-

Шри Ауробиндо
Синтез Йоги

 

глава 4-16

Божественная Шакти

 

перевод с дополнительным
разбиением на подглавы-абзацы

(страницы 752-761)

 

перевод Леонида Ованесбекова

 

показать/скрыть название дополнительных подглав

 


 Подглавы соответствуют абзацам
в оригинальном тексте Шри Ауробиндо.
Названия подглав это
или первое предложение абзаца, если оно короткое,
или начало первого предложения, если оно длинное.

 

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVI. Божественная Шакти

4-16-01. Отношения между Пурушей и Пракрити, которые возникают по мере продвижения в Йоге самосовершенства — это следующая тема ….

4-16-02. Но когда мы смотрим не на внешнюю механическую Природу, а на внутреннее субъективное переживание человека ….

4-16-03. Санкхья объясняет что наше нынешнее существование объясняется двойственным принципом.

4-16-04. Но в более высоком, чем наше нынешнее, ментальном сознании, мы обнаруживаем, что эта двойственность — лишь феноменальная видимость.

4-16-05. В нашем активном существовании это выражается в замене нашей эгоистической, нашей личной, нашей отделённой индивидуальной воли и энергии на …

4-16-06. Мы можем начать осознавать существование и присутствие всеобщей Шакти в различных формах её силы.

4-16-07. Обычная сила, с помощью которой мы управляем пранической энергией — это сила воплощенного в теле ума.

4-16-08. Пуруша и Пракрити находятся на метальном уровне, как и всё остальное в нашем существе, тесно связанные друг с другом и сильно вовлечённые друг в друга, …

4-16-09. Что мы будем делать с этой относительной свободой —зависит от нашего устремления, от нашего представления об отношениях … с нашим высшим "я", с Богом и Природой.

4-16-10. По мере того, как ум развивается в чистоту, умение быть спокойным или свободным от поглощённости своим собственным ограниченным действием, …

4-16-10c. сноски: пара пракритир дживабхута, пара пракрити, дживабхутам

4-16-11. Чтобы достичь этого совершенства, нам нужно научиться осознавать божественную Шакти …

 

 

Часть IV. Йога Самосовершенства

Глава XVI. Божественная Шакти

4-16-01. Отношения между Пурушей и Пракрити, которые возникают по мере продвижения в Йоге самосовершенства — это следующая тема ….

Отношения между Пурушей и Пракрити, которые возникают по мере продвижения в Йоге самосовершенства — это следующая тема, которую нам нужно подробно разобрать в этой части Йоги.

В духовной истине нашего существа та сила, которую мы называем Природой — это сила существа, сознания и воли, и поэтому это сила самовыражения и самотворения внутреннего "я", души или Пуруши.

Но для нашего обычного ума в невежестве и для его опыта сила Пракрити имеет другой вид. Когда мы смотри на неё в её всеобщем действии вне нас, мы видим её прежде всего как механическую энергию в космосе, которая действует на материю или внутри ею созданных форм из материи.

В материи она развивает силы и процессы жизни, а в живой материи — силы и процессы ума. Во всех своих делах она действует по неизменным законами в каждом виде сотворённых вещей показывает различные свойства энергии и законы процесса, которые придают свой характер роду или виду.

И опять-таки, в индивидуальном существе она развивает, не нарушая закон рода, второстепенные свойства и разнообразие многочисленных последствий.

Именно эта механическая внешняя сторона Пракрити захватила современный научный ум и создала для него все его воззрения на Природу. Причём, настолько, что наука до сих пор надеется и трудится с очень небольшим успехом, объяснить все явления жизни законами материи, а все явления ума — законами живой материи.

Здесь нет места для души или для духа, и природа не может рассматриваться как сила духа. Поскольку всё наше существование механическое, физическое и ограничено биологическим феноменом кратковременного живого сознания и человек — творение и инструмент материальной энергии, то духовная само-эволюция Йоги может быть только иллюзией, галлюцинацией, ненормальным состоянием ума или самогипнозом.

В любом случае, она не может быть тем, чем она себя представляет — открытием вечной истины нашего существа и переходом от ограниченной истины ментального, витального и физического к полной истине нашей духовной природы.

 

4-16-02. Но когда мы смотрим не на внешнюю механическую Природу, а на внутреннее субъективное переживание человека ….

