силы ведёт к неспособности и слабости. А это ведёт к разделению единства. А такое разделение ведёт к дисгармонии и недостатку симпатии, любви и понимания. Что приводит к подавлению и разрозненности восторга существования. И благодаря этой разрозненности — приходит страдание и боль. Чтобы восстановить то, что мы потеряли, нам нужно вырваться из мира эго. Эго должно или исчезнуть в безличном, или раствориться в более обширном "Я". Оно должно расплавиться или в более широком космическом "Я", которое охватывает все эти меньшие "я" или в трансцендентном, для которого даже космическое "Я" это маленький образ.
2-09-03. Но это космическое "я" — духовно по своей сути и по опыту.Но это космическое "я" — духовно по своей сути и по опыту. Его не нужно путать ни с коллективным существованием, ни с какой-либо групповой душой, жизнью и телом человеческого общества или даже со всем человечеством. Подчинение эго ради развития и счастья человеческой расы — сейчас руководящая идея мировой мысли и этики. Однако же это ментальный и моральный, а не духовный идеал. Потому что такое развитие — это серия постоянных ментальных, витальных и физических превратностей. В нём нет устойчивого духовного содержания и он не даёт надёжной основы для души человека. Сознание коллективного человечества это всего лишь более обширный вариант или сумма индивидуальных эго. Сделанное из той же субстанции, оно такое же по своей природе. В нём нет ни какого-либо более великого света, ни какого-нибудь более вечного ощущения себя, ни какого-либо более чистого источника покоя, радости и свободы. Оно, скорее, даже больше измучено, тревожно и затемнено, определённо более неясное, запутанное и менее прогрессивно. Отдельный человек в этом отношении выше, чем масса и нельзя призывать его подчинять свои более светлые возможности этой более тёмной сущности. Если должны придти свет, покой, свобода, более высокие состояния существования, то они должны спуститься в душу из чего-то более широкого, чем отдельный человек, но также и более высокого, чем коллективное эго. Альтруизм, филантропия, служение человечеству — сами по себе — ментальные и моральные идеалы, это не законы духовной жизни. Если в духовную цель входит импульс отказаться от личного "я" или служить человечеству, или миру в целом, то он приходит не из этого эго, и не из коллективного чувства расы, но из чего-то, что гораздо более сокровенно и основательно превосходит всё это. Потому что оно опирается на ощущение Божественного во всём и действует не ради эго или расы. а ради Божественного и его цели в личности или группы людей, или в коллективном Человеке. И именно этот трансцендентный Источник — то, что нам нужно искать, и чему служить. Это более широкое существование и сознание, для которого раса и отдельный человек — второстепенные условия существования.
2-09-04. На самом деле некая истина есть и за прагматическим импульсом, который исключающая, односторонняя духовность склонна игнорировать, отрицать или принижать.На самом деле некая истина есть и за прагматическим импульсом, который исключающая, односторонняя духовность склонна игнорировать, отрицать или принижать. И если индивидуальное и универсальное — это понятия этого более высокого и обширного Существа, то их реализация должна занимать какое-то реально место в высшем Существовании. За ними должна стоять какая-то высокая цель в высшей Мудрости и Знании, какое-то напряжение в высшем Восторге. Они не могли быть, они и не были созданы просто так, понапрасну. Но совершенство и удовлетворение человечества, так же как и совершенство и удовлетворение отдельного человека, может быть с уверенностью достигнуто и может опираться только на более вечной, и пока ещё непознанной истине и правоте вещей. Как менее значительные условия более великого Существования, они могут реализовать себя только когда будет понято и освоено то, что они через себя выражают. Самое великое служение человечеству, самое надёжное основание для его настоящего развития, счастья и совершенства — это подготовить или найти путь, по которому отдельный человек или коллективный человек сможет превзойти эго и жить в своём настоящем "я", больше не привязанный к невежеству, неспособности, дисгармонии и страданию. Именно преследуя вечное, а не благодаря жизни, привязанной к медленной коллективной эволюции Природы, мы можем лучше всего достичь даже этой, эволюционной, коллективной и альтруистической цели, которую наша современная мысль и идеализм ставят перед нами. Но сама по себе эта цель — вторична. Найти, познать и овладеть Божественным существованием, сознанием и природой и жить в них ради Божественного — вот наша настоящая цель. Вот то единственное совершенство, к которому мы должны стремиться.
