Шри АуробиндоСинтез Йоги глава 4-25 К супраментальному видению Времени перевод с дополнительным (страницы 885-904) перевод Леонида Ованесбекова
показать/скрыть название дополнительных подглав
Часть IV.
Йога Самосовершенства Глава XXV. К супраментальному видению Времени 4-25-03c. сноска: трикаладришти 4-25-07. Ум человека, развивающийся в
сверхразум должен пройти через все эти стадии … 4-25-11. Так происходит потому, что ум и
жизнь привносят больше тонкости и запутанности движения … 4-25-15c. сноски: акаша
липи, липи дришти 4-25-17. Но в то же время, эти способности …
не свободны от склонности к путанице и ошибкам. 4-25-21. Ментальные построения, которые
мешают, бывают в основном двух видов. 4-25-22. Второй тип ментального
конструирования относится к самой природе нашего ума и интеллекта … Часть IV. Йога СамосовершенстваГлава XXV. К супраментальному видению Времени4-25-01. Всякое существо, сознание, знание движутся … между находящимся вне времени Бесконечным и между Бесконечным, которое разворачивает себя и организует всё что есть во времени.Всякое существо, сознание, знание движутся, скрыто для нашего нынешнего поверхностного сознания и открыто, когда мы поднимаемся за его пределы к духовным и супраментальным уровням, между двумя состояниями и силами существования — между находящимся вне времени Бесконечным и между Бесконечным, которое разворачивает себя и организует всё что есть во времени. Эти два состояния противоположны и несовместимы друг с другом только для нашей ментальной логики, с её постоянным неловким спотыканием вокруг ложного понимания о противоречиях и противостоянии вечных противоположностей. В действительности, когда мы смотрим на вещи обладая знанием, опирающимся на супраментальное отождествление и видение, и думаем с помощью великой, глубокой и гибкой логики, соответствующей этому знанию, мы обнаруживаем, что оба эти состояния — это лишь сосуществующие и действующие совместно состояния и движение одной и той же истины Бесконечного. Вневременное Бесконечное содержит в себе, в своей вечной истине существования, за пределами этого проявления, всё, что оно проявляет во Времени. Его сознание времени тоже само по себе бесконечно и поддерживает в себе одновременно, в видении целого и частностей, подвижной последовательности или мгновенного видения, в целостном стабилизирующем видении или проживающего зрения всего то, что предстаёт перед нами как прошлое вещей, их настоящее и их будущее. 4-25-02. Сознание вневременного Бесконечного … чаще всего накладывается на нашу ментальность через размышление о нём и сильное впечатление.Сознание вневременного Бесконечного может быть донесено до нас разными путями, но чаще всего оно накладывается на нашу ментальность через размышление о нём и сильное впечатление. Или же оно представляется нам как нечто выше ума, нечто, что мы осознаём, когда поднимаемся к нему, но в которое мы не можем войти, потому что сами живём только в ощущении времени и в последовательности его моментов. Если наш нынешний ум, не трансформированный супраментальным влиянием попытается войти в это безвременье, он должен или раствориться и стать потерянным в трансе Самадхи, либо, оставаясь бодрствующим, он почувствует себя рассеянным по Бесконечности, где, возможно, есть ощущение сверхфизического пространства, широты, безграничного расширения сознания, но нет самого времени, движения времени или упорядоченности времени. И если тогда ментальное существо всё ещё механически будет осознавать вещи во времени, оно всё же не сможет обращаться с ними по-своему, не будет способно установить истинное отношение между безвременным и вещами во времени, и не способно будет действовать и хотеть вне своей неопределённой Бесконечности. Действие, которое тогда остаётся для ментального Пуруши — это механическое действие инструментов Пракрити, продолжающееся в силу предыдущего импульса и привычки, или продолжение, инициированное энергией из прошлого, прарабдха, или же хаотичное, неуправляемое, нескоординированное, путанное действие извергаемое из энергии, у которой больше нет сознательного центра. 4-25-03. … супраментальное сознание … обладает секретом развёртывания бесконечной Энергии во времени.С другой стороны, хотя супраментальное сознание основано на высшем сознании вневременного Бесконечного, оно также обладает секретом развёртывания бесконечной Энергии во времени. Оно может занимать своё место во временном сознании и сохранять безвременную бесконечность в качестве фона высшего и изначального существования, от которого оно получает всё своё организующее знание, волю и действие. Или же оно может, сосредоточившись в своём самом главном аспекте существования, жить во вневременном, но также и жить в проявленном во времени, которое оно ощущает и видит как бесконечное, и как такую же Бесконечность, и может выявить, поддерживать и развивать в одном то, что оно высшим образом владеет в другом. Поэтому осознание времени у такого сознания будет отличаться от осознания времени у ментального существа. Оно не будет