-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-19

Планы нашего существования

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 446-456)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIX. Планы нашего существования

2-19-01. Если Пуруша в нас, благодаря союзу со своим высшим "я" должен стать Божественным Пурушей, знающим, хозяином, …

2-19-02. В обычной Йоге знания нужно уметь различать только два плана нашего сознания: духовный и материализованный ментальный.

2-19-03. Древнее знание во всех странах было полно поисками скрытых истин нашего существа и это создало ту широкую область практики и исследований, которая пришла в Европу под именем оккультизма.

2-19-03c. сноски

2-19-04. Первым делом мы должны понять, что мы подразумеваем под планами сознания, планами существования.

2-19-05. Здесь душа живёт в материальной вселенной. Это осознаётся сразу, и только это.

2-19-06. Но кажется, что ограничения материальной вселенной — враждебны правильному достижению этой цели …

2-19-07. Всё это означает, что естественные отношения Пуруши к Пракрити в материальной вселенной это полная поглощённость сознательного существа силой своей работы.

2-19-08. Так же, как существует равновесие отношений Пуруши с Пракрити, в котором Материя первая доминанта — мир материального существования …

2-19-09. Поскольку природа — это сложное единство, а не собрание несвязанных явлений, то в ней не может быть непроходимых пропастей между материальным существованием …

2-19-10. Но почему же мы обычно не осознаем очень многое, что находится позади нас и всё время давит на нас?

2-19-11. То, что было сказано о мире жизни, применимо, с необходимыми отличиями к ещё более высоким планам космического существования.

2-19-12. Следовательно, эти более высокие миры — супраментальны.

2-19-12c. сноска

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XIX. Планы нашего существования

2-19-01. Если Пуруша в нас, благодаря союзу со своим высшим "я" должен стать Божественным Пурушей, знающим, хозяином, …

Если Пуруша в нас, благодаря союзу со своим высшим "я" должен стать Божественным Пурушей, знающим, хозяином, тем, кто свободно наслаждается своей Пракрити, то очевидно, что это нельзя сделать на том плане нашего существа, на котором мы находимся сейчас.

Потому что это — материальный план, план в котором окончательно установлено царствование Пракрити. На этом плане божественный Пуруша полностью скрыт в слепых волнах своих дел, в грубой пышности своих работ, и индивидуальная душа, погружённая в материю благодаря инволюции духа, во всех своих делах склонна быть запутанной материальными инструментами, инструментами жизни и не может испытывать божественную свободу.

То, что человек называет своей свободой и властью — это только тонкое подчинение ума Пракрити, которое, действительно, легче и ближе к возможности свободы и правления, чем грубое подчинение витальных и материальных сущностей, как животные, растения и металлы, но это еще не настоящая свобода и владение.

Поэтому нам нужно поговорить о различных планах нашего сознания и о духовных планах ментального существа.

Потому что, если бы их не было, то освобождение воплощённого существа здесь, на земле, было бы невозможно.

Человек должен был бы ждать и самое большее — подготавливать себя к поиску освобождения в других мирах и в других видах физического или духовного воплощения, которые не так жёстко запечатаны в скорлупу материального переживания.

2-19-02. В обычной Йоге знания нужно уметь различать только два плана нашего сознания: духовный и материализованный ментальный.

В обычной Йоге знания нужно уметь различать только два плана нашего сознания: духовный и материализованный ментальный.

Чистый разум, стоящий между ними видит и тот план и другой, отбрасывает иллюзии проявленного мира, превышает материализованный ментальный план, видит реальность духовного плана.

И тогда индивидуальный Пуруша, своей волей, объединяясь с таким состоянием знания, отвергает низшее и тянется назад, к высшему плану. Он живёт там, теряет ум и тело, отбрасывает от себя жизни и вливается в высшего Пурушу, освобождаясь от индивидуального существования.

