-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-12

Реализация Сатчитананды

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 383-390)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XII. Реализация Сатчитананды

2-12-01. Поначалу может показаться, что те разновидности Высшего "Я", о которых мы говорили в нашей последней главе, слишком метафизичны …

2-12-02. Здесь как раз и становится понятна важность той части Знания, которую мы сейчас рассматриваем …

2-12-03. Существует такое единство, безличность, свобода от игры качеств, которая поднимает нас выше этой борьбы, валов Природы её вечного поиска …

2-12-04. Более того, знание, которое находит истинный секрет множественности, личности, качеств, игры отношений, должно показать нам некоторое реальное единство самой сути бытия …

2-12-05. В действительности, все эти противоположные крайности — просто общие условия для проявления космического существования …

2-12-06. Чит, божественное Сознание — это не наше ментальное осознание себя.

2-12-07. Но эволюция это, на самом деле, проявление.

2-12-08. Если мы найдём, увидим или познаем Чит, то мы также обнаружим, что его суть — это Ананда, или восторг само-существования.

2-12-09. Индивидуальная душа не обладает этой истинной природой себя и не осознаёт эту истинную природу своего опыта …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XII. Реализация Сатчитананды

2-12-01. Поначалу может показаться, что те разновидности Высшего "Я", о которых мы говорили в нашей последней главе, слишком метафизичны …

Поначалу может показаться, что те разновидности Высшего "Я", о которых мы говорили в нашей последней главе, слишком метафизичны, что это интеллектуальные концепции, которые больше подходят для философского анализа, чем для практического воплощения.

Но это неправильное деление, оно происходит из-за разделённости наших способностей. По крайней мере основной принцип древней мудрости, мудрости востока, на который мы опираемся, говорит, что философия не должна быть просто возвышенным интеллектуальным времяпровождением или игрой в тонкости диалектики, или даже поиском метафизической истины для своего удовольствия.

Философия должна быть открытием всеми доступными средствами основных истин всеобщего существования, чтобы они могли бы потом стать руководящими принципами для нашей жизни.

Санкхъя, абстрактное и аналитическое осознание истины — это одна сторона Знания.

Йога, конкретная и обобщающая реализация этого в нашем опыте, во внутреннем состоянии, во внешней жизни — это другая сторона.

И то и другое — это способы, при помощи которых человек может вырваться из лжи и невежества и жить в истине и при помощи истины.

И так как это всегда — самое высокое, что он может познать или на что он способен, то это должно быть целью мыслящего человека, это должно стать той высшей истиной, которую душа должна искать при помощи мысли и достигать при помощи жизни.

2-12-02. Здесь как раз и становится понятна важность той части Знания, которую мы сейчас рассматриваем …

Здесь как раз и становится понятна важность той части Знания, которую мы сейчас рассматриваем — знания*) тех основных принципов Существования, тех основных способов самосуществования, на которых абсолютное Божественное строит своё само-проявление.

Если истина нашего существа — это бесконечное единство, в котором только и возможна совершенная широта, свет, знание, сила, блаженство и если всё наше подчинение темноте, невежеству, слабости, страданию, ограничениям приходит из того, что мы рассматриваем существование как столкновение бесконечного множества отдельных существований, то очевидно, что самым практичным, конкретным и полезным делом, так же как и самой возвышенной и философской мудростью будет искать способы, при помощи которых мы можем уйти от ошибки и научиться жить в истине.

Точно также, если этот Единый по своей природе это — свобода от подчинения игре качеств, из которых состоит наша психология, и если из подчинения этой игре и рождается борьба и разногласие в которых мы живём, вечно барахтаясь между двумя полюсами добра и зла, правильных поступков и греховных, удовлетворённости и неудачи, радости и мучения, удовольствия и боли, то тогда выйти за пределы качеств и найти свою основу в устойчивом покое, который всегда за пределами этих полюсов — это единственная практическая мудрость.

