-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-27

Хатха-Йога

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 528-535)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXVII. Хатха-Йога

2-27-01. Существует почти столько же способов достижения Самадхи, сколько вообще разных путей Йоги.

2-27-01c. сноски: салокья, самипья

2-27-02. Хатха-Йога — это мощная, но тяжёлая и обременительная система.

2-27-03. То, что мы говорим о процессах Хатха-Йоги как о научных, может показаться странным тем, кто ассоциируют идею науки только с поверхностными явлениями физической вселенной …

2-27-03c. сноска: духкхам аптум

2-27-04. Любая Йога в своём методе основывается на трёх принципах практики.

2-27-05. Двумя главными элементами её физической дисциплины, по отношению к которым другие элементы просто дополнения, являются …

2-27-06. Система Асан Хатха-Йоги имеет в своей основе две глубокие идеи, которые дают множество действенных следствий.

2-27-07. Такая активность — признак постоянной неспособности тела удерживать даже ту ограниченную энергию жизни, которая входит в тело, или генерируется в нём.

2-27-08. Первая цель неподвижности Асаны — избавиться от беспокойства, накладываемого на тело и заставить его овладеть пранической энергией …

2-27-09. Тело, таким образом освобождённое от себя, очищенное от множества своих беспорядков и расстройств …

2-27-09c. сноски: уттхапана, гарима, махима, анима, лагхима

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXVII. Хатха-Йога

2-27-01. Существует почти столько же способов достижения Самадхи, сколько вообще разных путей Йоги.

Существует почти столько же способов достижения Самадхи, сколько вообще разных путей Йоги.

Действительно, так велико значение, которое придаётся этому, не только как первостепенному средству достижения высшего сознания, но и как истинному условию и состоянию самого этого высшего сознания, в котором только и можно полностью обладать и наслаждаться этим сознанием, пока мы в теле, то некоторые дисциплины Йоги выглядят так, как если бы они были только путями достижения Самадхи.

Всякая Йога по своей природе — это попытка достижения или достижение единства с Высочайшим — единства с существованием Высочайшего, единства с сознанием Высочайшего, единства с блаженством Высочайшего.

Или же, если мы отвергаем идею абсолютного единства, по крайней мере в каком-то союзе. Даже если душа будет жить всего лишь в одном состоянии и на периферии существования с Божественным, салокья1), или в какой-то неделимой близости, самипья2).

Этого можно достичь только поднятием к уровням и интенсивности сознания более высоким то, что есть у нашей обычной ментальности. Самадхи, как мы уже видели, предлагает себя как естественное состояние для такого более высокого уровня и большей интенсивности.

Естественно, что Самадхи приобретает важное значение в Йоге знания, потому что там сам принцип её метода и её цели в том, чтобы поднять ментальное сознание до ясности и концентрированной силы, с помощью которых оно может стать полностью осознающей эти уровни, затеряться в этих уровнях, отождествившись со своим истинным существом.

Но есть ещё две великие дисциплины, в которых Самадхи приобретает ещё большую важность.

Мы можем сейчас рассмотреть эти две системы — Раджа-Йоги и Хатха-Йоги. Потому что несмотря на большие различия в их методах от методов пути знания, у них тот же самый принцип для оценки их финала.

В тоже время, нам не нужно делать что-то большее, чем мимоходом рассмотреть сам дух их градаций. Потому что в синтетической и интегральной Йоги их важность второстепенна. Их цели включаются в цели интегральной Йоги, но их методы могут либо вообще не использоваться, либо использоваться только для предварительной помощи, или от случая к случаю.

2-27-01c. сноски: салокья, самипья

1) салокья (salokya) - пребывание в том же статусе бытия, что и Божественное. Прим. из Глоссария.

2) самипья (samipya) - близость, соседство; пребывание души вместе с Божественным. Прим. из словаря.

2-27-02. Хатха-Йога — это мощная, но тяжёлая и обременительная система.

Хатха-Йога — это мощная, но тяжёлая и обременительная система. Её главный принцип действия опирается на сокровенную связь между телом и душой.

Тело — это ключ. Тело — это секрет рабства и освобождения, животной слабости и божественной силы, омрачения ума и души и их озарения, подчинения боли и ограничениям и владению собой, секрет смерти и бессмертия.

Для хатха-йогина тело это не просто масса живой материи, а мистический мост между духом и физическим существом. Видели даже однажды, как один гениальный толкователь дисциплины Хатха-Йоги объяснял ведантический символ ОМ как фигуру этого мистического человеческого тела.

Однако, хотя хатха-йогин всегда говорит о физическом теле и делает его основой своих практик, он не смотрит на тело глазами анатома или физиолога, а описывает и объясняет тело на языке, который постоянно оглядывается на тонкое тело позади физического.

