-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-14

Пассивный и Активный Брахман

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 400-408)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIV. Пассивный и Активный Брахман

2-14-01. Трудности, которые испытывает ментальное существо, подходя к интегральной реализации истинного существования …

2-14-02. Если Садхака следует дисциплине отхода от различных отождествлений внутреннего "я" с эго, умом, жизнью, телом …

2-14-03. Вместо этого, интегральная Йога знания требует божественного возвращения к существованию мира.

2-14-03c. сноска - сарвам брахма

2-14-04. В основе этого состояния сознания лежит исключающая реализация чистого само-существования …

2-14-04c. сноски: джада, адхья ропа

2-14-05. Если мы на этом остановимся, то возможны два разных отношения к миру.

2-14-05c. сноска кевалайр индриях

2-14-06. Обычному уму это кажется невозможным.

2-14-07. Конечно, за всяким интеллектуальным действием должна стоять интеллектуальная воля.

2-14-08. Такое состояние — когда есть внутренняя пассивность и внешнее действие не зависящие друг от друга — это состояние полной духовной свободы.

2-14-08c. сноски

2-14-09. Данная трудность появляется из-за исключающей концентрации ментального существа на своём плане чистого существования …

2-14-10. Но всё же, есть вероятность, что такой Садхак частично, поверхностно, временно, но вернётся к старому ментальному движению …

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIV. Пассивный и Активный Брахман

2-14-01. Трудности, которые испытывает ментальное существо, подходя к интегральной реализации истинного существования …

Трудности, которые испытывает ментальное существо, подходя к интегральной реализации истинного существования и всемирного существования, можно решать следуя по одному из двух разных направлений само-развития.

Человек может развиваться от одного плана своего существа к другому, и последовательно, на каждом из них, охватывать своё единство с миром и с Сатчитанандой, реализованной как Пуруша и Пракрити, как Душа-Сознание и Душа-Природа этого плана. И по мере этого восхождения принимать на себя действие низших уровней существования.

Иными словами, он может выработать некую разновидность всестороннего процесса само-развития и перейти от эволюции материального человека к эволюции божественного или духовного человека.

Похоже, это был метод самых древних мудрецов, о котором мы можем получить некоторое представление из Риг Веды и отдельных Упанишад. *)

С другой стороны, он может нацелиться прямо на реализацию чистого само-существования на самом высоком плане ментального существа. И уже с этой надёжной основы духовно реализовать процесс, при котором само-существуюшее становится всеми существованиями, но без нисхождения в само-разделённое эгоистическое сознание, которое — результат особенностей нашей эволюции в Невежестве.

И если он таким способом отождествится с Сатчитанандой в универсальном само-существовании, как одухотворённое ментальное существо, он сможет потом подняться ещё выше, к супраментальному плану чистого духовного существования.

Это последний способ, который мы можем сейчас попытаться увидеть для искателя на пути знания.

2-14-02. Если Садхака следует дисциплине отхода от различных отождествлений внутреннего "я" с эго, умом, жизнью, телом …

Если Садхака следует дисциплине отхода от различных отождествлений внутреннего "я" с эго, умом, жизнью, телом, он приходит к реализации через знание чистого, тихого, само-осознающего существования, единого, неразделённого, полного покоя, неактивного, не тревожимого действиями мира.

И кажется, что единственное отношение которое есть у этого Высшего "Я" с миром — это отношение незаинтересованного Свидетеля. Свидетеля, который вообще не вовлечён ни в какие активности мира, на которого они не действуют, и даже не касаются.

Если такое состояние сознания идёт дальше, то человек начинает осознавать своё "я", которое ещё дальше от существования мира. Всё что есть в мире, в некотором смысле, находится в этом Высшем "Я", и в то же время чуждо его сознанию, не существует в его существовании, а существует только как некая разновидность нереального ума, и поэтому — сон, иллюзия.

Эта отчуждённое и трансцендентное Реальное Существование может быть реализовано в Высшем "Я" собственного существа человека. Или же сама идея себя и своего собственного существа может поглотиться в Нём. Так, что для ума останется только непознаваемое Это, непознаваемое для ментального сознания, которое неспособно иметь никакой реальной связи или взаимодействия с существованием мира.

Это Высшее "Я" может даже осознаваться ментальным существом как некое Ничто, Не-Существование или Пустота. Но Пустота всего, что есть в мире, Не-Существование всего, что существует в мире и которое всё же — единственная Реальность.