Но когда мы смотрим не на внешнюю механическую Природу, исключая нашу личность, а на внутреннее субъективное переживание человека, ментального существа, наша природа предстаёт в совсем другом виде.

Мы можем интеллектом верить в чисто механический взгляд даже на наше субъективное существование, но мы не можем действовать в соответствии с этим взглядом, и не можем сделать его достаточно реальным для нашего самоощущения.

Потому что мы сознаём "я", которое не кажется тождественным с нашей природой, но способно стоять в стороне от неё, может бесстрастно наблюдать, критиковать и творчески её использовать. Кроме того, мы способны на волю, которую мы считаем свободной волей.

И даже если это заблуждение, мы всё же обязаны на практике действовать так, как если бы мы были ответственными ментальными существами, способные на свободный выбор наших действий, способны использовать нашу природу, или злоупотреблять ею, способны направлять её к более высоким или более низким целям.

И нам даже кажется, что мы боремся как с окружающей нас природой, так и с нашей собственной, и стараемся овладеть миром, который навязывает себя нам, и который господствует над нами, и в то же время стараемся стать чем-то большим, чем мы есть сейчас.

Но проблема в том, что мы можем управлять, если вообще можем, только небольшой частью себя. Остальное — подсознательно, или за сферой нашего сознания и вне нашего контроля. Наша воля действует только в небольших выбранных элементах нашей деятельности.

Большая часть — это действие механизма и привычки. И мы должны постоянно бороться с самим собой и с окружающими обстоятельствами, чтобы сделать даже небольшое продвижение вперёд или как-то улучшить своё положение.

Такое впечатление, что в нас сидит двойное существо. Душа и Природа, Пуруша и Пракрити кажутся наполовину согласными друг с другом, наполовину нет. Природа накладывает свой механический контроль на душу, душа пытается изменить природу и овладеть ею.

Возникает вопрос — каков фундаментальный характер этой двойственности и в чём её суть.

 

4-16-03. Санкхья объясняет что наше нынешнее существование объясняется двойственным принципом.

Санкхья объясняет что наше нынешнее существование объясняется двойственным принципом.

Пракрити инертна без контакта с Пурушей. Она действует только через соединение с ним, а затем также при помощи фиксированного механизма её инструментов и качеств.

Пуруша, пассивный и свободный отдельно от Пракрити, через контакт с ней и санкцию на её работу становится подчинённым этому механизму. Он живёт в её ограничениях чувства эго и должен освободиться, убрав санкцию и вернувшись к своему собственному принципу.

Другое объяснение, которое соответствует определённой части нашего опыта в том, что в нас есть двойное существо, животное и материальное, или, шире, низшее существо, связанное природой и духовное существо, опутанное умом в материальном существовании или в мире природы.

А свобода приходит благодаря избавлению от этих пут, через возвращение души в свои родные планы, или же внутреннего "я" или духа — к своему чистому существованию.

Поэтому совершенство души нужно искать вовсе не в Природе, а за её пределами.

 

4-16-04. Но в более высоком, чем наше нынешнее, ментальном сознании, мы обнаруживаем, что эта двойственность — лишь феноменальная видимость.

Но в более высоком, чем наше нынешнее, ментальном сознании, мы обнаруживаем, что эта двойственность — лишь феноменальная видимость.

Высшая и реальна истина существования — это единый Дух, высшая Душа, Пурушоттама, и именно сила существования этого Духа проявляется во всём, что мы переживаем как вселенную.

Эта универсальная Природа не безжизненный, инертный или несознательный механизм, а сообщается во всех своих движениях через универсальный Дух.

Механизм его процесса — только внешнее проявление, а реальность — это Дух, который или создаёт, или проявляет собственное существование своей собственной силой бытия во всём, что есть в Природе.

Душа и Природа в нас тоже — только двойственная видимость единого существования. В нас действует универсальная энергия, но душа ограничивает себя чувством эго, живёт частичным и отделённом существованием своих дел, использует только незначительное и фиксированное действие своей энергии для своего самовыражения.

Кажется, что эта энергия скорее овладевает ею и использует её, потому что она отождествляет себя с эго-чувством, которое является частью естественного инструментария и живёт в переживании эго.

Фактически это эго управляется механизмом Природы, частью которой оно является, и воля эго не является и не может быть свободной волей.