2-09-05. Получается, что искатель высшего знания должен идти по пути духовных философий и религий …Получается, что искатель высшего знания должен идти по пути духовных философий и религий, а не по пути какого-либо приземлённого материалистического учения, даже если он преследует более богатые цели и более широкую духовную цель. Но как далеко он продвинется в задаче устранения эго? На древнем пути Знания мы подходим к устранению эго-чувства, которое прикрепляет себя к телу, к жизни, к уму и говорит им всем или некоторым — "Вот это и есть Я". Мало того, что, как и на пути работ, мы избавляемся от "Я" работника и видим только одного Господа как истинного источника всех работ, видим санкцию на работу и Его исполнительную силу Природы или же Его высочайшую Шакти как единственного посредника и работника. Но мы также и избавляемся от эго чувства, которое ошибочно принимает инструменты или выразительную сторону нашего существа за наше настоящее "я" и дух. Но даже если всё это будет сделано, остаётся что-то ещё. Остаётся некая основа для всего этого, общее чувство отдельного "Я". Эта основа для эго — нечто неясное, неопределимое, неуловимое. Она не привязывает себя к чему-либо конкретно как "я", да ей это и не нужно. Она не отождествляет себя с чем-то собирательным. Это своего рода фундаментальная форма или сила ума, которая заставляет ментальное существо ощущать себя как каким-то неопределимым, но всё же ограниченным существом. Которое — не ум, не жизнь, не тело, но находится под их работой, происходящей в Природе. Нечто другое мы уже определили как эго-идею и эго-чувство, которые поддерживают себя игрой Пракрити. Но это — чистая фундаментальная эго-сила, поддерживающая себя в сознании ментального Пуруши. И из-за того, что кажется, что она выше этой игры, или за ней, а не в ней, из-за того, что она не говорит: "Я это ум, жизнь и тело", но скорее — "Я это существо, от которого зависит действие ума, жизни и тела", многим кажется, что они уже стали свободными и ошибочно принимают это неуловимое Эго за Единого, за Божественное, за истинного Пурушу. Или, по крайней мере, за истинную Личность внутри них, по ошибке принимая неопределимое за Бесконечное. Но пока остаётся это фундаментальное эго-чувства, до тех пор не будет абсолютного освобождения. Эгоистическая жизнь, даже уменьшенная по силе и интенсивности, может вполне ещё продолжаться обладая такой поддержкой. Если в осознании себя есть такая ошибка, то жизнь эго под этим предлогом может даже стать ещё более интенсивной и сильной. И даже если нет такой ошибки, то жизнь эго может становиться шире, чище, более гибкой, и можно уже гораздо легче достичь освобождения и оно будет гораздо ближе к завершению, но всё же окончательного освобождения не будет. Необходимо идти дальше, избавиться от этого неопределимого, но фундаментального эго-чувства и вернуться к Пуруше, на котором оно поддерживает себя и чьёй тенью оно является. Тень должна исчезнуть, и благодаря этому откроется ясная, безоблачная субстанция духа.
