Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 2-26 Самадхи перевод с дополнительным (страницы 519-527) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть II.
Йога Интегрального Знания 2-26-02с. сноски: джаграт, свапна,
сушупти, Турия, фрагмент из Мандукья Упанишады, 7 2-26-04c. сноски: ичча
мритью, удана, брахмарандхра 2-26-05. В состоянии сна без сновидений
существует бесконечная последовательность уровней глубины. 2-26-07. Переживания в состоянии сна со
сновидениями бесконечно разнообразны. 2-26-08. Именно этим объясняются многие
феномены ясновидения, яснослышания, и т.п.. 2-26-10. С точки зрения интегральной Йоги
может показаться что метод Самадхи обладает недостатком … 2-26-12. Таков принцип Йогического транса,
Самадхи. Часть II. Йога Интегрального ЗнанияГлава XXVI. Самадхи
2-26-01. С целью Йоги Знания, которая всегда должна быть ростом, восхождением или отходом в более высокое, или божественное сознание, которое сейчас для нас пока не нормально …С целью Йоги Знания, которая всегда должна быть ростом, восхождением или отходом в более высокое, или божественное сознание, которое сейчас для нас пока не нормально, тесно связана та важность, которая придаётся феномену йогического транса, Самадхи. Предполагается, что есть состояния существа, которые можно достичь только через транс. Особенно нужно желать того, чтобы всякое действие сознания было убрано и не было бы сознания вообще сознания, за исключением чистого супраментального погружения в неподвижное, безвременное и бесконечное существование. Уходя в такой транс, душа отходит в безмолвие высшей Нирваны без возможности вернуться в какое-либо иллюзорное или более низкое состояние существования. В Йоге преданности у Самадхи не такой всепоглощающей важности, но всё же оно есть и там, как некий обморок существования, в который повергает душу экстаз божественной любви. Войти в это состояние — это высший шаг на лестнице йогической практики в Раджа-Йоге или Хатха-Йоге. Какова тогда природа Самадхи, или какая польза от его транса в интегральной Йоге? Очевидно, что там, где в нашу цель входит обладание Божественным в жизни, состояние угасания жизни не может быть последним завершающим шагом, или высшим желанным условием. Йогический транс не может быть целью, как это делается в очень большом количестве систем Йоги, а только способом. Причём способом не ухода из пробуждённого существования, а способом расширения и поднятия всего видящего, живого и активного сознания.
2-26-02. Важность Самадхи опирается на ту истину, которую заново открывает современное знание, но которая никогда не забывалась в индийской философии …Важность Самадхи опирается на ту истину, которую заново открывает современное знание, но которая никогда не забывалась в индийской философии — что только маленькая часть существования мира или нашего собственного существа попадает в круг нашего внимания или в наши действия. Остальное скрыто позади, в засознательных областях существования, которые спускаются в глубокие бездны подсознания и поднимаются к высочайшим пикам сверхсознания. Или же окружают маленькую сферу нашего пробуждённого "я" широким опоясывающим существованием из которого наш ум и чувства улавливают только некоторые указания. Древняя индийская философия выражала этот факт разделением сознания на три области — пробуждённое состояние сознания, состояние сновидения, состояние сна — джаграт, свапна, сушупти. И эти состояния подразумевали в человеческом существе, соответственно, пробуждённое "я", "я" сновидения, "я" сна и высшее или абсолютное "я" существа, четвёртое или Турия, за пределами остальных, для которого все эти "я" — производные, для наслаждения относительным опытом в мире.