беспомощно плыть по потоку мгновений и цепляться за каждый момент как за опору и быстро исчезающую точку зрения. Оно будет, во-первых, опираться на вечное тождество за пределами изменений во времени, а во-вторых — на одновременность вечности Времени, в котором прошлое, настоящее и будущее всегда существуют вместе, в "я"-знании и в "я"-силе Вечного. И в третьих, оно будет опираться на целостное видение трёх времён как на одно движение, единое и неделимое, наблюдаемое даже в их последовательности стадий, периодов, циклов, и наконец — это только в инструментальном сознании — в пошаговом развитии этих мгновений. Следовательно, такое сознание будет обладать знанием трёх времён, трикаладришти*), — то, что в древности считалось высшим знаком видящего и Риши, — и не как сверхъестественная способность, а как свой обычный способ познания времени. 4-25-03c. сноска: трикаладришти*) трикаладришти (trikaladrishti) - буквально «видение трёх времен», то есть «прямое знание прошлого, интуитивное знание настоящего и пророческое знание будущего», второй элемент виджняна чатустайи. Это особая способность джняны, «с помощью которой эта общая сила применяется к действительности вещей»; его сущность — это осознание «Бесконечного, развертывающего в себе и организовывающего все вещи во времени», делающего возможным «полное представление о трёх временах как об одном движении, единообразно и неделимо видимом даже в последовательности их этапов, периодов, циклов». Прим. из Глоссария 4-25-04. Это единое и бесконечное сознание времени и это видение и знание … полны только на самых высоких уровнях супраментальной природы.Это единое и бесконечное сознание времени и это видение и знание являются достоянием супраментального существа в его собственной высшей области света и полны только на самых высоких уровнях супраментальной природы. Но при восхождении человеческого сознания через поднимающий и преобразующий эволюционный процесс Йоги, — то есть раскрывающий себя, развивающий себя, последовательно совершенствующий себя — мы должны пройти через три последовательных состояния. Прежде, чем мы сможем двигаться на самые высокие уровни, нам нужно превзойти все эти состояния. Начальное состояние нашего сознания, в котором мы сейчас движемся, это ум неведения, который поднялся из несознания и неведения материальной природы. Этот ум невежественный, но он способен искать знание и находить его, по крайней мере в виде ряда ментальных представлений, которые может сделать ключами к настоящей истине. Эти представления становятся всё более и более очищенными, освещёнными и прозрачными благодаря влиянию, проникновению и нисхождению света с более высоких планов, которые подготавливают интеллект к раскрытию способности истинного знания. Для такого ума всякая истина это нечто, что у него первоначально не было, и что он еще должен получить. Это нечто внешнее для него и что нужно собрать при помощи опыта, или следуя определённым установленным методам и правилам исследования, подсчётам, применяя уже открытые законы, интерпретируя символы и указания. Само его знание подразумевает предшествующее незнание. Это инструмент Авидьи*). 4-25-04c. сноска: авидья*) авидья (avidya) - невежество; сила, благодаря которой «Дух живет… в сознании множественности и относительности»; «знание Множества» (баху), которое «становится больше не знанием вообще, а невежеством, Авидьей», потому что «принимает Множество за реальный факт существования и рассматривает Единого [эка] только как космическую сумму Множества». Прим. из Глоссария. 4-25-05. Второе состояние сознания … достигается внутренним просветлением и преобразованием ума невежества.Второе состояние сознания потенциально возможно только для человеческого существа и достигается внутренним просветлением и преобразованием ума невежества. Это то, в чём ум ищет свой источник знания, скорее внутри, чем снаружи, и что становится для него его собственным чувством и переживанием себя, неважно, какими средствами, становится умом, но не умом изначального неведения, а умом знания, которое оно само забыло. Этот ум сознаёт, что знание всех вещей скрывается внутри него, или, по крайней мере где-то в существе, как бы оно не было завуалировано и забыто. И что это знание приходит к нему не как нечто, полученное извне, а как нечто, что всегда тайно было у него и сейчас вспоминается, и сразу понятно, что это истина — каждая вещь на своём месте, в нужной степени, в своей манере, и в нужной мере. Таково его отношение к знанию даже тогда, когда поводом для познания становится некое внешнее переживание, знак или указание. Потому что для него это только повод и его уверенность в истине этого знания основывается не на внешнем указании или свидетельстве, а на внутреннем, подтверждающем эту истину свидетеле. Истинный ум — это всеобщее внутри нас, а индивидуальное — это только проекция на поверхность. И поэтому такое второе состояние сознания мы получаем или когда индивидуальный ум всё больше и больше уходит внутрь, и всегда сознательно, или подсознательно близок и чувствителен к касаниям всеобщей ментальности, в которой содержится, принимается, способно проявиться все. Или же, что ещё сильнее, когда мы живём в сознании всеобщего ума, а личная ментальность стала лишь проекцией, доской для заметок или сообщающимся переключателем на поверхности. 