Если привязанность к изменчивой личности это причина нашего незнания себя, наших разногласий и ссор с самим собой, с жизнью, с другими людьми, и если существует некий безличностный Единый, в котором нет никаких разногласий, невежества, напрасных и шумных усилий, потому что он находится в вечном тождестве и гармонии с самим собой, то достичь в наших душах этой безличности и ничем не тревожимого единства существования — это единственная линия и цель человеческих усилий, которые наш разум согласен назвать практичностью.

2-12-03. Существует такое единство, безличность, свобода от игры качеств, которая поднимает нас выше этой борьбы, валов Природы её вечного поиска …

Существует такое единство, безличность, свобода от игры качеств, которая поднимает нас выше этой борьбы, валов Природы её вечного поиска через ум и тело истинного ключа и секрета ко всем её отношениям.

Этот древний высший опыт человечества можно получить только попав в это, только сделав себя безличностным, единым, тихим, собранным в своё внутреннее "я", поднявшись выше ментального и витального существования в то, что вечно превышает их, потому что необходимо достичь само-существующего покоя и внутренней свободы.

Поэтому это первая, и в некотором смысле характерная и очень важная цель Йоги Знания. Однако, как мы уже настаивали, это первое, но не всё. Это важная цель, но не окончательная.

Знание не будет полным, если оно просто показывает нам как уйти от отношений к тому, что за их пределами. Как уйти от личности к безличному, от множественности к единству без всяких свойств.

Знание должно нам дать ещё такой ключ, открыть такой секрет всей игры отношений, всего разнообразия множественности, всего этого столкновения и взаимодействия личностей, который ищет космическое существование.

И знание будет всё равно неполным, если оно даёт нам только идею, которую мы не можем проверить на опыте.

Мы ищем ключ, секрет для того, чтобы мы могли управлять проявленным при помощи той реальности, которую оно проявляет. Мы хотим исцелить его разногласия при помощи скрытого принципа согласия и объединения, который стоит позади них. Мы хотим прийти от сходящихся и расходящихся усилий мира к гармонии его реализации.

Не просто покоя, но реализации — вот чего ищет сердце мира. Вот то, что должно дать совершенное и действенное знание себя. Покой может быть только вечной поддержкой, условием бесконечности, естественной атмосферой само-реализации.

2-12-04. Более того, знание, которое находит истинный секрет множественности, личности, качеств, игры отношений, должно показать нам некоторое реальное единство самой сути бытия …

Более того, знание, которое находит истинный секрет множественности, личности, качеств, игры отношений, должно показать нам некоторое реальное единство самой сути бытия и сокровенное единство в силе бытия между безличным и источником личности, между чем-то у которого нет качеств и тем, что выражает себя в качествах — единство существования и его многогранного разнообразия.

Знание, которое оставляет зияющую пропасть между этими двумя, не может быть высшим знанием, каким бы логичным оно не казалось для аналитического интеллекта и как бы оно не удовлетворяло опыт само-разделённости.

Настоящее знание должно привести к единству, которое обнимает, как если бы оно превышало, всю совокупность вещей,  а не к тому единству, которое неспособно на это и отвергает это.

Потому что не может быть никакой такой изначальной непереходимой пропасти двойственности — ни в самом Все-существовании, ни между каким-либо трансцендентном Единством и Все-существуюшем. Как в знании, так и в опыте и само-реализации.

Тот опыт, который обнаруживает на самой вершине всего такую изначальную непереходимую пропасть между двумя противоположными принципами и способен, в лучшем случае, перепрыгнуть через неё так, что он должен далее жить или там, или здесь, но не способен объять их и объединить — это не самый высший опыт.

Пытаемся ли мы познать — через мысль, или через видение знания, которое превосходит мысль, или через то совершенное переживание самого себя в нашем существе, которое вершина и завершение реализации с помощью знания — нам нужно уметь понять до конца, видеть и жить в этом все-примиряющем единстве.

Это то, что мы ищем в идеях, видении и переживании Единого, чьё единство не уменьшается и не исчезает от взгляда через его само-выражение во Множественном. Единого, который свободен от уз качеств, однако сам — бесконечное качество. Единого, который содержит в себе и комбинирует между собой все отношения, и при этом остаётся абсолютным. Единого, который не является какой-то личностью, но который, при этом — все личности, потому что он — все существа и в то же время — единственное сознательное Существо.

