-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-16

Единство

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 419-425)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVI. Единство

2-16-01. И тогда, если при помощи оттягивания центра сознания от отождествления с умом, жизнью и телом, человек находит своё истинное "я" …

2-16-02. И тогда душа обладает собой в единстве Сатчитананды на всех проявленных планах собственного существа.

2-16-03. Поэтому полная реализация единства — сама суть интегрального знания и интегральной Йоги.

2-16-04. Сатчитананда едина в Себе в любом состоянии и на любом плане существования.

2-16-05. В интегральной Йоге нужно увидеть двойную природу этого проявления.

2-16-06. Эта трансформация не может быть завершена или реально выполнена без пробуждения ума-истины …

2-16-07. С другой стороны, наше восприятие истины приходит из Сверхразума — из Воли, которая знает, и из Знания, которое действует …

2-16-08. При помощи такой интегральной йоги мы придём к единству целей, которые мы поставили перед собой на тройном пути знания, работ и преданности.

2-16-09. Но в тоже самое время, интегральная йога даёт нам осознание этого бесконечного существования, как сознания-силы, которое …

2-16-10. Интегральное знание заново открывает для нас Само-существующего как Все-блаженного …

2-16-11. Вот так, через интегральное знание мы объединяем всё что есть в Едином.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XVI. Единство

2-16-01. И тогда, если при помощи оттягивания центра сознания от отождествления с умом, жизнью и телом, человек находит своё истинное "я" …

И тогда, если при помощи оттягивания центра сознания от отождествления с умом, жизнью и телом, человек находит своё истинное "я", открывает единство этого истинного "я" с чистым, безмолвным, неизменным Брахманом, обнаруженном в неизменном, в Акшара Брахмане, тогда, благодаря этому, индивидуальное существо освобождается от своей собственной персональности в безличное. И первое движение Пути Знания становится завершённым.

Это то единственное, что абсолютно необходимо для традиционной цели Йоги Знания, для погружения, для избавления от космического существования, для освобождения в абсолют и невыразимого Парабрахмана, который — за пределами всего космического существования.

Искатель такого предельного освобождения может получить на своём пути и другие реализации. Он может реализовать Господина вселенной, Пурушу, который проявляет Себя во всех существах. Может достичь космического сознания. Может познать и почувствовать своё единство со всеми существами. Однако, это только стадии или обстоятельства его путешествия, результаты раскрытия его души по мере приближения всё ближе и ближе к неописуемой цели.

Выйти за пределы всего этого — вот его высшая цель.

Когда же, с другой стороны, достигнув свободы, безмолвия и покоя, мы восстанавливаем обладание космическим сознанием активного Брахмана, так же как и сознанием безмолвного Брахмана, и можем уверенно жить в божественной свободе, так же как и покоиться в ней, то мы завершили второе движение этого Пути. Движение, благодаря которому интегральность само-познания становится состоянием освобождённой души.

2-16-02. И тогда душа обладает собой в единстве Сатчитананды на всех проявленных планах собственного существа.

И тогда душа обладает собой в единстве Сатчитананды на всех проявленных планах собственного существа.

Характерная черта интегрального знания в том, что оно объединяет все в Сатчитананде, потому что Существование едино не только в самом себе, но и везде. Оно едино во всех своих состояниях и в каждом аспекте и в своих предельных проявлениях множественности так же, как и в предельном проявлении единства.

Традиционное знание хотя и допускает эту истину теоретически, но на практике рассуждает так, как будто бы единство не везде одно и то же. Или же не может быть одинаково реализовано во всём.

Традиционное знание ищет единство в непроявленном Абсолюте, но гораздо меньше оно ищет его в проявленном. Оно находит, что оно чище в Безличном, чем в Личном. Оно более полное в Ниргуна Брахмане, и не такое полное в Сагуна Брахмане. Оно считает, что оно достаточно присутствует в безмолвном и неактивном Брахмане, но не достаточно присутствует в активном.

Поэтому традиционное знание помещает все эти другие понятия Абсолюта ниже своих противоположностей в шкале восхождения и настаивает на их окончательном отвержении, словно это совершенно обязательно для полной реализации.

Интегральное знание не делает такого деления. В своём видении оно приходит к другому виду абсолюта. Оно ищет то же самое единство и в Непроявленном и в Проявленном. И в Безличном, и в Личном. И в Ниргуна Брахмане, и в Сагуна Брахмане. И в бесконечных глубинах вселенского безмолвия и в бесконечной широте вселенского действия.