4-25-06. Третье состояние сознания — … когда … все вещи и все истины воспринимаются … как уже присутствующие, известные и непосредственно доступные …Третье состояние сознания — это такое состояние ума знания, когда все вещи и все истины воспринимаются и переживаются как уже присутствующие, известные и непосредственно доступные, просто обращая на них внутренний свет. Как если бы поворачивали взгляд на вещи в комнате, которая уже известна и знакома, — хотя и не всегда предстаёт перед взглядом, потому что взгляд не внимателен, — и взгляд отмечает их как предметы знания, которое уже было раньше. Отличие от второго, забывшего себя состояния сознания в том, что здесь не нужно никакого усилия или поиска, а нужно просто обратить внутренний свет или открыть его на какую-либо область знания. И поэтому это не припоминание забытого и самим собою скрытого от ума, а освещаемое представление того, что уже присутствует, готово и доступно. Последнее состояние возможно только при частичной супраментализации интуитивного ума и его полной открытости к любому и каждому общению из супраментальных уровней. Этот ум знания по своей сути — сила потенциального всемогущества, но в своей реальной работе на уровне ума он ограничен в своём диапазоне и области действия. Конкретный вид ограничений накладывается на сам сверхразум, когда он спускается на ментальный уровень и работает в меньшей субстанции ума, хотя и в своей манере, теле силы и света, и он сохраняется даже при действии супраментального разума. Только самая высокая супраментальная Шакти, действующая на своих уровнях, чья воля и знание всегда действуют в безграничном свете или со способностью к свободному и беспредельному расширению знания, подвержена только тем ограничениям, которые налагаются ею самой для собственных целей и по её собственной воле при помощи духа. 4-25-07. Ум человека, развивающийся в сверхразум должен пройти через все эти стадии …Ум человека, развивающийся в сверхразум должен пройти через все эти стадии, и в своём восхождении и расширении он может испытать множество изменений и различных расстановок сил и возможностей своего сознания времени и знания времени. Сначала человек в уме невежества не может ни жить в бесконечном сознании времени, ни управлять ни какой непосредственной и реальной силой знания тройного времени. Ум невежества живёт не в неделимой непрерывности времени, а в последовательно, в каждый момент. У него есть смутное чувство непрерывности своего "я" и сущностной непрерывности переживания. Это чувство, источник которого — более глубокое "я" внутри нас. Но оно также не живёт в настоящей непрерывности времени, а только использует это неясное, но всё же настойчивое осознание как фон, опору и уверенность в том, что в противном случае было бы для него постоянным течением его существования без какой-либо основы. В своём практическом действии его единственной опорой, кроме его положения в настоящем, остаётся линия, оставляемая прошлым и сохраняемая в памяти, масса впечатлений, отложенных предыдущими переживаниями. А в качестве будущего — уверенность в повторяемости переживания и сила неопределённого прогноза, который частично основан на повторяющемся опыте и хорошо обоснованных выводах, а частично — на воображаемых конструкциях и догадках. Ум невежества опирается на некоторую основу или элемент относительной или моральной определённости. Но в остальном его главным ресурсом остаётся работа с вероятностями и возможностями. 4-25-08. Так происходит потому, что ум в Неведении живёт моментом и движется от часа к часу как путешественник …Так происходит потому, что ум в Неведении живёт моментом и движется от часа к часу как путешественник, который видит только то, что близко и видимо вокруг его непосредственной точки зрения и плохо помни то, что он прошёл перед этим, а всё, что впереди, за пределами его непосредственного взгляда — невидимое, неизвестное, то, чего он ещё не испытал. Поэтому человек в своём само-невежестве движущийся во времени существует, как это видели буддисты, только в последовательной череде мыслей, ощущений, внешних форм, представленных его мысли и чувству. Его настоящее мгновенное "я" единственно реально для него, его прошлое "я" умерло или исчезает и сохраняется только в памяти, результате и впечатлении, его будущее "я" или вообще не существует, или только в процессе творения или готовится к рождению. И мир вокруг него подчиняется тому же правилу восприятия. Только его актуальная сейчас форма и сумма событий и явлений присутствуют и вполне реальны для него. Его прошлое больше не существует или остаётся только в памяти, в записях, и в той его части, которая оставила свои мёртвые монументы или ещё сохранилась в настоящем. А будущего ещё вообще нет в существовании. 