Двигаться дальше к этой Трансцендентности через концентрацию своего существа на этом — означает потерять ментальное существование и заодно существование в мире, и бросить себя в Непознаваемое.

2-14-03. Вместо этого, интегральная Йога знания требует божественного возвращения к существованию мира.

Вместо этого, интегральная Йога знания требует божественного возвращения к существованию мира. И её первым шагом должно стать осознание Высшего "Я", которое — Всё, сарвам брахма*).

Сначала, концентрируясь на Само-существующем, нам нужно осознать всё, что осознают ум и чувства, как образы вещей, существующие в этом чистом Высшем "Я", которым мы сейчас являемся для нашего сознания.

Это видение чистого Высшего "Я" транслирует себя в ум-чувство и ум-восприятие как бесконечную Реальность, в которой всё существует просто как имя и форма. В этой Реальности всё не совсем нереальное, не галлюцинация, не сон, но просто всего лишь творение сознания. Творение, скорее относящееся к восприятию и ощущаемое тонким чувством, нежели вещественное.

В этом состоянии сознания кажется, что всё — это если и не сон, но нечто, очень похожее на представление или действие в кукольном театре, происходящее среди молчаливого, неподвижного, исполненного покоя, безучастного Высшего "Я".

Наше собственное существование как некоего явления в мире — часть этого концептуального движения, механическая форма ума и тела среди других форм. Мы сами — имя существа среди других имён, нечто, автоматически движущееся в этом Высшем "Я" с его все-объемлющим спокойным само-сознанием.

В этом состоянии для нашего осознания нет активного сознания мира, потому что мысль в нас стала неподвижна, и поэтому наше сознание стало совершенно тихим и неактивным. Чтобы мы не делали — кажется чисто механическим, не сопровождаемое никаким сознательным возникновением нашей активной воли и знания.

Или, же если и возникает мысль, то это случается механически, как и всё остальное, как движения нашего тела, которое направляется невидимыми источниками Природы, словно оно растение и элемент, а не какой-либо активной волей нашего само-существования.

Потому что это Высшее "Я" — неподвижно. И оно не порождает действие, которое оно позволяет, и не участвует в нём.

Это Высшее "Я" есть Всё, в том смысле, что Всё — это только существование бесконечного Единого, который неизменен, и который содержит в себе все имена и формы.

2-14-03c. сноска - сарвам брахма

*) сарвам брахма (sarvam brahma) - реализация «Брахмана, который есть Всё», в котором вся вселенная переживается «как проявление Единого», первый элемент Брахма чатустайи; Божественная Реальность (брахман) рассматривается как «материальное и информативное присутствие мира и каждой вещи, которую он содержит».

(примечание переводчика)

2-14-04. В основе этого состояния сознания лежит исключающая реализация чистого само-существования …

В основе этого состояния сознания лежит исключающая реализация чистого само-существования, в котором сознание находится в покое, в бездействии, широко сконцентрировано на чистом само-осознании существования, которое не активно и даёт начало любым видам становления.

Его аспект знания покоится в осознании отождествление, которое не разделяет на части. Его аспект силы и воли покоится в осознании неизменной бесповоротности.

И всё же он осознаёт имена и формы. Он осознаёт движение. Но это движение не исходит из Высшего "Я", а продолжается какой-то своей внутренней силой и только отражается в Высшем "Я".

Другими словами, происходит следующее — ментальное существо при помощи исключающей концентрации отделило от себя динамический аспект сознания и нашло убежище в статическом аспекте. И тем самым выстроило стену отсутствия связи между ними.

Между пассивным и активным Брахманом образовалась пропасть и они стоят на противоположных краях этой пропасти.

Один видим для другого, но нет ни контакта, ни касания симпатии, ни ощущения единства между ними.

По этой причине для пассивного Высшего "Я" все сознательные существа видятся пассивными по своей природе. А всякая активность кажется неосознающей внутри себя и механической (джада *))  в своих движениях.

Реализация этого состояния — основа древней философии Санкхьи, которая учит, что Пуруша или Сознание-Душа — пассивная, бездействующая, неизменная сущность. А Пракрити или Природа-Душа, включающая в себя даже ум и понимание — активная, изменчивая, механическая. Однако она отражается в Пуруше, который отождествляет себя с тем, что в нём отражается и даёт этому свой свет сознания.