2-09-06. Эта субстанция — то "я" человека, которое в Европейской мысли называют Монадой …Эта субстанция — то "я" человека, которое в Европейской мысли называют Монадой, а в Индийской философией — Дживой или Дживатманом, живой сущностью, "я" живого существа. Этот Джива — не ментальное эго-чувство, сконструированное работой Природы для её временных целей. Это существо не связано, как связаны ментальное существо, витальное, физическое своими привычками, законами или процессами. Джива это дух и внутреннее "я", он выше Природы. Да, это верно, что он соглашается на её действия, отражает её настроения и поддерживает тройную среду ума, жизни и тела, через которую она бросает свои настроения на сознание души. Но сам по себе джива — это живое отражение, или душа-форма, или само-творение универсального и трансцендентного Духа. Единый Дух, отразивший некоторые из Своих настроений существования в мире и в душе, становится множественным в Дживе. Этот Дух — истинное "Я" нашего "я", тот Единый, то Высочайшее, тот Всевышний, которого мы должны реализовать. Это то бесконечное существование, в которое нам нужно войти. И до сих пор духовные учителя идут вместе, одной компанией в этом вопросе и все соглашаются что это — высший объект знания, работ и посвящения. Все соглашаются, что для этого Джива должен освободить себя от эго-чувства, которое принадлежит низшей Природе, или Майе. Но на этом месте компания распадается и каждый учитель идёт своим путём. Монист направляет свои стопы по пути исключающего Знания и ставит перед нами, в качестве единственного идеала, внутреннее возвращение, уход, поглощение или растворение Дживы во Всевышнем. Дуалист, или частичный Монист поворачивает на путь Посвящения и направляет нас окончательно избавиться от низшего эго и материальной жизни, но зато увидеть в качестве высшей судьбы духа в человеке не само-упразднение Буддиста, не само-погружение Адвайтиста, не поглощение многих Единым, но вечное существование, поглощённое мыслью, любовью и наслаждением Всевышним, Единым, Все-Любящим.
2-09-07. Для ученика интегральной Йоги в этом вопросе не должно быть сомнений.Для ученика интегральной Йоги в этом вопросе не должно быть сомнений. Для него, как для искателя знания, знание должно быть интегральным, целостным, а не чем-то половинчатым и привлекательным, или чем-то возвышенным и исключительным. Он должен воспарить до предельной высоты, но при этом кружить и простираться то самой большой все-обнимающей широты. И не привязывать себя ни к какой жёсткой структуре метафизической мысли, но оставлять себе свободу принимать и вмещать все самые высокие и великие и самые полные и многочисленные переживания. Если наивысшая высота духовного опыта, абсолютная вершина любой реализации это абсолютное единение души с Трансцендентным, которое превышает и отдельного человека и вселенную, то широчайшим размахом этого единения — открыть, что само Трансцендентное это источник, поддержка, целый континент, который наполняет дух и служит ему тканью, который — субстанция — как этих проявляющих себя сил божественной Сущности, так и божественной Природы. И каким бы не был его путь, именно это должно быть его целью. Йога Действия тоже не будет реализована, не будет абсолютна, не будет победоносно завершена, пока искатель не почувствует и не станет жить в его сущностном и целостном единстве с Всевышним. Он должен стать заодно с волей Божественного в своём самом высоком и сокровенном, в своём самом широком существе и сознании, в работе, в своей воле, в своей силе действовать, в своём уме, теле, жизни. Иначе он только освободится от иллюзии индивидуальной работы, но не освободится от иллюзии отдельного существа и собственной инициативности. Как слуга и инструмент Божественного он работает, но венец его труда и его совершенная основа или побуждение — это единство с тем, чему он служит, и что он реализует. Йога посвящения тоже будет полна только когда любящий и Возлюбленный станут едины и различие исчезнет в экстазе божественного единства. И при этом, в мистерии этого единения останется существование одного Возлюбленного но не будет угасания или поглощения любящего. В том высочайшем единстве, которое есть выражение направления пути знания, призыв к абсолютному единству — это его импульс, переживание — его магнит. Но именно это самое высокое единство полем своего проявления в нём делает самую широкую, насколько возможно, космическую широту. Подчиняясь необходимости шаг за шагом отказаться от практического эгоизма нашей тройственной природы и её фундаментального чувства эго, мы идём к реализации духа, к реализации внутреннего "я", хозяина этой индивидуальной человеческой манифестации. Однако наше знание не будет интегральным, если мы не сделаем это внутреннее "я" в отдельном человеке единым с космическим духом. Если мы не найдём его более великую реальность над нами в невыразимым но не непознаваемом Трансцендентном. Этот Джива, став хозяином самого себя, должен отдать себя существу Божественного. Внутреннее "я" человека должно стать единым в Высшим "Я" всего. Внутреннее "я" конечной индивидуальности должно влить себя в безграничное конечное, и этот космический дух нужно превзойти в трансцендентном Бесконечном.