4-25-09. … если бы наше знание настоящего не ограничивалось нашей зависимостью от физического ума и чувств, то такой результат вовсе бы не был неизбежным.Однако же, стоит заметить, что если бы наше знание настоящего не ограничивалось нашей зависимостью от физического ума и чувств, то такой результат вовсе бы не был неизбежным. Если бы мы могли осознавать всё настоящее, все действия физических, витальных, ментальных энергий, действующих в данный момент, то можно было бы предположить, что мы могли бы увидеть их прошлое, слишком вовлечённое в них, и их скрытое будущее, или, по крайней мере, перейти от знания настоящего к знанию прошлого и будущего. И при некоторых условиях, это может создать некое ощущение реальной и присутствующей везде непрерывности времени, проживания того, что осталось позади, и что ждёт впереди, так же как и того, что происходит непосредственно. И следующий шаг может нас привести к постоянно присутствующему ощущению нашего существования в бесконечном времени и в нашем вневременном внутреннем "я". И ощущение его проявления в вечном времени могло бы тогда стать реальным для нас и мы бы смогли почувствовать вневременное Высшее "Я" позади этих миров и реальность его вечного проявления в мире. В любом случае, возможность другого вида сознания времени, чем то, что есть у нас сейчас, и тройного знания времени основывается на возможности развить иное сознание, чем то, что свойственно физическому уму и чувствам, и на возможности разрушить наше заточение в текущем мгновении и в уме невежества с его ограничениями на чувства, память, умозаключения и догадки. 4-25-10. На самом деле человек не довольствуется только тем, что живёт в настоящем, хотя делает это с наибольшей живостью и настойчивостью.На самом деле человек не довольствуется только тем, что живёт в настоящем, хотя делает это с наибольшей живостью и настойчивостью. Он стремится смотреть и вперёд и назад, знать как можно больше о прошлом и пытается проникнуть как можно дальше, насколько может, пусть и неясно, в будущее. У него есть некоторые помощники в этом стремлении, некоторые зависят от его поверхностного ума, другие открыты для намёков от других, подсознательного или сверхсознательного "я", которые владеют большим, более тонким и более определённым знанием. Его первый помощник — это разум, идущий вперёд от причины к следствию, и обратно, от следствия к причине, открывающий закон энергий и их гарантированных механический процесс, допускающий вечное однообразие движений Природы, фиксирующий её меры времени и таким образом, на основе науке об общих чертах и гарантированных результатах, вычисляющий прошлое и будущее. Определённый ограниченный но достаточно поразительный успех был достигнут этим методом в области физической Природы. И может показаться, что тот же самый процесс может быть в конечном счёте применим к движениям ума и жизни, и что, во всяком случае, только он один — это надёжное средство человека в любой области чтобы точно заглядывать вперёд и назад. Но если посмотреть на факты, то события витальной и ещё более ментальной природы в значительной степени ускользают способов вывода и расчета из гарантированного закона, применимого в области физического знания. В области витальной и ментальной природы этот метод может применяться только в ограниченном диапазоне упорядоченных событий и явлений, а в остальном оставляет нас там, где мы и были — среди перемешанной массы относительных определённостей, неопределённых вероятностей и неисчислимых возможностей. 4-25-11. Так происходит потому, что ум и жизнь привносят больше тонкости и запутанности движения …Так происходит потому, что ум и жизнь привносят больше тонкости и запутанности движения, и каждое реализовавшееся движение несёт в себе целую систему сил. И даже если бы мы могли разделить на составляющие всё это, то есть всё то, что просто стало реальным как на поверхности, так и рядом с ней, то мы всё ещё должны были быть сбиты с толку всем остальным, что неясно или замаскировано — замаскированными, но тем не менее достаточно влиятельными сопутствующими причинами, скрытыми движениями и направляющими силами, неиспользованными возможностями, неучтёнными и бесчисленными случайными изменениями. Для нашего ограниченного интеллекта становится практически невозможно аккуратно и надёжно просчитать, как в физической области, переход от точной причины к точному следствию. Или, другими словами, невозможно просчитать переход от данного видимого набора существующих условий к неизбежному последующему результату, или какие условия должны предшествовать тому что есть сейчас. Именно по этой причине предсказания и предвидения человеческого интеллекта постоянно нарушаются и противоречат тому, что происходит, даже когда они анализируют очень широкий набор данных и очень тщательно исследуют возможные последствия. Жизнь и ум это постоянный поток возможностей, промежуточный между духом и материей, и на каждом шагу приносящий, если не бесконечное, то по крайней мере неопределённое количество возможностей. И одного этого было бы достаточно, чтобы сделать все логические расчеты ненадёжными и относительными. И кроме того, позади них царствует более высокий фактор, не поддающийся учёту человеческим умом, воля души и тайного духа. Первое неопределённо изменчивое, текучее и неуловимое, а второе бесконечное и непостижимо властное, связанное, если вообще чем-то связанное, только с самим собой и Волей в Бесконечности. Поэтому, только когда мы возвращаемся от поверхностного физического ума к психическому и духовному сознанию, могут быть полностью возможны видение и знание тройного времени, выход за пределы нашей ограниченности точкой зрения и взглядом, ограниченным текущим моментом. 