Для индивидуального центра, который мы называем собой, войти при помощи своего сознания в это Божественное и воспроизвести в себе его природу — это высокая, чудесная, и в то же время совершенно рациональная и предельно прагматическая и утилитарная цель для нас.

Это реализация нашего само-существования, и в то же время — реализация нашего космического существовании, индивидуального в себе и индивидуального в его отношениях с космическим Многообразием.

Между этими двумя понятиями нет непримиримого противостояния. Скорее, нам открывается, что наше собственное "я" и "я" космоса это нечто одно, и между ними должно быть сокровенное единство.

2-12-05. В действительности, все эти противоположные крайности — просто общие условия для проявления космического существования …

В действительности, все эти противоположные крайности — просто общие условия для проявления космического существования в том Трансцендентном, которое всегда едино не только позади, но и внутри всех условий, какими бы внешне противоположными они не были.

И изначальная объединяющая материя духа их всех, и одна существенная разновидность их всех — это то, что было обозначено для удобства нашей мысли как троица Сатчитананды. Существование, Сознание, Блаженство — это везде три неразделимых божественных понятия.

Ни одно из них по-настоящему не отделимо от других. Хотя наш ум и наш ментальный опыт могут обнаружить не только отличия, но и разделение их между собой.

Ум может сказать и подумать: "Я был, но был неосознающим", потому что ни одно существо не может сказать: "Я есть, но я неосознающий". И он также может думать и чувствовать: "Я есть, но я несчастный, и я не чувствую никакой радости в своём существовании". На самом деле это невозможно.

То существование, которым мы реально являемся, то вечное "Я есть", и о котором никогда не может быть правдой сказать "Это было" — нигде и никогда не бывает бессознательным.

То, что мы называем бессознательным это просто другое сознание. Это вхождение поверхностной волны нашего ментального осознания внешних объектов в наше подсознательное само-осознание и так же в наше осознание других планов существования.

На самом деле, когда мы спим, оглушены или одурманены наркотиками или "мертвы", или в любом другом состоянии, мы находимся в бессознательном состоянии не больше, чем когда мы ныряем в свою внутреннюю мысль, забывая про своё физическое "я" и наше окружение.

Для каждого, кто хоть немного продвинулся по пути Йоги это одно из самых элементарных предположения и не представляет никаких затруднений для мысли, потому что оно постоянно доказывается на опыте.

Немного сложнее понять, что существование и отсутствие восторга существования не могут идти вместе.

То что мы называем несчастьем, горем, болью, отсутствием восторга — это просто поверхностная волна восторга существования, которая принимает для нашего ментального опыта такие очевидно противоположные оттенки благодаря некоторым трюкам ложного восприятия в нашем разделённом существе.

Это вообще не наша жизнь, лишь обрывочная формулировка или обесцвеченные брызги силы сознания, которое подбрасывается на волнах бесконечного моря нашего само-существования.

Чтобы это осознать, нам нужно уйти от нашей поглощённости этими поверхностными привычками, этими мелкими уловками нашего ментального существа.

И когда мы действительно отходим от них и отдаляемся, мы поражаемся, насколько они были поверхностны, насколько смехотворно слабыми и едва проникающими уколами оказывается они были. И тогда мы осознаём настоящее существование, истинное сознание, истинное переживание существования и сознания — Сат, Чит, Ананду.

2-12-06. Чит, божественное Сознание — это не наше ментальное осознание себя.

Чит, божественное Сознание — это не наше ментальное осознание себя. Мы обнаружим, что оно только форма, низшая и ограниченная разновидность или движение.

По мере того, как мы движемся дальше и пробуждаемся к душе внутри нас и внутри окружающего, мы осознаём, что сознание есть и в растении, и в металле, и в атоме, и в электричестве  — во всём, что принадлежит физической природе.