2-09-08. Эти этапы невозможно пройти без бескомпромиссного устранения эго-чувства в самой его основе и источнике.Эти этапы невозможно пройти без бескомпромиссного устранения эго-чувства в самой его основе и источнике. На пути знания есть попытки уничтожить эго-чувство. Негативная попытка — через отрицание реальности эго и позитивная попытка через постоянную фиксацию мысли на идее Единого и Бесконечного в самом себе или Единого и Бесконечного везде. Если делать это настойчиво, то в конце концов ментальный взгляд на себя и на весь мир изменяется, и возникает своего рода ментальная реализация. После этого постепенно, или, возможно, быстро и настоятельно и практически с самого начала, ментальная реализация углубляется и становится духовным опытом — реализацией в самой субстанции нашего существа. Всё чаще и чаще возникают условия для чего-то неопределимого и безграничного — покоя, тишины, радости, невыразимого блаженства, ощущения абсолютной безличной Силы, чистого существования, чистого сознания, всепроникающего Присутствия. Эго остаётся, или само по себе, или в своих привычных движениях, но покой Единого становится все более и более привычным и действенным, остальные движения нарушаются, подавляются, всё больше и больше отвергаются, становятся слабее по интенсивности, слабыми или механическими в своём действии. В конце появляется постоянная сдача всего сознания Всевышнему. Поначалу, когда беспокойная запутанность или затемнённая нечистота нашей внешней природы ещё активна, когда ментальное, витальное, физическое эго-чувство ещё сильно, то этот новый ментальный взгляд, эти переживания могут показаться довольно трудными. Но в какой-то момент этот тройной эгоизм лишается своей силы или начинает отмирать и инструменты Духа исправляются и очищаются. И во внутренне чистом, безмолвном, ясном, расширенном сознании чистота, бесконечность, спокойствие Единого отражаются как небо в чистом спокойном озере. Встреча или поглощение отражающего Сознания с тем что оно отражает становится всё более настоятельной и возможной. Преодоление воздушной пропасти, или устранение её вообще, между той неизменной эфирной безличной широтой и этим когда-то подвижным колесом или узким потоком личностного существования уже не кажется труднодоступным или невозможным, и, возможно, даже становится частым переживанием, если ещё не стало постоянным состоянием. Потому что даже если очищение не стало полным, если струны эгоистического сердца и ума уже достаточно изношены и ослаблены, Джива может благодаря внезапному обрыву основных уз освободиться, поднимаясь как вольная птица в пространства или расшириться, как прорвавшийся поток воды в Единого и Бесконечного. Поначалу возникает внезапное ощущение космического сознания, что тебя выбрасывает в универсальное. Из этой универсальности ищущий может ещё легче подниматься дальше, дальше — в Трансцендентное. Происходит отталкивание, раскалывание, обрушение стен которые заключали в тюрьму наше сознательное существо. Происходит потеря всякого ощущения индивидуальности и личности, всякого положения в Пространстве или Времени, или действия и закона Природы. Больше нет уже эго, нет определённой или определяемой личности. Есть только сознание, только существование, только покой и блаженство. Ищущий становится бессмертием, становится вечностью, становится бесконечностью. И всё, что остаётся от личной души — это гимн покою, свободе и блаженству, который звучит где-то в Вечном.
