-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-01

Принцип Интегральной Йоги

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 609-615)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава I. Принцип Интегральной Йоги

4-01-01. Принцип Йоги состоит в превращении одной или всех сил нашего человеческого существования в средство достижения божественного Существования.

4-01-02. В Хатха-йоге инструментом является тело и жизнь.

4-01-03. В Раджа-Йоге в качестве инструмента выбирается ум.

4-01-04. Тройной путь выбирает в качестве своих инструментов три основные силы ментальной души жизни человеческого существа.

4-01-05. Каждый из этих путей Йоги в своём движении отличается особенностью инструмента, который он использует.

4-01-06. Тантрическая дисциплина это уже синтез, по своей природе.

4-01-06c. сноски: мукти, бхукти

4-01-07. В методе синтеза, которому мы следуем, из-за другого взгляда на возможности йоги используется другой принцип.

4-01-08. Имеется в виду, что наш принцип — это самосдача, передача своего человеческого существа существованию, сознанию, силе, восторгу Божественного …

4-01-09. Этот расцвет наступит при двух условиях.

4-01-10. Мы также видели, что каждый из трёх путей на своей вершине, если ему следовать с определенной широтой, может вместить в себя силы других путей и привести к выполнению их целей.

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава I. Принцип Интегральной Йоги

4-01-01. Принцип Йоги состоит в превращении одной или всех сил нашего человеческого существования в средство достижения божественного Существования.

Принцип Йоги состоит в превращении одной или всех сил нашего человеческого существования в средство достижения божественного Существования.

В обычной Йоге одна главная сила существа или одна группа его сил делается способом, средством продвижения, путём.

В синтетической Йоге все силы должны быть скомбинированы и включены в инструменты преобразования.

4-01-02. В Хатха-йоге инструментом является тело и жизнь.

В Хатха-йоге инструментом является тело и жизнь. Все силы тела успокаиваются, собираются, очищаются, усиливаются, концентрируются до крайних пределов или сверх всех пределов при помощи Асан и других физических процессов. Сила жизни также очищается, усиливается, концентрируется Асанами и Пранаямой. Затем это сосредоточение сил направляется в тот физический центр, в котором скрыто, в человеческом теле, находится божественное сознание.

Сила Жизни, энергия Природы, со всеми своими тайными способностями, спит, свернувшись, в нижнем нервном центре земного существа. В пробуждённое действие наших обычных активных операций её просачивается лишь столько, сколько достаточно для ограниченного применения в человеческой жизни.

Затем она просыпается и поднимается, от центра к центру, и будит в своем подъёме и прохождении силы каждого следующего узла нашего существа — нервную жизнь, сердце эмоций и обычную ментальность, речь, зрение, волю, более высокое знание, пока, пройдя через мозг и выше, она не встретится с божественным сознанием и не станет единым с ним.

4-01-03. В Раджа-Йоге в качестве инструмента выбирается ум.

В Раджа-Йоге в качестве инструмента выбирается ум.

Наша обычная ментальность сначала дисциплинируется, очищается и направляется к божественному Существованию. Затем физическая сила нашего существа успокаивается и концентрируется через сочетание Асан и Пранаямы.

Сила жизни высвобождается в ритмичное движение, которое может приостанавливаться, и концентрируется в более высокую силу направленного вверх действия.

Ум, поддержанный и усиленный этим более высоким действием и концентрацией тела и жизни, на которых он покоится, сам очищается ото всех своих беспокойств и эмоций, своих привычных мыслительных волн, освобождается от отвлечения внимания и рассеянности, приобретает более высокую силу сосредоточенности и весь собирается в трансе погружения.

Два результата, один временный, другой вечный, приходят от этой дисциплины.

Сила ума развивает в этом новом для себя сосредоточенном действии сверхнормальные способности знания, эффективную волю, глубокий свет восприятия, мощный свет излучения мыслей, что все вместе выходит за узкие рамки нашей обычной ментальности. Она достигает йогических или оккультных сил, которые были плотно окутаны совершенно необязательной, но все же, пожалуй, благотворной тайной.

Но единственный окончательный результат и единственное наиважнейшее достижение будет в том, что ум, успокоенный и погружённый в сосредоточенный транс, может потерять себя в божественном сознании, и душа станет свободна для объединения с божественным Существованием.

4-01-04. Тройной путь выбирает в качестве своих инструментов три основные силы ментальной души жизни человеческого существа.

