Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 4-19 Природа Сверхразума перевод с дополнительным (страницы 783-798) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть IV.
Йога Самосовершенства Глава XIX.
Природа Сверхразума 4-19-01. Цель Йоги в том, чтобы поднять
человеческое существо от сознания обычного ума … 4-19-04. … нужно вначале установить — что
такое всеобщий гнозис или божественный сверхразум. 4-19-05. Фундаментальная природа этого
сверхразума состоит в том … 4-19-07. Ум же, напротив, ограничен и
неспособен во всех этих направлениях. 4-19-08. Третье свойство сверхразума … 4-19-09. Ум человека, способный размышлять и
скоординированно исследовать и понимать самого себя … 4-19-10. А это то, что может сделать только
сверхразум, близкий к Бесконечному. 4-19-12. Супраментальная природа, напротив,
справедлива. гармоничная и едина. 4-19-12c. сноска: трикаладришти 4-19-14. Если дух есть везде, даже в материи
… 4-19-15. Внешняя материя, жизнь, ум не
обладают этим оккультным действием сверхразума … 4-19-17. Сильнее всего в низшей природе
сверхразум присутствует как интуиция. Часть IV. Йога СамосовершенстваГлава XIX. Природа Сверхразума4-19-01. Цель Йоги в том, чтобы поднять человеческое существо от сознания обычного ума …Цель Йоги в том, чтобы поднять человеческое существо от сознания обычного ума, подчинённого контролю витальной и материальной Природы и полностью ограниченного рождением, смертью, Временем, потребностями ума, жизни и тела, к сознанию свободного духа, который живёт в самом себе и пользуется обстоятельствами ума, жизни и тела в качестве разрешённых, или самоизбранных, или самообразованных определений духа. И который использует их в свободном самопознании, в свободной воле и силе существования, в свободном восторге существования. В этом существенное различие между обычным смертным умом, в котором мы живём и духовным сознанием нашего божественного и бессмертного существа, которое является наивысшим результатом Йоги. Это радикальный переход, такой же великий, и даже более великий, чем то изменение, которое, как мы полагаем, произвела эволюционная Природа при переходе от витального животного к полностью ментализированному человеческому сознанию. У животного есть сознательный витальный ум, но какие бы ни были в нём зачатки чего-то более высокого, это лишь первые проблески, грубый намёк на интеллект, который в человеке становится великолепием ментального понимания, воли, эмоции, эстетики и разума. Человек, поднятый в эти высоты и усиленный напряжением ума осознаёт в себе что-то великое и божественное, к чему всё это стремится, что-то, что есть в возможности, но чем он ещё не стал. И он обращает способности своего ума, свою способность знания, свою силу воли, свою способность к эмоции и эстетике чтобы найти это, чтобы понять и постигнуть всё чем оно может быть, чтобы стать этим, чтобы полностью существовать в своём более великом сознании, восторге, бытии и силе высочайшего становления. Но то, что он получает от этого более высокого состояния в своём обычном уме — это только указание, начальный проблеск, намёк на великолепие, свет, славу и божественность духа внутри него. От него требуется полное превращение всех частей его существа в формы и инструменты духовного сознания, прежде, чем он сможет сделать вполне реальным, постоянным, существующим для себя самого то более великое нечто, чем он может стать и внутренне жить в том, что сейчас для него в лучшем случае — светлое устремление. Ему нужно найти способ как развиться и целиком вырасти в более божественное сознание при помощи интегральной Йоги. 4-19-02. Йога совершенства … состояла в предварительном очищении … природы, освобождении от узлов низшей Пракрити.Йога совершенства, необходимая для такого изменения, насколько мы её рассматривали, состояла в предварительном очищении ментальной, витальной и физической природы, освобождении от узлов низшей Пракрити. И потом — замены эгоистического состояния, всегда подверженному невежественному и беспокойному действию души желаний на более широкую и светлую неподвижную ровность, которая успокаивает разум, эмоциональный ум, ум жизни и физическую природу, и которая приносит в нас покой и свободу духа. А также — динамическая замена действия низшей Пракрити на действие высшей и всеобщей божественной Шакти, которая работает под управлением Ишвары, действие, для полноты которого нужно предварительно добиться совершенства естественных инструментов. И всё это вместе, хотя ещё и не вся Йога, но уже составляют нечто, что гораздо больше, чем нынешнее обычное сознание, нечто, что духовно в своей основе и движимо большим светом, силой и блаженством. И можно легко остаться довольным таким большим достижением и думать, что было сделано всё необходимое для божественного обращения. 4-19-03. … возникает важный вопрос: через какого посредника божественная Шакти должна действовать в человеческом существе?