Оно находит то же самое, абсолютное единство и в Пуруше, и в Пракрити. И в божественном Присутствии, и в работе божественной Силы и Знания. И в вечном проявлении единого Пуруши, и в постоянном проявлении многих Пуруш. И в неотделимом единстве Сатчитананды, постоянно сохраняющем реальным для себя своё многообразное единство и в кажущихся разделённостях ума, жизни и тела, в которых единство постоянно. Хотя в реальности оно скрыто и постоянно ищет как себя проявить.

Для интегрального знания всякое единство — это интенсивная, чистая и бесконечная реализация. Всякое различие — это обильная, богатая и безграничная реализация одного и того же божественного и вечного Существования.

2-16-03. Поэтому полная реализация единства — сама суть интегрального знания и интегральной Йоги.

Поэтому полная реализация единства — сама суть интегрального знания и интегральной Йоги.

Знать единую Сатчитананду в Себе и единство во всех Его проявлениях — это основа знания.

Сделать это видение единства реальным для сознания в его состоянии и его действии и стать этим через слияние чувства отдельной индивидуальности в чувство единства с Существованием и со всеми существами — это его осуществление в Йоге знания.

Жить, думать, чувствовать и действовать в этом чувстве единства — это реализация этого в отдельном существе и в отдельной жизни.

Такая реализация единства и такая практика единства в различии и есть вся Йога.

2-16-04. Сатчитананда едина в Себе в любом состоянии и на любом плане существования.

Сатчитананда едина в Себе в любом состоянии и на любом плане существования.

Поэтому нам нужно сделать это основой для всех проявлений, будь это сознание, сила, или существо. Будь это знание, воля или восторг.

Нам нужно, как мы уже поняли, жить в сознании трансцендентного Абсолюта, и в сознании Абсолюта, который проявляется во всех отношениях, безличностно, и который также проявляется как все личности, за пределами любых качеств, и при этом наполенного бесконечным качеством.

Нам нужно жить в безмолвии, из которого возникает вечное Слово, в божественной тишине и покое, обладая собой в бесконечной радости и активности.

Нам нужно найти Его, Его, который знает всё, который санкционирует всё, который управляет всем. Который содержит в себе, поддерживает все и осведомлён обо всём, как Пуруша, и в то же время исполняет всякое знание, волю и формации как Пракрити.

Нам нужно увидеть Его как единое Существование, как Существо, собранное в самом себе и как Существо, проявляющееся во всех существах.

Нам нужно увидеть Его как единое Сознание, сконцентрированное в единстве своего существования, распространяющееся в универсальной природе и обладающее множеством центров в бесчисленных существах. Нам нужно увидеть Его как единую Силу, статичную в своём покое само-собранного сознания, и динамичную в своей активности распространяющегося сознания.

Нам нужно увидеть Его как единый Восторг, который блаженно сознающий свою аморфную бесконечность и блаженно сознающий все свои свойства и силы, и формы, как самого себя.

Нам нужно увидеть Его как единое творящее знание и управляющую супраментальную Волю, которая порождает и определяет работу всех умов, жизней и тел.

Нам нужно увидеть Его как единый Ум, содержащий в себе все ментальные существа и который — суть всех их ментальных действий.

Нам нужно увидеть Его как единую Жизнь, которая активна во всех живых существах и которая порождает всю их жизненную активность.

Нам нужно увидеть Его как единую субстанцию, содержащую все формы и объекты, как в видимой и ощутимой форме, в которой проявляются ум и жизнь, и которая действует как единое чистое существование. Как тот эфир, в котором существует вся Сознание-Сила и Восторг существуют, едины и по-разному себя проявляют,

Это и есть семь принципов проявленного бытия Сатчитананды.

2-16-05. В интегральной Йоге нужно увидеть двойную природу этого проявления.

В интегральной Йоге нужно увидеть двойную природу этого проявления. Потому что есть высшая природа Сатчитананды, в которой находится Он. И есть низшая природа ума, жизни и тела, в которой Он завуалирован. И нужно примирить и объединить эти две природы в единстве просветлённой реализации.

 Мы не должны оставлять их отделёнными и жить своего рода двойной жизнью — духовными внутри или выше, а в нашей активной и земной жизни — ментальными и материальными.

Нам нужно пересмотреть и переформировать низшую жизнь в свете, силе и радости более высокой реальности.

Нам нужно осознать Материю как чувственно созданную форму Духа, как средство для всех проявлений света, силы и радости Сатчитананды в высших состояниях земного существования и деятельности.

