Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-20 Низший тройной Пуруша перевод с дополнительным (страницы 457-464) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания Глава XX.
Низший тройной Пуруша Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава XX. Низший тройной Пуруша
2-20-01. Таков образующий принцип различных миров космического существования и разных планов нашего существа …Таков образующий принцип различных миров космического существования и разных планов нашего существа — они как бы лестница, которая погружается вниз, в Материю и, возможно, еще ниже. И которая поднимается вверх, к высотам Духа, даже возможно к той точке, на которой существование выходит из космического бытия и входит в пределы сверхкосмического Абсолюта. Так, по крайней мере, это утверждается в буддийской системе мира. Но для нашего обычного материализованного сознаия всё это не существует, потому что оно скрыто от нас нашей озабоченностью нашим существованием в маленьком уголке материальной вселенной и мелкими переживаниями того короткого часа времени, который представляет нашу жизнь в отдельном теле на этой земле. Для такого сознания мир — это масса материальных вещей и сил, вброшенных в некоторый вид формы и гармонично организованные в систему, управляемых движений благодаря некоторому числу неизменных, существующих сами по себе, законов, которым мы должны подчиняться. Законов, которые управляют нами, и которыми мы ограничены, и о которых нам нужно больше знать, чтобы мы могли как можно лучше использовать это одно короткое существование, что начинается с рождения, заканчивается смертью, и у которого нет возможности повторить его ещё раз. Наше существование — это разновидность некой случайности, или по крайней мере очень небольшое и малое обстоятельство в универсальной жизни Материи, или в вечной продолжительности работы материальной Силы. Каким-то образом, так или иначе, некая душа или ум пришли к существованию в теле и эта душа начинает спотыкаться об множество вещей и сил, которые она не очень хорошо понимает. Поначалу она занята трудностями поддерживания жизни в опасном и обширном враждебном мире. Затем — усилием понять его законы и использовать их так, чтобы сделать жизнь настолько терпимой или счастливой, насколько это возможно, и так долго, как она длится. Если бы мы были реально ничем иным как таким маленьким движением индивидуализированного ума в Материи, существование не могло бы нам предложить ничего другого. Его лучшая часть была бы по большей степени борьбой эфемерного интеллекта и воли с вечной Материей и с трудностями Жизни, дополненными и облегчёнными игрой воображения и утешительными фикциями в виде религии, искусства и всех чудес, о которых мечтает задумчивый ум и беспокойная фантазия человека.
2-20-02. Но так как человек это душа, а не просто живое тело, то человек никогда не может долго оставаться довольным тем …Но так как человек это душа, а не просто живое тело, то человек никогда не может долго оставаться довольным тем, что этот первый взглядом на его существование — единственный взглядом, оправданный внешними и объективными фактами жизни, и что это настоящая истина или всё знание. Его субъективное существо полно намёков и подозрений на потусторонние реальности. Оно открыто ощущению бесконечности и бессмертия. Оно легко убеждается в других мирах, более высоких возможностях существования, более широких сфер опыта для души. Наука предоставляет нам объективную истину существования и поверхностное знание нашего физического и витального существа. Однако, мы чувствуем, что есть истины, за пределами этого, к которым, возможно через развитие нашего субъективного существа и расширение его сил, мы можем придти, чтобы сделать их всё более и более открытыми для нас. Когда знание этого мира станет нашим, нас непреодолимо начнёт тянуть искать знание о других состояниях существованиях, за пределами нашего. И это та причина, почему за эпохой строгого материализма и скептицизма всегда следует эпоха оккультизма, мистических верований, новых религий и глубоких поисков Бесконечного и Божественного. Знания нашей поверхностной ментальности и законов нашей телесной жизни — недостаточно. Это знания всегда приводит нас ко всей той загадочной и скрытой глубине субъективного существования под этим и за рамками этого, к тому, для которого наше поверхностное сознание лишь край или внешний двор. Мы приходим к пониманию того, что то, что представляется нашим физическим чувствам — лишь материальная оболочка космического существования. А то, что очевидно для нашей внешней ментальности — лишь окраина огромных континентов, которые, неисследованные, лежат за этим. Исследование их должно стать работой иного знания чем эта физическая наука или поверхностная психология.