Однако, по мере роста света, возникает важный вопрос: через какого посредника божественная Шакти должна действовать в человеческом существе? Должна ли она всегда действовать только через ум и на плане ума, или же в какой-то более высокой супраментальной формуле, более подходящей для божественного действия, и которая примет на себя и заменить ментальные функции? Если ум всегда должен быть инструментом, тогда, хотя мы и будем осознавать божественную Силу, начинающую и направляющую все наши внутренние и внешние человеческие действия, всё же она должна формулировать своё знание, волю, Ананду и всё остальное в ментальных образах. А это означает перевод их в более низший вид работы, отличающийся от высшей работы, присущей божественному сознанию и его Шакти. Одухотворённый, очищенный, освобождённый, совершенный в своих пределах ум можем максимально, насколько это возможно, подойти к верному ментальному переводу, но мы обнаружим, что это, в конце концов всё-таки относительная точность и неполное совершенство. Ум по самой сути своей природы не может полностью правильно воспроизвести в единой полноте божественное знание, волю и Ананду, или действовать в них, потому что он — инструмент для работы с разбиением конечного на основе деления, он вторичный инструмент, и поэтому он своего рода представитель для низшего движения, в котором мы живём. Ум может отражать Бесконечное, он может растворить себя в нём, он может жить в нём через широкую пассивность, он может принимать его указания и претворять их в жизнь по-своему, всегда частично, всегда вторично, подвергая их большим или меньшим искажениям. Но сам он не может быть прямым и совершенным инструментом бесконечного Духа, действующего в своём собственном знании. Божественная Воля и Мудрость, организующие действие бесконечного сознания и определяющие всё согласно истине духа и закону его проявления, не ментальны, а супраментальны. И хотя в своей формулировки они ближе всего к уму, они настолько выше ментального сознания в своём свете и силе, насколько ментальное сознание человека выше витального ума более низших существ. Вопрос в том, насколько далеко совершенное человеческое существо может поднять себя над умом, войти в своего рода сплавляющий союз с супраментальным и выстроить в себе уровень сверхразума, развитого гнозиса, так чтобы с помощью его формы и силы божественная Шакти смогла бы действовать не через ментальный перевод, а напрямую, органично в своей супраментальной природе. 4-19-04. … нужно вначале установить — что такое всеобщий гнозис или божественный сверхразум.Здесь, в теме столь далёкой от обычных направлений нашей мысли и опыта, нужно вначале установить — что такое всеобщий гнозис или божественный сверхразум. Как он представлен в реальном движении вселенной. И как он соотносится с психологией человеческого существа. И тогда станет очевидным, что хотя сверхразум сверхрационален для нашего интеллекта и его работа скрыта для нашего понимания, в нём нет ничего иррационально мистического. Скорее наоборот, его существование и проявление являются логической необходимостью природы существования. И это всегда при условии, что мы допускаем, что не только одни материя или ум, но также являются фундаментальной реальностью и дух, и всеобщее присутствие везде. Всё на свете — это проявление бесконечного духа из его собственного существования, из его собственного сознания и через самореализующуюся, самоопределяющуюся, самоисполняющуюся силу этого сознания. Мы можем сказать, что Бесконечное организует силой своего самопознания закон своего проявления существования во вселенной. Не только в материальной вселенной, которая доступна для наших чувств, но и во всём, что лежит позади неё на любых планах существования. Всё организуется им не по какому-либо бессознательному принуждению, не согласно некой ментальной фантазии или капризу, но в своей собственной бесконечной духовной свободе. И согласно внутренней истине своего существования, своим бесконечным возможностям и своей воле к самосозиданию из этих возможностей. И закон этой внутренней истины это необходимость, которая заставляет сотворённые вещи действовать и развиваться каждая в соответствии со своей природой. Интеллект — если дать ему неадекватное имя — это Логос, организующий таким образом своё проявления, очевидно, является чем-то бесконечно более великим, более обширным в знании, непреодолимым в силе его "я", гораздо более широким как в восторге своего самосуществования, так и в восторге своего активного существования и работы. нежели ментальный интеллект, который для нас — самая высокая достигнутая степень и выражение сознания. Именно этому интеллекту, бесконечному самому по себе, но свободно организующемуся и органично самоопределяющему в своём самотворчестве и своих работах, мы можем дать для нашей нынешней цели имя божественного сверхразума или гнозиса. 