2-26-02с. сноски: джаграт, свапна, сушупти, Турия, фрагмент из Мандукья Упанишады, 71) джаграт (jagrat) - сознание, пробуждение, бодрствование; бодрствующее сознание, в котором человек осознаёт внешний мир через физические чувства; состояние джаграт самадхи (иногда ограничивается бахирдарши джаграт); (состояние бытия) внутренне бодрствующее состояние и самообладание в состояниях самадхи в который сознание выводится с поверхности. Прим. из Глоссария 2) свапна (swapna) - сон, сновидение; состояние сна, в котором происходят сны, в отличие от глубокого сна без сновидений (сушупти); внутреннее видение в свапна-самадхи; сокращение от свапна-самадхи; средние глубины свапна-самадхи. Прим. из Глоссария 3) сушупти (sushupti) - глубокий сон; инертное состояние ума, напоминающее глубокий сон, когда в присутствии «вещей, выходящих за его рамки», они «больше не могут видеть истину даже во сне, но переходят в полное непонимание и неприятие сна»; состояние транса по сравнению со сном без сновидений, такое же как сушупта самадхи. Прим. из Глоссария 4) Турия (turiya) - четвертый; «непередаваемое Я или Единство-Существование... которое является четвёртым состоянием Высшего Я» (атман), символизируемого слогом АУМ в целом, «высшее или абсолютное Я бытия», в котором бодрствующее Я, Я сновидения и Я сна (вират, хираньягарбха и праджна) «являются производными от получения относительного опыта в мире»; брахман в его «чистом состоянии я», о котором «ни сознание, ни бессознательность, как мы это понимаем, не могут ничего сказать...; это состояние сверхсознания, погруженного в свое самосознание, в молчание о себе или в экстазе, или же это статус свободного Сверхсознания, содержащего или основывающего всё, но вовлеченного в ничего". Прим. из Глоссария Из Мандукья Упанишады, стих 7, перевод
Шри Ауробиндо: Он, кто не является ни мудрым внутренне, ни мудрым внешне, ни мудрый внутренне и внешне сразу. И он не тот, кто собирает в себе мудрость, и не тот, кто обладает мудростью, и не тот, кто не обладает мудростью. Он Тот, Кто и невидим, и непередаваем, и кто непостижим, и у кого нет никаких заметных свойств, о ком нельзя подумать, и кого нельзя назвать. Он Тот, Чьей сущностью является сознание Себя в своём едином бытии. Он тот, в ком растворяются все феномены. Он тот, кто есть Покой, Кто есть Добро, Кто есть Единый, и нет другого никого — лишь Он. Он тот, кого они считают за четвертого: Он — это Высшее "Я", Он цель Познания.
2-26-03. Если мы посмотрим на фразеологию древних книг, мы увидим, что пробуждённое состояние — это то сознание материальной вселенной, которым мы обычно обладаем …Если мы посмотрим на фразеологию древних книг, мы увидим, что пробуждённое состояние — это то сознание материальной вселенной, которым мы обычно обладаем в этом воплощённом состоянии, в котором главную роль играет физический ум. Состояние сновидения — это сознание, соответствующее тонкому плану жизни и плану ума за этим планом. Для нас эти планы, даже если мы получаем указания из них, не имеют той конкретной реальности, которую имеют вещи в физическом существовании. Состояние сна — это сознание, соответствующее супраментальному плану, присущему гнозису. Он находится за пределами наших переживаний, потому что наше казуальное тело или оболочка гнозиса не развита в нас. Её способности не активны, и поэтому когда мы вступаем в отношения с этим планом для нас это — сон без сновидений. Турья, которая за пределами всего этого — это сознание нашего чистого само-существования или нашего абсолютного бытия. С этим сознанием у нас нет прямых отношений вообще, какие бы ментальные отражения мы бы не получали в нашем сновидении, или нашем бодрствовании, или даже, не способные их восстановить, в нашем сознании сна. Эта четырёхступенчатая шкала соответствует уровням лестницы существования, по которой мы поднимаемся обратно, к абсолюту Божественного. Поэтому мы, как правило, не способны вернуться назад, из физического ума к более высоким планам или уровням сознания, без потери пробуждённого состояния, не входя в него, а наоборот, уходя от него, и теряя контакт с материальным миром. Поэтому, для тех, кто хочет получить опыт тех более высоких уровней, транс становится чем-то желанным, способом выйти из ограничений физического ума и физической природы.