2-20-03. Религия — это первая попытка человека выйти за пределы самого себя и за пределы обычных и материальных фактов о своём существовании.Религия — это первая попытка человека выйти за пределы самого себя и за пределы обычных и материальных фактов о своём существовании. Её первая существенная работа в том, чтобы подтвердить и сделать реальным для человека его субъективное ощущение Бесконечного, от которого зависит его материальное и ментальное существо, а также стремление его души войти в это присутствие и жить в контакте с ним. Функция религии также в том, чтобы заверить человека в той возможности, о которой он всегда мечтал, но обычная жизнь не обещала. Уверить в возможности превзойти себя и вырасти из телесной жизни и смертного существования в радость бессмертной жизни и духовного существования. Религия также поддерживает в нём чувство, что есть миры или планы существования, которые отличны от того, в который сейчас брошен ему жребий. Миры, в которых это смертное существование и это подчинение злу и страданию — не являются естественным состоянием. Там скорее вечное условие — это блаженство бессмертия. Кроме всего прочего, религия даёт ему правило смертной жизни, при помощи которого он готовит себя к бессмертию. Он — душа, а не тело. И его земная жизнь — это средство, при помощи которого он определяет будущие условия своего духовного существования. И это — общее для всех религий. Но, за рамками этого мы не получаем от них ни какой подтверждённой уверенности. Их голоса отличаются. Одни рассказывают нам что одна единственная жизнь на земле — это всё, чем мы можем определять наше существование в будущем, отрицают прошлое бессмертие души и утверждают только её бессмертие в будущем. При этом, угрожая даже невероятным догматом вечных страданий в будущем для тех, кто упускают верный путь. Другие, более широкие и рациональные, утверждают последовательные существования, при помощи которых душа растёт к знанию Бесконечного с полной гарантией для всех окончательного достижения и совершенства. Одни религии представляют Бесконечное для нас как некое Существо, отличающееся от нас, с которым мы можем иметь личные отношения. Другие — как безличное существование в которое наше отдельное существо должно войти и влиться. Поэтому одни предлагают нам в качестве нашей цели потусторонние миры, в которых мы будем жить в присутствии Божественного. А другие — предлагают прекратить существование в мире, растворяясь в Бесконечном. Большинство религий предлагают нам или отказаться от земной жизни, или терпеть её как испытание или временную скорбь, или суету, и возлагать наши надежды на что-то за пределами. В некоторых религиях мы находим смутный намёк на будущий триумф Духа, Божественное в теле, на этой земле, в коллективной жизни человека. И тем самым они оправдывают не только надежду и стремление отдельного человека, но и объединённую и сочувствующую надежду и устремление всей расы. Религия, в действительности, это не знание, а вера и устремление. Она действительно оправдана как неточным интуитивным знанием больших духовных истин, так и субъективным опытом душ, которым удалось подняться над обычной жизнью. Однако, сама по себе, она только дарит нам надежду и веру, которые могут подтолкнуть нас устремиться к внутреннему овладению скрытыми путями и более широкими реальностями Духа. То, что мы всё время превращаем несколько отдельных истин и символов или частичную практику религии в жесткие и устоявшиеся догмы, это знак того, что мы ещё только дети в духовном знании и мы ещё далеки от науки Бесконечного.
2-20-04. И всё же, за каждой великой религией, позади, так сказать, её экзотерической стороны веры, надежды, символов, разбросанных истин и ограничивающих убеждений …И всё же, за каждой великой религией, позади, так сказать, её экзотерической стороны веры, надежды, символов, разбросанных истин и ограничивающих убеждений, есть некая эзотерическая сторона духовного обучения и озарения, благодаря которой скрытые истины можно познать, проработать и овладеть ими. За каждой эзотерической религией стоит некая эзотерическая Йога, интуитивное знание, для которого её вера — это первый шаг. Стоят невыразимые реальности, для которых символы религии — это образные выражения. За её разбросанными истинами стоит более глубокое чувство, стоят тайны более высоких планов существования, для которых даже догмы и суеверия этой религий — грубые намёки и указания. То, что Наука делает для нашего познания материального мира, заменяя первые явления и способы использования скрытыми истинами, и поначалу таинственные могущества его великих природных сил, а также мнения и верования в наших умах на проверенные опыты и более глубокое понимание, точно так же Йога делает по отношению к более высоким планам, мирам и возможностям нашего существования, на которые нацелены эти религии. Поэтому вся эта масса поэтапного опыта, что лежит за закрытыми дверями, к которым сознание человека может найти, если захочет, ключ, лежит в области всеобъемлющей Йоги знания. Йоги, которая не нужно ограничиваться поиском только одного Абсолюта или знания Божественного как такового, или Божественного только в его изолированных отношений с индивидуальной душой человека. Это верно, что осознание Абсолюта — это самое высокое достижение Йоги знания, и что обладание Божественным — это её первая, самая великая, и самая горячая цель. И что пренебрегать этим ради более низшего знания значит наносить вред нашей Йоги неполноценностью, или даже легкомысленностью, значит упускать или уходить в сторону от своей определяющей цели. Однако, поскольку можно познать Божественное само по себе, то Йога знания может вполне объять и также знание Божественного в его отношениях с нами и миром, на различных планах нашего существования. Чтобы подняться к чистому Высшему "Я", и уверенно удерживать его как вершину нашего субъективного поднятия самого себя, мы можем с этой высоты овладеть нашими низшими "я", даже физическими, и работами Природы, которые им принадлежат.
