Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-10 Реализация Космического "Я" перевод с дополнительным (страницы 368-373) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания Глава X.
Реализация Космического "Я" 2-10-06. В осознании всех вещей и существ как
Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны … 2-10-07. Но что делать со всеми этими формами
и сущностями, которые образуют гармонию? Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава X. Реализация Космического "Я"
2-10-01. Самая первая цель, которая нам просто необходима, когда мы отодвигаемся от ума, жизни, тела …Самая первая цель, которая нам просто необходима, когда мы отодвигаемся от ума, жизни, тела и всего, что не является нашим вечным существом — избавится от неправильной идеи о самом себе. Нужно перестать отождествлять себя с низшим существованием и суметь осознать не только наше проявленное существо как недолговечное или изменчивое существо в непрочном и всё время меняющемся мире. Мы должны узнать себя как внутреннее "я", как дух, как вечное. Нам нужно сознательно жить в нашем настоящем существе. Поэтому это должно быть нашей первой основной, если не самой первой и все поглощающей идеей и усилием на пути знания. Но когда мы осознаем, что вечное "я" это как раз то, чем мы являемся, когда это осознание станет для нас неотъемлемым, то у нас будет ещё одна, вторая цель — установить правильные отношения между этим вечным "я", которым мы являемся и изменчивым существованием и меняющимся миров, который всё это время ранее мы ошибочно принимали за своё настоящее существо и за единственное возможное состояние.
2-10-02. Для того, чтобы возникло хоть какое-то реальное отношение, должно было отношение между двумя реальностями.Для того, чтобы возникло хоть какое-то реальное отношение, должно было отношение между двумя реальностями. Раньше мы думали, что вечное "я" — это некое отдалённое понятие, далёкое от нашей обычной жизни, или вообще, что это иллюзия и что-то нереальное, потому что в природе того, что нас окружает мы не могли воспринимать себя как что-то иное, чем ум, жизнь, тело, меняющиеся и двигающиеся в последовательно идущем Времени. Но если мы однажды избавимся от привязанности к этому низшему положение, мы можем ухватиться за другую сторону этого неверного отношения между внутренним "я" и миром. У нас может появиться склонность видеть эту вечность, в которой мы будем жить всё больше и больше, как единственную реальность. И мы начнём смотреть с этой высоты вниз на мир и человека как на отделённую иллюзию и нереальность. Потому что их состояние будет прямо противоположным нашей новой основе. Потому что мы уже не размещаем там корни нашего сознания. Потому что мы из этого уже поднялись, и претерпели сильное изменение, и нам кажется, что мы с этим больше нет никакой связи. Вероятность такого особенно велика, если мы сделаем поиск вечного Высшего "Я" не просто нашей первой, а нашей единственной и поглощающей целью в уходе из нашей низшей тройственности. Потому что тогда мы, вероятно, сразу прыгнем от чистого ума к чистому духу, не проходя те ступени, что находится между серединой и вершиной. И мы будем склонны зафиксировать в нашем сознании ощущение некой пропасти, через которую невозможно построить мост, и которую мы уже не перейдём, кроме как по причине болезненного падения.
2-10-03. Однако, внутреннее "я" и мир находятся в тесном и вечном отношении между собой и между ними есть связь, а не пропасть, которую нужно перепрыгивать.Однако, внутреннее "я" и мир находятся в тесном и вечном отношении между собой и между ними есть связь, а не пропасть, которую нужно перепрыгивать. Дух и материальное существование это самая высокая и самая низкая ступеньки упорядоченного и постепенно развивающегося ряда. Поэтому между ними должны быть некие реальные отношения и принцип связи, при помощи которого вечный Брахман способен быть одновременно и чистым Духом и Высшим "Я" и в тоже время удерживать в себе вселенную самого себя. Кроме того, для души, которая едина с Вечным, или находится в союзе с Ним должна существовать возможность принять такое же равновесие божественных отношений вместо нашего настоящего невежественного погружения в мир. Этот принцип связи — вечное единство между Высшим "Я" и всеми существами. Освобождённая душа должна быть способна на это вечное единство, точно так же как на это способно всегда свободное и не связанное ничем Божественное. И мы должны реализовать в себе это вечное единство наравне с чистым само-существованием, которое для нас — цель номер один. Для интегрального обладания внутренним "я" мы должны стать едины не только с Высшим "Я", с Богом, но и со всеми существами. Мы должны вернуться к правильному отношению и к равновесию вечной Истины с миром нашего проявленного существования, населённым нашими собратьями, от которых мы отошли, потому что были связаны с ними неправильными отношениями и находились в равновесии лжи, созданной Временем благодаря принципу разделённого сознания, с его противостояниями, разногласиями и двойственностями. Мы должны вернуть все вещи и существа в наше новое сознание, но сознание, уже единое со всеми, не отделяемое от них нашей эгоистической индивидуальностью.