В действительности, всю цель хатха-йогина можно подытожить с нашей точки зрения, хотя сам он не стал бы выражаться на этом языке, как попытку при помощи определённых научных процессов дать душе в физическом теле силу, свет, чистоту, свободу, восходящие ступени духовного опыта, которые бы естественно открылись бы для неё, если бы она обитала здесь в тонком и развитом каузальном сосуде.

2-27-03. То, что мы говорим о процессах Хатха-Йоги как о научных, может показаться странным тем, кто ассоциируют идею науки только с поверхностными явлениями физической вселенной …

То, что мы говорим о процессах Хатха-Йоги как о научных, может показаться странным тем, кто ассоциируют идею науки только с поверхностными явлениями физической вселенной, в отрыве от всего, что за ними стоит. Но и Хатха-Йога, и наука одинаково основываются на определённых опыте законов и их работе. И дают, если правильно практиковать, свои хорошо проверенные результаты.

В действительности, Хатха-Йога, это своего рода система знаний. Но в то время, как настоящая Йога знания это философия существа, которое занимается духовной практикой, и это психологическая система, то Хатха-Йога — это наука о существе, это психофизическая система.

И та, и другая дают физические, психические и духовные результаты. Но из-за того, что они стоят на разных полюсах одной и той же истины, то для Йоги знания психо-физические результаты имеют маленькое значение, для неё важны только чисто психические и духовные. И даже чисто психическое — это лишь принадлежность духовного, которое занимает всё внимание этой Йоги.

Для Хатха-Йоги же физическое представляет огромную важность, психическое — это значительный результат, а духовное — это наивысший и завершающий результат. Но это всё кажется отложенным на потом, на долгое время, и далёким, настолько велико и всепоглощающе то внимание, которое приходится уделять телу.

Однако, не нужно забывать, что оба пути идут к одной и той же цели. Хатха-Йога — это тоже путь, хотя и при помощи долгого, трудного и тщательного движения, духкхам аптум*), к Высочайшему.

2-27-03c. сноска: духкхам аптум

*) духкхам аптум (duhkham aptum) - трудное для достижения. [Гита 5.6] Прим. из словаря.

духкха (dukha) - несчастное состояние, страдание, горе. Прим. из Глоссария.

2-27-04. Любая Йога в своём методе основывается на трёх принципах практики.

Любая Йога в своём методе основывается на трёх принципах практики.

Во-первых — очищение, или, другими словами, устранение всех отклонений, беспорядка, препятствий, вызванных смешанным и нерегулярным действием энергии существа в нашей физической, моральной и ментальной системах сознания.

Во-вторых — сосредоточение, другими словами, доведение этой энергии до максимальной интенсивности, управляемое и направляемое самим человеком использование этой энергии существа в нас для конкретной цели.

И третье — освобождение, другими словами — освобождение нашего существа из узких и мучительных узлов индивидуализированной энергии в ложной и ограниченной игре, которая сейчас — закон нашей природы.

То наслаждение нашего освобождённого существа, которое приводит нас к единству или союзу с Высочайшим, это завершение. Это то, ради чего делается Йога.

Вот три обязательные ступени и высокие, открытые, бесконечные уровни, к которым они поднимаются.

И Хатха-Йога держит в своём поле зрения на протяжении всей своей практики.

2-27-05. Двумя главными элементами её физической дисциплины, по отношению к которым другие элементы просто дополнения, являются …

Двумя главными элементами её физической дисциплины, по отношению к которым другие элементы просто дополнения, являются асана, приучение тела к определённым неподвижным положениям, и пранаяма, регулируемые направление и остановка витальных потоков энергии в теле при помощи дыхательных упражнений.

Физическое существо — это инструмент. Но физическое существо состоит из двух элементов, физического и витального. Того тела, которое — видимый инструмент и основа, и жизненной энергии, праны, которая является силой и настоящим инструментом.

Оба эти инструмента сейчас — наши хозяева.

Мы подчиняемся телу, мы подчиняемся жизненной энергии. И только в очень ограниченной степени мы можем, хотя мы — душа, мы — ментальное существо, вообще рассматривать себя как их хозяев.

Мы связаны бедной и ограниченной физической природой. И мы, следовательно, связаны бедной и ограниченной жизненной силой, которая есть всё, что может вынести тело или чему оно может дать волю.

Более того, действие каждого из этих инструментов и совместное их действие в нас подчинено не только крайне узким ограничениям, но и постоянной нечистоте, которая обновляется каждый раз, когда её убирают, и всевозможным видам расстройств. Среди этого есть и нормальный порядок, и насильственный порядок, часть нашей обычной физической жизни, и другие виды ненормальностей, болезни и расстройства.