Чтобы достичь свободы, власти и совершенства, нам нужно вернуться к настоящему "я" и к душе внутри, и тем самым прийти к нашим истинным отношениям с нашей собственной и универсальной природой.

 

4-16-05. В нашем активном существовании это выражается в замене нашей эгоистической, нашей личной, нашей отделённой индивидуальной воли и энергии на …

В нашем активном существовании это выражается в замене нашей эгоистической, нашей личной, нашей отделённой индивидуальной воли и энергии на всеобщую и божественную волю и энергию, которая определяет наше действие в гармонии со всеобщим действием и обнаруживает себя как прямая воля и все-направляющая сила Пурушоттамы.

Мы заменяем низшее действие ограниченной, невежественной и несовершенной личной воли и энергии в нас на действие божественной Шакти. Мы всегда можем открыться всеобщей энергии, потому что она вся вокруг нас, и всегда втекает в нас. Это то, что поддерживает и снабжает все наши внутренние и внешние действия. И на самом деле у нас нет своей собственной силы ни в чем, отдельной в смысле индивидуальности. Есть только личная формулировка единой Шакти.

И, с другой стороны, эта всеобщая Шакти находится внутри нас самих, сосредоточена в нас, потому что вся её сила присутствует как в каждом отдельном человеке, так и во вселенной и есть средства и процессы, с помощью которых мы можем пробудить её более великую и потенциально бесконечную силу и освободить её для её более великих работ.

 

4-16-06. Мы можем начать осознавать существование и присутствие всеобщей Шакти в различных формах её силы.

Мы можем начать осознавать существование и присутствие всеобщей Шакти в различных формах её силы. В настоящее время мы осознаём только силу, сформулированную в нашем физическом уме, нервном существе и телесной оболочке, что поддерживает нашу разнообразную активность.

Но если мы однажды сможем выйти за пределы этой первой формации через какое-либо освобождение скрытых, малопонятных, подсознательных частях нашего существования при помощи Йоги, мы начнём осознавать гораздо более великую жизненную силу, праническую Шакти, которая поддерживает и наполняет тело и снабжает любую физическую и витальную деятельность, — потому что физическая энергия всего лишь измененная форма этой силы, — и также снабжает и поддерживает снизу всю нашу ментальную деятельность.

Эту силу мы также чувствуем и в себе, но мы можем чувствовать её также и вокруг нас, и над нами. И она едина с той же самой энергией, что и в нас. И мы можем втягивать её внутрь и вниз, чтобы усилить наше обычное действие или призвать её, чтобы она влилась в нас.

Это безграничный океан Шакти, и она вольёт в нас столько себя, сколько мы сможем удержать в своём существе.

Эту праническую силу мы можем использовать для любой деятельности жизни, тела или ума с гораздо большей и действенной силой, чем любая энергия, которой мы располагаем в наших нынешних операция, ограниченных сейчас физической формулой.

Использование этой пранической силы освобождает нас от этого ограничения в той мере, в какой мы сможем использовать её вместо энергии, которая связана с телом.

Её можно использовать чтобы направлять Прану или  для более мощного управления чем-либо, или чтобы исправить любое телесное состояние или действие, или чтобы излечивать болезни, или чтобы избавляться от усталости, или чтобы высвободить огромное количество ментального напряжения и игры воли или знания.

Упражнения Пранаямы — это знакомые механические способы высвобождения или получения контроля над пранической энергией. Они также возвышают и высвобождают психическую, ментальную и духовную энергии, возможность действия которых обычно зависит от пранической силы.

Но то же самое можно сделать и с помощью ментальной воли и практики, или же путём всё большего открытия себя более высокой духовной силе Шакти.

Праническая Шакти может быть направлена не только на нас самих, но и довольно действенно на других людей, или на вещи, или на события — для любых целей, которые диктует воля.

Её действенность огромна, она сама по себе безгранична и ограничивается только недостатком силы, чистоты и всеобщности духовной или другой воли, которая решается её использовать. Но тем не менее, какой бы великой и могущественной она не была, это низшая формулировка, это связующее звено между умом и телом и всякой инструментальной силой.

В ней есть сознание, присутствие духа, которое мы осознаём, но этот дух заключён в оболочку, вовлечён и занят побуждением к действию.