Он знает, что это не вся правда нашего существования, которое гораздо сложнее. Он знает, что существует множество планов существования, но он игнорирует их или уделяет мало внимания им, потому что они не существенны для его освобождения.

Они скорее мешают ему, потому что если жить на них, то это будет приносить новые притягательные психические переживания, психические наслаждения, психические силы, новый мир феноменального знания. А стремление к этому миру создаёт камни преткновения на пути к его единственной цели — погрузиться в Брахмана. А так же приносит череду бесчисленных уводящих в сторону ловушек на дороге, ведущей к Богу.

Но так как мы принимаем существование мира, и для нас всё существующее в мире это Брахман и наполнено присутствием Бога, то всё это не может быть для нас ужасным. Какие бы ни были опасности отвлечения внимания, нам нужно встречать их лицом к лицу и преодолевать их.

Если мир и наше собственное существование такое сложное, нам нужно познать и объять их сложности, чтобы наше познание себя и наше знание отношений Пуруши со своей Пракрити могло стать полным.

И если существует много планов существования, нам нужно овладеть ими всеми ради Божественного. Даже если мы стремимся духовно овладеть и преобразовать наше обычное состояние ума, жизни и тела.

2-19-03. Древнее знание во всех странах было полно поисками скрытых истин нашего существа и это создало ту широкую область практики и исследований, которая пришла в Европу под именем оккультизма.

Древнее знание во всех странах было полно поисками скрытых истин нашего существа и это создало ту широкую область практики и исследований, которая пришла в Европу под именем оккультизма. На Востоке мы не употребляем это слово, потому что всё это не кажется нам таким далёким, загадочным и ненормальным, как для западного менталитета. Нам это ближе и завеса между нашей обычной материальной жизнью и этой более широкой жизнью гораздо тоньше.

В Индии*), Египте, Халдее, Китае, Греции, в кельтских странах, эти знания составляли часть различных систем и дисциплин Йоги, которые ранее имели большое влияние повсюду. Однако для современного ума они кажутся просто суеверием и мистицизмом. Хотя факты и переживания, на которые эти знания опираются, так же реальны в своей сфере и так же хорошо управляются своими законами, которые вполне можно постичь умом, как и факты и опыты материального мира.

Мы не собираемся здесь погружаться в эту обширную и сложную область психического знания. **) Однако, теперь нам нужно поближе познакомиться с некоторыми общими фактами и принципами, которые образуют основу этой сферы. Потому что без них наша Йога знания не будет полной.

Мы находим, что в различных системах факты, с которыми эти системы имеют дело — одни и те же, но в разных системах они располагаются совершенно по-разному, что естественно и неизбежно, когда мы имеем с такой широкой и непростой темой.

Что-то опускается, что-то видится самым важным, что-то занижено по значимости, что-то слишком подчёркнуто. Некоторые сферы опыта в одних системах считаются второстепенными областями, в других трактуются как отдельные царства.

Но я буду здесь последовательно следовать ведическому и ведантическому расположению, которое мы находим в великих строках Упанишад. Во-первых, потому что оно кажется мне наиболее простым и философским. И в особенности потому, что оно с самого начала рассматривалось с точки зрения использования этих различных планов для высшей цели нашего освобождения.

Мы возьмём в качестве основы три принципа нашей обычной жизни — ум, жизнь и материю, триединый духовных принцип Сатчитананды и связующий принцип виджняны, сверхразума, свободного духовного интеллекта и таким образом упорядочим все разнообразные возможные состояния нашего существа по семи планам. Иногда мы их рассматриваем только как пять планов, потому что только низшие пять полностью нам доступны — те планы, при помощи которых развивающееся существо может подняться к своему совершенству.

2-19-03c. сноски

*) К примеру, Тантра в Индии. (Прим. Шри Ауробиндо)

**) Мы надеемся рассмотреть это позже. Однако, наша первая забота в Арье должна быть связана с духовными и философскими истинами. Только тогда когда мы их уясним, подход к психическому станет безопасным и понятным. (Прим. Шри Ауробиндо)

2-19-04. Первым делом мы должны понять, что мы подразумеваем под планами сознания, планами существования.