2-26-04. Самадхи, или йогический транс погружается во всё большую глубину, по мере того, как он отходит всё дальше и дальше от нормального или бодрствующего состояния …Самадхи, или йогический транс погружается во всё большую глубину, по мере того, как он отходит всё дальше и дальше от нормального или бодрствующего состояния и входит в уровни сознания, всё меньше и меньше доступные для бодрствующего ума, всё менее и менее готовые воспринимать призывы из бодрствующего мира. После определённого момента транс становится полным и тогда почти или совсем невозможно пробудить, или позвать назад душу, которая удалилась в этот транс. Она может вернуться только или по собственной воле, или, максимум, через очень сильный шок физического призыва, который опасен для сознания из-за резкого переворота при возвращении. Говорят, что бывают такие высокие состояния транса, из которых душа, пребывающая в них слишком долгое время уже не может вернуться. Потому что она теряет ту нить, которая связывает её с сознанием жизни. И тело остаётся, поддерживаемое в том же положении, не умершее в результате распада, но и неспособное восстановить одушевлённую жизнь, которая была в этом теле. В конце концов, на определённой стадии развития Йогин обретает способность окончательно покинуть своё тело без обычного явления смерти, через акт воли1). Или же, через процесс втягивания пранической жизненной силы через ворота восходящего жизненного потока (удана2)), открывающий для него путь через мистическую брахмарандхру3) в его голове. Уходя из жизни в состоянии Самадхи, он непосредственно достигает того высшего состояния бытия, к которому он стремился.
2-26-04c. сноски: ичча мритью, удана, брахмарандхра1) ичча мритью (iccha-mrityu) - способность целенаправленно покинуть тело без обычного
явления смерти, актом своей воли. Прим. из словаря. 2) удана (udana) - одна из пяти работ силы жизни (панчапрана), которая «движется вверх от тела к макушке головы и является регулярным каналом связи между физической жизнью и более великой жизнью духа». Прим. из Глоссария. 3) брахмарандхра (brahmarandhra) - открытие высшей точки на макушке головы. Прим. из словаря.
2-26-05. В состоянии сна без сновидений существует бесконечная последовательность уровней глубины.В состоянии сна без сновидений существует бесконечная последовательность уровней глубины. Начиная от самого слабого, который легко призвать снова и мира физических ощущений, который находится прямо рядом, у двери, хотя в мгновение ока закрывается. И далее, чем глубже, чем состояние становится дальше от нашего, тем труднее разорвать эту внутреннюю поглощённость, тем больше ум входит в защищённые глубины транса. Есть кардинальное различие между Самадхи и обычным сном, между состоянием сна со сновидениями в Йоге и физическом состоянии сна. Второе, физическое состояние сна принадлежит физическому уму. А в первом состоянии работает и собственно ум и тонкий ум, освобождённые от примеси физического менталитета. Сновидения физического ума — это бессвязная смесь, состоящая частично из ответов на неясные прикосновения из физического мира, вокруг которого более низкие способности ума, оторванные от воли и рассудка, от буддхи, ткут паутину блуждающих фантазий. Эта паутина состоит частично из хаотичных ассоциаций из воспоминаний, частично из образов, которые получает душа, путешествуя по ментальному плану. Эти образы, которые как правило воспринимаются вне интеллекта и без его координации, дико искажаются при восприятии и беспорядочно смешиваются с другими элементами сновидения — с воспоминаниями и фантастическими ответами на какие-либо сенсорные касания из физического мира. С другой стороны, в состоянии йогического сновидения ум ясно владеет собой, хотя он и не в физическом мире. Он работает связным образом и способен пользоваться либо своей обычной волей и интеллектом с более концентрированной энергией, или же пользоваться более высокой волей и интеллектом более высоких планов ума. Он отходит от переживания внешнего мира, он закрывает физические чувства и их двери для связи с материальными вещами. Однако он может продолжать пользоваться всем, что свойственно для ума — мыслью, рассуждением, рефлексией, видением, с более высокой чистотой и силой полновластного сосредоточения, свободного от отвлечения и неустойчивости пробуждённого ума. Он может также пользоваться своей волей и порождать по отношению к себе или к своему окружению ментальные, моральные и даже физические воздействия. И эти воздействия могут продолжаться и иметь свои последствия в пробуждённом состоянии после прекращения транса.