4-25-12. … есть некоторые врата … которые делают … способность прямого ретро-видения прошлого, полного видения настоящего, предвидения будущего … потенциально осуществимой.Тем не менее, есть некоторые врата, открывающиеся из внутреннего сознания во внешнее, которые делают случайную, но недостаточную способность прямого ретро-видения прошлого, полного видения настоящего, предвидения будущего даже в физическом уме, по крайней мере, потенциально осуществимой. Во-первых, есть определённые движения ментального чувства и витального сознания, который обладают таким характером. И одно из таких движений, что более других поражает наше восприятие, называется предчувствием. Эти движения являются инстинктивными восприятиями, смутными интуитивными озарениями чувственного ума и витального существа. И, подобно всему, что является инстинктивным в человеке, было подавлено, сделано редким, или дискредитировано как ненадёжное, поглощающей активностью ментального интеллекта. Если бы им была дана свобода и простор, они могли бы стать более развитыми и предоставить данные, которые недоступны обычному разуму и чувству. Но всё же, они не были бы сами по себе полностью полезными или надёжными указателями, если бы их неясность не была бы освещена интерпретацией и руководством, которые не может дать обычный интеллект, но которые может дать более высокая интуиция. Таким образом, интуиция — это второй и более важный возможный способ доступный для нас, и на самом деле, интуиция может, и иногда даёт нам в этой сложной области эпизодический свет и руководство. Однако, действуя в нашем нынешнем сознании, у неё есть недостаток — она ненадёжна в своём действии, несовершенна в своём функционировании, затемнена ложными подражательными движениями воображения и ошибочными ментальными суждениями, и постоянно захватывается, смешивается и искажается обычным действием ума с его постоянной склонностью к ошибкам. Чтобы расширить и сделать надёжной эту возможность функционирования более высокого, озарённого интеллекта, необходимо сформировать организованную интуитивную ментальность, свободную от этих недостатков. 4-25-13. Человек … жаждущий знания будущего, вынужден прибегать к другим, внешним средствам — к приметам, гаданию, толкованию снов, астрологии …Человек, столкнувшись с этой неспособностью интеллекта, но всё же жаждущий знания будущего, вынужден прибегать к другим, внешним средствам — к приметам, гаданию, толкованию снов, астрологии и многим другим мнимым данным для знания прошлого и будущего, к средствам, которые сформировались в менее скептичные времена как достоверные науки. Оспариваемые и дискредитированные скептичным разумом, они всё ещё продолжают привлекать наши умы и удерживать свои позиции, поддерживаемые желанием, доверчивостью и суеверностью, а также частыми, хотя и несовершенными свидетельствами определённой доли истины в их претензиях. Более высокое психическое знание показывает нам, что и на самом деле мир полон многих систем соответствий и указателей, и что эти вещи, как бы сильно ими не злоупотреблял человеческий интеллект, способны на своём месте и при правильных условиях дать нам реальные данные сверхфизического знания. Однако, очевидно, что открыть и сформулировать их может только интуитивное знание, — поскольку именно психический и интуитивный ум первоначально сформулировал эти пути достоверного знания. И на практике будет обнаружено, что только интуитивное знание, а не просто использование традиционной или сделанной наугад интерпретации или механических правил и формул, может обеспечить правильное применение этих указателей. В противном случае, управляемые поверхностным интеллектом, они могу превратиться в густые джунгли заблуждений. 4-25-14. Истинное и прямое знание или видение прошлого, настоящего и будущего начинается с раскрытия психического сознания и психических способностей.