Первым делом мы должны понять, что мы подразумеваем под планами сознания, планами существования. Мы имеем в виду общее установившееся состояние или мир отношений между Пурушей и Пракрити, между Душой и Природой.

Потому что всё, что мы можем назвать миром является, и не может быть ничем другим, как выработкой общего отношения,  которое универсальное существование создало или установило между собой, или, скажем, между его вечным фактом или потенциальностью и силами своего становления.

Это существование в его отношениях и его опыте становления есть то, что мы называем душой или Пурушей, индивидуальной душой в отдельном человеке, универсальной душой в космосе. Принцип и силы этого становления есть то, что мы называем Природой или Пракрити.

Но поскольку Существование, сознательная сила и восторг существования всегда три составляющих понятия существования, природа мира в реальности определяется тем, как Пракрити настроена обращаться с этими тремя первичными вещами и формами, которые она настроена им дать.

Потому что само существование есть и должно всегда быть материалом своего собственного становления. Оно должно быть оформлено в субстанцию, с которой будет иметь дело Сила.

Опять же, Сила должна быть той энергией, которая вырабатывает эту субстанцию и работает с ней для каких-либо целей. Сила — это то, что мы обычно называем Природой.

И наконец, цель, для которой создаются эти миры, должна быть выработана сознанием, присутствующем во всех существованиях и всех силах и всех их делах. И целью должно стать обладание собой и своим восторгом существования в мире.

Именно к этому должны сводиться все обстоятельства и цели любого мирового существования. Это существование, развивающее свои условия бытия, свою энергию бытия, свой сознательный восторг бытия. Если они вовлечены, то это их эволюция. Если они скрыты, то это их само-раскрытие.

2-19-05. Здесь душа живёт в материальной вселенной. Это осознаётся сразу, и только это.

Здесь душа живёт в материальной вселенной. Это осознаётся сразу, и только это. Как реализовать свои потенциальные возможности в этой вселенной — вот та проблема, которой занята душа.

Но материя означает инволюцию сознательного восторга существования в забывающую себя силу и в разделяющей себя, бесконечно малой, разъединённой форме субстанции. Поэтому весь принцип и усилие материального мира должны быть направлены на эволюцию того, что вовлечено, и на развитие того, что неразвито.

Здесь всё с самого начала закрыто в бурно действующем несознательном сне материальной силы. Поэтому главной целью любого материального становления должно стать пробуждение сознание из неосознанности.

Полное завершение материального становления должно стать снятием завесы материи и озарённым открытием полностью само-осознающего Существа для своей души, заключённой в темницу становления.

Поскольку Человек является такой заключённой в темницу душой, то это озаряющее освобождение и приход к самопознанию должны быть его самой высокой целью и условием его совершенства.

2-19-06. Но кажется, что ограничения материальной вселенной — враждебны правильному достижению этой цели …

Но кажется, что ограничения материальной вселенной — враждебны правильному достижению этой цели, которая, тем не менее — самая высокая цель для ментального существа, родившегося в физическом теле.

Первое существование сформировало себя здесь, в своей основе — как Материя. Она была признана объектом, осмысленна, конкретизирована для своей собственной само-переживающей сознание-силы в форме само-разделяющейся материальной субстанции. И потом, собирая эту материю в нечто целое, для человека было создано физическое тело. Это тело было отдельным, отделённым от других тел и подчинялось установленным привычкам развития, или, как мы называем их, законам несознательной материальной Природы.

Сила его существа — это тоже природа, или же Сила, работающая в материи. Сила, которая медленно пробуждается из несознания к жизни и всегда ограничена формой, всегда зависит от тела, всегда отделена этим от остальной Жизни и от других живых существ, всегда тормозится в своём развитии, упорстве, самосовершенствовании законами Несознания и ограничениями телесной жизни.