Тройной путь выбирает в качестве своих инструментов три основные силы ментальной души жизни человеческого существа.

Знание берёт разум и ментальное видение и делает их, очищая, сосредотачивая и направляя при помощи определённой дисциплины на поиск Бога, своими средствами для высшего знания и высшего видения всего, знания Бога и видения Бога.

Цель пути Знания — видеть, знать, быть Божественным.

Работа, действие, берёт как свой инструмент волю исполнителя работ. Она делает жизнь подношением жертвы Божеству и через очищение, сосредоточение, через определённую дисциплину подчинения божественной Воле делает её средством контакта и возрастающего единства души человека с божественным Хозяином вселенной.

Преданность выбирает эмоциональные и эстетические силы души, и, обращая их все к Богу в совершенной чистоте, интенсивности, бесконечной страсти поиска, делает их средством обладания Богом в одном или многих отношениях единства с Божественным Существом.

Все они, каждый своим путём,  стремятся к единству или к единению человеческой души с высочайшим Духом.

4-01-05. Каждый из этих путей Йоги в своём движении отличается особенностью инструмента, который он использует.

Каждый из этих путей Йоги в своём движении отличается особенностью инструмента, который он использует. Так процесс Хатха-йоги — психофизический, процесс Раджа-йоги — ментальный и психический, путь знания — духовный и когнитивный, путь преданности — духовный, эмоциональный и эстетический, путь работ — духовный и динамический по действию.

Каждая йога руководствуется на своём пути своей характерной силой. Но всякая сила в конечном счете одна, всякая сила реально — сила души.

В обычном движении жизни, тела и ума данная истина совершенно затемнена рассеянным, разделённым и распределённым действием Природы.

Это — нормальное условие всего нашего функционирования, хотя даже в нём, она, в конце концов, становится очевидной. Потому что всякая материальная энергия содержит в себе скрытую витальную, ментальную, психическую, духовную энергию и в конце она должна высвободить эти формы единой Шакти.

Витальная энергия скрыто содержится и высвобождается  в движении всех других форм. Ментальная энергия, поддерживая себя на фундаменте жизни и тела, их сил и функций, содержит неразвитую или только частично развитую психическую и духовную силу существа.

Но когда при помощи йоги любая из этих сил берётся из рассеянного и распределенного действия, поднимается до своего наивысшего уровня и концентрируется, тогда она становится проявленной силой души и обнаруживает неотъемлемое единство.

Поэтому развитие в Хатха-йоге приносит также и свой чисто психический и духовный результат, а развитие в Раджа-йоге достигает психическими средствами духовной реализации.

Тройной путь может выглядеть одновременно и ментальным, и духовным на своем пути поиска и в своих стремлениях, но он может сопровождаться и результатами, более характерными для других путей, что предлагают себя в самопроизвольном непринужденном расцвете.

И всё по той же причине, что сила души это всеобщая сила, и там, где она достигает своей высоты в одном направлении, её другие возможности также начинают проявлять себя в уже имеющихся или начинающих развиваться способностях.

Такое единство как раз и предполагает и подтверждает возможность синтезированной йоги.

4-01-06. Тантрическая дисциплина это уже синтез, по своей природе.

Тантрическая дисциплина это уже синтез, по своей природе. Она осознала огромную всеобъемлющую истину, что есть два полюса бытия, и их сущностное единство составляет секрет существования, Брахман и Шакти, Дух и Природа, и что Природа есть сила Духа или, скорее, Дух в качестве силы.

Её метод — поднять природу в человеке до проявления силы духа, и она для духовного обращения подхватывает всю природу в целом.

Она включает в свою систему инструментов усиленный процесс Хатха-йоги, и особенно раскрытие нервных центров и прохождение через них пробуждённой Шакти на её пути к единению с Брахманом.

Кроме того, в несколько меньшей степени, она использует элементы Раджа-йоги — очищение, медитацию и сосредоточение, рычаги силы воли, мотивирующую силу преданности, ключ знания.

Однако тантрическая дисциплина не ограничилась эффективным собиранием различных сил этих специфических йог. В своём синтезе она расширяет область применения йоги в двух направлениях.

Во-первых, она решительно накладывает руку на многие из главных источников человеческих качеств, желаний и действий, и подчиняет их интенсивной дисциплине, в которой первой целью является господство души над всеми побуждениями, а финалом — их возвышение до божественного духовного уровня.