2-10-04. Другими словами, кроме сознания трансцендентного Высшего "Я", чистого, само-существующего, вечного, вне пространства, нам нужно принять ещё и космическое сознание, и стать им.Другими словами, кроме сознания трансцендентного Высшего "Я", чистого, само-существующего, вечного, вне пространства, нам нужно принять ещё и космическое сознание, и стать им. Нам нужно отождествить своё существо с Бесконечным, которое делает себя на основой и континентом для миров и живёт во всех существах. Это та реализация, о которой говорили древние ведантисты — видеть все существа в себе и себя во всех существах. Кроме того, они говорили о завершающей реализации человека в котором повторяется изначальное чудо существования, о внутреннем существе, которое стало все существами, что принадлежат миру становления*). В этих трёх понятиях выражается, по сути, всё то реальное отношение между внутренним "я" и миром, которым мы должны заменить ложное отношение, созданное ограниченным эго. Это то новое видение и ощущение бесконечного существа, которое нам нужно приобрести, это та основа единства со всеми, которую нам нужно установить.
2-10-04c. сноска*) Иша Упанишада. (прим. Шри Ауробиндо)
2-10-05. Потому что наше настоящее внутреннее "я" — это не индивидуальное ментальное существо, которое лишь фигура, проявление.Потому что наше настоящее внутреннее "я" — это не индивидуальное ментальное существо, которое лишь фигура, проявление. Наше реальное внутреннее "я" — космическое, бесконечное, оно находится в единстве со всеми существами и обитателями всех жизней. Это внутреннее "я" находится позади нашего ума, жизни и тела и оно точно такое же, как внутреннее "я" позади ума, жизни и тела всех наших собратьев. И если мы придём к нему, то мы естественно, когда обратим свой взгляд на них, будем стремиться стать едиными с ними на этой общей основе нашего сознания. Конечно же, ум противостоит любому такому отождествлению и если мы ему позволим, он будет упорствовать в своих прежних привычках и делах. Он даже будет бороться, чтобы скорее накинуть свою вуаль диссонансов на наше новое осознание и обладание внутренним "я", чем сформировать новое видение и подчинить себя этому истинному и вечному взгляду на всё вокруг. Но, во-первых, если мы сумели правильно продвинуться на пути нашей Йоги, мы достигнем Высшего "Я" через очищенные ум и сердце. А очищенный ум обязательно должен стать пассивным и открытым этому знанию. Во-вторых, даже этот ум, несмотря на его склонность к ограничению и разделению, можно научить думать в ритме объединяющей истины, а не в разбросанных понятиях ограниченных проявлений. Поэтому нам нужно приучить наш ум с помощью медитации и концентрации перестать думать о вещах и существах как о существующих сами по себе, а думать всегда о Едином который везде и о всех вещах и существах как о Едином. И хотя до сих пор мы говорили о движении отхода Дживы как о самой первой необходимости на пути знания и что именно этого нужно добиваться, всё же, для Садхака интегральной Йоги лучше объединить эти два движения. При помощи первого движения он найдёт своё внутреннее "я" внутри себя, при помощи второго — он обнаружит это внутреннее "я" во всём, что кажется нам сейчас существующим вне нас. На самом деле, можно даже начать со второго движения и осознать все вещи в этом видимом и ощутимом существовании как Бога или Брахмана или Вирата Пуруши и потом выйти за пределы всего в то, что позади Вирата. Но в этом есть свои неудобства и лучше всего, если это возможно, сочетать оба движения.
2-10-06. В осознании всех вещей и существ как Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны …В осознании всех вещей и существ как Бога или Брахмана есть, как мы увидели, три стороны, из которых удобно сделать три последовательных ступени нашего опыта. Во-первых, существует Высшее "Я", в котором пребывают все существа. Дух, Божественное проявляет себя как бесконечное, само-расширяющееся существо, как нечто существующее само по себе, чистое, не подчиняющееся Времени и Пространству, а наоборот, поддерживающее Время и Пространство в качестве образов своего сознания. Оно больше чем все вещи и существа и содержит их всех внутри этого само-расширяющегося существа и сознания, не связанного ничем, что оно создаёт, чем управляет, или чем становится. И при этом оно свободно, бесконечно и ощущает блаженство во всём. Оно содержит их, если пользоваться образами древних, как бесконечный эфир содержит в себе все объекты. Такой образ эфирного (Акаша) Брахмана может, на самом деле, стать очень существенной практической помощью для Садхака, которому трудно осознать это, когда он поначалу медитирует над такой абстрактной и неосязаемой идеей. В образе эфира, не физического, но всеохватывающего эфира огромного существования, сознания и блаженства, он может попытаться увидеть в уме и почувствовать в своём ментальном существе это высшее существование и отождествить его через единство с внутренним "я" внутри себя. С помощью такой медитации ум можно настроить на удобное для него состояние предрасположенности и в этом состоянии, разрывая или стягивая завесу, супраментальное видение может затопить ум и полностью поменять всё наше видение. И после такого изменения видения, когда оно начнёт становиться всё более сильным и настойчивым и когда оно займёт всё наше сознание, в конечном итоге произойдёт изменение нашего становления и мы станем тем, что увидели. И мы окажемся в нашем самосознании, но не столько космическом, сколько ультра-космическом, бесконечном. Ум, жизнь и тело станут лишь движениями в этой бесконечности, которой мы станем. И мы увидем, что то, что существует — вовсе не мир вообще, а просто эта бесконечность духа, в которой движутся могучие космические гармонии его собственных образов становления само-осознания.