Точно так же, его сознание — это ментальность, возникающая в теле и в остро индивидуализированной жизни. Поэтому он ограничен в своих делах и способностях, и зависит от органов тела, которые не сильно компетентны, и от очень ограниченной витальной силы.

Он отделён от остального космического ума и закрыт от мыслей других ментальных существ, чья внутренняя работа — закрытая книга для человеческого физического ума, за исключением тех случаев, когда он может прочитать их по аналогии со своим умом и через их скудные телесные знаки и самовыражение.

Его сознание — всегда падает назад, к несознанию, в которое всегда вовлечена большая его часть. Его жизнь движется к смерти, его физическое существо — к распаду.

Его восторг существования зависит от отношений этого несовершенного сознания с окружающей средой, основанных на физических ощущениях и чувственном уме. Другими словами — на ограниченном уме, пытающемся овладеть внешним и чужим для него миром при помощи ограниченного тела, ограниченной витальной силы, ограниченных органов.

Поэтому его власть чем-то обладать — ограничена, его сила для наслаждения — ограничена, и каждое касание мира, превышающее его силу, которое эта сила не может вынести, не может охватить, не может усвоить и овладеть, способно повернуть его к чему-то иному, нежели восторг — к боли, к дискомфорту или к горю.

Или же, такое касание должно быть встречено невосприимчивостью, нечувствительностью, или же, если оно получено, отброшено с безразличием. Более того, тот восторг существования, которым он обладает, не является естественным и вечным, как само-восторг Сатчитананды. Напротив, он приходит благодаря переживанию и приобретению его во Времени, и поэтому может только поддерживаться и продлеваться через повторение переживания и по самой своей природе — преходящий и ненадёжный.

2-19-07. Всё это означает, что естественные отношения Пуруши к Пракрити в материальной вселенной это полная поглощённость сознательного существа силой своей работы.

Всё это означает, что естественные отношения Пуруши к Пракрити в материальной вселенной это полная поглощённость сознательного существа силой своей работы. И поэтому — полное самозабвение и неведение о себе Пуруши, полное господство Пракрити и подчинение души Природе.

Душа не знает о себе, она только знает, если вообще хоть что-то знает, работу Пракрити.

Появление индивидуальной, сознающей себя души в Человеке само по себе не отменяет этих первоначальных отношений невежества и подчинённости. Потому что эта душа живёт на материальном плане существования, при таком состоянии Пракрити, в котором материя остаётся главным определяющим фактором отношений души с Природой. И сознательное существо души, ограниченное Материей, не может стать сознанием, полностью владеющим собой.

Даже всеобщая душа, если бы она была ограничена материальной формулой, не смогла мы полностью владеть собой. Тем более это не может индивидуальная душа, для которое остальное существование становится через телесные, витальные и ментальные ограничения и отделение — чем то внешним для неё, но от чего она всё же зависит и в своей жизни, и в своём восторге, и в своём знании.

В этих ограничениях её силы, знания, жизни, восторга существования и заключается вся причина неудовлетворённости человека собой и вселенной. И если бы материальная вселенная была бы всё, и материальный план был бы единственным планом его существа, то человек, как индивидуальный Пуруша, никогда бы не смог прийти к совершенству и к самореализации, или вообще к какой-либо другой жизни, чем та жизнь, что у животных.

Для совершенства и самореализации должны существовать или миры, на которых он освобождён от этих неполных и неудовлетворительных отношений Пуруши с Пракрити. Или должны быть планы бытия его собственного существа, поднимаясь к которым, он может превзойти эти отношения. Или же, по крайней мере, планы, миры и более высокие существа, которые он может воспринимать и получать помощь в знании, силе, радости. Иначе рост его существа будет просто невозможен.

Всё это, как утверждает древнее знание, существует. Другие миры, более высокие планы, возможность общения, восхождения, роста через контакты и влияние с тем, что выше его на нынешней шкале его реализованного существа.

