Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-21 Ступени превышения самого себя перевод с дополнительным (страницы 465-474) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания Глава XXI.
Ступени превышения самого себя 2-21-01. Превышение этого низшего тройного
существа и этого низшего тройного мира … 2-21-01c. сноска - параардха, апараардха 2-21-02c. сноска - аннамайя пуруша 2-21-03. Человек — это дух, но дух, который
живёт как ментальное существо в физической Природе. 2-21-04. Но Дух может найти своё равновесие и
в принципе Жизни, а не в Материи. 2-21-04c. сноска - пранамайя пуруша 2-21-07c. сноска - маномайя пуруша 2-21-09c. примечание Шри Ауробиндо 2-21-10. И для нашего обычного понимания это
может вполне показаться непревзойдённым совершенством … 2-21-11c. сноска - виджнянамайя Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава XXI. Ступени превышения самого себя
2-21-01. Превышение этого низшего тройного существа и этого низшего тройного мира …Превышение этого низшего тройного существа и этого низшего тройного мира, мира, которым обычно и ограничивается наше сознание, его силы и результаты, то превышение, что описывается мудрецами Вед как выход или прорыв за границы двух небосводов, небесного и земного — открывает нам целую иерархию бесконечностей. Бесконечностей, на которых нормальное существование человека, даже в его самых высоких и самых широких взлётах будет чуждым. И человеку очень трудно подняться на эту высоту, даже на самую низшую ступеньку той иерархии. Некое расслоение, нереальное по своей сути, но очень резкое на практике, разбивает целостное существо человека, микрокосм, так же, как оно разделяет существование мира, макрокосм. И там, и там есть высшая и низшая полусфера, параардха*) и апараардха**), на языке древней мудрости. Высшая полусфера — это совершенное и вечное царство Духа. Потому что там он проявляет себя без прерываний или уменьшений своих бесконечностей, он раскрывает там открытую славу своего беспредельного существования, своего беспредельного сознания и знания, свою беспредельную силу и энергию, своё беспредельное блаженство. Низшая полусфера точно так же принадлежит Духу. Но здесь он покрыт тесной и непроницаемой завесой при помощи своего низшего само-выражения ограниченного ума, заточённой в тюрьму жизни и разделяющего тела. Высшее "Я" в низшей полусфере окутано именем и формой. Его сознание раздроблено через разделение между внутренним и внешним, индивидуальным и универсальным. Его видение и чувства обращены на внешнее. Его сила, ограниченная разделённостью его сознания, работает в оковах. Его знание, воля, энергия, восторг — раздроблены этим делением, ограничены этими ограничениями и открыты для переживания своих противоположных или извращённых форм, открыты для невежества, слабости и страдания. Мы ведь на самом деле можем осознать истинное Высшее "Я" или Дух в себе, повернув наши чувство и видение внутрь. Аналогично, мы можем обнаружить то же самое Высшее "Я" или Дух во внешнем мире и его явлениях, погружая наши чувство и видение точно так же внутрь, через завесу имён и форм к тому, что обитает в них или же стоит за ними. Наше обычное сознание, пользуясь таким внутренним взглядом может через отражение в мышлении познать бесконечное существование, сознание и восторг Высшего "Я" и разделять всё это в своей пассивной или статической бесконечности. Однако мы можем лишь в очень ограниченной степени участвовать в его активном или динамическом проявлении знания, силы и радости. И даже этого статического отождествления через отражение в мышлении обычно невозможно достичь без долгих и тяжёлых усилий и как результат многих жизней последовательного саморазвития. Потому что наше обычное сознание очень прочно связано с законом своей низшей полусферы бытия. Чтобы понять возможность вообще выйти за пределы этой полусферы, нам нужно заново пересмотреть в практической формуле отношения миров, которые составляют эти две полусферы.