Если Пуруша учится не отождествляться с этим, то Пракрити начинает отступать от своего импульса движения и возвращается к равновесию и покою.

Ведантический взгляд на это состояние привёл к философии бездействующего Высшего "Я" или Брахамна как единственной реальности. Реальности, для которой всё остальное — имена и формы, накладываемые на него ложной активностью ментальной иллюзии, которую нужно убрать правильным знанием неподвижного Высшего "Я" и отказом от этого наложения. **)

На самом деле эти две точки зрения отличаются только своим языком и своими отправными положениями. По существу, они одно и то же интеллектуальное обобщение одного и того же духовного опыта.

2-14-04c. сноски: джада, адхья ропа

*) джада (jada) - инертный; холодный; неподвижный; тупой, глуповатый.

**) адхья ропа (adhyaropa) - наложение, совмещение; поднятие, подъём; ошибочное приписывание свойств одной вещи другой; ошибочное знание.

2-14-05. Если мы на этом остановимся, то возможны два разных отношения к миру.

Если мы на этом остановимся, то возможны два разных отношения к миру. Либо нам нужно оставаться просто безучастным свидетелем игры мира, или действовать в нём механически, без какого-либо участия сознающего "я", просто при помощи игры органов чувств и моторной активности. *)

В первом случае мы максимально, насколько можем, приближаемся к бездеятельности пассивного и безмолвного Брахмана.

Мы успокоили наш ум, сделали тихими мысль и волнения сердца. Мы подошли к полному внутреннему покою и безразличию. И сейчас мы пытаемся остановить механическое действие жизни и тела. Свести всё это, по возможности, к самому скудному минимуму, что бы оно в конце концов остановиться полностью и навсегда.

Это конечная цель аскетической Йоги, которая отвергает жизнь. Очевидно, что это не наша цель.

При втором выборе, мы можем получить активность, которая будет достаточно совершенна, с точки зрения внешнего проявления. И в то же время она будет обладать полной внутренней пассивностью, покоем, ментальной тишиной, бесстрастностью, прекращением эмоций, отсутствием выбора в воле.

2-14-05c. сноска кевалайр индриях

*) кевалайр индриях. Гита.

кевалайр (kevalair) - (инструментальное множественное число для кевала) явный; чистый, простой; изолированный, одинокий; абсолютный. [Гита 5.11]

индрия (indriya) - орган чувств, особенно любое из «пяти воспринимающих органов чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, которые делают пять свойств вещей их соответствующими объектами» (см. вишайя); способность органов чувств в целом, «в основном не действие определенных физических органов, а контакт сознания с их объектами» (самджняна).

2-14-06. Обычному уму это кажется невозможным.

Обычному уму это кажется невозможным. Как, эмоционально, он не может представить себе активность без желания и эмоциональных предпочтений, так и интеллектуально, но не может себе представить активность без мысленных идей, сознательных мотивов и воли, приводящей всё это в действие.

Но на самом деле мы видим, что большая часть наших собственных действий, так же как вся активность неодушевлённой и просто одушевлённой жизни выполняется благодаря механическому импульсу и движению, в котором эти элементы не участвуют, по крайней мере, открыто.

Могут сказать, что это возможно только для чисто физической и витальной деятельности, а не для тех движений, которые обычно зависят от работы концептуального и волевого ума, таких как речь, письмо и все интеллектуальные действия человеческой жизни.

Но это опять-таки неверно, и мы это обнаруживаем, когда получаем способность выйти за пределы привычных и нормальных процессов нашей ментальной природы.

Недавно был психологический эксперимент, и он показал, что все эти операции могут делаться без какого либо сознательного зарождения в мысли и воле того человека, который явно это делал. У этого человека органы чувств и действия, включая речь, стали пассивными инструментами мысли и воли кого-то другого.

2-14-07. Конечно, за всяким интеллектуальным действием должна стоять интеллектуальная воля.

Конечно, за всяким интеллектуальным действием должна стоять интеллектуальная воля. Однако, не обязательно, что это будет интеллект или воля сознательного ума того, кто действует.

В тех психологических феноменах, о которых я говорил, очевидно, что в некоторых из них именно воля и интеллект других людей используют органы, тех, кем они управляют. В других случаях — непонятно — либо это влияние или приведение в действие другими существами, или это всплывает подсознательный или засознательный ум, или это смешанная комбинация и тех и других факторов.