4-19-05. Фундаментальная природа этого сверхразума состоит в том …Фундаментальная природа этого сверхразума состоит в том, что всё его знание изначально является знанием через отождествление и единство. И даже когда он создаёт в себе бесчисленные кажущиеся разделённости и отличающиеся модификации, всё знание, которым он оперирует в своей работе, даже в этих разделённостях, основано на этом совершенном знании через отождествление и единство, и поддерживается, освещается и направляется этим совершенным знанием. Дух везде и всюду един и знает все вещи как себя и в себе самом. И поэтому он видит всегда и, следовательно знает, их сокровенно, полностью, и как они есть на самом деле, и как они проявляются внешне. Он знает их истину, их закон, внутренний дух, смысл и образ их природы и их работы. Когда он смотрит на что-то как на предмет познания, он тем не менее видит это как самого себя и внутри себя, а не как нечто, отличное от него, или отделённое от него, о которой поэтому он сначала не знал бы о её природе, строении и действии, и должен быть сначала изучить их. Изучить их потому, что ум отделён от своего объекта и рассматривает его, и ощущает его, и встречает его как нечто иное, чем он сам, и как нечто внешнее к своему бытию. То ментальное осознание, которое есть у нас о нашем собственном субъективном существовании и его движениях, хотя оно и может указывать на это, всё же, это не то же самое, чем такое отождествление и самознание. Потому что то, что оно видит — это ментальные образы нашего существа, а не лежащее глубоко внутри, и не целое. Это лишь частичное, производное и поверхностное действие нашего "я", которое видимо для нас. В то время, как самые большие и самые тайно определяющие части нашего существования скрыты для нашей ментальности. Супраментальный Дух обладает, в отличие от ментального существа, реальностью. Потому что это сокровенное и полное знание себя и всей своей вселенной, и всех вещей, которые являются его творениями и образами его самого во вселенной. 4-19-06. Есть и второе свойство высшего сверхразума — его знание реально, потому что это целостное знание.Есть и второе свойство высшего сверхразума — его знание реально, потому что это целостное знание. Прежде всего, у него есть трансцендентное видение и он видит вселенную не только во всеобщих понятиях, но и в её правильном отношении к высшей и вечной реальности, из которой она происходит, и чьим выражением она является. Он знает дух, истину и весь смысл всеобщего выражения, потому что он знает всю суть, всю бесконечную реальность и всю вытекающую из этого постоянную потенциальность того, что частично им выражается. Он правильно знает относительное, потому что знает Абсолют, и все его абсолюты, к которым относятся относительные образы — которые являются его частичными, изменёнными или подавленными образами. Во-вторых, он является всеобщим, и видит всё индивидуальное в терминах всеобщего, а также в своих индивидуальных терминах, и держит все эти индивидуальные образы в их правильном и полном отношении со вселенной. В-третьих, если смотреть по отдельности на каждую конкретную вещь, он целостен в своём видении. Потому что он знает каждую вещь в её самой глубокой сути, результатом которой является всё остальное. И каждая вещь с точки зрения её целостности — это завершенный образ, и в своих частях, и в своих связях и зависимостях, а также её связях с другими вещами, и в её зависимостях от других вещей, и как звено во всеобщей вовлечённости и детальности вселенной. 4-19-07. Ум же, напротив, ограничен и неспособен во всех этих направлениях.Ум же, напротив, ограничен и неспособен во всех этих направлениях. Ум не может прийти к отождествлению с Абсолютом, даже через расширение своего интеллекта, постигая идею. Он может лишь раствориться в ней в обмороке или угасании. Он может только получить своего рода ощущение или намёк на определённые абсолюты, которые он помещает в относительный образ при помощи ментальной идеи. Ум не может постичь всеобщего, а только приходит к некоторой идее о нём, через расширение индивидуального или через комбинацию кажущихся отдельными вещей, и таким образом видит всеобщее или как неясную бесконечность, или как неопределённую, или же наполовину определённую широту, или же только во внешней схеме или в сконструированном образе. Неразделимое существование и действие всеобщего, которое является его реальной истиной, ускользает от постижения ума, потому что ум обдумывает его аналитически, принимая собственные деления его за отдельные единицы, и синтетически, комбинируя эти отдельные единицы. Однако ум не может охватить его и мыслит всегда в определённых понятиях, хотя это и может привести к идее о сути единства и к определённым вторичным результатам. Ум также не может правильно и досконально изучить даже индивидуальную и кажущуюся отдельной вещь, потому что он действует тем же способом — анализируя элементы, составные части и свойства, и комбинируя их, посредством чего он выстраивает схему этой вещи, которая лишь её внешний образ. Ум может получить намёк на главную внутреннюю истину своего объекта, но не может постоянно и озарённо жить в этом сущностном знании, и работать над остальным изнутри наружу. Поэтому внешние обстоятельства предстают в их сокровенной реальности и значении как неизбежный результат, выражение, форма и действие чего-то духовного, что является реальностью этого объекта. И всё то, что невозможно сделать уму, но к чему он может лишь стремиться и строить образы, присуще и естественно для супраментального знания. 