2-21-01c. сноска - параардха, апараардха*) параардха (paraardha) - «верхняя полусфера мирового существования», состоящая из миров сат-чит-ананды, связанных виджняной с апарардхой или нижней полусферой ума, жизни и материи, «верхней полусферой проявления, основанной на вечном самопознании Духа» (видья). **) апараардха (aparaardha) - «нижняя половина существования мира»,
полушарие трилоки (трёх миров), состоящее из манаса, праны и анны
или ума, жизни и материи; эти три принципа «сами по себе являются силами высших
принципов» (высшего полушария, парардха), «но где бы
они ни проявлялись в разлуке со своими духовными источниками, они претерпевают
в результате феноменальный разрыв в разделённости вместо истинной
неразделенности существования… забывая о всём том, что стоит за ним, и про
основополагающее единство, то есть они находятся в состоянии космического и
индивидуального Неведения» (авидья). Прим.
пер.
2-21-02. Всё определяется Духом. Потому что всё, от тончайшего существования до самой грубой материи — это проявление Духа.Всё определяется Духом. Потому что всё, от тончайшего существования до самой грубой материи — это проявление Духа. Однако, Дух, Высшее "Я" или Существо определяет мир, в котором он живёт, а также переживания своего сознания, силу и восторг в этом мире через некоторое равновесие. Это равновесие, одно из многих возможных других равновесий — равновесие отношений Пуруши и Пракрити, Души и Природы — есть некое базовое равновесие в том или ином из его космических принципов. Уравновешенное в принципе Материи, он становится физическим "я" физической вселенной в царстве физической Природы. В этом случае, Дух поглощён в своё переживание Материи. В нём господствует невежество и инерция тамасичной Силы, свойственной физическому существованию. В отдельном человеке он становится материализованной душой, аннамайя пуруша*), у которой жизнь и ум развились из невежества и материального принципа и подчинены их фундаментальным ограничениям. Потому что жизнь в Материи действует, находясь в зависимости у тела. Ум в Материи работает, находясь в зависимости от тела и от витала, или нервного существа. Сам дух в Материи ограничен и разделён в своём отношении между собой и в своих силах, ограничениями и разделённостью этого ума, управляемого материей и жизнью. Эта материализованная душа живёт, привязанная к физическому телу и его узкому, поверхностному, внешнему сознанию. И обычно она воспринимает переживания своих физических органов, своих чувств, свои жизнь и ум, привязанные к материи, с некоторыми ограниченными духовными проблесками, что это и есть — вся истину существования.
2-21-02c. сноска - аннамайя пуруша*) аннамайя пуруша (annamaya purusha) - «физическое сознательное существо», пуруша «как душа в теле, которая выражает жизнь как свою деятельность, а ум — как свет этой деятельности»; она «обычно использует жизнь и разум для физического опыта, — всё остальное рассматривается как следствие физического опыта», она не смотрит за пределы жизни тела и, поскольку она чувствует что-то за пределами своей физической индивидуальности, она осведомлена только о физической вселенной и самое большее — о её единстве с душой физической природы». Прим. пер.
2-21-03. Человек — это дух, но дух, который живёт как ментальное существо в физической Природе.Человек — это дух, но дух, который живёт как ментальное существо в физической Природе. Для собственного сознания он — это ум в физическом теле. Но в первую очередь, он — это материализованное ментальное существо, и он принимает материализованную душу, аннамайя пуруша, в качестве своего настоящего внутреннего "я". Он вынужден принимать, как это пишут Упанишады, Материю за Брахмана, потому что его взгляд в этом мире видит Материю как то, из чего всё рождено, то, благодаря чему всё живёт и то, во что всё возвращается когда умирает. Его естественная самая высокая идея о Духе — что это Бесконечность, предпочтительно неосознанная Бесконечность, которая населяет или пропитывает материальную вселенную (которую только он реально и знает). и которая силой своего присутствия проявляет все формы вокруг него. Его естественная самая высокая идея о себе — что он смутно воспринимаемся душа или дух, душа проявленная только через переживания физической жизни, привязанная к физическим явлениям, и которая вынуждена при уходе из жизни автоматически вернуться к обширной неопределённости Бесконечного. Однако, благодаря тому, что у него есть сила само-развития, он может подняться за