2-26-06. Чтобы добиться полного обладания силами состояния сновидения, нужно прежде всего исключить воздействие света, звуков и т.п. из внешнего мира на физические органы.Чтобы добиться полного обладания силами состояния сновидения, нужно прежде всего исключить воздействие света, звуков и т.п. из внешнего мира на физические органы. В самом деле, в трансе сновидения вполне возможно осознавать внешний физический мир через тонкие органы чувств, которые есть у тонкого тела. И человек может пользоваться этими органами чувств для сознания настолько, насколько он пожелает, и в более широких пределах, чем в пробуждённом состоянии. Потому что тонкие органы чувств обладают гораздо большим диапазоном, чем грубые физические органы, диапазоном, который можно сделать практически беспредельным. Но такое осознание физического мира через тонкие органы чувств это что-то сильно отличающееся от нашего нормального осознания через физические органы. Осознание через физические органы чувств несовместимо с устойчивым состоянием транса, потому что давление физических чувств нарушает Самадхи и зовёт ум назад, жить в его обычном поле, где только такие органы чувств имеют силу. Однако тонкие органы чувств способны действовать одновременно и на своих планах и в физическом мире, хотя физический мир для них более далёк, чем их собственный мир существования. В Йоге используются различные изобретения, чтобы закрыть двери физических чувств, некоторые из них — физические устройства. Однако, единственное все-достаточное средство — это сила сосредоточения, при помощи которой ум уходит внутрь, в глубины, где призывы физических вещей не могут больше легко достать до него. Вторая вещь нужная для Самадхи — избавиться от вмешательства физического сна. Обычная привычка ума, когда он отходит от контакта с физическими вещами — впадать в оцепенение сна или своих сновидений, и поэтому когда его призывают для целей Самадхи, то он даёт, или стремиться дать, при первом же удобном случае, в силу своей укоренившейся привычки, не тот отклик, что от него нужен, а свою обычную реакцию физической дремоты. Нужно избавиться от этой привычки ума. Уму нужно научиться быть бодрствующим в состоянии сновидения, он должен владеть собой, и не уходить, а быть в собранном пробуждённом состоянии, хотя и погружённым внутрь себя, но проявлять все свои способности.
2-26-07. Переживания в состоянии сна со сновидениями бесконечно разнообразны.Переживания в состоянии сна со сновидениями бесконечно разнообразны. И это не только потому, что данное состояние полновластно владеет обычными способностями ума — рассуждением, различением, волей, воображением, и может использовать их самым разным способом, для различных тем, для любых целей, но и потому, что это состояние может установить связь со всеми мирами, к которым у него есть естественный доступ, или которые оно выбирает, чтобы получить доступ, от физического до высших миров ума. Это достигается разными способами, открывающимися для более тонкого, более гибкого и всестороннего движения этого трансформированного во внутреннее ума, освободившегося от узких ограничений направленных на внешний мир физических чувств. Такой ум способен в первую очередь осознавать все вещи, как в материальном мире, так и на других планах, с помощью воспринимаемых образов. Причём образов не только чего-то зримого, но и звуков, касания, запаха, вкуса, движения, действия, всего что делает себя ощутимым для ума и его органов чувств. Потому что ум в Самадхи имеет доступ к внутреннему пространству, которое иногда называют чидакаша*), к глубинам всё более и более тонкого эфира, которые отделены от физического чувства тяжёлой завесой более грубого эфира материальной вселенной. И ко всему прочему, то, что можно ощутить, принадлежит ли это материальному миру, или какому другому, создают воссоздающие вибрации, ощущаемые отголоски, копии, повторяющиеся образы себя, которые этот тонкий эфир воспринимает и сохраняет.
2-26-07c. сноска: чидакаша*) чидакаша (chidakasha) - эфир чистого сознания (чит); тонкий эфир (сукшма акаша) или «внутреннее пространство» позади читтакаши; его доступность для ума в антардарши джаграт и свапнасамадхи и его упоминание в связи с читтакашей позволяют предположить, что чидакаша, на который ссылается Шри Ауробиндо, является эфиром чит на ментальном плане, а не на его самом высоком уровне.