Но в том Йогическом состоянии, которое мы обсуждаем, действие происходит просто при помощи органов чувств и действия, кевалайр индриях, и именно универсальный интеллект и воля самой Природы работает из центров сверхсознания и подсознания. И так же, как она действует в механически целенаправленных энергиях жизни растения или неодушевлённой материальной формы, так же она действует и здесь, но с живым инструментом, который является сознающим свидетелем действия и её инструментом.

Это замечательный факт, что речь, письмо и интеллектуальные действия в таком состоянии могут передавать совершенную силу мысли, озарённую, безупречную, логичную, вдохновлённую, совершенно приспособленную по способам к целям, намного превосходящую ту, которой сам человек мог бы обладать в своём нормальном положении ума, воли и способностей. 

Ведь сам он постоянно принимает те мысли, что приходят к нему, но не способен их воспринять и осознать. Он наблюдает их в своих делах, но не принимает или не использует ту волю, что действует через него. Он наблюдает за всем этим, но не утверждает, что это его собственные силы, которые действуют в мире через него, как через пассивный канал.

Но такое явление на самом деле вовсе не является чем-то ненормальным или противоречащим общему закону вещей.

Разве мы не видим совершенную работу тайной универсальной Воли и Интеллекта в проявленных грубых (джада) действиях материальной Природы?

И это точно та же универсальная Воля и Интеллект, что действуют через спокойного, безразличного, внутренне безмолвного Йогина, который не создаёт препятствий со стороны своей ограниченной и невежественной воли и интеллекта для её действий.

Он живёт в безмолвном Высшем "Я". Он позволяет активному Брахману работать через его естественные инструменты, бесстрастно, без какого-либо участия, принимая формации его универсальной силы и знания.

2-14-08. Такое состояние — когда есть внутренняя пассивность и внешнее действие не зависящие друг от друга — это состояние полной духовной свободы.

Такое состояние — когда есть внутренняя пассивность и внешнее действие не зависящие друг от друга — это состояние полной духовной свободы.

Йогин, как говорит Гита, даже делая, не выполняет действий, потому что работает не он, а универсальная Природа, направляемая Хозяином Природы.

Он не связан своими делами, и они не оставляют никаких воздействий или последствий в его уме. Они не прилипают к нему, и не оставляют никаких следов на его душе.*)

Они исчезают и растворяются**) после того как сделаны и оставляют неизменное "я" незатронутым, а душу — непотревоженной.

Судя по всему, это как раз то равновесие, которое должна принять поднявшаяся душа, если ей нужно сохранять какие-либо отношения с делами людей в существовании мира. С одной стороны — неизменное безмолвие, спокойствие, пассивность внутри, с другой стороны — действие вовне, управляемое универсальной Волей и Мудростью, которые работают, как говорит Гита, не будучи вовлечёнными в это действие, не связанные этим действием, без невежественной привязанности к своим работам.

И конечно же, как мы видели в Йоге Работ, такое равновесие совершенной деятельности, опирающееся на совершенную внутреннюю пассивность это то, чем должен обладать Йогин.

Однако очевидно, что в этом состоянии само-познания, к которому мы подошли, нет целостности. Потому что ещё остаётся пропасть, нереализованное единство, или щель сознания между пассивным и активным Брахманом.

Нам нужно ещё сознательно обладать активным Брахманом, при этом не теряя обладания безмолвным Высшим "Я".

Нам нужно сохранять внутреннее безмолвие, спокойствие, пассивность как основу.

Но вместо равнодушной отстранённости от работ активного Брахмана, нам нужно прийти к ровному и безучастному восторгу в них.

Вместо отказа участвовать в них, чтобы не потерять нашу свободу и покой, нам нужно прийти к сознательному обладанию активным Брахманом, чей восторг существования не нарушает  Его покой, а Его власть над всеми делами не влияет на его спокойную свободу во время выполнения Его работ.

2-14-08c. сноски

*) на карма липьяте наре. Иша Упанишада.

**) правильянте кармани. Гита

правили (pravili) - исчезать.

2-14-09. Данная трудность появляется из-за исключающей концентрации ментального существа на своём плане чистого существования …

Данная трудность появляется из-за исключающей концентрации ментального существа на своём плане чистого существования, в котором сознание находится в покое пассивности, а восторг существования — в покое существования.

Ментальному существу нужно объять также и свой план сознательной силы существования, в котором сознание активно, как сила и воля, а восторг активен как радость существования.