2-20-05. Мы можем искать это знание с двух сторон, по отдельности — со стороны Пуруши и со стороны Пракрити.Мы можем искать это знание с двух сторон, по отдельности — со стороны Пуруши и со стороны Пракрити. И мы можем объединять их для совершенного обладания различными отношениями между Пурушей и Пракрити в свете Божественного. Упанишады говорят, что есть пятеричная душа — в человеке и мире, в микрокосмосе и макрокосмосе. Физическая душа, внутреннее "я" или существо — Пуруша, Атман — это то, что мы все осознаём в самом начале, внутреннее "я", которое, по-видимому, вряд ли обладает каким-либо существованием, отдельным от тела. И у него по-видимому, нет никакого витального или даже ментального действия, независимого от тела. Такая физическая душа — везде в материальной Природе. Она пропитывает тело, скрыто приводит в действие его движения и является всей основой его переживаний. Она наполняет всё, даже то, у чего нет ментального сознания. Но в человеке это физическое существо уже стало витализированным, живым и ментализированным, способным мыслить. Оно уже что-то получило от закона и способностей витального существа, ментального существа и природы. Но его обладание виталом и менталом — производное, как бы наложенное на его изначальную природу и реализуется через подчинение закону и действию физического существования и его инструментов. Именно доминирование тела и физической природы над нашими ментальными и витальными частями на первый взгляд оправдывает теорию материалистов, что ум и жизнь лишь обстоятельства и результаты физической силы, а все их действия объяснимы активностью этой силы в животном теле. В самом деле, полное подчинение ума и жизни телу — характерная особенность неразвитого человечества, и ещё в большей степени — особенность над-человеческого животного. Согласно теории реинкарнации, те. кто не преодолел эту стадию в земной жизни, не могут после смерти подняться в ментальные или более высокие витальные миры. Вместо этого они должны вернуться снова в физические планы, чтобы поднять на более высокий уровень своё развитие в следующей земной жизни. Потому что неразвитая физическая душа целиком подчинена материальной природе и её впечатлениям. И она должна использовать всё это чтобы продвинуться дальше, прежде, чем она сможет подняться по лестнице существования.
2-20-06. Более развитое человечество позволяет нам лучше и свободнее использовать все способности и переживания, которые мы получаем от витального и ментального планов …Более развитое человечество позволяет нам лучше и свободнее использовать все способности и переживания, которые мы получаем от витального и ментального планов, учиться больше опираться на поддержку этих скрытых планов, менее поглощаться физическим, управлять и изменять изначальную природу физического существа более мощными витальными силами и энергиями мира желания, и более высокими и тонкими ментальными силами и энергиями из психических и интеллектуальных планов. Благодаря такому развитию мы можем подниматься к более высоким уровням промежуточного существования, которые лежат между смертью и повторным рождением, лучше и быстрее использовать повторное рождение для ещё более высокого ментального и духовного развития. Однако, даже в этом случае, в физическом существе, которое всё ещё определяет большую часть нашего пробуждённого "я", мы действуем без определённого осознания миров или планов, которые — источники нашего действия. На самом деле, мы действительно осознаём и жизненный план, и ментальный план физического существа, но не сам план жизни и сам план ума, или более высокое и широкое витальное и ментальное существо, которым мы являемся позади завесы нашего обычного сознания. И только на высокой стадии развития мы начинаем осознавать их. И даже тогда, обычно, только на фоне действия нашей пропитанной менталом физической природы. В действительности, мы не живём на тех планах, потому что если бы жили, то мы могли бы очень быстро достичь сознательного контроля над телом через силу жизни, а контроля над телом и жизнью через суверенный ум. Тогда мы бы могли определять нашу физическую и ментальную жизнь в очень значительной степени нашей волей и знанием, которые — хозяева нашего существа, и с помощью прямого действия ума на жизнь и тело. Благодаря Йоге, такая способность превзойти физическое "я" и овладеть более высокими "я" может, в большей или меньшей степени, достигнута через возвышение и расширение осознания себя и через овладение собой.
