-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 2-28

Раджа-Йога

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 536-542)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXVIII. Раджа-Йога

2-28-01. Как тело и прана — ключ ко всем закрытым дверям Йоги для хатха-йогина, так и ум — ключ для Раджа-Йоги.

2-28-02. Психо-физическая наука Йоги не делает такой ошибки. Она ищет ключ, находит его, и способна воспользоваться им для освобождения.

2-28-03. Такое расположение лотосов в психическом теле воспроизводится  в физическом теле с позвоночником в виде стержня и ганглиозными центрами в виде чакр …

2-28-04. Выражаясь не так символически, более философским языком, хотя он, возможно, будет менее глубоким, это означает, что настоящая энергия нашего существа …

2-28-05. Раджа-Йога также использует пранаяму и для тех же основных психических целей, что и Хатха-Йога …

2-28-05с. сноска об пранаяме

2-28-06. Именно после этого, когда заложена надёжная основа, вступают в действие практики асан и пранаямы, и тогда они могут принести свои замечательные плоды.

2-28-07. Сосредоточение в Раджа-Йоге делится на четыре стадии.

2-28-08. Здесь можно было бы предположить, что в целом на этом действие и цель Раджа-Йоги должны завершиться.

2-28-08с. сноска: читтавритти

2-28-09. Эти силы и переживания, принадлежат, во-первых, витальному и ментальному планам, которые выше того физического плана на котором мы живём …

2-28-10. В целом, для интегральной Йоги особые методы Раджа-Йоги и Хатха-Йоги могут иногда быть полезными на некоторых стадиях развития, но не обязательны.

 

 

Часть II. Йога Интегрального Знания

Глава XXVIII. Раджа-Йога

2-28-01. Как тело и прана — ключ ко всем закрытым дверям Йоги для хатха-йогина, так и ум — ключ для Раджа-Йоги.

Как тело и прана — ключ ко всем закрытым дверям Йоги для хатха-йогина, так и ум — ключ для Раджа-Йоги.

Но и в той системе Йоги и в другой, допускается зависимость ума от тела и праны. В Хатха-Йоге — полностью, в установившейся системе Раджа-Йоги — частично. Поэтому и там, и там, в практику включены асаны и пранаяма. Однако, если в Хатха-Йоге, они занимают всё поле, то в Раджа-Йоге они ограничиваются одним простым процессом, и в сочетании друг с другом предназначены служить только ограниченной и промежуточной функции.

Мы можем легко увидеть, насколько человек, хотя по своей сути он — воплощённая в теле душа, по своей земной природе — физическое и жизненной существо. И насколько, хотя бы на первый взгляд, деятельность его ума, кажется зависимой, почти полностью от него тела и его нервной системы.

Современная наука и психология даже какое-то время считали такую зависимость тождеством. Они пытались установить, что нет такой отдельной сущности, как ум или душа, и что вся деятельность ума на самом деле — это действие на физическом плане.

И даже с другой стороны, если отбросить эту несостоятельную гипотезу, зависимость так очень преувеличена, и даже предполагается, что эта зависимость — обязательное условие. И что такие явления, как контроль над работой жизненными и телесными функциями со стороны ума, или возможность ума отделить себя от жизни и тела, долгое время считались ошибкой, болезненным состоянием ума или галлюцинацией.

Поэтому эта зависимость так и осталась абсолютной и Наука не ищет, и не находит настоящего ключа к этой зависимости. И поэтому не может открыть нам секрета освобождения и господства.

2-28-02. Психо-физическая наука Йоги не делает такой ошибки. Она ищет ключ, находит его, и способна воспользоваться им для освобождения.

Психо-физическая наука Йоги не делает такой ошибки. Она ищет ключ, находит его, и способна воспользоваться им для освобождения. Потому что на принимает во внимание психическое или ментальное тело, которое позади физического. И физическое тело — своего рода воспроизведение в грубой форме этих двух тел. И поэтому она способна открыть те секреты физического тела, которые не обнаруживаются чисто физическим исследованием.

Это ментальное или психическое тело, которое душа сохраняет даже после смерти, тоже обладает тонкой пранической силой, которая соответствует её тонкой природе и субстанции. Потому что везде, где есть жизнь любого вида, там должна быть праническая энергия и субстанция, в которой она должна работать.

И эта сила направляется через систему многочисленных каналов, называемых нади, и они составляют тонкую нервную организацию психического тела.

Эти каналы собраны в шесть (на самом деле — семь) центров, которые формально названы лотосами, или кругами, чакрами. Эти лотосы поднимаются по восходящей шкале до вершины где находится тысяче-лепестковый лотос, из которого вытекает вся ментальная и витальная энергия.