Истинное и прямое знание или видение прошлого, настоящего и будущего начинается с раскрытия психического сознания и психических способностей. Психическое сознание это то, что сейчас часто называют подсознательным "я", тонким или видящем сны "я" индийской психологии. Диапазон его потенциальных знаний почти бесконечен, как было указано в предыдущей главе, и включает в себя очень широкие способности и множество форм понимания как возможностей, так и определённых реальностей прошлого, настоящего и будущего. Его первая способность, которое быстрее всего привлекает внимание — это способность видеть при помощи психического чувства образы всех вещей во времени и пространстве. Как это практикуют ясновидящие, медиумы и другие, это часто и обычно является специализированной способностью, ограниченной, хотя и точной и аккуратной в действии, и не предполагает развитие внутренней души, духовного существа или более высокого интеллекта. Это дверь, открытая случайно, или врождённым даром, или каким-то давлением между бодрствующим и подсознательным умом и впускающая только на поверхность или окраины подсознательного ума. Все вещи в определённой энергии и действии тайного всеобщего ума представляются образами. Образами не только зрительными, но, если можно так выразиться, слуховыми и другими образами. И некоторое определённое развитие тонких или психических чувств делает возможным, — если нет вмешательства конструирующего ума и его воображений, если, так сказать, не вмешиваются искусственные или фальсифицирующие ментальные образы, если психическое чувство свободно, искренне и пассивно, — делает возможным получать эти представления или переводы с совершенной точностью и не столько предсказывать, сколько видеть в правильных образах настоящее за пределами физических чувств, прошлое и будущее. Точность этого рода видения зависит от его ограниченности констатацией увиденного. И попытка сделать выводы, интерпретировать или ещё каким образом выйти за пределы визуального знания может привести к большим ошибкам, пока нет сильной, изощрённой, тонкой и чистой психической интуиции, или высоко развитого озарённого интуитивного интеллекта. 4-25-15. Более полное раскрытие психического сознания ведёт нас гораздо дальше этой способности — видеть образами …Более полное раскрытие психического сознания ведёт нас гораздо дальше этой способности — видеть образами, — и впускает нас даже не к новому сознанию времени, а ко многим способам знания тройного времени. Лежащее ниже порога восприятия или психическое "я" может возвращаться или проецировать себя в прошлые состояния сознания и переживания, и предвосхищать, или даже, хотя это бывает реже, решительно проецировать себя в будущие состояния сознания и переживания. Оно делает это при помощи временного вхождения или отождествления своего существа или своей способности переживать знания либо с устойчивыми состояниями, либо с представлениями прошлого и будущего, которые поддерживаются в сознании вечного времени позади нашей ментальности, либо испытывая выбрасывание вечностью сверхразума в неделимую непрерывность видения времени. Или же оно может воспринимать отпечаток этих вещей и выстроить переживание, которое перенесёт их в тонкий эфир психического существа. Или же оно может вызывать прошлое из подсознательной памяти, где оно всегда находится в скрытом состояние и придавать ему в себе живую форму и своего рода обновлённое переживание в памяти, а также может вызывать его из глубин скрытого состояния, где оно уже сформировано в существовании, и также формировать его для себя и переживать будущее. Оно может с помощью своего рода психического мысленного видения или интуиции души — это не то же самое, что более тонкое и менее конкретное видение озарённого интуитивного интеллекта — предвидеть или знать заранее будущее, или осветить этой интуицией души прошлое, ушедшее за завесу, и восстановить его для знания в настоящем. Оно может развить символическое видение, которое передаёт прошлое и будущее через видение сил и значений, принадлежащих сверхфизическим планам, но могущественных для творения в материальной вселенной. Оно может чувствовать намерение Божественного, ум богов, все вещи и их знаки и указатели, которые спускаются к душе и определяют сложное движение сил. Оно может также ощущать движение сил, которые представляют или реагируют на давление —так же, оно может воспринимать настоящее и действие — существ ментального, витального и других миров, которые заботятся о нашей жизни. Оно может собирать из любых рук все виды указаний на события в прошлом, настоящем и будущем времени. Оно может представлять их перед своим взглядом эфирное письмо, акаша липи*), которое хранить запись обо всём в прошлом, записывает всё, что происходит в настоящем, и пишет будущее. 4-25-15c. сноски: акаша
липи, липи дришти
*) акаша липи (akasha lipi) - «эфирное письмо»; липи1), видимые в акаше2). 1) липи (lipi) - текст, видимый тонким зрением; способность