2-10-07. Но что делать со всеми этими формами и сущностями, которые образуют гармонию?Но что делать со всеми этими формами и сущностями, которые образуют гармонию? Должны ли они быть для нас только образами, пустыми именами и формами без какой-либо содержательной реальности, бедными, бесполезными вещами и существами, которые сами по себе, какими бы грандиозными, могущественными или прекрасными они не казались бы для нашего ментального видения, которое сейчас должны быть отброшены и которые не имеют никакой ценности? Нет, совсем не так. Хотя такое видение может быть первым естественным результатом очень интенсивного погружения в бесконечность само-содержащего Высшего "Я" чтобы исключить те бесконечности, которое оно содержит. Однако все эти вещи и существа не пустышки, они не просто нереальные имена и формы, воображаемые космическим Умом. Они являются, как мы уже говорили, в их реальности само-осознающими становлениями Высшего "Я". Или, другими словами, Высшее "Я" обитает внутри каждого из них, как и внутри нас. Оно осознаёт их, управляет их движением, наслаждаясь этим обитанием, так же как и своим объятием всего чем оно становится. И так же как эфир одновременно и содержит в себе сосуд и содержится внутри сосуда, так же и Высшее "Я" одновременно и содержит все существа и обитает в них, не в физическом, а в духовном смысле, и является их реальностью. Мы должны осознать постоянно живущее в нас Государство Внутреннего "Я". Мы должны увидеть это Внутреннее "Я" и сами стать в нашем сознании Высшим "Я" во всех существах. Нам необходимо, отставив в сторону всё напрасное сопротивление интеллекта и ментальных ассоциаций, осознать, что Божественное живёт во всех этих становлениях и является их истинным Высшим "Я" и сознательным Духом. И понять это не только умом а осознать на собственном опыте, который вложит в свою собственную божественную форму все привычки ментального сознания.
2-10-08. Это Высшее "Я", которым мы являемся, должно, наконец, стать для нашего само-осознания полностью единым со всеми существами …Это Высшее "Я", которым мы являемся, должно, наконец, стать для нашего само-осознания полностью единым со всеми существами несмотря на то, что оно превышает их. Мы должны видеть его не только как нечто, что содержит в себе всё и живёт во всём, но и то, что он является всем. Не только как живущий внутри дух, но также как имя и форма, как движение, как хозяин этого движения, как ум, жизнь и тело. Именно благодаря такому окончательному осознанию мы восстановим внутри правильную позицию и видение Истины всего, от чего мы отошли в первом движении когда отшатнулись от этого и отстранились. Мы восстановим в правах индивидуальный ум, жизнь и тело, от которых мы отстранялись как от не нашего истинного существа, как истинное становление Высшего "Я", но уже не будем находиться в этой чисто индивидуальной узости. Мы примем ум не как отдельное мышление, заключённое в маленькое движение, но как широкое движение универсального ума. Мы примем жизнь не как эгоистическую активность витальности, чувственности и желания, но как свободное движение универсальной жизни. Мы примем тело не как физическую тюрьму души, но как подчиняющийся инструмент и как одежду, которую можно снять. Понимая что оно также — движение универсальной Материи, клетка космического Тела. И мы придём к ощущению всего сознания физического мира как единого с нашим физическим сознанием. К ощущению всех энергий космической жизни вокруг как наших собственных энергий. К ощущению биений всех сердец великого космического импульса и к поиску того как настроить наше сердцебиение на ритм божественной Ананды. К ощущению того, как все действия универсального ума втекают в наш интеллект и как наши мысле-действия вытекают в виде волн в это широкое море. Это единство, охватывая каждый ум, жизнь и материю в свете супраментальной Истины и пульс духовного Блаженства, станет для нас нашей внутренней реализацией Божественного в полноте космического сознания.
2-10-09. Но так как нам нужно охватить всё это в двойственных понятиях Существования и Становления, то знание, которое нам нужно получить, должно быть полным и целостным.Но так как нам нужно охватить всё это в двойственных понятиях Существования и Становления, то знание, которое нам нужно получить, должно быть полным и целостным. Оно не должно останавливаться на реализации чистого Божественного "Я" и Духа, но так же включать в себя все те образы действия Духа, при помощи которых он поддерживает, развивает и бросает себя в своё космическое проявление. Знание внутреннего "я" и знание мира должны стать единым целым со все-охватывающим знанием Брахмана. 2021 октябрь 30 сб
— 2021 ноябрь 01 пн |