Мы даже обнаруживаем, что оно там, в действительности, не во всех отношениях ниже и более ограниченная разновидность, чем наш ум. Напротив, во многих "неодушевлённых" формах сознание более интенсивное, быстрое, острое, хотя и менее заметно с внешней стороны.

Но оно, сознание витальной и физической Природы, точно так же, как и наше, если его сравнивать с Чит — более низкая, и поэтому более ограниченная форма, разновидность и движение.

Эти низшие разновидности сознания — ткань сознания низших планов в едином неделимом сознании.

Внутри нас самих тоже, в нашем подсознательном существе, есть действие, которое в точности такое же, как действие "неодушевлённой" физической Природы. Одно из таких действий составляет основу нашего физического существа, другое — основу растительной жизни, третье — основу для низших животных созданий вокруг нас.

Все они настолько подчинены и обусловлены думающим и рассуждающим сознательным существом внутри нас, что у нас нет реального осознания этих низших планов.

Мы не способны воспринимать в их собственных терминах то, что эти части делают для нас. Мы понимаем их весьма несовершенно в терминах и ценностях думающего и размышляющего ума.

И всё же, мы достаточно хорошо понимаем, что в нас есть животное, хотя точно так же и есть то, что характерно для человека. Это то, что создаётся сознательным инстинктом и импульсом, не рациональным и не рефлексирующим.

То, что возвращается обратно, в мысль и волю обогащённое своим опытом. И оно встречается со светом и силой более высокого плана, идущими сверху, которые до некоторой степени управляют, используют, изменяют его.

Но животное в человеке это только вершина нашего дочеловеческого существа. Ещё ниже есть много такого, что является даже доживотным и просто витальным. Многое такое, что действует при помощи инстинкта и импульса, которые состоят из сознания, что скрыто под поверхностью.

Ниже доживотного существа, еще глубже находится субвитальное. Когда мы продвигаемся в этом сверхнормальном само-познании и опыте, который приходит вместе с Йогой, мы начинаем понимать, что тело тоже обладает сознанием, своим собственным сознанием.

У него есть привычки, импульсы, инстинкты, инертная но всё же действенная воля, которая отличается от остального нашего существа и может сопротивляться ему и обуславливать его способность действовать.

Большая часть разногласий в нашем существе происходит именно из-за этого сложного составного существования, из-за взаимодействий этих разнообразных и разнородных планов бытия друг на друга.

Потому что человек здесь — это результат эволюции. И он содержит в себе всё то, что развивалось от простого физического и субвитального сознательного существа то ментального создания, который сейчас стоит на вершине.

2-12-07. Но эволюция это, на самом деле, проявление.

Но эволюция это, на самом деле, проявление. И точно так же как в нас есть субнормальные "я" и дочеловеческие планы, в нас есть "я" выше нашего ментального существа и сверхчеловеческие планы.

И в них Чит, как универсальная сознательная материя существования принимает другие состояния, движется по-другому, на основе других принципов и пользуется другими возможностями для действия.

Над умом, как это открыли древние мудрецы Вед, есть план Истины, план само-озарённой, само-действующей Идеи, которая может в своём свете и силе обратиться к нашему уму, рассудку, чувствам, импульсам, ощущениями и использовать их, управлять ими со стороны настоящей Истины всех вещей точно так же, как мы обращаем наш ментальный рассудок и волю на наш чувственный опыт и животную природу, чтобы пользоваться ими и управлять ими со стороны нашего рационального и морального понимания.

Там нет поиска, а скорее — естественное обладание. Там нет конфликта или разделённости между волей и рассудком, инстинктом и импульсом, желанием и опытом, идеей и реальностью, но всё — в гармонии, помогает друг другу, взаимно действенно, объединено в своём источнике, в своём развитии, в своём осуществлении.

Но за пределами этого плана и того, что доступно через него, есть другие планы, в которых раскрывается сам Чит. Чит, который  — изначальная основа и первоначальная полнота всего этого разнообразного сознания, которое здесь используется для самых разных формаций и переживаний.