2-09-09. Если же в ментальном существе нет достаточной чистоты, то освобождение приходит поначалу как частичное и временное.Если же в ментальном существе нет достаточной чистоты, то освобождение приходит поначалу как частичное и временное. Кажется, что Джива спускается опять в эгоистическую жизнь и более высокое сознание утягивается из него. На самом деле происходит вот что — некое облако или вуаль входит между низшей природой и более высоким сознанием, и Пракрити на какое-то время восстанавливает свою старую привычку под этим давлением, но не всегда со знанием или памятью о более высоком опыте. То, что работает в ней — это некий признак старого эго, поддерживающий механическое повторение старых привычек на остатках запутанности и нечистоты, ещё остающихся в системе сознания. Это облако вмешивается и рассеивается, ритм подъёма и опускания возобновляет себя до тех пор, пока нечистота не исчерпает себя. Такой период чередований может легко стать долгим в интегральной йоге. Потому что нужно, чтобы появилось полное совершенство системы сознания. Принятие и затем жизнь в сознании высшей Истины может произойти в любой момент, при любых условиях и обстоятельствах. Однако же, для Садхака недостаточно добиться высшей реализации только в трансе Самадхи или в состоянии неподвижного покоя. Напротив, в состоянии транса или в пробуждённом состоянии, в пассивном отражении или энергии действия, он должен уметь оставаться в постоянном Самадхи устойчиво найденного Брахманического сознания*). Но если наше сознательное существо станет достаточно чистым и прозрачным, то оно займёт устойчивое положение в высшем сознании. Тогда Джива, ставший безличностным, единый с универсальным, или захваченный Трансцендентным, будет жить в высоком состоянии наверху**) и не потревоженный наблюдать сверху на те остатки старой работы Природы, которые могут посещать заново систему сознания. И его не смогут затронуть работа трёх гун Пракрити в его низшем существе, и его невозможно будет сдвинуть с его позиции даже атаками горя и страдания. И в конце концов вуаль исчезнет полностью, и более высокий покой станет сильнее низшего беспокойствия и непостоянства. И тогда наступит устойчивая тишина, в которой душа сможет взять бразды своего высшего правления собой и наверху, и ниже, и везде.
2-09-09c. сноски
*) Из Бхагавад-Гиты. (Прим. Шри Ауробиндо) **) удасина — слово, которое означает духовное "безразличие", то есть непривязанную свободу души, которая коснулась высшего знания. (Прим. Шри Ауробиндо)
2-09-10. На самом деле такое правление — не цель традиционной Йоги знания …На самом деле такое правление — не цель традиционной Йоги знания, для которой главное — это, скорее, вообще уйти прочь и с уровней выше, и с уровней выше, и с любых уровней в неопределимый Абсолют. Но какая бы не была цель, путь знания должен привести к первому основному результату — к абсолютному спокойствию. Потому что пока внутри нас полностью не затихнет старое действие Природы, то будет трудно, если вообще возможно, найти хоть какой-то истинное положение души или хоть какую-нибудь божественную активность. Наша природа действует на основе запутанности и беспокойного принуждения к действию. Божественное действует свободно из бездонного покоя. И если мы хотим отменить власть низшей природы над душой, нам нужно нырнуть в эту бездну спокойствия и стать ей. Поэтому, ставший универсальным Джива вначале поднимается именно в это Безмолвие. И становится широким, спокойным, бездействующим. Какое бы действие не происходило, какая бы не была работа тела и его органов, Джива видит это, но не принимает в этом участия, не даёт своей санкции, и вообще никак не связывает себя и этим. Есть действие, но нет конкретной действующей личности, нет уз, нет ответственности. Если необходимо личное действие, то тогда Джива должен сохранять или восстанавливать то, что можно назвать формой эго, разновидностью ментального образа "Я", который есть