2-19-08. Так же, как существует равновесие отношений Пуруши с Пракрити, в котором Материя первая доминанта — мир материального существования …

Так же, как существует равновесие отношений Пуруши с Пракрити, в котором Материя первая доминанта — мир материального существования, так и прямо над ним существует другое равновесие отношений — в котором Материя не является самым высшим принципом, а, место первой доминанты занято силой Жизни.

В этом мире не формы определяют условия жизни, а именно жизнь — то, что определяет форму. И поэтому, формы там гораздо более свободны, подвижны, обширны, и для нашего понимания странно изменчивы, если сравнивать с материальным миром.

Эта сила жизни не несознательная материальная сила, ни даже, за исключением низших движений, не элементарная энергия подсознания, а сознательная сила существа, которая способствует формированию, а что ещё важнее, наслаждению, обладанию, удовлетворению своего динамического импульса.

Таким образом желание и удовлетворение импульса — первый закон этого мира, мира чисто витального существования, этого состояния равновесия отношений между душой и её природой, в которых сила жизни играет с гораздо большей свободой и способностью, чем в нашей физической жизни. Этот мир можно назвать миром желания, потому что это его основная характеристика.

Более того, этот мир не зафиксирован в одной, с трудом изменяемой формуле, какой кажется физическая жизнь, но позволяет множество изменений своего равновесия, допускает множество подпланов, начиная от тех, которые касаются материального существования, и как бы растворяются в нём, до тех, которые касаются высоты силы жизни на планах чисто ментального и психического существования и растворяются уже в них.

Потому что в Природе, на бесконечной шкале бытия нет ни широких пучин, ни обрывистых пропастей, которые нужно перепрыгивать, а одно вливается в другое, с тонкой непрерывностью. По этой причине её сила различающего опыта создает разные порядки, определённые диапазоны, различные градации, при помощи которых душа по-разному понимает и владеет своими возможностями существования в мире.

Опять же, наслаждение того или иного рода — это, в целом, объект желания, то, к чему должен стремится мир желания.

Но так как там, где душа не свободна, а она не может быть свободна, если подчинена желанию, там должно быть как позитивное, так и негативное во всём её опыте. Этот мир содержит не только возможность широких или интенсивных, или продолжительных наслаждений, почти невообразимых для ограниченного физического ума, но и также возможность точно таких же огромных страданий.

Поэтому именно здесь находятся низшие небеса и все адские области, с преданиями и представлениями о том, чем человеческий ум завлекал и пугал себя с самого начала веков.

Все человеческие представления, на самом деле, соответствуют какой то реальности, или реальной возможности. Хотя они могут, сами по себе, быть совершенно неточными представлениями или воплощениями в слишком физических образах, и поэтому неспособны выразить истину сверхфизических реалий.

2-19-09. Поскольку природа — это сложное единство, а не собрание несвязанных явлений, то в ней не может быть непроходимых пропастей между материальным существованием …

Поскольку природа — это сложное единство, а не собрание несвязанных явлений, то в ней не может быть непроходимых пропастей между материальным существованием и этим витальным миром, или миром желания.

Наоборот, можно сказать, что в некотором смысле, они существуют друг в друге и в определённой мере взаимозависимы.

В действительности, материальный мир — это некая разновидность проекции витального мира. Это нечто, что витальный мир выбросил из себя и отделил от себя, чтобы воплотить и исполнить некоторые из его желаний в условиях, отличающихся от условий витального мира, но которые всё же — логический результат его собственных материальных желаний.

Можно сказать, что жизнь на земле — это результат давления этого мира жизни на материальное, несознательное существование физической вселенной.

Наше собственное проявленное витальное существо — это тоже только поверхностный результат более широкого и более глубокого витального существа, которое занимает своё место на плане жизни, и через которое мы связаны с миром жизни.