4-19-08. Третье свойство сверхразума …Третье свойство сверхразума, которое вытекает из этого отличия и приводит нас к практическому различию между двумя видами знания, заключается в том, что он — это прямое сознание истины, божественная способность к непосредственному, внутренне присущему и спонтанному знанию. И сверхразум — это Идея, которая озарённо владеет всеми реальностями и не зависит от указаний, логических или других шагов от известному к неизвестному, как это происходит у ума, являющемуся силой Невежества. Сверхразум содержит все своё знание в самом себе, и он в своей высшей божественной мудрости находится в вечном обладании всеё истиной, даже в её низших, ограниченных и индивидуализированных формах. И ему нужно только выводить из себя скрытую истину — восприятие, которое древние мыслители старались выразить, когда говорили, что всякое знание по своему действительному происхождению и природе лишь воспоминание о внутренне существующем знании. Сверхразум вечен, находится на всех уровнях сознания-истины, и даже тайно существует в ментальном и материальном существовании, видит и знает все, даже самые тёмные, вещи ментального невежества, понимает, стоит позади и направляет их процессы, потому что всё в уме происходит из сверхразума. И он должен действовать именно так, потому что всё происходит из духа. Всё, что является ментальным, есть не что иное, как частичный, изменённый, подавленный или наполовину зажатый образ супраментальной истины, искажение или производная, несовершенный образ его более великого знания. Ум начинает с невежества и движется к знанию. Как действительный факт, в материальной вселенной, знание появляется из первоначального и всеобщего несознания, которое на самом деле — инволюция все-осознающего духа в его собственной, поглощённой, забывшей самого себя силе действия. Таким образом, ум появляется как часть эволюционного процесса — сначала как витальное чувство, открытое для ощущений, затем возникает витальный ум, способный к ощущениям, и далее, из него развивается ум эмоций и желания, сознательная воля, растущий интеллект. И каждая стадия — это проявление всё более великой подавленной силы тайного сверхразума и духа. 4-19-09. Ум человека, способный размышлять и скоординированно исследовать и понимать самого себя …Ум человека, способный размышлять и скоординированно исследовать и понимать самого себя, свою основу и окружение, приходит к истине, но пробираясь через фон изначального невежества, к истине, страдающей от постоянного окружающего тумана неопределённости и ошибки. Достоверность его истин относительна, и по большей части ненадёжна, или же является гарантированной фрагментарной достоверностью лишь несовершенного, неполного и не существенного опыта. Ум делает открытие за открытием, к нему приходит одна идея за другой, он добавляет одно переживание к другому, делает один эксперимент за другим. Но при этом многое теряет, отбрасывает, забывает и вынужден многое восстанавливать заново по мере как он продвигается. И ум пытается установить связи между всем, что он знает при помощи логических и других следствий, через ряд принципов и их зависимостей, обобщений и их применения. И он делает из своих приёмов структуру, в которой он может ментально жить, двигаться, действовать, радоваться и работать. Такое ментальное знание всегда ограничено по объёму. И мало того, ум ещё и выстраивает и другие волевые преграды, принимая ментальным устройством мнения одни элементы и стороны истины и исключая всё остальное. Потому что если бы он давал свободный допуск и возможность игры всем идеями, если бы он вынес бесконечности истин, он бы потерял себя в несогласованном друг с другом многообразии, в неопределённой безмерности и не смог бы действовать и переходит к практическим выводам и действенному творчеству. И даже когда оно самое широкое и наиболее полное, ментальное познание всё же является непрямым знанием, знанием, не вещи в себе, а её образов, системы представлений, схемы указателей, за исключением тех случаев, когда в определённых движениях это знание выходит за пределы себя, за пределы ментальной идеи к духовному отождествлению. Но ему чрезвычайно трудно выйти здесь за пределы нескольких изолированных и интенсивных духовных реализаций. Или же вывести, разработать или организовать правильные практические выводи из этих редких отождествлений знания. Для духовного понимания и осуществления этого глубочайшего знания нужна более великая сила, чем разум. 