пределы этих естественных идей о материализованной душе. Он может дополнить их неким определённым, полученным им опытом, взятым со сверхфизических планов и миров. Он может сосредоточиться в уме и развивать ментальную часть своего существа, обычно за счёт полноты своей витальной и физической жизни. И в конце концов ум станет ведущей силой и сможет открыться Запредельному. Он может сосредоточить этот само-освобождающийся ум на Духе. И здесь тоже, в процессе своего развития, он всё больше и больше уходит в сторону от своей полностью ментальной и физической жизни. Он ограничивает или ощущает препятствия в этих его возможностях в той мере, в какой материальная основа в природе ему это позволит. В конце концов его духовная жизнь становится главной и разрушает его приземлённую направленность и разрывает эти узы и ограничения. Став духовным, он помещает своё настоящее существование за пределами этого мира, в других мирах, в небесах витального или ментального плана. Он начинает видеть жизнь на земле как на мучительную или неприятную случайность, или же как на переход в котором он всё никак не может добраться до какого-либо полного наслаждения своим внутренним идеальным "я", своей духовной сущностью. Более того, его самая высокая идея о Высшем "Я" или Духе склонна стать более или менее подвержена идеям квиетизма. Потому что, как мы уже видели, человек может полностью переживать только статическую бесконечность Высшего "Я", только тихую свободу Пуруши, неограниченного Пракрити, только Душу, что отступила назад от Природы. На самом деле, в нём может произойти и некоторое божественное динамическое проявление, но оно не может полностью подняться над тяжёлыми ограничениями физической Природы. Гораздо легче достичь покоя безмолвного и пассивного Высшего "Я" и полностью овладеть им. И ещё человеку трудно достичь блаженства бесконечной деятельности, динамики неизмеримой Силы.
2-21-04. Но Дух может найти своё равновесие и в принципе Жизни, а не в Материи.Но Дух может найти своё равновесие и в принципе Жизни, а не в Материи. Получивший такую основу Дух становится витальным "я" витального мира, душой в Жизни, энергией Жизни в царстве сознательной динамичной Природы. Поглощённый в переживания силы и игры сознательной Жизни он будет подчиняться желанию, активности и страсти раджасического принципа, который соответствует витальному существованию. В отдельном человеке этот дух становится витальной душой, пранамайя пуруша*). И тогда в его природе энергии жизни будут тиранствовать над ментальным и физическим принципами. Физический элемент в витальном мире с готовностью формирует свои активности и формации, в ответ на желание и на своё воображение. Он служит и подчиняется страсти и силе жизни, и их формациям, а не препятствует им и не ограничивает их, как это происходит здесь, на земле, где жизнь это ненадёжная случайность в неодушевлённой Материи. Ментальный элемент точно также формируется и ограничивается жизненной силой, подчиняется ей и только помогает обогащать и выполнять импульсы её желаний и энергию её импульсов. Витальная душа живёт в витальном теле, состоящем из субстанции, намного тоньше, чем физическая материя. Это субстанция переполнена сознательной энергией, и допускает гораздо более яркие восприятия, более сильные возможности и работу чувств, чем всё, что могут предложить грубые атомарные элементы земной материи. И человек тоже обладает внутри себя, за своим физическим существом, подсознательным для него, невидимым и неизвестным, но очень близким к нему и образующим с ним наиболее естественную активную часть его существования, эту витальную душу, эту витальную природу и это витальное тело. Внутри нас скрыт целый витальный план, связанный с миром жизни или миром желания, скрыто тайное сознание, в котором жизнь и желание могут беспрепятственно вести свою игру легко самовыражаться, и из него легко посылать в нашу внешнюю жизнь свои влияния и формации.
2-21-04c. сноска - пранамайя пуруша*) пранамайя пуруша (pranamaya purusha) - «витальное сознательное существо», пуруша «как душа жизни, самоотождествляющаяся с великим движением становления во Времени, которое выдвигает тело как форму или базовый чувственный образ и ум как сознательную деятельность жизненного опыта»; он «способен смотреть за пределы продолжительности и границ физического тела, ощущать вечность жизни позади и впереди, тождество с универсальным существом Жизни, но не выходит за пределы постоянного витального становления во Времени». Прим. пер.