Мы не можем возложить на это действие Шакти всё бремя нашей деятельности. Нам нужно или использовать её подарки при помощи нашей собственной просветлённой личной воли, или же призывать более высокое руководство.

Потому что сама по себе эта Шакти будет действовать с большей силой, но всё ещё в соответствии с нашей несовершенной природой. И главным образом она будет побуждением и направлением жизненной силы в нас, вместо того, чтобы действовать согласно закону более высокого духовного существования.

 

4-16-07. Обычная сила, с помощью которой мы управляем пранической энергией — это сила воплощенного в теле ума.

Обычная сила, с помощью которой мы управляем пранической энергией — это сила воплощенного в теле ума. Но когда мы очищаемся от физического ума и поднимаемся над ним, мы можем также подняться и над пранической силой к сознанию чистой ментальной энергии, которая — более высокая формулировка Шакти.

Так мы начинаем осознавать всеобщее ментальное сознание, тесно связанное с этой энергией внутри, вокруг нас и над нами. Над нами — то есть выше уровня нашего обычного состояния ума. Осознавать всеобщее ментальное сознание, дающее всю субстанцию и формирующее все формы нашей воли, знания и психического элемента в наших импульсах и эмоциях.

Эту силу ума можно заставить воздействовать на праническую энергию и накладывать на неё влияние, оттенки, форму, характер, направление наших идей, нашего знания, нашей более просветлённой воли. И через это более действенно привести нашу жизнь и витальное существо в гармонию с более высокими силами бытия, с идеалами и духовными устремлениями.

В нашем обычном состоянии эти двое — ментальное и праническое существование и энергии — очень сильно перемешаны и сливаются друг с другом. И мы не в состоянии ясно различить их или полностью овладеть одним по отношению к другому и таким образом действенно управлять более низшим принципом при помощи более высокого и более понимающего принципа.

Но когда мы поднимаемся выше физического ума, мы способны чётко разделить эти две формы энергии, эти два уровня нашего существа, распутать их работу и действовать с более ясным и более могущественным знанием себя, с озарённой и более чистой силой воли.

Тем не менее, пока мы работаем с умом как с нашей главной направляющей и контролирующей силой, этот контроль не будет полным, спонтанным и властным.

Та ментальная энергия, которую мы обнаруживаем, сама является производной, более низкой и ограничивающей силой сознательного духа. И она действует только при помощи изолированных и комбинированных видений, в несовершенном и неполном полусвете, которые мы принимаем за полный и адекватный свет. А также в ней есть несоответствие между идеей, знанием и действенной силой воли.

И вскоре мы узнаем о гораздо более высокой силе Духа и её Шакти, скрытой, или расположенной выше, сверхсознательной для ума и частично действующей через ум, и от которой всё это — более низкая производная.

 

4-16-08. Пуруша и Пракрити находятся на метальном уровне, как и всё остальное в нашем существе, тесно связанные друг с другом и сильно вовлечённые друг в друга, …

Пуруша и Пракрити находятся на метальном уровне, как и всё остальное в нашем существе, тесно связанные друг с другом и сильно вовлечённые друг в друга, и мы не в состоянии ясно различить душу и природу. Но в более чистой субстанции ума нам легче различить это двойственное напряжение.

Ментальный Пуруша естественным образом способен в своём родном принципе ума отделиться, как мы уже видели, он работы своей Пракрити, и тогда происходит разделение нашего существа между сознанием, которое наблюдает и может сохранять свою силу воли, и энергией, наполненной субстанцией сознания, которая принимает формы знания, воли и чувства.

Эта непривязанность на своём высшем уровне даёт некоторую свободу от принуждения души её ментальной природой. Потому что обычно нас гонят и несут в потоке нашей собственной и всеобщей активной энергии, отчасти барахтающейся в своих волнах, отчасти поддерживающей и как бы направляющей, или, по крайней мере, подталкивающей нас собранной мыслью и усилием мускул ментальной воли.

Но теперь появляется некая часть нас самих, которая ближе к чистой сути внутреннего "я", и которая свободна от этого потока. И она может спокойно наблюдать и до известной степени определять его непосредственное движение и курс, и в ещё большей степени — конечное направление.

И Пуруша, наконец, может воздействовать на Пракрити наполовину в стороне, за ней, или над ней как руководящая личность или присутствие, адхьякша, при помощи силы санкции и контроля, присущего духу.