видеть такие тексты (то же самое, что и липи-дришти). 1-1) липи дришти (lipi-drishti) - способность видеть написанное (липи) тонким зрением. 2) акаша (akasha) - эфир; самое разреженное состояние материального бытия, «состояние чистого материального распространения в Космосе», самое тонкое из панчабхут; состояние физической субстанции, граничащее с надфизическим и являющееся средой, посредством которой силы высших миров действуют на материальном плане (то же самое, что и стхула акаша); любой из различных видов сукшма акаши или нематериального эфира, «глубины все больше и больше» тонкий эфир, который тяжело скрыт от физического смысла грубым эфиром материальной вселенной»; (то же самое, что и акаша рупа или акаша липи) изображения или письма, замеченные в акаше. Прим. из Глоссария. 4-25-16. Все эти способности … скрыты в нашем подсознательном существе и при пробуждении психического сознания могут выйти на поверхность.Все эти способности и множество других скрыты в нашем подсознательном существе и при пробуждении психического сознания могут выйти на поверхность. Знание наших прошлых жизней, — будь это прошлые состояния души, или личности, или сцены, или события, отношения с другими людьми, — прошлые жизни других людей, прошлое мира, будущее мира, то в настоящем, что находится за пределами диапазона наших физических чувств или за пределами достижимости любых способов знания, открытого для поверхностного интеллекта, интуитивные озарения и впечатления не только от физических вещей, но и о работе в прошлом, в настоящем, в будущем ума, жизни, души в нас самих и других людях, знание не только этого мира, но и других миров или планов сознания и их проявлений во времени, и о их вмешательстве, работе и воздействии на землю и на души, воплощённые на земле, на их судьбы, открыто для нашего психического существа, потому что оно близко к сообщениям от всеобщего, которое не поглощено исключительно или в основном тем, что происходит непосредственно, и не замкнуто в узкий круг число личного и физического опыта. 4-25-17. Но в то же время, эти способности … не свободны от склонности к путанице и ошибкам.Но в то же время, эти способности подвержены тому недостатку, что они никоим образом не свободны от склонности к путанице и ошибкам. И особенно подвержены опасным влияниям, устойчивым иллюзиям, вводящим в заблуждение низшие уровни и более внешние действия психического сознания, извращая и искажая внушения и образы. Очищенный ум и сердце, развитая и утонченная психическая интуиция могут многое сделать чтобы защитить от искажений и ошибок, но даже самое высокоразвитое психическое сознание не может быть совершенно безопасным, пока психическое не озарится и не будет поднято более высокой силой, чем оно само. Пока его не касается и не усиливает озарённый интуитивный ум и оно снова поднимается к супраментальной энергии духа. Психическое сознание получает своё знание времени не из непосредственной жизни в неделимой непрерывности духа и оно не руководствуется совершенным интуитивным различением или абсолютным светом более высокого сознания-истины. Оно получает своё восприятие времени, как и ум, только частично и в отдельных деталях, оно открыто для всякого рода внушений. И чем шире его последующий диапазон истины, тем более разнообразны источники его ошибок. Из прошлого к нему приходит не только, что было в прошлом, но и то, что могло бы быть, или пыталось быть, или не смогло быть. Из настоящего к нему приходит не только то, что есть в настоящем, но и то, что может быть, или то, что желает быть и всё это в общей толпе. Из будущего его посещает не только то, что будет, но и предположения, интуитивные озарения, видения и образы разного рода возможностей. И кроме того, всегда есть возможность того, что в настоящую истину вещей в представлениях психического опыта вмешаются мысленные построения и ментальные образы. 4-25-18. Выход указаний подсознательного "я" на поверхность и активность психического сознания склонны превращать ум невежества … в ум знания …Выход указаний подсознательного "я" на поверхность и активность психического сознания склонны превращать ум невежества, с которого мы начинаем, всё больше, хотя и не в совершенстве, в ум знания, которое забыло о себе, которое постоянно озаряется указаниями и подъемами из внутреннего существа, антаратмана, лучами всё ещё сокрытого осознания всего своего "я" и бесконечного содержания, и лучами ото осознания — представляющего себя здесь как своего рода память, припоминание или вывод — всего присущего и постоянного, но скрытого знания прошлого, настоящего и будущего, которое всегда несёт внутри себя вечный дух. Но воплощённый ум невежества, как он есть сейчас у нас, опирающийся на физическое сознание, по прежнему сохраняется как обуславливающее окружение, как сила, которая вмешивается, как ограничивающая привычная сила, которая мешает новой формации, которая смешивается с ней, или даже, в моменты больших озарений, которая сразу же становится пограничной стеной и прочным субстратом. И это накладывает свою неспособность и свои ошибки. И чтобы убрать эту настойчивость, первое, что нужно, это по-видимому, развитие способности озарённого интуитивного интеллекта, который видит истину о времени и о событиях в нём так же хорошо, как и все другие истины при помощи интуитивного мышления, чувства, видения, и который обнаруживает и убирает своим естественным светом различения вторжения заблуждений и ошибок. 