2-21-05. По мере того, как сила этого витального плана проявляет себя в человеке и овладевает его физическим существом, этот сын земли становится проводником энергии жизни.По мере того, как сила этого витального плана проявляет себя в человеке и овладевает его физическим существом, этот сын земли становится проводником энергии жизни. Он становится сильным в своих желаниях, неистовым в своих страстях и эмоциях, чрезвычайно динамичным в своём действии, и всё больше и больше раджасическим человеком. Теперь он может пробудиться в своём сознании к витальному плану и стать витальной душой, пранамайя пуруша. Он может облечься в витальную природу и жить в тайном витале так же, как и в видимом физическом теле. Если он достигает такого изменения с какой-то степенью полноты или одно-направленности — обычно это происходит при сильных и спасительных ограничениях, или сопровождается спасительной сложностью, — и не поднимается выше всего этого, не взбирается к супра-витальной высоте, с которой эти способности могут использоваться, очищаться, подниматься, то он становится низшим типом Асура или Титана. Он становится Ракшасом по своей природе, душой чистой силы и энергии жизни, усиленной или терзаемой силой неограниченного желания и страсти, преследуемый и направляемый активными способностями и колоссальным раджасическим эго. Однако, при этом, он обладает намного более великими и более разнообразными силами, чем те, что есть у физического человека в его обычной, более инертной земной природе. И даже если он значительно разовьёт ум на витальном плане и будет использовать его динамическую энергию для само-контроля так же, как и для само-удовлетворения, это всё же будет происходить с Асурической энергией (тапасья*)), хотя и более высокого типа и направленной на более управляемое удовлетворение раджасического эго.
2-21-05c. сноска - тапасья
*) тапасья (tapasya) - концентрация воли и энергии для управления природой; жёсткая дисциплина; физический аскетизм. Прим. пер.
2-21-06. Но и на витальном плане, так же, как и на физическом, можно подняться к определённому духовному величию своего рода.Но и на витальном плане, так же, как и на физическом, можно подняться к определённому духовному величию своего рода. Витальный человек может поднять себя за пределы идей и энергий, естественных для души желаний и для плана желаний. Он может развить более высокий менталитет и в условиях витального существа, сконцентрироваться на некой реализации Духа или Высшего "Я" стоящего позади, или за пределами его форм и сил. В такой духовной реализации квиетизм не так уж сильно необходим, потому что была бы большая возможность активной реализации блаженства и силы Вечного, были бы более могучие и более само-удовлетворённые силы, более богатое цветение динамической Бесконечности. И тем не менее, такая реализация никогда и нигде не смогла бы приблизиться к истинному и интегральному совершенству. Потому что условия мира желаний примерно такие же, как и в физическом мире, и не подходят для развития полной духовной жизни. Витальному существу также нужно развивать дух в ущерб своей полноте, активности и силе жизни в низшей полусфере нашего существования. Оно также должно, в конце концов отвернуться от витальной формулы, отвернуться от жизни и прийти либо к Безмолвию, либо к невыразимой Силе позади него. Если он не станет отходить прочь от жизни, ему придётся оставаться скованным этой жизнью, ограниченным в его само-реализации тянущим вниз притяжением мира желаний и его главенствующего раджасического принципа. На витальном плане так же, законченное совершенство само по себе невозможно. Душа, которая достигает только этого, должна вернуться в физическую жизнь, чтобы получить больше опыта, достичь более высокого уровня само-развития, и более прямого восхождения к Духу.