И со всем этим должна работать Хатха-Йога. Всё это она должна преодолеть. И она делает это в основном через эти два метода, сложные и громоздкие в действии, но простые и действенные по своему принципу.

2-27-06. Система Асан Хатха-Йоги имеет в своей основе две глубокие идеи, которые дают множество действенных следствий.

Система Асан Хатха-Йоги имеет в своей основе две глубокие идеи, которые дают множество действенных следствий.

Первая идея в контроле при помощи физической неподвижности. Вторая идея — что неподвижность даёт силу. Сила от физической неподвижности так же важна в Хатха-Йоги, как и сила от ментальной неподвижности в Йоге знания, и по тем же  причинам.

Для ума, который не привык к более глубоким истинам нашего существа и природы обе эти идеи покажутся поиском безразличной пассивности инерции.

Но истина прямо противоположна. Потому что йогическая пассивность, касается ли она ума или тела, это условие для наибольшего увеличения, обладания и удержания энергии.

Обычная активность наших умов это по большей части беспорядочное беспокойство, полное расточительства и быстрого неуверенного расхода энергии, из которой только малая часть отбирается для работы воли, управляющей нашим "я". Но следует понимать — расточительства, с этой точки зрения, а не с точки зрения всеобщей Природы. Для неё то, что для нас расточительство — служит целям её экономии.

Активность наших тел точно так же беспокойна.

2-27-07. Такая активность — признак постоянной неспособности тела удерживать даже ту ограниченную энергию жизни, которая входит в тело, или генерируется в нём.

Такая активность — признак постоянной неспособности тела удерживать даже ту ограниченную энергию жизни, которая входит в тело, или генерируется в нём. И, как следствие — признак общего рассеяния этой пранической силы, вместе с весьма подчинённым элементом упорядоченной и достаточно экономичной деятельности.

Более того, в последующем взаимообмене и балансе между движением и взаимодействием витальных энергий, обычно действующих в теле, и их взаимодействии с теми, что действуют на тело извне, будь то энергии других людей, или общая праническая сила, по разному действующая в окружающей среде, происходит постоянная ненадёжная балансировка и настройка, которая может в любой момент пойти не так.

Каждое препятствие, каждый дефект, каждое излишество, каждое повреждение создают нечистоту и беспорядок.

Природа достаточно хорошо управляется с этим для своих целей, когда она предоставлена сама себе.

Но в тот момент, когда слепой ум и воля человеческого существа вмешиваются в её привычки и её витальные инстинкты и интуицию, особенно, когда они создают ложные или искусственные привычки, тогда ещё более ненадёжный порядок и частые расстройства становятся правилом для такого существа.

И всё же, такое вмешательство неизбежно, потому что человек живёт не для целей витальной Природы в нём одном, а для более высоких целей, которые она не рассматривала в своём первом равновесии, и к которым она с трудом приспосабливает свои действия.

Поэтому, первое, что нужно для более высокого состояния или действия — это избавиться от такого беспорядочного беспокойства, успокоить активность и научиться ей управлять.

Хатха-йогин должен научиться почти ненормальному равновесию между внутренним состоянием, действием тела и жизненной энергией. Ненормальное не в сторону ещё большего беспорядка, а в сторону превосходства над этим и владении собой.

2-27-08. Первая цель неподвижности Асаны — избавиться от беспокойства, накладываемого на тело и заставить его овладеть пранической энергией …

Первая цель неподвижности Асаны — избавиться от беспокойства, накладываемого на тело и заставить его овладеть пранической энергией вместо того, чтобы рассеивать и растрачивать её.

Опыт в практике Асаны не уменьшение или исчезновение энергии благодаря инертности, но большой рост, вливание, циркуляция силы.

Тело, приученное отрабатывать лишнюю энергию движением, поначалу плохо переносит это возрастание и это удерживаемое внутреннее действие, и выдаёт его сильным дрожанием. Потом оно привыкает и, когда Асана удаётся, оно обнаруживает такую же лёгкость в этой позе, какой бы первоначально трудной или необычной она бы не была. Ему в этой позе так же легко, как в самых простых положениях, сидячих или лежачих.

 И тело постепенно становиться способным удерживать любой количество возрастающей витальной энергии, которое на него воздействует, без необходимости выплеснуть её в движении.

И это увеличение настолько велико, что кажется безграничным. Так, что тело совершенного хатха-йогина способно подвиги выносливости, силы, неутомимые расходы энергии. На то, что обычный физические силы человека даже в их высшем проявлении неспособны.

Потому что он способен не только получать и сохранять эту энергию, но и продолжать владеть своей физической системой, и выносить её более полное движение через тело.