4-19-10. А это то, что может сделать только сверхразум, близкий к Бесконечному.А это то, что может сделать только сверхразум, близкий к Бесконечному. Сверхразум видит напрямую дух и суть, лицо и тело, результат и действие, принципы и зависимости истины как одно неделимое целое. И поэтому может прорабатывать подробные результаты в силе сущностного знания, вариации духа в свете своих отождествлений, его кажущиеся разделения в истине его единства. Сверхразум — знающий и творец своей собственной истины, а ум человека только знающий и творец в полусвете и полутьме смеси истины и ошибки. А также творец вещей, которые он выводит изменёнными, переведёнными на другой язык, уменьшенными из чего-то большего чем он и за пределами его. Человек живёт в ментальном сознании между обширным подсознанием, которое для его видения — тёмное несознание, и более широким сверхсознанием, которое он склонен принимать за другое, но уже озарённое несознание. Потому что его идея сознания ограничена его собственными средними пределами ментального ощущения и интеллекта. А именно в том озарённом сверхсознании и лежат диапазоны сверхразума и духа. 4-19-11. … поскольку сверхразум действует и творит так же, как и знает, он не только прямое сознание-истина …И опять-таки, поскольку сверхразум действует и творит так же, как и знает, он не только прямое сознание-истина, но и просветлённая, прямая и спонтанная истина-воля. В воле знающего себя духа нет и не может быть никаких противоречий и делений, а также различия между его волей и его знанием. Духовная воля это Тапас, или просветлённая сила сознательного существования духа, безошибочно действующая на то, что внутри него. И это непогрешимое действие вещей согласно их собственной природе, согласно энергии, дающей результат и события в соответствии с силой внутри их, действие, несущее плоды и события, связанные с его собственным характером и намерением, которое мы по-разному называем в его различных аспектах — законом Природы, Кармой, Необходимостью, Судьбой. Всё это должно иметь в виду работу силы вне или выше того, во что эта сила вовлечена и во что она вмешивается только благодаря содействующему личному усилию. Усилию, которое приходит и частично достигает успеха, частично терпит неудачу и спотыкается, и которое даже в случае успеха по большей части отвергается в вопросах, отличающихся от его намерения, или, во всяком случае, идущих гораздо шире и дальше. Воля в человеке действует в невежестве при помощи частичного света или, чаще, при помощи мерцания света, который настолько же уводит в сторону, насколько и освещает. Ум человека — это невежество, которое стремится установить стандарты знания, его воля — невежество, которое стремится установить стандарты права, и в результате вся его ментальность в значительной степени — это дом, который отделёно от самого себя, идея в конфликте с другой идеей, воля, которая очень часто в конфликте с идеалом права или интеллектуального знания. Сама воля принимает различные формы — воля интеллекта, желание эмоционального ума, желание страсти и витального существа, импульсы и полуслепые побуждения нервной системы и подсознательной природы. И всё это конечно же не образует гармонию, в лучшем случае — шаткое согласие среди разногласий. Воля ума и жизни — это спотыкание в поисках правильной силы, правильного Тапаса, которого можно полностью достичь в его истинном и полном свете и направлении только через единство с духовным и супраментальным существованием. 4-19-12. Супраментальная природа, напротив, справедлива. гармоничная и едина.Супраментальная природа, напротив, справедлива. гармоничная и едина. Воля и знание там только свет духа и сила духа, сила, производящая свет, свет, озаряющий силу. В высшей супраментальности они сокровенно слиты друг с другом и даже не ждут друг друга, а представляют собой одно движение, волю, освещающую себя, знание, реализующее себя, оба вместо — это единая струя существования. Ум же знает только настоящее и живёт в изолированном движении настоящего, хотя и пытается помнить и сохранять прошлое и предсказывать и навязывать будущее. У сверхразума есть видение трёх времён, трикаладришти*). Он видит их как неделимое движение и также видит, что каждое из них содержит в себе и другие. Он осознаёт все тенденции, энергии и силы как разнообразную игру единства и знает их отношения друг с другом в цельном движении единого духа. Поэтому супраментальная воля и действие — это воля и действие спонтанной, самореализующейся истины духа, правильное и в высшей степени непогрешимое движение прямого и полного знания. 4-19-12c. сноска: трикаладришти*) трикаладришти (trikaladrishti) - буквально «видение трёх времен», то есть «прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего», второй член виджняна чатустайи. Это особая способность джняны, «с помощью которой эта общая сила применяется к действительности вещей»; его сущность — это сознание «Бесконечного, развертывающего в себе и организовывающего все вещи во времени», делающего возможным «полное представление о трёх временах как об одном движении, единообразно и неделимо видимом даже в последовательности их этапов, периодов, циклов». Прим. из Глоссария. 