 

4-16-09. Что мы будем делать с этой относительной свободой —зависит от нашего устремления, от нашего представления об отношениях … с нашим высшим "я", с Богом и Природой.

Что мы будем делать с этой относительной свободой —зависит от нашего устремления, от нашего представления об отношениях, которые мы должны иметь с нашим высшим "я", с Богом и Природой.

Пуруша может использовать эту свободу на самом ментальном плане для постоянного самонаблюдения, саморазвития, самоизменения, чтобы давать санкцию, отвергать, изменять, выявлять новые формулировки природы и устанавливать спокойное и незаинтересованное действие, высокий и чистый саттвический баланс и ритм своей энергии, как личность, совершенная в саттвическом принципе.

Это может означать лишь высокое ментальное совершенство нашего теперешнего интеллекта, этического и психического существа, или же, осознавая более высокое "я" в нас он может делать безличностным, всеобщим, одухотворённым своё самоосознающее существование и действие своей природы и достичь либо ещё более широкого покоя или ещё более широкого совершенства одухотворённой ментальной энергии своего существа.

Возможно, что Пуруша снова полностью отойдёт назад, и отказавшись от санкции, позволит всей нормальной деятельности ума исчерпать себя, иссякнуть, истратить оставшийся импульс привычного действия и опуститься в безмолвие.

Или же это безмолвие может быть навязано ментальной энергии через отказ от её действия и постоянным приказом упокоиться. Через подтверждение этого спокойствия и ментальной тишины душа может перейти в некое невыразимое спокойствие Духа и широкое прекращение деятельности Природы.

Но также можно сделать это безмолвие ума и способность останавливать привычки низшей природы первым шагом к открытию более высокой формулировки, более высокого уровня и состояния и энергии нашего существа через восхождение и превращение в супраментальную силу духа.

И это может быть сделано даже, хотя и с большим трудом, без обращения к состоянию полного покоя обычного ума при помощи настойчивой и постепенной трансформации всего ментального в соответствующие им более высокие супраментальные силы и действия. Потому что в уме всё порождается ограниченным, низшим, идущим ощупью, частичным или искажённым переводом чего-то в сверхразуме в ментальное, и является им.

Но ни одно из этих движений невозможно успешно выполнить благодаря только индивидуальной силы ментального Пуруши в нас, без посторонней поддержки. Нужна помощь, вмешательство и руководство божественного "Я", Ишвары, Пурушоттамы.

Потому что сверхразум — это божественный ум, и именно на супраментальном плане отдельный человек достигает своих правильных, целостных, светлых и совершенных отношений с высшим и всеобщим Пурушей и с высшей и всеобщей Пара Пракрити.

 

4-16-10. По мере того, как ум развивается в чистоту, умение быть спокойным или свободным от поглощённости своим собственным ограниченным действием, …

По мере того, как ум развивается в чистоту, умение быть спокойным или свободным от поглощённости своим собственным ограниченным действием, он начинает осознавать и становится способен отражать, привносить в себя или входить в сознательное присутствие Высшего "Я", высшего и всеобщего Духа, и начинает также осознавать уровни и силы духа, которые выше, чем его собственные самые высокие уровни.

Он начинает осознавать бесконечность сознания существования, бесконечный океан всей силы и энергии безграничного сознания, бесконечный океан Ананды, самодвижущегося восторга существования.

Он может осознавать что-то одно из этого, поскольку ум может разделять и чувствовать исключительно как отдельные изначальные принципы то, что в более высоком переживании становится неразделимыми силами Единого. Или же он может ощущать их в троичности или слиянии, что раскрывает или приводит к их единству.

Он может осознать это на стороне Пуруши или на стороне Пракрити.

На стороне Пуруши оно раскрывается как Высшее "Я" или Дух, как Существование или как единственное существующее Существо, как божественный Пурушоттама. И индивидуальная душа Джива может войти в полное единство с ним в своём вневременном "я" или и своей всеобщности. Или же она может наслаждаться близостью, неотъемлемым присутствием, различием без какой-либо пропасти разделения. И также наслаждаться безраздельно и в тоже самое время единством существования и доставляющим наслаждение различием отношений в активной, получающей опыт природе.

На стороне Пракрити сила и Ананда Духа выходят вперёд, чтобы проявить эту Бесконечность в существах, личностях, идеях, формах, силах вселенной. И тогда перед нами предстаёт божественная Махашакти, изначальная Сила, высшая Природа, заключающая в себе бесконечное существование и творящая чудеса космоса.