2-21-07. Выше материи, выше жизни стоит принцип ума. Принцип, который ближе к тайному Источнику всего на свете.Выше материи, выше жизни стоит принцип ума. Принцип, который ближе к тайному Источнику всего на свете. Тот Дух, который нашёл равновесие в уме, становится ментальным "я" ментального мира и живёт там, в царстве своей чистой и озарённой ментальной Природы. Там он действует в присущей ему свободе космического Интеллекта, который поддерживается совместной работой психо-ментальной и высшей эмоциональной силой ума. утоньшенной и озаряемой ясностью и счастьем саттвического принципа, свойственного ментальному существованию. В отдельном человеке дух, который выбрал такое равновесие, становится ментальной душой, маномайя пурушей*). Душой, в природе которой ясность и озарённая сила ума действует сама по себе, независимо от каких-либо ограничений или подавления со стороны витальных или телесных инструментов. Скорее именно она управляет и определяет все формы своего тела и силы своей жизни. Это происходит потому, что ум на своём плане не ограничен жизнью и не заслоняется материей, как здесь, в процессе жизни на земле. Такая ментальная душа живёт в ментальном или тонком теле, которое наслаждается возможностями знания, восприятия, симпатии и взаимопроникновения в другие существа. Возможностями, которые нам трудно даже представить. А также она наслаждается свободной, тонкой, широкой ментализированной способностью чувствовать. Способностью, которая не ограничена грубыми условиями жизненной природы или физической природы.
2-21-07c. сноска - маномайя пуруша*) маномайя пуруша (manomaya purursha) - «Душа на ментальном уровне», пуруша как ментальное существо, «в природе которого ясность и озаряющая сила ума действуют сами по себе, независимо от каких-либо ограничений или угнетения витальными или телесными инструментами»; «Дух, уравновешенный разумом», который «становится ментальным «я» ментального мира и обитает там во времена его собственной чистой и сияющей ментальной Природы». Прим. пер.
2-21-08. Человек точно также имеет внутри себя подсознательную, неизвестную и невидимую для него, скрытую за его пробуждённым сознанием и видимым организмом …Человек точно также имеет внутри себя подсознательную, неизвестную и невидимую для него, скрытую за его пробуждённым сознанием и видимым организмом, эту ментальную душу, ментальную природу, ментальное тело и ментальный план. Всё это не материальное, то, в чем принцип Ума у себя дома, а не как здесь — в борьбе с миром, который чужой для него, который мешает его свободе, и который портит его чистоту и ясность. Все высшие способности человека, его интеллектуальное и психо-ментальное существо и силы, его более высокая эмоциональная жизнь — пробуждаются и возрастают по мере того, как этот ментальный план в нём давит на него. Потому что, чем больше он проявляется, тем больше он влияет на физические части, тем больше он обогащает и возвышает соответствующий план воплощённой природы. На некотором уровне своего восходящего господства, он может сделать человека настоящим человеком, а не просто рассуждающим животным. Потому что он придаёт свою характерную силу тому ментальному существу внутри нас, которым является наше человечество во внутренне господствующей, но ещё слишком стеснённой сути его психологической структуры.
2-21-09. У человека есть возможность пробудиться к этому более высокому, ментальному сознанию, стать ментальным существом …У человека есть возможность пробудиться к этому более высокому, ментальному сознанию, стать ментальным существом*), одеть на себя эту ментальную природу и жить не только в витальной и физической оболочках. Если такое преобразование произойдет с достаточной полнотой, то человек сможет стать существом хотя бы на половину божественным, и жить соответствующей жизнью. Потому что он тогда бы наслаждался силами, видением и возможностями восприятия далеко за рамками этой обычной жизни и тела. Он мог бы управлять всем с ясностью чистого знания. Он мог бы объединяться с другими существами через симпатию любви и счастья. Его эмоции поднялись бы к совершенству психо-ментального плана, его ощущения избавились бы от грубости. Его интеллект, утонченный, чистый и гибкий, стал бы свободным от искажений нечистой пранической энергии и препятствий материи. И тогда бы он смог развить в себе также и отражение мудрости и блаженства, выше чем любая ментальная радость и знание. Потому что он тогда бы смог воспринимать более полно, и без нашей искажающей и лживой мешанины, вдохновение и интуицию, которые — стрелы супраментального Света, и которые формируют его совершенное ментальное существование по форме и силе этого более широкого великолепия. Он смог бы тогда реализовать ещё и внутреннее "я" Духа в намного более широкой, более светлой и более внутренне близкой интенсивности, чем это возможно сейчас и достичь более высокой игры своей активной силы и блаженства в удовлетнорённой гармонии своего существования.