Каждый из этих лотосов — центр и хранилище своей собственной, особой системы психологических сил, энергий и действия. Каждая система соответствует некому плану нашего психологического существования. И наши силы и энергии вытекают и возвращаются в потоках пранических энергий, когда они проходят через нади.

2-28-03. Такое расположение лотосов в психическом теле воспроизводится  в физическом теле с позвоночником в виде стержня и ганглиозными центрами в виде чакр …

Такое расположение лотосов в психическом теле воспроизводится  в физическом теле с позвоночником в виде стержня и ганглиозными центрами в виде чакр, которые поднимаются вверх от основания позвоночнка, где прикреплена низшая чакра до мозга, где находится их вершина в брахмарандхре на макушке черепа.

Эти чакры или лотосы, однако в физическом человеке закрыты, или открыты лишь частично. В результате в нём действуют только те силы и только в таком количестве, чтобы этого было достаточно для обычной физической жизни, и в его жизни столько ума и души, сколько соответствует его нуждам.

Это и есть та настоящая причина, если смотреть с механической точки зрения, почему воплощённое существо кажется таким зависимым от телесной и нервной жизни, хотя данная зависимость ни настолько полная, и ни настолько реальная, как она кажется.

Полная энергия души не действует в физическом теле и жизни. Тайные силы ума не проснулись в нём, главную роль играют телесные и нервные энергии.

Но всё время высшая энергия присутствует здесь, в спящем виде. Говорят, что она свернулась кольцом и дремлет, словно змея. Поэтому её называют кундалини шакти. И она находится в самой низшей чакре — в муладхаре.

Когда с помощью пранаямы разделение между потоками верхней и нижней праны в теле растворяется, то эта Кундалини чувствует удар и просыпается. Она разворачивается и начинает подниматься вверх, подобно огненной змее, врываясь и открывая каждый из лотосов, по мере того, как она поднимается, до тех пор, пока Шакти не встретит Пурушу в брахмарандхре в глубоком самадхи единения.

2-28-04. Выражаясь не так символически, более философским языком, хотя он, возможно, будет менее глубоким, это означает, что настоящая энергия нашего существа …

Выражаясь не так символически, более философским языком, хотя он, возможно, будет менее глубоким, это означает, что настоящая энергия нашего существа дремлет и находится в бессознательных глубинах нашего жизненного сознания. И что она просыпается с помощью практики пранаямы.

Расширяясь, эта энергия открывает все центры нашего психологического существа, в которых обитают силы и сознание того, что наверное можно было бы сейчас назвать нашим подсознательным "я".

Поэтому, когда каждый из этих центров силы и сознания открывается, мы шаг за шагом получаем доступ к психологическим планам и можем установить связь с мирами или космическими состояниями существованиями, которые им соответствуют.

И в нас развиваются все те психические силы, которые ненормальны для физического человека, но нормальны для души.

В конце концов, на высшей точке этого восхождения, это поднятие и расширение энергии встречается со сверхсознательным "я", которое сидит скрытое позади и выше нашего физического и ментального существования. Эта встреча ведёт к глубокому самадхи единения, в котором наше пробуждённое сознание теряет себя в сверхсознательном.

Таким образом, с помощью тщательной и неустанной практики пранаямы хатха-йогин по-своему достигает тех психических и духовных результатов, которые достигаются с помощью более прямых психических и духовных методов в других Йогах.

Единственная ментальная помощь, которую он сочетает со своей практикой — это использование мантры, священного слога, имени или мистической словесной формулы, которые очень важны в индийских системах Йоги и являются общими для всех них.

Этот секрет силы мантры, шести чакр и Кундалини Шакти — центральные истины всей той сложной психо-физической науки и практики, которую тантрическая философия предлагает нам как рациональное и наиболее полное собрание её методов.

Все религии и дисциплины в Индии, которые широко используют этот психо-физический метод, в большей или меньшей степени зависят от этих практик.

2-28-05. Раджа-Йога также использует пранаяму и для тех же основных психических целей, что и Хатха-Йога …

Раджа-Йога также использует пранаяму и для тех же основных психических целей, что и Хатха-Йога, но, будучи в целом психической системой, она использует пранаяму лишь как одну из стадий в последовательности своих практик и в весьма ограниченной степени, для трёх или четырёх своих широких практических целей.

Она начинает не с асан и пранаямы, вместо этого она в первую очередь настаивает на моральном очищении ментальности.

Этот предварительный шаг первостепенной важности. Без него дальнейшее движение Раджа-Йоги скорее всего будет с множеством проблем, замарано, и полно неожиданных ментальных, моральных и физических опасностей.*)

Это моральное очищение разделяется в установившейся системе Раджа-Йоги на два раздела — пять ям, и пять ниям.