Более того, мир жизни постоянно действует на нас и за всем в материальном существовании стоит соответствующие силы мира жизни. Даже за самыми грубыми и элементарными явлениями стоят элементарные силы жизни, существа-элементали, которыми они поддерживаются.

Влияния мира жизни всё время изливаются на материальное существование,  порождая там свои силы и результаты, которые потом снова возвращаются в мир жизни и изменяют его.

От этого наша жизненная часть, наша частичка желания всё время подвергаются разного рода касаниями и влияниям. Также есть как благотворные, так и пагубные силы доброго желания и злого желания, которые вбрасывают себя в нас даже когда мы этого не замечаем и не знаем о них.

И это не просто тенденции, несознательные силы, ни даже бессознательные, исключая границы Материи, но это сознающие силы, сознательные существа, живые влияния.

Когда мы пробуждаемся к более высоким планам нашего существования, мы узнаём о них как о друзьях или врагах. Как о силах, которыми мы стремимся овладеть, которыми мы можем овладеть, может превзойти, может выйти за их пределы и оставить их позади.

Именно это возможное отношение человеческого существа с силами мира жизни занимало в столь значительной степени оккультизм Европы, особенно в Средние века, как некоторая форма восточной магии и спиритуализма.

"Суеверия" прошлого — много было суеверий, то есть было много невежественных и искажённых верований, ложных объяснений и неясных и неуклюжих обращений с законами потустороннего — всё же имели за собой некие истины, которые будущая Наука, освободившись от своей единственной озабоченности материальным миром, может открыть заново.

Потому что сверхматериальное — это точно такая же реальность, как и существование ментального существа в материальной вселенной.

2-19-10. Но почему же мы обычно не осознаем очень многое, что находится позади нас и всё время давит на нас?

Но почему же мы обычно не осознаем очень многое, что находится позади нас и всё время давит на нас?

Да по той же причине, почему мы не знаем внутреннюю жизнь наших близких, хотя она существует в той же мере, что и наша, и постоянно оказывает на нас тайное влияние. Потому что большая часть наших мыслей и ощущений приходят в нас извне. Они приходят от наших ближних, как от отдельных людей, так и от коллективного ума человечества.

И по той же причине, мы не осознаём большую часть нашего существа, которое подсознательно или засознательно для нашего пробуждённого ума и которая всё время влияет на нас и оккультным образом определяет наше поверхностное существование.

И это потому, что мы обычно используем только наши телесные чувства и живём почти целиком в теле и в физическом витале, и в физическом уме, вместо того, чтобы мир жизни вступал в непостредственные отношения с нами.

Эти отношения происходят через другие оболочки нашего существа — так они называются в Упанишадах, — другие тела, как они называются в более поздней терминологии, ментальная оболочка или тонкое тело в котором живёт наше истинное ментальное существо и жизненная оболочка или витальное тело, которое более тесно связано с физической или пищевой оболочкой и образует вместе с ними грубое тело нашего сложного существования.

Они обладают силами, чувствами, способностями, которые постоянно тайным образом действуют в нас, связаны с нашими физическими органами, и сплетениями нашей физической жизни и ментальностями, воздействуют на них.

При помощи само-развития мы можем научиться осознавать их, овладеть ими в своей жизни, вступить через них в сознательное отношение с миром жизни и другими мирами, и использовать их также для более тонкого переживания и более глубокого знания истин, фактов, событий даже и самого материального мира.

При помощи такого само-развития мы можем жить более или менее полно на планах нашего существования, отличающихся от этого материального, который для нас сейчас всё во всём.

2-19-11. То, что было сказано о мире жизни, применимо, с необходимыми отличиями к ещё более высоким планам космического существования.

То, что было сказано о мире жизни, применимо, с необходимыми отличиями к ещё более высоким планам космического существования.

Потому что ещё дальше есть ментальный план, мир ментального существования в котором ни жизнь, ни материя, а именно ум является первой доминантой.