2-26-08. Именно этим объясняются многие феномены ясновидения, яснослышания, и т.п..Именно этим объясняются многие феномены ясновидения, яснослышания, и т.п.. Потому что эти явления — просто редко случающийся вход пробуждённой ментальности в ограниченную чувствительность к тому, что можно было бы назвать образной памятью тонкого эфира. Благодаря этой памяти можно осознать не только знаки всех событий в прошлом и настоящем, но и даже события в будущем. Потому что события будущего уже произошли для знания и видения на более высоких планах ума и их образы могут отразиться на ум в настоящем. Однако же, всё это, что является исключительным для пробуждённой ментальности, трудным, и воспринимаемым только после получения особой способности или после усердной тренировки — естественны для транса сознания в состоянии сновидения, состояния, в котором подсознательный ум свободен. И этот ум может также получать знание о вещах на разных планах не только через такие чувственные образы, но и при помощи особого мысленного восприятия, или мысленного получения и впечатления, аналогичного тому явлению сознания, которое в современной науке о психике называется телепатией. Однако способности состояния сновидения на этом не заканчиваются. Человек в этом состоянии при помощи своего рода проекции себя, в тонкой форме ментального тела, может реально попадать в другие планы и миры, или в отдалённые места и сцены этого мира. Он может перемещаться по ним, со своего рода телесным присутствием и возвращаться назад с прямым опытом этих сцен, их истин и их событий. Он может даже реально проецировать ментальное или витальное тело с той же целью и путешествовать в нём, оставляя физическое тело в глубочайшем трансе без всяких признаков жизни, пока он не вернётся.
2-26-09. Самая большая ценность этого состояния сновидения Самадхи состоит, однако, не в этих, более внешних вещах, а в его способности легко открывать более высокие уровни и силы …Самая большая ценность этого состояния сновидения Самадхи состоит, однако, не в этих, более внешних вещах, а в его способности легко открывать более высокие уровни и силы мысли, эмоции, воли, при помощи которых душа растёт к более высокому уровню, растёт её диапазон и владение собой. В частности, отходя от отвлечения на чувственные события, душа может, в совершенной силе сосредоточенного само-уединения, подготовить себя при помощи свободного рассуждения, мышления, различения, или же ещё глубже, более окончательно, при помощи ещё более глубокого видения и отождествления, к тому, чтобы подойти к Божественному, к Высшему "Я", к трансцендентной Истине, как в их принципах, силах и проявлениях, так и в их наивысшем изначальном Существовании. Или же душа может, через поглощённость внутренней радостью и эмоцией, как в закрытой и изолированной комнате души, подготовить себя к восторгу единения с божественным Возлюбленным, к Хозяином всякого блаженства, восторга и Ананды.
2-26-10. С точки зрения интегральной Йоги может показаться что метод Самадхи обладает недостатком …С точки зрения интегральной Йоги может показаться что метод Самадхи обладает недостатком — что когда состояние Самадхи уходит — поток прерывается и душа возвращается к разбросанности и несовершенству внешней жизни. И получается, что Самадхи оказывает на внешнюю жизнь лишь некий поднимающий её эффект, в виде общей памяти об этих глубоких переживаниях. Однако эта пропасть, этот разрыв неслучайны. Во-первых, только для нетренированного психического существа переживания трансы оставляют пустоту для пробуждённого ума. Когда психическое существо становится хозяином своей Самадхи, оно способно переходить из внутреннего состояния во внешнее пробуждённое без какой-либо пропасти забвения. Во-вторых, когда что-то хотя бы один раз совершилось, то, что достигается во внутреннем состоянии, становится легче усвоить и бодрствующем состоянием и превратить это в обычное переживание, в силы, в ментальное состояние пробуждённой жизни. Тот тонкий ум, который обычно затмевается настойчивостью физического существа, становится сильнее даже в бодрствующем состоянии. И в какой-то момент расширившийся человек становится способным жить в своих нескольких тонких телах также, как и в своём физическом теле. Он становится способным осознавать их, и в этих телах — использовать свои чувства, способности, силы, чтобы жить, обладая сверхфизической истиной, сознанием и переживанием.