4-19-13. Высший и всеобщий сверхразум — это активный Свет и Тапас высшего и универсального "Я" как Господа и Творца …Высший и всеобщий сверхразум — это активный Свет и Тапас высшего и универсального "Я" как Господа и Творца, то, что мы познаём в Йоге как божественную Мудрость и Силу, как вечное знание и волю Ишвары. На самых высших планах Существования, где всё известно и всё проявляется как существования одного существования, как сознания одного сознания, как самотворения восторга и одной Ананды, как множество истин и сил одной Истины, существует нетронутое и целостное проявление его духовного и супраментального знания. И на соответствующих планах нашего собственного существа Джива разделяет духовную и супраментальную природу и живёт в её свете, силе и блаженстве. По мере того, как мы спускаемся всё ближе к тому, чем мы являемся в этом мире, присутствие и действие этого знания себя сужается, но всегда сохраняет сущность и характер, если не полноту, супраментальной природы и её способа познания, воли и действия, потому что оно всё ещё живёт в сущности и теле духа. Ум, когда мы прослеживаем нисхождение внутреннего "я" к материи, мы видим как некий источник, который уходит прочь от полноты себя, полноты своего света и существования, и который живёт в разделении и отклонении, а не в теле солнца, который живёт сначала в его ближних, а потом и в дальних его лучах. Существует высший интуитивный ум, который более близко воспринимает супраментальную истину, но даже он — это образование, которое скрывает прямое и более великое настоящее знание. Есть интеллектуальный ум, которых представляет собой светлую, полупрозрачную крышку, которая улавливает и отражает в сияющей, искажающей и подавляюще видоизменяющей атмосфере истину, известную сверхразуму. Ещё есть более низки ум, построенный на основе чувств, между которым и солнцем знания есть густое облако, эмоциональный и чувственный туман и пар, с редкими молниями и озарениями. Есть витальный ум, который закрыт даже от света интеллектуальной истины. А ещё ниже, в субментальной жизни и материи, дух целиком погружён в себя, словно в сон и в ночь, в сон, который ныряет в неясное, и вместе с тем мучительное нервное сновидение, в ночь механической сомнамбулической энергии. Это — повторная эволюция духа из того низшего состояния, в котором мы обнаруживаем себя поднявшись выше низшего творения, принимая всё это в нас и достигая в нашем восхождении пока только света хорошо развитого ментального рассудка. Полные силы знания себя и озарённой воли духа, пока что еще выше нас, над умом и рассудком, в супраментальной Природе. 4-19-14. Если дух есть везде, даже в материи …Если дух есть везде, даже в материи, — ведь сама материя — это только затемнённая форма духа, — и если сверхразум это универсальная сила вездесущего самопознания духа, организующая все проявления существования, то в материи и везде должно присутствовать супраментальное действие. И как бы оно не было скрыто другим, более низким и затемнённым видом деятельности, всё же, если мы присмотримся поближе, мы обнаружим, что на самом деле именно сверхразум это то, что организует материю, жизнь, ум и разум. И это действительно то знание, к которому мы сейчас движемся. Существует даже вполне видимое сокровенное действие сознания, стойкое в жизни, материи и уме, которое явно является супраментальным действием, подчинённым характеру и потребностям более низшего посредника и которое мы сейчас называем интуицией из-за его наиболее очевидного свойства прямого видения и самодействующего знания, а на самом деле видения, порождённого неким тайным отождествлением с объектом знания. Однако то, что мы называем интуицией, это лишь частичное указание на присутствие сверхразума. И если мы возьмём это присутствие и силу в её самом широком смысле, мы увидим, что это скрытая супраментальная сила с само-сознающим знанием в ней, которая наполняет всё действие материальной энергии. Именно оно определяет то, что мы называем законом природы, поддерживает действие каждой вещи в соответствии с её собственной природой, гармонизирует и развивает целое, которое, иначе, было бы случайным творением, способным в любой момент рухнуть в хаос. Всякий закон природы — это вещь точная в своей необходимости процесса. Однако, всё же, в причине этой необходимости и её постоянстве правила, меры, сочетания, приспособления, результата есть что-то необъяснимое, встречающее нас на каждом шагу тайной и чудом. И это должно быть так либо потому что оно иррационально и случайно, даже в своих закономерностях, либо потому, что оно принадлежит принципу более великому, чем принцип нашего интеллекта. Этот