2-21-09c. примечание Шри АуробиндоЯ подразумеваю здесь не только высший уровень ума, обычно известный человеку, но еще более высокие уровни, к которым он, с теми способностями, что есть сейчас, просто не может подойти, или же у него бывает частичное и смешанное восприятие некоторых слабых порций этих сил. Я имею в виду — озарённый ум, интуицию и, наконец, созидающий Надразум или Майя, который стоит намного выше и который является источником нашего настоящего существования. Если ум понимать только как Разум или человеческий интеллект, тогда освобождённое ментальное существо и его состояние было бы чем-то намного более ограниченным и очень низким по сравнению с тем описанием, что здесь. Прим. Шри Ауробиндо
2-21-10. И для нашего обычного понимания это может вполне показаться непревзойдённым совершенством …И для нашего обычного понимания это может вполне показаться непревзойдённым совершенством, чем-то, к чему человек может стремиться в своём самом высоком идеалистическом полёте. Без сомнения, это было бы достаточным совершенством для чисто ментального существа в его собственном характере. Однако, это было бы намного ниже гораздо более великих возможностей духовной природы. Потому что в этом случае наша духовная реализация была бы подчинена ограничениями ума, который, по своей природе отражённый, обескровленный и рассеянный свет, или же свет с узконаправленной интенсивностью, а не широкое и всеобъемлющее, само-существующее сияние и радость Духа. Тот более широкий свет, то более глубокое блаженство за пределами ментальной досягаемости. На самом деле, Ум никогда не сможет стать совершенным инструментом Духа. Высшее самовыражение не возможно для движений Ума, потому что отделять, разделять, ограничивать — это основной характер его действия. Даже если ум сможет освободиться от всей его позитивной лжи и ошибок, даже если бы он смог быть во всём интуитивным и безошибочно интуитивным, он всё же мог бы представлять и организовывать только полу-истины, или разделённые истины. Да и то, не в своём ментальном теле, а в озарённых представляющих образах, собирая их вместе, чтобы сделать общий итог, или собрать их в некую структуру. Поэтому для само-совершенствования ментального существа здесь нужно или отделиться в чистый дух, отбрасывая своё низшее существование, или вернуться к физической жизни, чтобы развивать в ней способности, которые он ещё не развил в свое ментальной и психической природе. Именно на это указывается в Упанишадах, когда говорят, что небеса, достигнутые при помощи Пуруши ума это те, к которым человек поднимается через лучи солнца — рассеянные, отделённые, хотя и интенсивные потоки супраментального сознания-истины. И с тех небес ему нужно вернуться к земному существованию. Однако люди, достигшие такой озарённости, те кто отвергая земную жизнь, выходят через врата солнца, сюда уже не возвращаются. Ментальное существо, которое вышло за пределы своей сферы не возвращается потому что таким переходом оно входит в более высокий уровень существования, свойственный высшей полусфере. Оно не может принести эту более великую, духовную природу с собой, вниз, в низшую тройственность. Потому что здесь ментальное существо — это самое высшее выражение Высшего "Я". Здесь тройное ментальное, витальное и физическое тело обеспечивает практически весь диапазон наших возможностей и не может быть достаточным для такого более великого сознания. Ещё не построен сосуд, который мог бы вместить более великое божество, или поселить в себе великолепие супраментальной силы и знания.