знающий, преданный, слуга или инструмент, но всё же только образ, а не реальность. И даже, если этого нет, то всё же действие может продолжаться просто продолжающейся силой Пракрити, без какого-либо личного действующего лица, без какого-либо ощущения действующего лица вообще. Потому что Высшее "Я", в которое Джива бросил своё существо — бездействует. И при этом оно — неизмеримо. Путь работ ведёт к реализации Господа, но здесь даже Господь не известен. Здесь только безмолвное Высшее "Я" и Пракрити, выполняющая свои работы. И даже, как это кажется поначалу, вообще нет настоящих живых существ, только имена и формы, которые находятся в Высшем "Я", но которых Высшее "Я" не принимает за что-то реальное. Душа может пойти даже за пределы и этой реализации. Она может или подняться к Брахману, на другой стороне всякой идеи о Высшем "Я" как о некой Пустоте всего, что здесь существует, о Пустоте, которую невозможно описать вообще, о Пустоте покоя и угасания всего, даже Сат, даже того Существующего, который — безличная основа индивидуального или универсальной личности. Или же она может соединиться с тем, о чем как о неописуемом "То" вообще ничего нельзя сказать. Потому что вселенная и всё что есть вообще не существует в Этом, лишь появляется для ума как некий сон, еще менее реальный, чем любой сон, когда либо виденный или воображённый. Так, что даже слово сон кажется слишком позитивным чтобы выразить всю его нереальность. Эти переживания — основа того возвышенного Иллюзионизма, который так прочно держит человеческий ум в его высочайшем превышении самого себя.
2-09-11. Такие идеи о сне и иллюзии в нашей, ещё существующей ментальности — просто результат новой позиции, занятой Дживой …Такие идеи о сне и иллюзии в нашей, ещё существующей ментальности — просто результат новой позиции, занятой Дживой и его отрицанием на основе его старых ментальных ассоциаций и взгляда на жизнь и существование. В реальности же, Пракрити ничего не делает для себя или из-за своего собственного движения. Она действует только с Высшим "Я" в качестве хозяина. Всякое действие выходит из этого Безмолвия, а то, что видится Пустотой как бы в движении выпускает всё это бесконечное богатство переживаний. К это реализации Садхака интегральной Йоги должен прийти через процесс, который мы опишем ниже. Что же произойдёт, если он восстановит свою власть над вселенной и больше не будет видеть себя внутри мира, а наоборот, будет видеть космос в себе, займёт позицию Дживы? Что тогда в его новом сознании будет вместо чувства эго? У него тогда больше не будет чувства эго, даже если это будет разновидность индивидуализации ради какой-то цели игры индивидуального сознания в индивидуальном уме и оболочке. И по этой причины всё станет Единым, которого уже не возможно будет забыть, и каждая Личность или Пуруша будет для него Единым в разных обличиях, или, скорее, в разных аспектах и положениях, Брахманом, который воздействует на Брахмана, одним Нара-Нараяной*) везде. В такой более широкой игре Божественного так же возможна радость отношений с божественной любовью, и без проваливания в чувство эго. Подобно тому, как высшее состояние человеческой любви описывается как единство одной души в двух телах. Чувство эго, которое так активно и так искажает истину вещей не обязательно для всемирной игры. Истина всегда в том, что Единый действует на самого себя. Что он играет с самим собой, бесконечный в единстве, бесконечный в множественности. Когда индивидуальное сознание поднимается к этой истине и живёт в этой истине космической игры, то даже будучи полностью занят действием, даже управляя низшим существом, Джива остаётся в единстве с Господом, и нет никакого рабства или заблуждения. Он обладает Высшим "Я" и он освободился от эго.
2-09-11c. сноска*) Божественное, Нараяна, делает себя единым с человечеством, так же как человек, Нара, делает себя единым с Божественным. (Прим. Шри Ауробиндо) 2021 октябрь 17 вс
— 2021 октябрь 24 вс |