2-26-11. Состояние сна без сновидений поднимается к ещё более высокой силе бытия, за пределы мысли, в чистое сознание, за пределы эмоций, в чистое блаженство, за пределы воли, в чистое господство.Состояние сна без сновидений поднимается к ещё более высокой силе бытия, за пределы мысли, в чистое сознание, за пределы эмоций, в чистое блаженство, за пределы воли, в чистое господство. Это врата единения с наивысшим состоянием — Сатчитанандой, состоянием, из которого рождаются все действия в мире. Но здесь нам нужно позаботиться, чтобы избежать ловушек символического языка. Использование слов сновидение и сон для этих высших состояний есть ничто иное, как образ, взятый из опыта обычного физического ума по отношению к планам, в которых он не у себя дома. Нет истины в том, что Высшее "Я" в третьем состоянии называемое совершенным сном, сушупти*), находится в состоянии дремоты. Наоборот, "я" сна без сновидений описывается как Праджна, Хозяин Мудрости и Знания, как Высшее "Я" Гнозиса, как Ишвара, как Господин существования. Для физического ума это сон, для нашего более широкого и тонкого сознания это большее бодрствование. Для обычного ума всё, что выходит за рамки его обычного опыта, но ещё попадает в его сферу действия, кажется сном. Однако, в той точке, где ум граничит с вещами, выходящими за пределы его сферы, он больше не может видеть истину, даже как во сне, а лишь переходит в чистое непонимание и отсутствие восприятия во сне без сновидений. Эта пограничная линия может двигаться, в зависимости от силы индивидуального сознания, от степени и высоты его озарённости и пробуждённости. Эту границу можно передвигать всё выше и выше, пока она не сможет выйти вообще за границу ума. В действительности, ум человека не может бодрствовать, даже во внутреннем пробуждённом состоянии транса, на супраментальных уровнях. Но эту неспособность можно преодолеть. Пробуждённая на этих уровня, душа становится хозяином всего спектра гностической мысли, гностической воли, гностического восторга. И если она может сделать это в Самадхи, она может перенести свою память о переживании и свою силу переживания в бодрствующее состояние. И даже на ещё более высоком уровне, открытом для нас, на уровне Ананды, пробуждённая душа может стать аналогичным образом овладеть Высшим "Я" Блаженства в своём сосредоточении и в своём космическом охвате. Но всё же, могут быть такие области ещё выше, из которых душа не сможет сохранить никаких воспоминаний, кроме как сказать, — "где-то, непонятно где, я была в блаженстве". Это блаженство необусловленного существования, которое за пределами всякой возможности выразить его через мысль, или описать образом, или через его свойства. Даже само чувство "я существую" может исчезнуть в переживании, в котором слово существование теряет свой смысл, а буддийский символ Нирваны кажется единственным и в высшей степени оправданным. И как бы ни высоко не заходила способность быть в пробуждённом состоянии, судя по всему, есть нечто более высокое, в котором образ сна, сушупти, найдёт себе применение.
2-26-11c. сноска: сушупти*) сушупти (sushupti) - глубокий сон; инертное состояние ума, напоминающее глубокий сон, когда в присутствии «вещей, выходящих за его рамки», они «больше не могут видеть истину даже во сне, но переходят в полное непонимание и неприятие сна»; состояние транса по сравнению со сном без сновидений, такое же как сушупта самадхи. Прим. из Глоссария.
2-26-12. Таков принцип Йогического транса, Самадхи.Таков принцип Йогического транса, Самадхи. В его сложные явления нам сейчас входить не стоит. Достаточно подчеркнуть, что у него есть два полезных свойства для интегральной Йоги. Правда и в том, что до некоторой степени, что трудно определить или разграничить, почти всё, что может дать Самадхи, может быть получено без обращения за помощью к Самадхи. Но всё же есть определённые высоты духовного и психического переживания, прямой опыт которого, в отличие от опыта через обдумывание, может быть получен глубоко и во всей его полноте только через Йогический транс. И даже для тех переживаний, что могут быть получены без Самадхи, переживание через транс предлагает готовый способы, возможности, которые становятся всё более полезными, если не необходимыми, чем к более высоким и более трудными для вхождения становятся планы, на которых ищется всё более высокий духовный опыт. Достигнув такого транса, нужно как можно больше опыта переносить в бодрствующее состояние. Потому что в Йоге, которая охватывает всю жизнь, полностью и без остатка, полное использование Самадхи наступает только тогда, когда его достижения могут стать обычным обладанием и опытом для интегрального пробуждения души, воплощённой в человеческом существе. 2022 май 03 вт — 2022 май 07 сб — 2022 май 20 пт |