2-21-11. Эти ограничения будут действовать только до тех пор, пока человек остаётся закрытым внутри границ ментальной Майи.Эти ограничения будут действовать только до тех пор, пока человек остаётся закрытым внутри границ ментальной Майи. Если же он поднимается в само-знание, которое лежит за самым высоким ментальным уровнем, если он становится душой-знанием, Духом, который нашёл своё равновесие в гнозисе, виджнянамайе*) пуруше, и одел на себя природу своей бесконечной истины и силы. Если он живёт в оболочке знания, в казуальном теле также, как он жил в тех тонкой витальной, взаимосвязанной витальной и грубой физической оболочке или телах, тогда, но только тогда, он сможет полностью принести вниз, в своё земное существование полноту бесконечного духовного сознания. Только тогда он сможет поднять всё своё существо и даже всю свою проявленную, многозначную природу в духовное царство. Однако, это предельно трудно. Потому что казуальное тело с готовностью открывается сознанию и возможностям духовных планов и по своей природе принадлежит высшей полусфере существования, но оно или вообще не развито в человеке, или ещё только грубо развито и организовано, и скрыто за многими промежуточными вратами, которые мы не осознаём. Это тело берёт свою ткань с плана истины-знания и плана бесконечного блаженства и они целиком относятся к пока ещё недоступной высшей полусфере. Проливая на наше низшее существование свою истину, свет и радость, эти планы — источник всего, что мы называем духовностью и всего, что мы называем совершенством. Но их проникновение приходит из-за толстых покровов, пройдя через которые они доходят до нас настолько смягчёнными и ослабленными, что они совершенно затемнены в материальности нашего физического восприятия, грубо искажены или испорчены в наших витальных импульсах, достаточно искажены, хотя и менее грубо в наших ментальных поисках, сведены к минимуму даже в сравнительно чистых и интенсивных более высоких интуитивных сферах нашей ментальной природы. Супраментальный принцип тайно живёт во всяком существовании. Он здесь даже в самой грубой материальности, он сохраняет и направляет низшие миры своей скрытой силой и своим законом. Однако, эта сила скрывает себя и этот закон работает невидимо, через сковывающие ограничения и хромающие искажения более низкого правления нашей физической, витальной, ментальной Природы. И всё же, его главенствующее присутствие в низших формах убеждает нас, благодаря единству всех существований, что есть возможность чтобы его разбудить. Есть возможность даже для его совершенного проявления здесь, не смотря на все покровы, не смотря на всю массу нашего очевидного бессилия, не смотря на неспособность или нежелание нашего ума, жизни и тела. А что возможно — то и должно, в один прекрасный день, случиться, потому что это — закон всемогущего Духа.
2-21-11c. сноска - виджнянамайя*) виджнянамайя (vijnanamaya) - надинтеллектуальный; имеющий природу виджняны, принцип, который связывает сат-чит-ананду с умом, жизнью и материей и раскрывается через способности смрити, шрути и дришти; выражая принцип виджняны, связанный или подчинённый принципу другого плана, такого как физический или ментальный. Эти термины — идеальное, гностическое и супраментальное почти взаимозаменяемы с виджнянамайей в «Записках йоги» до 1920 г. В 1927 году слово виджнянамайя не встречается, в то время как «супраментальный» и «гностический» относятся к планам выше плана идеала. Прим. пер.
2-21-12. Характер этих более высоких состояний души и соответствующих более великих миров духовной Природы, естественно, труден для понимания.Характер этих более высоких состояний души и соответствующих более великих миров духовной Природы, естественно, труден для понимания. Даже Упанишады и Веды только затуманивают их своими образами, намёками и символами. И всё же, нам нужно попытаться получить некое представление об их принципах и практическом действии, настолько, насколько они могут быть поняты умом, который стоит на границе двух полусфер. Переход за пределы этой границы был бы кульминацией, полнотой Йоги само-превосхождения при помощи самопознания. Душа, которая устремилась к совершенству тянется назад и вверх, говорят Упанишады, от физического в витального, и от витального в ментального Пурушу. От ментального в душу-знание, а из этого "я" знания — в Пурушу блаженства. Такое "я" блаженства — это сознательная основа совершенной Сатчитананды и перейти в него означает завершить восхождение души. Поэтому, уму нужно постараться отдать себе отчет об этой решающей трансформации воплощённого сознания, об этом сияющем преоразовании и само-превышение нашей, всё время устремлённой, природы. Описание, к которому может прийти ум, никогда не сможет быть адекватным тому, что описывается. Но, по крайней мере, оно может указывать на некоторую показательную тень этого, или возможно, на некий полу-освещённый образ. 2022 март 31 чт
— 2022 апр 03 вс |