Ум начинает осознавать этот беспредельный океан Шакти или её присутствие высоко над умом и вливание какой-то части её в нас, чтобы составить всё, чем мы являемся, и о чем думаем, и что желаем, и что делаем, чувствуем, переживаем.

Или же он осознаёт её как всё что вокруг нас, а нашу личность как волну океана силы Духа. Или же он осознаёт её присутствие в нас и её действие, которое опирается на нашу нынешнюю форму естественного существования, но как возникшее выше нас и которое поднимает нас к более высокому духовному состоянию.

Ум тоже может подняться к её бесконечности и коснуться её, или слиться с ней в трансе Самадхи, или же может потерять себя в её всеобщности, и затем наша индивидуальность исчезнет, а наш центр действия будет уже не в нас, а либо вне нашего телесного "я", или нигде.

Тогда наша ментальная активность перестанет быть нашей собственной, но будет приходить в этот каркас ума, жизни и тела из всеобщего, будет отрабатываться и уходить, не оставляя на нас никакого впечатления. И такое устройство нас самих также будет лишь незначительным обстоятельством в её космической необъятности.

Но совершенство, которого ищут в интегральной Йоге состоит не только в том, чтобы стать единым с ней в её наивысшей духовной силе и единой с ней в её всеобщем движении, но и в том, чтобы осознавать Шакти и обладать её полнотой в нашем индивидуальном существе и природе.

Потому что высший Дух един как Пуруша или как Пракрити, как сознательное существование или сила сознательного существования.

И как Джива в сущности внутреннего "я" и духа един с высшим Пурушей, так и на стороне Природы, в силе внутреннего "я" и духа он един с Шакти, пара пракритир дживабхута*).

Осознание этого двойного единства — условие интегрального самосовершенства. Тогда Джива становится местом встречи игры единства высшей Души и Природы.

 

4-16-10c. сноски: пара пракритир дживабхута, пара пракрити, дживабхутам

*) пара пракритир дживабхута (para prakrtir jivabhuta) - духовная Природа, ставшая дживой. [Гита 7.5]

*1) пара пракрити (para prakriti) - высшая (духовная и супраментальная) Природа, «верховная природа Божественного, которая является реальным источником космического существования, его фундаментальной творческой силой и эффективной энергией, и от которой другая низшая и невежественная Природа [апара пракрити] является только производным и тёмной тенью»; пракрити в парардхе или более высоком полушарии существования.

*2) дживабхутам (jivabhutam) - [тот, кто] стал дживой. [Гита 7.5]

Прим. из Глоссария и Словаря.

 

4-16-11. Чтобы достичь этого совершенства, нам нужно научиться осознавать божественную Шакти …

Чтобы достичь этого совершенства, нам нужно научиться осознавать божественную Шакти, привлечь её к нам, позвать её наполнить всю систему сознания и чтобы она взяла ответственность за все наши действия. Тогда не будет ни отдельной личной воли или индивидуальной энергии, пытающейся руководить нашими действиями, ни чувства маленького личного "я" как деятеля, ни низшей энергии трёх гун ментальной, витальной и физической природы.

Божественная Шакти наполнит нас, начнёт управлять нами и возьмёт на себя всю нашу внутреннюю деятельность, нашу внешнюю жизнь, нашу Йогу.

Она возьмёт ментальную энергию, её собственную низшую формацию и поднимет её до самых высоких, чистых и полных сил интеллекта, воли и психического действия.

Она изменит механические энергии ума, жизни и тела, которые сейчас управляют нами в наполненные восторгом проявления её собственной живой и сознательной силы и присутствия.

Она проявит в нас и свяжет друг с другом все разнообразные духовные переживания, на которые способен ум.

И как венец этого процесса она принесёт супраментальный свет вниз, в ментальные уровни, изменит материю ума в материю сверхразума, преобразует все низшие энергии в энергии её супраментальной природы и поднимет нас в наше существо гнозиса.

Шакти откроется как сила Пурушоттамы и именно Ишвара проявит себя в своей силе сверхразума и духа и станет хозяином нашего существования, действия, жизни и Йоги.

 

 

 

2022 ноя 20 вс — 2022 ноя 27 вс