Первый раздел — это правила морального контроля над своим поведением, такие как — говорить правду, воздерживаться от причинения вреда или убийства, воздерживаться от воровства, и так далее. Но в реальность их можно рассматривать просто как определённые главные указатели общей необходимости морального само-контроля и чистоты.

Яма, это в более широком смысле — любая само-дисциплина, при помощи которой побеждается раджасический эгоизм с его страстями в человеческом существе. Он побеждается и успокаивается до полного прекращения.

Цель этого — создать своего рода моральное спокойствие, отсутствие страстей, и тем самым подготовиться к уничтожению эгоизма в раджасическом человеческом существе.

Ниямы — такая же дисциплина но для ума, через регулярные практики в которых самое высокое — медитация на божественном Существе. А их цель — создать саттвическое спокойствие, чистоту и подготовиться к сосредоточению. А уже на основе этого можно безопасно выполнять остальную часть Йоги. 

2-28-05с. сноска об пранаяме

*) В современной Индии люди, увлекающиеся йогой, но перенимающие её процессы из книг или от людей, поверхностно знакомых с предметом, часто погружаются прямо в пранаяму Раджа-Йоги, зачастую с плачевными результатами. Только очень сильные духом могут позволить себе ошибаться на этом пути.

2-28-06. Именно после этого, когда заложена надёжная основа, вступают в действие практики асан и пранаямы, и тогда они могут принести свои замечательные плоды.

Именно после этого, когда заложена надёжная основа, вступают в действие практики асан и пранаямы, и тогда они могут принести свои замечательные плоды.

Контроль над умом и моральным существом сам по себе лишь приводит наше обычное сознание в правильное начальное состояние. Он не может вызывать ту эволюцию или проявление более высокого психического существования, которое необходимо для более великих целей Йоги.

Чтобы вызвать такое проявление, нужно ослабить нынешнюю плотную связь витального и физического тела с ментальным существом и расчистить путь для восхождение через более высокое, психическое существо к союзу со сверхсознательным Пурушей. Это можно сделать с помощью пранаямы.

Асана используется в Раджа-Йоге только в своём самом лёгком и самом естественном положении, которое обычно принимает тело, когда сидит целиком сосредоточено. Но при этом спина и голова должны быть строго выпрямлены и быть на одной прямой линии, так чтобы не было никаких искривлений в позвоночнике.

Цель последнего правила, видимо связана с теорией шести чакр и циркуляции витальной энергии между муладхарой и брахмарандхрой.

Пранаяма Раджа-Йоги очищает и проясняет нервную систему. Это позволяет нам достичь равномерного движения витальной энергии через тело и направлять её туда, куда мы захотим, в соответствии с нашими нуждами, и таким образом поддерживать совершенное здоровье и отсутствие нарушений в теле и витальном существе.

Она даёт нам контроль над всеми пятью привычными действиями витальной энергии и в тоже время разрушает привычное разделение, из-за которого в нормальной жизни возможны только обычные механичные процессы жизненной энергии.

Она полностью открывает шесть центров психо-физической системы организма и приносит в пробуждённое сознание силу пробуждённой Шакти и свет не скрываемого больше за вуалью Пуруши на каждом из этих восходящих планов.

В сочетании с использованием мантры, пранаяма приносит божественную энергию в тело,  подготавливает и облегчает сосредоточение в Самадхи, которое — вершина метода Раджа-Йоги.

2-28-07. Сосредоточение в Раджа-Йоге делится на четыре стадии.

Сосредоточение в Раджа-Йоге делится на четыре стадии. Оно начинается с отхода ума и чувств от внешних вещей и процессов. Потом переходит к удерживанию одного объекта сосредоточения исключая все другие идеи и действия ума. Затем переходит к длительному погружению ума в этот объект. И наконец, переходит к полному вхождению сознания [в объект], благодаря которому оно теряется для всей внешней ментальной активности в единстве Самадхи.

Настоящая цель этой ментальной дисциплины — увести ум от внешнего и ментального мира и привести его к единству с божественным Существованием.

Поэтому в первых трёх стадиях необходимо использовать некоторые ментальные способы или поддержку, при помощи которой ум, привыкший метаться от одного объекта к другому, зафиксируется на одном единственном. И этот единственный объект может быть чем-то, что представляет идею Божественного.

Обычно это имя, или форма, или мантра, при помощи которой мысль может зафиксироваться только в знании или обожании Господа. При помощи такого сосредоточения на идее, ум переходит от идеи к той реальности, которая за ней, и в которую он безмолвно погружается, поглощается и сливается с ней.

Это традиционный метод. Однако, есть и другие методы, которые точно так же принадлежат по своему характеру к Раджа-Йоге, поскольку используют ментальное и психическое существо как ключ.