принцип супраментален. Иными словами, скрытая тайна Природы — это организация чего-то из бесконечных возможностей самосуществующей истины духа, природа которого полностью очевидна только для изначального знания, рождённого и проистекающего благодаря фундаментальной тождественности, благодаря постоянному самовосприятию духа. Всё действие жизни также носит такой характер и все действие ума и рассудка, — рассудка, который первый видит везде действие более великого рассудка и закона существования и пытается передать его при помощи своих понятийных структур, хотя он и не всегда понимает, что действие нечто иное, чем ментальный Интеллект, иное, чем интеллектуальный Логос. Все эти процессы на самом деле духовные и супраментальные в своём тайном управлении, но ментальные, витальные и физические в их внешнем действии. 4-19-15. Внешняя материя, жизнь, ум не обладают этим оккультным действием сверхразума …Внешняя материя, жизнь, ум не обладают этим оккультным действием сверхразума, даже если они одержимы и принуждаются необходимостью, которую он накладывает на их работу. Существует то, что мы иногда склонны называть интеллектом и волей, действующими в материальной силе и атоме (хотя эти слова кажутся фальшивыми, потому это совсем не то же самое, что наша воля и интеллект), — скажем скрытая интуиция самосуществования в действии. Однако, атом и сила не осознают её и являются лишь неясной основой материи и силы, созданной его первым усилием самопроявления. Наличие такой интуиции становится более очевидным для нас во всех действиях жизни, потому что они ближе к нам по нашему уровню. И по мере того, как жизнь развивает явное чувство и ум, как в животных, мы можем более уверенно говорить о витальной интуиции, которая стоит позади их действий, и которая проявляется в уме животного в чистой форме инстинкта. Она проявляется как инстинкт, как автоматическое знание, внедряемое в животное — уверенное, прямое, самосуществующее, самоуправляемое, что предполагает где-то в его существование точное знание цели, отношения и вещи или объекта. Такой инстинкт действует в жизненной силе и уме, но тем не менее, поверхностная жизнь и ум не обладают им и не могут дать себе отчет о том, что он делает или управлять, или расширять эту силу по своей воле и для своего удовольствия. Здесь мы видим две вещи. Во-первых, явная интуиция действует только для ограниченной потребности и цели. И что в остальных действиях природы есть двойное действие — одно неопределённое и невежественное действие поверхностного сознания, и другое подсознательное, которое содержит в себе тайное подсознательное направление. Поверхностное сознание полно проб наощупь и поисков, которые скорее увеличиваются, чем уменьшаются, по мере того, как жизнь поднимается в своём уровне развития и расширяется в масштабе своих осознанных сил. Однако, тайное "я" внутри гарантирует, несмотря на попытки витального ума, действие природы и результат, которые нужны для потребности, цели и судьбы этого существа. Это продолжается и на все более и более высоком уровне, вплоть до человеческого разума и интеллекта. 4-19-16. Существо человека также полно физических, витальных, эмоциональных, психических и динамических инстинктов и интуиций …Существо человека также полно физических, витальных, эмоциональных, психических и динамических инстинктов и интуиций, но он не полагается на них, как животное, хотя они и способны в нём на гораздо больший размах и более высокое действие чем в животном и в низшем творении, по причине его более высокого действительного эволюционного развития и его ещё более великих потенциальных возможностей развития существа. Человек подавил их, остановил их полное и явное действие через их истощение. Не то, чтобы эти способности были уничтожены — скорее они задержаны или отброшены обратно в подсознание. И поэтому эта низшая часть его существа гораздо менее уверена в себе, намного менее уверена в направлениях своей природы, намного больше ищет ощупью, ошибается и терпит неудачи в своём более великом уровне, чем у животного, в его меньших пределах. Так происходит потому, что истинная Дхарма человека и закон его существа в том, чтобы искать более высокое самоосознающее существование, некое самопроявление, которое больше не будет затемнено и управляемо непонятной необходимостью, а будет просветлённым, осознающим то, что выражает себя и будет способно придать ему более полное и более совершенное выражение. И, наконец, его кульминацией должно быть отождествление себя с его более великим и настоящим внутренним "я" и действовать, или скорее позволить ему действовать (поскольку его естественное существование является инструментальной формой выражения духа) в его спонтанной совершенной воле и знании. Его первым инструментом для такого перехода является разум и воля рационального интеллекта. И он вынужден полагаться на них по мере их развития в своём знании и руководстве, и отдавать им управление остальной