Нам нужно видеть Жизнь как канал для бесконечной Силы божественного и сломать барьер, созданный чувствами и созданный умом, барьер отдалённости и отделённости от неё, чтобы эта божественная Сила могла овладеть, направлять и изменять все наши дела в жизни, до тех пор, пока наша преобразованная жизненная сила, в конце концов, не перестанет быть той ограниченной силой жизни, которая сейчас поддерживает ум и тело, и не станет образом все-блаженной сознательной силы Сатчитананды.

Точно также нам нужно превратить нашу чувственную и эмоциональную ментальность в игру божественной Любви и всеобщего Восторга. И нам нужно заряжать интеллект, который ищет знание, и волю в нас светом божественной Знания-Воли, пока он не превратиться в образ этой более высокой и тонкой активности.

2-16-06. Эта трансформация не может быть завершена или реально выполнена без пробуждения ума-истины …

Эта трансформация не может быть завершена или реально выполнена без пробуждения ума-истины, который в ментальном существе соответствует Сверхразуму и способен мысленно получать его озарения.

Из-за противопоставления Духа и Ума, без свободного открытия этой промежуточной силы, эти две природы — высшая и низшая остаются разделёнными. И хотя они могут общаться между собой, влиять друг на друга или даже низшее может захватываться высшим в какой-либо разновидности озарённого или экстатического транса, полного и окончательного преобразования низшей природы быть не может.

Мы можем что-то несовершенно чувствовать эмоциональным умом, у нас может быть ощущение чувственного ума, или представление и восприятие интеллектуальным умом Духа, присутствующего в Материи и во всех её формах. Может быть ощущение божественного Восторга, присутствующего во всех эмоциях и чувствах, божественной Силы, позади всех жизненных процессов.

Однако низшее будет продолжать сохранять свою природу и ограничения и разделённость в своём действии. И будет продолжать видоизменять на свой лад влияния свыше.

Даже если это влияние станет самым высоким, самым широким, самым интенсивным по своей силе, оно будет нерегулярно и беспорядочно в своём действии, полностью будет реализовываться только в тишине и неподвижности.

Мы будем подвержены реакциям и периодам затемнения, когда оно будет отнято у нас. Мы будем склонны забывать его среди напряжённости обычной жизни, её внешних касаний и осады её двойственности. И мы будем полностью обладать ей только наедине с собой и Богом, или только в моменты или периода наивысшей экзальтации и экстаза.

Потому что наша ментальность, этот ограниченный инструмент, движущийся в ограниченном поле и понимающий вещи фрагментами и кусками, всё время движется, беспокойна и изменчива. Она может обрести устойчивость только ограничивая своё поле действия, а неподвижность — только через прекращение действия и покой.

2-16-07. С другой стороны, наше восприятие истины приходит из Сверхразума — из Воли, которая знает, и из Знания, которое действует …

С другой стороны, наше восприятие истины приходит из Сверхразума — из Воли, которая знает, и из Знания, которое действует, которые создают порядок во вселенной из бесконечности.

Когда оно пробуждается к действию, оно приносит вниз, как говорится в Ведах, безграничный ливень небесного дождя, полноводное течение семи рек из высшего моря света, силы и радости.

Оно открывает нам Сатчитананду. Оно открывает Истину позади разбросанных и плохо связанных между собой утверждений нашей ментальности. Оно заставляет каждого занять своё место в единстве той Истины, что за ним.

Так оно может преобразовать полусвет наших умов в некоторую тотальность света.

Оно открывает Волю, которая стоит за всеми искажёнными и несовершенно управляемыми стремлениями нашей ментальной воли, за нашими эмоциональными желаниями, за нашими витальными усилиями, и заставляет каждое занять своё место в единстве озарённой Воли, что за ним.

Так оно может преобразовать полуосвещённую борьбу нашей жизни и ума в некую тотальность упорядоченной силы.

Оно открывает нам восторг, к которому стремится каждое наше ощущение, каждая наша эмоция, от которого они отступают назад в движениях частично схваченного удовлетворения, или неудовлетворения, боли, горя или безразличия, и заставляет каждое из них занять своё место в единстве всеобщего восторга, что за ним.

Так оно может преобразовать конфликт наших двойственных эмоций и ощущений в некую совокупность спокойной, но в то же время глубокой и сильной любви и восторга.

Более того, открывая нам всеобщее действие, оно показывает нам истину бытия, из которой возникает каждое из этих движений, и к которой каждое движение движется. Оно показывает силу осуществления, которую каждое движение несёт с собой, и восторг существования, ради которого и из которого рождается каждое из движений. И всё это относится к универсальному существованию, сознанию, силе и восторгу Сатчитананды.