Кроме того, она включает в цели своей йоги не только освобождение1), которое составляет единственную всеподчиняющую заботу конкретных систем йоги, но и космическое наслаждение2), силой Духа, которое другие системы могут случайно получить на своем пути, но частично, непреднамеренно, не делая этого своим мотивом или целью.

Это делает Тантру более значительной и широкой системой.

4-01-06c. сноски: мукти, бхукти

1) мукти (mukti) - освобождение, «освобождение нашего существа от узких и болезненных узлов индивидуализированной энергии в ложной и ограниченной игре, которая в настоящее время является законом нашей природы»; в пурна-йоге — «освобождение души в природе, совершенной и самосуществующей в действии или в бездействии»; второй элемент сиддхи чатустайи, интегральная свобода, включающая освобождение духа (сущностная мукти) и освобождение природы (включая аханкара-мукти-сиддхи, тригуньясиддхи и мукти от двандв), а не только «освобождение от природы в успокаивающее блаженство духа», а также «дальнейшее освобождение Природы в божественное качество и духовную силу мирового опыта», которое «наполняет высшее спокойствие высшим кинетическим блаженством знания, силы, радости и мастерства».

2) бхукти (bhukti) - наслаждение; «наслаждение нашим освобождённым существом, которое приводит нас в единство или союз с Всевышним»; третий элемент сиддхи чатустайи, возникающий из шуддхи и мукти и состоящий из "Восторга существования в самом себе, независимого ни от какого опыта и распространяющегося на все переживания". Он имеет три состояния (расаграхана, бхога и ананда), каждое из которых имеет три интенсивности (рати, ратна и ратха), на каждом из семи уровней, соответствующих семи планам существования.

Прим. из Глоссария.

4-01-07. В методе синтеза, которому мы следуем, из-за другого взгляда на возможности йоги используется другой принцип.

В методе синтеза, которому мы следуем, из-за другого взгляда на возможности йоги используется другой принцип. Наш метод начинает от метода Веданты и достигает цели Тантры.

В тантрическом методе Шакти — это самое важное, она становится ключом для поиска духа.

В нашем синтезе самое важное это дух, душа, именно они становятся секретом овладения Шакти.

Тантрический метод начинает с нижних уровней и постепенно проходит лестницу восхождения к вершине. Поэтому он ставит основной акцент на действии пробуждённой Шакти в нервной системе и в  центрах тела. Раскрытие шести лотосов есть раскрытие уровней силы Духа.

Наш синтез принимает человека в большей степени в качестве духа в уме, чем в качестве духа в теле, и допускает в человеке способность начать с этого уровня, чтобы одухотворить своё существо при помощи силы души в уме.

Сила души в уме прямо открывает себя для более высокой духовной силы и существования. И далее, посредством этой более высокой силы, обладаемой и вовлечённой в действие, она стремится совершенствовать всю свою природу в целом.

По этой причине мы делаем основной акцент на использовании сил души в уме и на повороте тройного ключа знания, работы и любви в замке духа.

Можно обойтись и без методов Хатха-йоги — хотя относительно их частичного использования  возражений нет. Методы Раджа-йоги войдут только как неформальный элемент.

Достигнуть самым коротким путем наибольшего развития духовной силы и существования, и обожествить этим освобождённую природу во всей полноте человеческой жизни — вот вдохновляющий мотив нашего метода.

4-01-08. Имеется в виду, что наш принцип — это самосдача, передача своего человеческого существа существованию, сознанию, силе, восторгу Божественного …

Имеется в виду, что наш принцип — это самосдача, передача своего человеческого существа существованию, сознанию, силе, восторгу Божественного и единение или общение с Ним во всех точках встречи в душе человека, в ментальном существе.

Благодаря этому Божественное само, прямо и без завесы, как хозяин и владелец инструмента, будет светом своего присутствия и руководства совершенствовать человеческое существо во всех силах Природы для божественной жизни.

И здесь мы подходим к ещё большему расширению целей нашей йоги. Общей изначальной целью всех систем йоги является освобождение души человека от имеющихся в его современной природе невежества и ограничений, раскрытие души в духовное существование, её единение с высшим "я" и Божественым.

Но обычно это ставится не как первая, а как главная и окончательная цель. Да, достигается наслаждение духовным существованием, но или в растворении человеческого и индивидуального или в безмолвии самосуществования, или на более высоком плане другого бытия.

Тантрическая система делает освобождение конечной, но не единственной целью. На своём пути она овладевает полным совершенством и наслаждением духовной силой, светом и радостью в человеческом существовании, и даже получает проблеск высшего переживания, в котором освобождение, космическое действие и наслаждение объединяются в конечном преодолении всех противостояний и диссонансов.