Здесь трудность в том, что ум скорее бросит себя в сознание Силы вместо того, чтобы овладеть им.

Крайнее ментальное состояние, когда ум бросает себя в Природу, это состояние обычного человека, который принимает свою телесную и витальную деятельность, а также движения ума, зависящие от них, за всё своё реальное существование, и смотрит на всякую пассивность души как на отход от существования и приближение к ничто.

Он живёт в поверхностных слоях активного Брахмана, в то время как для безмолвной души, которая исключающе сконцентрировалась в пассивном внутреннем "я", всякая деятельность — просто имя и форма. А для такого человека они — единственная реальность, а Высшее "Я" — просто имя.

В первом случае пассивный Брахман стоит в стороне от активного Брахмана и не участвует в его сознании. Во втором случае активный Брахман стоит в стороне от пассивного Брахмана и не принимает участия в его сознании и не обладает полностью собственным сознанием.

В этой исключительности, каждый является для другого инерцией состояния или инерцией механически активного не владения собой, если вообще чем-то реальным.

Но Садхака, который хотя бы однажды ясно увидел суть происходящего и основательно ощутил покой безмолвного Высшего "Я", вряд ли будет доволен каким-либо другим состоянием, в котором он или теряет знание себя, или приносит в жертву покой души.

Он не станет бросать себя обратно в просто личное движение ума, жизни и тела со всем их невежеством, напряжением и беспокойством. Какое бы новое состояние он бы не приобрёл, он будет доволен им только если увидит, что оно основывается на том, что он уже считает необходимым для настоящего знания себя, восторга от себя и обладания собой.

2-14-10. Но всё же, есть вероятность, что такой Садхак частично, поверхностно, временно, но вернётся к старому ментальному движению …

Но всё же, есть вероятность, что такой Садхак частично, поверхностно, временно, но вернётся к старому ментальному движению, когда он снова попытается присоединиться к деятельности мира.

Чтобы защититься от такого возвращения или излечить его, если оно произойдёт, ему нужно твёрдо держаться истины Сатчитананды и расширять свою реализацию бесконечного Единого в движение бесконечного многообразия. Ему нужно сконцентрироваться и осознать единого Брахмана во всех вещах и существах как сознательную силу бытия, а также как чистую осознанность сознающего существа.

Высшее "Я" как Всё, не только в уникальной сути вещей, но и в многообразных формах всего на свете. Не только как нечто, содержащее всё в трансцендентном сознании, но и как становление всего при помощи образующего сознания — вот следующий шаг к его истинному овладению существованием.

И по мере того, как он будет достигать этого осознания, будет меняться и его состояние сознания и его ментальный взгляд на это.

Вместо неизменного Высшего "Я", содержащего имя и форму, содержащего, но не участвующего в них, изменения Природы, будет сознание Высшего "Я", постоянное по сути, неизменное в своём фундаментальном равновесии, но из которого состоят все эти существования, что ум различает как имя и форму, которое становится в своём переживании ими.

Все формации ума и тела станут не просто образами, отражёнными в Пуруше, но реальными формами, для которых Брахман, Высшее "Я", сознательное Существования — их субстанция, или, можно сказать, материал для этих формаций.

Имя, привязанное к форме станет не просто концепцией ума, что не отражает никакого реального существования, стоящего за этим именем, а станет реальной силой сознательного существования, стоящей за ним. Оно станет настоящим переживанием Брахмана, отвечающего чему-то, что потенциально уже есть в нём, но ещё не проявилось в его безмолвии.

И даже во всех его изменениях, он станет осознаваться как единый, свободный, стоящий выше их всех.

Осознание единственной Реальности, на которую накладываются имена и формы, уступит место осознанию вечного Существования, что бросает себя в бесконечное становление.

Все существования станут для сознания такого Йогина формами души, а не просто формами идей Высшего "Я". Они станут формами Высшего "Я", единого с этим Йогином, формами, которые содержатся в его универсальном существовании.

Всякая жизнь души, ментальное, витальное, телесное существование всего что есть на свете, станут для него единым нераздельным движением и активностью Существа, который всегда неизменный.

Высшее "Я" будет реализовано как всё, в своём двойном аспекте неизменного состояния и изменчивой активности. И именно это будет увидено как всеобъемлющая истина нашего существования.

 

 

2021 ноябрь 20 сб  — 2021 ноябрь 29 пн