В нём воля, знание, ощущение и все другие наши способности, силы, разновидности переживаний — не просто гармоничны, помогают друг другу, объединены, но они — единая жизнь сознания и сила сознания.

Именно Чит — это то, что изменяет себя, чтобы стать на плане Истины — сверхразумом, на ментальном плане — ментальным рассудком, волей, эмоцией, ощущением. На низших планах — стать витальными или физическими инстинктами, привычками тёмной силы, которые, находясь на поверхностном уровне сознания, не владеют собой.

Всё есть Чит, потому что всё есть Сат. Всё — это разнообразное движение изначального Сознания, потому что всё — разнообразное движение изначального Существования.

2-12-08. Если мы найдём, увидим или познаем Чит, то мы также обнаружим, что его суть — это Ананда, или восторг само-существования.

Если мы найдём, увидим или познаем Чит, то мы также обнаружим, что его суть — это Ананда, или восторг само-существования.

Обладать собой значит обладать само-блаженством. Не обладать собой — значит быть в более или менее смутном поиске восторга существования.

Чит вечно облает своим само-блаженством. И так как Чит это универсальная сознательная материя существования, сознательное универсальное существование также обладает сознательным само-блаженством и оно — хозяин универсального восторга существования.

Божественное, проявляет ли оно себя как Все-Качество или как Не-Качество, в Личности или в Безличности, в том Едином, который вбирает в себя Множество, или в том Едином, который проявляет своё сущностное многообразие — всегда обладает само-блаженством и все-блаженством, потому что он всегда Сатчитананда.

Для нас тоже — знать и обладать нашим истинным Высшим "Я" в неотъемлемом и универсальном — значит открыть неотъемлемый и универсальный восторг существования, само-блаженство и все-блаженство.

Потому что универсальное — это лишь изливание неотъемлемого существования, сознания и восторга. И где бы, и в какой форме оно не проявлялось как существование, там же должно быть неотъемлемое сознание и поэтому там должен быть неотъемлемый восторг.

2-12-09. Индивидуальная душа не обладает этой истинной природой себя и не осознаёт эту истинную природу своего опыта …

Индивидуальная душа не обладает этой истинной природой себя и не осознаёт эту истинную природу своего опыта, потому что она отделяет себя как от неотъемлемого, так и от универсального и отождествляет себя с отдельными случайностями, с несущественными формами и способами, с отдельными аспектами и средствами выражения.

Таким образом, она принимает свой ум, тело, течение жизни за своё главное "я". Она старается отстаивать их для собственного удовольствия, в противовес универсальному, в противовес тому, что проявляет универсальное.

Будет правильно стараться утвердить и реализовать себя в универсальном ради чего-то большего и лежащего за пределами универсального. Но неправильно пытаться делать это, противостоя универсальному, или подчиняясь отрывочному аспекту универсального.

Этот отрывочный аспект или, скорее, собрание обрывочных переживаний индивидуальная душа собирает вокруг искусственного центра ментального опыта, ментального эго, и называет это собой, служит этому эго и живёт ради его удовольствия, вместо того, чтобы жить ради чего-то большего и лежащего за пределами всех аспектов. Потому что даже самые широкие и самые общие аспекты — это частичное проявление.

Это жизнь в ложном, а не в истинном внутреннем "я". Это жизнь ради эго, и в подчинении эго, а не ради Божественного, не подчиняясь Божественному.

Вопрос — как произошло это падение и с какой целью, это вопрос скорее Санкхьи, а не Йоги.

Мы должны понять практический факт, что такое само-разделение происходит из-за само-ограничения, из-за которого мы стали неспособны обладать истинной природой существования и опыта. И поэтому мы стали, в нашем уме, жизни и теле подвержены невежеству, неспособности и страданию.

Отсутствие обладанием единством — вот основная причина. Восстановить единство — главное средство — единство с универсальным и с тем, что универсальное здесь выражает.

Нам нужно реализовать истинное "я" самих себя и всех. А реализовать это истинное "я" означает реализовать Сатчитананду.

 

 

2021 ноябрь 07 вс  — 2021 ноябрь 13 сб