Так оно приводит для нас в гармонию все противоположности, разделённости, противоречия существования и показывает нам в них Единого и Бесконечного.

Поднятые в этот супраментальный свет, боль, удовольствие и безразличие начинают превращаться в радость единого, само-существующего Восторга.

Сила и слабость, успех и неудача превращаются в силы единой, само-действующей Силы и Воли.

Истина и ошибка, знание и невежество превращаются в свет единого самоосознающего и всеобщего знания.

Возвышение бытия и понижение бытия, ограничения и преодоление ограничений превращаются в волны единого, само-реализующего сознательного существования.

Вся наша жизнь, как всё наше сущностное бытие превращаются во владения Сатчитананды.

2-16-08. При помощи такой интегральной йоги мы придём к единству целей, которые мы поставили перед собой на тройном пути знания, работ и преданности.

При помощи такой интегральной йоги мы придём к единству целей, которые мы поставили перед собой на тройном пути знания, работ и преданности.

Цель знания в реализации истинного само-существования.

Работы направлены на реализацию божественной Сознания-Воли, которая тайно управляет всеми работами.

Преданность стремится к реализации Блаженства, которым наслаждается, как Любящий, всеми существами и всеми видами существования  — Сат, Чит-Тапас и Ананда.

Поэтому каждый из этих путей стремится к обладанию Сатчитанандой через тот или иной аспект ей триединой божественной природы.

Через Знание мы всегда приходим к нашему истинному, вечному, неизменяемому бытию, к само-существованию, в котором скрыто представлено каждое "Я" во вселенной. И мы устраняем различия в этой великой реализации.

И поэтому — Ахам, Я это Он, потому что в это время мы тоже приходим к нашей тождественности со всеми другими существами.

2-16-09. Но в тоже самое время, интегральная йога даёт нам осознание этого бесконечного существования, как сознания-силы, которое …

Но в тоже самое время, интегральная йога даёт нам осознание этого бесконечного существования, как сознания-силы, которое создаёт миры и управляет ими, которое проявляет себя в своих работах.

Оно открывает что Само-существующее в его универсальной сознательной воле как Господина, как Ишвару.

Оно позволяет нам объединить нашу волю с Его волей, реализовать Его вол.ю в энергиях всех существований и воспринимать выполнение этих энергий других существований как часть нашей собственной универсальной само-реализации.

Так она убирает реальность борьбы, разделения, противопоставления и оставляет только их видимость,

Поэтому, благодаря такому знанию, мы приходим к возможности божественного действия, работы, которая личностна для нашей природы, но безличностна для нашего существа, потому что она идёт из Того, что находится за пределами нашего эго и действует только по его универсальной санкции.

И тогда мы действуем в наших делах с ровностью, не привязываясь к работе и её результатам, действуем в унисон с Высочайшим, в унисон с универсальным. Мы действуем свободными от отдельной ответственности за наши действия и поэтому нас не затрагивают их последствия.

И таким образом то, что мы видели как завершение пути Работ становится дополнением и результатом пути Знания.

2-16-10. Интегральное знание заново открывает для нас Само-существующего как Все-блаженного …

Интегральное знание заново открывает для нас Само-существующего как Все-блаженного, который, в качестве Сатчитананды проявляя мир, проявляя всех существ, принимает их обожание, так же, как Он принимает их работу, связанную с устремлением и их поиски знания.

Он склоняется к ним и тянет их к Себе, вовлекая всех в радость Своего божественного существования.

Познав Его как наше божественное Высшее "Я", мы становимся едиными с Ним. Познав его как любящего и любимого, мы становимся едиными с ним в экстазе этого объятия.

Точно так же, познав Его во всех существах, воспринимая славу, красоту и радость этого Любимого везде и всюду, мы преобразуем наши души в страсть вселенского восторга, в широту и радость вселенской любви.

И как мы увидим далее, всё, что является высшими достижениями пути Преданность, становится также дополнением и результатом пути Знания.

2-16-11. Вот так, через интегральное знание мы объединяем всё что есть в Едином.

Вот так, через интегральное знание мы объединяем всё что есть в Едином. Мы берём все аккорды вселенской музыки, и те, что приятно звучат, и те, что неприятно, те, что озаряют в своих указаниях, и те, что запутывают, сильные или слабые, ясно слышимые или подавленные, и находим всё это изменённым и примирённым в неделимой гармонии Сатчитананды.

И это Знание несёт нам также и Силу и Радость.

"Как может запутаться, как может страдать тот, кто видит везде Единство?" (Гита, прим.пер.)

 

 

2022 январь 09 вс  — 2022 февраль 27 вс