частью его существа. И если бы разум был высшим и самым высоким все-достаточным средством внутреннего "я" и духа, он мог бы с его помощью совершенным образом знать и идеально руководить всеми движениями своей природы. Но он может делать это только частично, потому что его внутреннее "я" нечто большее, чем его разум. И если он ограничивает себя рациональной волей и интеллектом, то он налагает произвольное ограничение как по по степени, так и по существу на свое саморазвитие, самовыражение, знание, действие, Ананду. Другие части его существа также требуют полного выражения в широте и совершенстве внутреннего "я" и не могут получить его, если их выражение меняется по виду, вырезается, обрезается и произвольным образом облекается в форму и становится механичным в действии негибкой машинерией рационального интеллекта. Божество разума, интеллектуальный Логос, это только частичный представитель и заместитель более великого супраментального Логоса. И его функция — наложить предварительное частичное знание и порядок на жизнь творения. Но настоящий, окончательный и целостный порядок может быть основан только духовным сверхразумом когда он проявляется. 4-19-17. Сильнее всего в низшей природе сверхразум присутствует как интуиция.Сильнее всего в низшей природе сверхразум присутствует как интуиция. Поэтому именно через развитие интуитивного ума мы можем сделать первый шаг к самосуществующему, спонтанному и прямому супраментальному знанию. Вся физическая, витальная, эмоциональная, психическая, динамическая природа человека это поверхностное улавливание указаний, которые понимаются из подсознательного интуитивного само-существования этих частей. А также попытка, обычно ощупью и часто окольными путями, отрабатывать их в действии поверхностного воплощения и силы природы, которая открыто не освещается внутренней силой и знанием. Возрастающий интуитивный ум имеет самые лучшие шансы обнаружить то, что они ищут, и привести их к желаемому совершенству и их самовыражению. Сам разум это всего лишь особый вид применения поверхностным регулирующим интеллектом тех указаний, которые на самом деле приходят из скрытой, но иногда и частично открытой и активной силы интуитивного духа. Во всём его действии в скрытой или наполовину скрытой точке возникновения находится нечто, что не является творением разума, а дано ему или напрямую интуицией, или косвенно, через какую-то другую часть ума, чтобы оформить это в интеллектуальную форму и процесс. Рациональное суждение в своих решениях и механический процесс логического интеллекта, будь он в своём более обобщённом виде или в его более развитых операциях, скрывает, хотя и развивает, истинный источник и природную субстанцию нашей воли и мысли. Величайшие умы — это те, в которых такая завеса становится тоньше и в них появляется значительная часть интуитивного мышления, которое, несомненно, часто, но не всегда, несёт с собой большое сопровождающее проявление интеллектуального действия. Однако, интуитивный интеллект никогда не бывает совершенно чистым и полным в нынешнем уме человека, потому что он работает в среде ума и сразу же захватывается и покрывается смешанным материалом ментальности. Интуитивный интеллект ещё не достаточно проявлен, не достаточно развит и не так совершенен, чтобы его было достаточно для всех тех операций, которые сейчас выполняются другими ментальными инструментами. Он не обучен брать их и изменять их, или заменять их своей, более полной, более прямой, надёжной и достаточной работой. Это может быть сделано только в том случае, если мы сделаем интуитивный ум переходным средством для выявления самого тайного сверхразума, ментальным образом которого он является, и сформируем в нашем основном сознание основу и инструмент сверхразума, который сделает возможным для внутреннего "я" и духа показать себя во всей своей широте и великолепии. 4-19-18. Важно помнить, что всегда есть разница между высшим сверхразумом всезнающего и всемогущего Ишвары и тем, что может достичь Джива.Важно помнить, что всегда есть разница между высшим сверхразумом всезнающего и всемогущего Ишвары и тем, что может достичь Джива. Человеческое существо поднимается из невежества, и когда оно достигает супраментальной природы, оно находит в ней свои градации восхождения. И тогда человек должен прежде, чем он начнёт подниматься к более высоким вершинам, сформировать низшие градации и ограниченные ступени. Он будет там наслаждаться полным сущностным светом, силой, Анандой бесконечного "я" через единство с Духом, но в динамическом выражении необходимо определять и индивидуализировать себя в соответствии с природой самовыражения, которую трансцендентный и всеобщий Дух ищет в Дживе. Именно Бого-осознание и Бого-выражение — цель нашей Йоги, и, в особенности, её динамической стороны. Это божественное самовыражение в нас Ишвары, но в условиях человечества и через обожествлённую человеческую природу. 2022 дек 11 вс — 2022 дек 18 вс |