Жизненная энергия, таким образом занимающая и действующая в сильном едином движении на спокойное и пассивное тело, освободившееся от беспокойного балансирования между сдерживающей энергией и той энергией, что в ней содержится, становится намного большей и более действенной силой.

На самом деле, кажется что скорее эта прана содержит в себе тело, обладает им, и использует его, чем наоборот, что прана в теле, что тело обладает праной, что тело использует прану. Точно так же как беспокойному активному уму кажется, что он схватывает, несовершенно и от случая к случаю использует какую-нибудь духовную силу, которая приходит к нему. Хотя, наоборот, именно духовная сила управляет, обладает и использует успокоенный ум.

2-27-09. Тело, таким образом освобождённое от себя, очищенное от множества своих беспорядков и расстройств …

Тело, таким образом освобождённое от себя, очищенное от множества своих беспорядков и расстройств, становится, частично благодаря асанам, а полностью — благодаря комбинации асан и пранаям, совершенным инструментом.

Оно освобождено от своей готовности уставать. Оно накапливает огромную силу здоровья. Его склонность к ослабеванию, старению и смерти остановлены.

Хатха-йогин даже в преклонном возрасте выходит за пределы обычного и сохраняет энергию зрелого возраста, здоровье и молодость жизни в теле. И даже внешний вид физической молодости поддерживается гораздо дольше.

У него гораздо большая сила долголетия. И так как с его точки зрения телесное существо — это инструмент, то для него немаловажно сохранять его как можно дольше и беречь его все это время от повреждающих тело недостатков.

Следует также заметить, что в Хатха-Йоге существует огромное разнообразие асан, полное число которых достигает восьмидесяти. Причём, некоторые из них очень сложные и трудные.

Это разнообразие служит частично для того, чтобы повысить уже достигнутые результаты, так же, как и дать большую свободу и гибкость в использовании тела. Но кроме этого, оно нужно чтобы изменить отношение между физической энергией в теле и энергией земли, с которой оно взаимодействует.

Одним из результатов может быть облегчение тяжёлой хватки земной энергии. Первый признак этого — преодоление усталости, а последний — явление уттхапаны1), или частичной левитации.

Грубое тело начинает набирать что-то от природы тонкого тела и получает что-то от его отношений с энергией жизни. Оно приобретает большую силу, которая ярче ощущается. И в то же время, оно способно на более лёгкие, более свободные физические действия, в большем диапазоне.

Оно обретает способности, которые достигают своей высоты в виде сиддх хатха-йоги, или же экстраординарных способностей — гаримы2), махимы3), анимы4) и лагхимы5).

Более того, жизнь перестаёт полностью зависеть от действия физических органов и их функционирования, таких как биение сердца и дыхание. В конце концов хатха-йогин может останавливать их работу без прекращения жизни, или нанесения ей вреда.

2-27-09c. сноски: уттхапана, гарима, махима, анима, лагхима

1) уттхапана (utthapana) - (буквально) поднятие, вознесение; "состояние не подверженности давлению физических сил",второй член шарира чатустайи, называемый уттхапаной или левитация из-за его третьей и последней стадии (третичной уттхапаны), в которой "гравитация побеждена", но обычно ссылаются на одну из двух более ранних стадий (первичную уттхапану и вторичную уттхапану), в которых "привычка, с которой телесная природа связывает определенные формы и степени активности с напряжением, усталостью, неспособностью", устраняется, что приводит к значительному увеличению "силы, свободы, быстроты, эффективности физической или умственной работы, которую можно выполнять с помощью этого телесного инструмента";упражнение для развития уттхапаны (например, ходьба для первичной уттхапаны).

2) гарима (garima) - тяжесть; «сила увеличения размеров и веса тела» — физическая сиддхи, относящаяся к махиме или включенная в него; ощущение тяжести из-за дефекта физического сиддхи.

3) махима (mahima) - величие, широта; одна из сиддхи тела: "беспрепятственная сила ментальной или физической энергии", физически проявляющая себя как "аномальная сила, не сила мускулов"; также атрибут Махавира.

4) анима (anima) - тонкость, утонченность; физическая сиддхи, которая освобождает тело от ограничений, обычно налагаемых грубой материальностью его субстанции, таких как подчинение жёсткости, напряжению и боли, возникающей в результате напряжения.

5) лагхима (laghima) - легкость; одна из сиддхи тела: "сила легкости, то есть свободы от всякого давления или отягощения ментального, пранического или физического существа", с помощью которой "можно избавиться от усталости и истощения и преодолевать гравитацию".

Прим. из Глоссария.

 

 

2022 май 08 сб — 2022 май 10 вт — 2022 май 22 пт