Ум здесь не определяется материальными условиями, или силой жизни, но он сам определяет их и пользуется ими для своего собственного удовольствия.

Там ум, то есть психическое и интеллектуальное существо, в некотором смысле свободен. По крайней мере, свободен в том, чтобы удовлетворять и реализовывать себя способом, который крайне трудно понятен для нашей ограниченной телом и жизнью ментальности.

Потому что Пуруша там — это чистое ментальное существо и его отношения с Пракрити определяются этой более чистой ментальностью. Природа здесь — скорее ментальная, а не витальная или физическая.

И мир жизни, и косвенно — материальный мир — это его проекции, результат определённых тенденций ментального Существования, которое нашли некоторое поле, условие, расположение гармоний, свойственных им самим. И можно сказать, что явления ума в нашем мире, должны быть результатом давления этого плана сначала на мир жизни, а потом на жизнь в материальном существовании.

При помощи своих изменений в мире жизни он создаёт в нас ум желания. Сам по себе, этот ум пробуждает в нас в виде более чистые силы нашего психологического и интеллектуального существования.

Однако, наша поверхностная ментальность — это только вторичный результат более широкой тонкой ментальности, которая находится в ментальном плане. Этот мир ментального существования также постоянно действует на нас и на наш мир, обладает своими силами и своими существами, связан отношениями с нами через наше ментальное тело.

Там мы находим психические и ментальные небеса, к которым может подниматься Пуруша, когда он сбрасывает это физическое тело. Он может там пребывать до тех пор, пока импульс земного существования не потянет его снова вниз.

Здесь тоже много планов. Более низкие сходятся и растворяются в мирах ниже, более высокие — на высотах ума-силы в мирах более духовного существования.

2-19-12. Следовательно, эти более высокие миры — супраментальны.

Следовательно, эти более высокие миры — супраментальны. Они принадлежат принципу сверхразума, свободного, духовного или божественного интеллекта*) или гнозису и тройному духовному принципу Сатчитананды.

Из этих миров более низшие миры происходят через некую разновидность падения Пуруши в определённые специфические или суженные условия игры души со своей природой.

Но и они тоже не отделены от нас непроходимой пропастью. Они влияют на нас через то, что называют оболочкой знания и оболочкой блаженства, через казуальное или духовное тело, и более опосредовано, через ментальное тело. И их тайные силы вовсе не отстраняются от действия витального и материального существования.

Наше сознательное духовное существо и наш интуитивный ум пробуждается в нас как результат давления этих высочайших миров на ментальное существо в жизни и теле.

Однако, мы можем сказать, что казуальное тело у большинства людей слабо развито. И жить в нём, или подниматься в нём в супраментальные планы, в отличие от соответствующих под-планов в ментальном существе, или тем более — сознательно пребывать на них — одна из самых трудных вещей вообще для человеческого существа.

Это может быть сделано в трансе Самадхи. А иначе — только при помощи новой эволюции способностей индивидуальной Пуруши, о которой мало кто даже хочет задуматься.

И всё же — это то единственное условие совершенного само-осознания, благодаря которому Пуруша может получить полный осознанный контроль над Пракрити.

Потому что там даже ум мало что определяет, лишь Дух свободно пользуется низшими различающимися принципами как второстепенными условиями своего существования, управляемыми более высокими. И достигает их благодаря через возможность их совершенствования.

Только это могло бы стать совершенной эволюцией вовлечённого, и развитием неразвитого. Это то, что Пуруша искал в материальной вселенной, как бы в пари с самим собой — условия величайшей трудности.

2-19-12c. сноска

*) Хотя это наазывют виджняной или буддхи, это слово может привести к некоторому непониманию, так как оно также используется для указания на ментальный интеллект, являющийся лишь низшей производной от божественного гнозиса (Прим. Шри Ауробиндо).

 

 

2022 март 21 пн  — 2022 март 27 вс