Это именно тот более широкий взгляд на наши духовные возможности, от которого мы начинаем. Но мы добавляем к этому другой акцент, наполняющий нашу Йогу более полным смыслом.

Мы рассматриваем дух в человеке не как исключительно индивидуальное существование, идущее к трансцендентному единству с Божественным, но как всеобщее существование, способное к единению с Божественным во всех душах и во всей Природе. И мы делаем из этого более широкого видения существенный практический вывод.

Индивидуальное освобождение человеческой души и наслаждение единением с Божественным в духовном существовании, сознании и восторге должно всегда быть первой целью Йоги.

Её свободное наслаждение космическим единством с Божественным становится второй целью.

Но кроме этого появляется и третья цель — реализация самой сути божественного единения со всеми существами через сострадание к ним и участие в духовной цели Божественного в человечестве.

Индивидуальная Йога тогда поворачивает от своей отделённости и становится частью коллективной Йоги божественной Природы в человеческой расе.

Освобождённое индивидуальное существование, объединённое с Божественным во внутреннем "я" и в духе, становится в своем природном существе инструментом самосовершенства для окончательного расцвета Божественного в человечестве.

4-01-09. Этот расцвет наступит при двух условиях.

Этот расцвет наступит при двух условиях. Первое условие — рост из отдельного человеческого эго в единение с духом, затем — овладение божественной природой в её собственных формах, более высоких, чем низшие формы ментального существования, которые представляют собой искажённый перевод, а не подлинный текст первоначальной рукописи божественной Природы в космическом индивидууме.

Другими словами, совершенство должно быть нацелено на подъём ментального существа на уровень полной духовной и сверхразумной природы. Поэтому наша интегральная Йога знания, любви и работы должна быть расширена в Йогу духовного и гностического самосовершенства.

Поскольку гностическое знание, воля и Ананда это непосредственные инструменты духа и могут быть завоёваны только врастанием в дух, в божественное существование, этот рост должен стать первой целью нашей Йоги.

Ментальное существо должно расширить себя до единства с Божественным, прежде чем Божественное осуществит в душе индивидуального человека свой совершенный гностический расцвет.

Вот почему тройной путь знания, работы и любви становится ключевым моментом нашей йоги в целом, поскольку это прямое средство для души в уме вырасти до высочайшей интенсивности, в результате чего она может перейти выше, к божественному единству.

Это также причина того, что наша йога должна быть интегральной.

Потому что если бы погружение в Бесконечное или любое иное тесное единство с Божественным было бы всей нашей целью, интегральная йога была бы излишней и требовалась бы только для исключительных случаев, когда отдельные люди стремились бы к тому более великому удовлетворению, какое можно получить самоподнятием человеческого существа целиком к своему Источнику.

Однако, она была бы не нужна для главной существенной цели, поскольку через любую отдельную силу души природы мы можем встретиться с Божественным.

Каждая из них в своей высоте поднимается в бесконечность и абсолют, и поэтому каждая предлагает вполне подходящий путь достижения, так как все сотни разделённых путей встречаются в Вечном.

Но гностическое бытие — это полное наслаждение и обладание всей полнотой божественной и духовной природы. И это полное поднятие всей природы человека в могущество божественного и духовного существования. Поэтому интегральность становится существенным условием нашей йоги.

4-01-10. Мы также видели, что каждый из трёх путей на своей вершине, если ему следовать с определенной широтой, может вместить в себя силы других путей и привести к выполнению их целей.

Мы также видели, что каждый из трёх путей на своей вершине, если ему следовать с определенной широтой, может вместить в себя силы других путей и привести к выполнению их целей.

Следовательно, достаточно начать с одного из них и найти точку, в которой он повстречается с другими путями на первых же параллельных линиях продвижения и растворится в них благодаря своей широте.

В то же время, если это осуществить на трёх линиях вместе, на тройном колесе силы души, то начался бы более трудный, но комплексный и гораздо более мощный процесс. Однако, рассмотрение этой возможности стоит отложить до момента, пока мы не увидим, каковы условия и средства йоги самосовершенствования.

И мы увидим, что это также не стоит откладывать полностью, и что определённая подготовка составляет часть этого процесса, и определённое введение в него происходит через развитие божественных работ, любви и знания.

 

 

2022 май 21 сб — 2022 июнь 25 сб