2-20-07. Это можно сделать на стороне Пуруши, отстраняясь от физического "я" и его озабоченности физической природой, и через сосредоточение мысли и воли …Это можно сделать на стороне Пуруши, отстраняясь от физического "я" и его озабоченности физической природой, и через сосредоточение мысли и воли, поднимаясь в витальное "я", а затем и в ментальное "я". Поступая так, мы можем стать витальным существом и вытянуть физическое "я"в это новое сознание так, что мы станем осознавать тело, его природу и его действия как вторичные обстоятельства души Жизни, которой мы стали, используемые ею для ее отношений с материальным миром. Появится некоторая отстранённость от физического существа, а потом и превосходство над ним. Появится ясное ощущение телесного существа как просто инструмента, или оболочки, которую легко отделить. Появится необычайная действенность наших желаний на наше физическое существо и жизненное окружение. Появится глубокое ощущение силы и лёгкости в манипулировании и возможности направлять витальную энергию. Мы станем ясно осознавать эту энергию, потому что её действие будет ощущаться нами конкретно, в его тонких физических отношениях с телом, ощущаться в какой-то тонкой плотности, как энергия, которой может пользоваться наш ум. Появится осознание плана жизни в нас над физическим планом и знание и контакт с существами мира желаний. Вступят в действие новые силы — то, что обычно называют оккультными силами, или сиддхи. Появится ощущение близости и симпатии с душой Жизни в мире и знание и ощущение эмоций, желаний, витальных импульсов других людей. Всё это некоторые из признаков нового сознания, полученного через Йогу.
2-20-08. Но всё это принадлежит более низким ступеням духовного опыта, и едва ли более духовно чем физическое существование.Но всё это принадлежит более низким ступеням духовного опыта, и едва ли более духовно чем физическое существование. Точно так же нам нужно идти ещё выше и поднять себя в ментальное "я". Сделав это, мы можем стать ментальным "я" и втянуть в него физическое и витальное существо, так, чтобы жизнь, тело и их действия стали бы для нас второстепенными обстоятельствами нашего существа, используемые душой Ума, которой мы сейчас стали, для достижения тех её низших целей, что принадлежат материальному существованию. И здесь точно так же, мы сначала накапливаем некоторую отстранённость от жизни и тела. И нам начинает казаться, что наша реальная жизнь происходит на совершенно другом плане, чем у материального человека. Она идёт в контакте с более тонким существованием, с более великим светом знания, чем земной, с намного более редкой и ещё более властной энергией. Мы фактически находимся в контакте с ментальным планом, осознаём ментальные миры, можем общаться с его существами и силами. С этого плана мы видим мир желаний и материальное существование как бы ниже нас, как вещи, которые мы можем сбросить с себя, если захотим, и которые на самом деле, легко отбрасываем, когда оставляем тело, если хотим находиться на ментальных или психических небесах. Но мы также можем, вместо того, чтобы быть такими далёкими и отстранёнными существами, стать выше жизни, тела, витальных и материальных планов и властно воздействовать на них с нашей новой высоты существования. Для нас становится обычным другой вид динамики, отличающийся от физической или витальной энергии. Нечто, что мы можем назвать чистой энергией ума и силой души, то что развитое человеческое существо действительно использует, но производно и несовершенно. Но которое мы можем сейчас использовать свободно и зная её. А сила желания и физическое действие отходят на второй план и используются только с этой новой энергией позади них и как её случайные каналы. Мы также начинам соприкасаться и чувствовать симпатию к Уму в космосе, мы начинаем осознавать его, понимаем его намерения, направления, мысле-силах, борьбу тонких сил позади всех событий, о которых обычный человек не знает, или может только смутно догадываться наблюдая то, что происходит на физическом плане. Однако мы можем сейчас это видеть и чувствовать напрямую, ещё до того, как появится какой-либо физический признак или даже витальный намёк на их работу. Мы также приобретаем знание и ощущение действия ума в других существах, как на физическом плане, так и на планах выше. И мы получаем высшие способности ментального существа — оккультные силы или сиддхи, но гораздо более редкого или тонкого вида чем те, что на витальном плане — они естественным образом пробуждаются в нашем сознании.
2-20-09. Однако, всё это — обстоятельства низшего тройного мира нашего существования, трайлоки, как его называли древние мудрецы.Однако, всё это — обстоятельства низшего тройного мира нашего существования, трайлоки, как его называли древние мудрецы. Живя на этих планах, мы, независимо от расширения нашей силы и нашего сознания, всё ещё живём внутри пределов космических богов. И подчиняемся, хотя и через более тонкое, лёгкое и изменённое подчинение, власти Пракрити над Пурушей. Чтобы достичь реальной свободы и власти, нам нужно подняться на ещё более высокий уровень горы нашего существа, состоящей из множества плато. 2022 март 27 вс
— 2022 март 31 чт |