Некоторые из них направлены скорее на успокоение ума, чем на его непосредственное поглощение и выступают в качестве дисциплины, благодаря которой ум просто смотрит и даёт возможность исчерпаться своей привычке блужданию мыслей в бесцельной беготне. Привычке, у которой, как он ощущает, забрали всякое разрешение на неё, её цель и интерес.

И есть дисциплина, которая более напряжённая и быстрее действует — дисциплина в которой исключается всякая идущая к внешнему мысль, и ум заставляют погрузиться в себя. Погрузиться туда, где в своём абсолютном спокойствии он может отражать только чистое Бытие или уйти прочь в своё сверхсознательное существование. Метод другой, но цель и результат — те же самые.

2-28-08. Здесь можно было бы предположить, что в целом на этом действие и цель Раджа-Йоги должны завершиться.

Здесь можно было бы предположить, что в целом на этом действие и цель Раджа-Йоги должны завершиться. Потому что её действие — это усмирение волн сознания, его многообразной деятельности, читтавритти*). Сначала это усмирение происходит через привычную замену запутанной раджасической активности на спокойную и озарённую саттвическую. Затем, через успокаивание любой активности. А её цель — войти в безмолвное общение души и единство с Божественным.

На самом деле мы находим, что система Раджа-Йоги включает и другие цели, например, практика и использование оккультных сил. И некоторые цели кажутся несвязанными и даже несовместимыми с основной целью.

Эти оккультные силы, или сиддхи, действительно часто осуждаются как опасности и отвлечения, которые уводят йогина от его единственной законной цели единства с божественным.

Поэтому естественно, что во время движения по пути, кажется естественным, что их нужно избегать. А когда цель достигнута, то кажется, что эти силы несерьёзны и излишни.

Однако, Раджа-Йога — это психическая наука и она включает в себя достижение всех высших состояний сознания и их сил, при помощи которых ментальное существо поднимается к сверхсознанию, а также получает возможность окончательного и высшего единения с Высочайшим.

Более того, йогин, находясь в теле, не всегда ментально неактивен и погружён в Самадхи. Поэтому для полноты науки необходимо исследование тех сил и состояний, которые становятся доступны для него на этих более высоких планах его существования. 

2-28-08с. сноска: читтавритти

*) читтавритти (cittavritti) - волны сознания, волны реакции и отклика, которые поднимаются из базового сознания (читта); разнообразная деятельность сознания (мысли, воспоминания, желания, ощущения, восприятия, чувства). Прим. из словаря.

2-28-09. Эти силы и переживания, принадлежат, во-первых, витальному и ментальному планам, которые выше того физического плана на котором мы живём …

Эти силы и переживания, принадлежат, во-первых, витальному и ментальному планам, которые выше того физического плана на котором мы живём, и которые естественны для души в тонком теле. По мере того, как уменьшается зависимость от физического тела, эти сверхнормальные действия становятся возможными и даже проявляются сами, без того, чтобы специально их добиваться.

Их можно приобрести и сделать устойчивыми при помощи процессов, которые даёт эта наука, тогда их можно использовать по своему желанию. Или же можно позволить им развиваться самим по себе и использовать их только когда они приходят, или когда Божественное внутри подталкивает воспользоваться ими. Или же, несмотря на то, что они развиваются и действуют естественным образом, можно их отвергнуть ради целеустремлённой преданности одной высшей цели Йоги.

Во-вторых, существуют ещё более полные и более великие силы, принадлежащие супраментальным планам, которые — собственно силы Божественного в его духовном и супраментально воспринимающем существе.

Такие силы совершенно невозможно надёжно и целостно приобрести личным усилием. Они могут только или прийти свыше, или же стать естественными для человека, если и когда он поднимется над умом и станет жить в духовном существовании, силе, сознании и восприятии.

Тогда они станут не сверхнормальными и с трудом добытыми сиддхами, а просто самой природой и способом действия человека, если он ещё продолжит активно действовать в существовании мира.

2-28-10. В целом, для интегральной Йоги особые методы Раджа-Йоги и Хатха-Йоги могут иногда быть полезными на некоторых стадиях развития, но не обязательны.

В целом, для интегральной Йоги особые методы Раджа-Йоги и Хатха-Йоги могут иногда быть полезными на некоторых стадиях развития, но не обязательны.

Да, конечно, их основные цели нужно включить в целостность Йоги. Однако, их можно достичь и другими способами.

Дело в том, что методы интегральной Йоги должны быть преимущественно духовными, и зависимость от психо-физических процессов по большому счёту была бы подменой более высокого действия более низким.

У нас будет случай коснуться этого вопроса позже, когда мы подойдём к последнему принципу синтеза в методе, к которому должно привести наше исследование различных видов Йоги.

 

 

2022 май 10 ср — 2022 май 16 пн — 2022 май 20 пт