4-25-19. Всякое интуитивное знание приходит … от света осознающего себя духа, входящего в ум, духа, скрытого позади ума …Всякое интуитивное знание приходит более или менее непосредственно от света осознающего себя духа, входящего в ум, духа, скрытого позади ума, и сознающего всё в себе и во всех своих "я", всезнающего и способного осветить невежественный или забывший себя ум, будь это редкие или постоянные вспышки озарения, или устойчивый струящийся свет, из своего всезнания. Это всё включает в себя всё, что было, есть или будет во времени, и это всезнание не ограничено, не затруднено, не запутано нашим ментальным делением на три времени и идеей и опытом мертвого и уже несуществующего и плохо запомнившегося или забытого прошлого и ещё не существующего и поэтому непознаваемого будущего, которые так властвуют над умом в невежестве. Соответственно, рост интуитивного ума может принести с собой способность знания времени, которое приходит к нему не от внешних указаний, а изнутри, из всеобще души вещей, из её вечной памяти о прошлом, её неограниченной власти над всем в настоящем и её предвидения, или, как это было парадоксально, но метко названо, его памяти о будущем. Однако же, эта способность действует сначала спорадически и неуверенно, а не организованно. По мере роста силы интуитивного знания, становится более возможным управлять использованием этой способности и до определённой степени упорядочивать её функциональные и разнообразные движения. Приобретённая способность может организована для управления материалами и для знания в основном или детального знания вещей в тройном времени. Но обычно она формируется как особая и необычна способность, а обычное действие ментальности или большая часть её остаётся еще умом невежества. Это очевидное несовершенство и ограничение, и только когда эта способность занимает своё место в качестве обычного и естественного действия ума, полностью ставшего интуитивным, можно говорить о совершенстве способности знания тройного времени, насколько это возможно для ментального существа. 4-25-20. Именно благодаря … ум невежества может стать более успешным … заменённый умом знания, которое уже содержится в нём.Именно благодаря постепенному вытеснению обычного действия интеллекта, обретению полной и целостной уверенности в интуитивном "я" и переводе потом на интуицию всех элементов ментального существа, ум невежества может стать более успешным, если ещё не окончательно, заменённый умом знания, которое уже содержится в нём. Однако для этого, и особенно для такого вида знания, необходимо прекратить выстраивать ментальные конструкции на основе ума невежества. Обычный ум отличается от интуитивного тем, что первый, ищущий в темноте, или, самое большее, при зыбком свете своего факела, во-первых, видит вещи только такими, как они представляются в этом его свете. И во-вторых, там, где обычный ум не имеет знания, он при помощи воображения, зыбких выводов, других своих вспомогательных средств начинает конструировать подделки под знание, и с готовностью принимает их за истину. Он выстраивает призрачные проекции, туманные сооружения, нереальные продолжения, обманчивые предвосхищения, возможности и вероятности, которые готов принять за нечто достоверное. Интуитивный ум ничего не выстраивает таким искусственным образом, но делает себя приёмником света и позволяет истине проявляться в нём и организовывать свои построения. Однако, пока есть смешанное действие и разрешено действовать смешанным ментальным построениям и ментальному воображению, эта пассивность интуитивного ума по отношению к более высокому свету, к свету истины, не может быть полной или уверенно стать основной, и поэтому не может организовать надёжное знание тройного времени. Именно из-за этой преграды и смешения та способность видения времени, видения назад, видения вокруг, предвидения, которая иногда отмечает озарённый ум, не только остаётся ненормальной способностью по сравнению с другими, вместо того, чтобы стать частью самой тканью ментального действия, но также случайна, очень фрагментарна и часто омрачена незамеченными примесями или подменяющим суть вмешательством ошибки. 4-25-21. Ментальные построения, которые мешают, бывают в основном двух видов.Ментальные построения, которые мешают, бывают в основном двух видов. И первый, и сильнее всего искажающий — это те, которые исходят из напряжения воли, претендующей видеть и определять, которое мешает знанию и не даёт интуиции быть пассивной по отношению к свету истины и стать её беспристрастным и чистым каналом. Личная воля, принимает ли она форму эмоций и желаний сердца, или витального желания, или сильных динамических желаний, или волевых предпочтений интеллекта, это очевидный источник искажения, когда её проявления пытаются, как они это успешно делают, навязать себя знанию и заставить нас принять то, что мы хотим или к чему стремимся за то, что есть или что должно быть. Потому что или они мешают действовать истинному знанию, или если истинное знание вообще появляется, они хватаются за него, искажают его форму и делают получившееся искажение оправдывающей основой для многочисленной лжи, созданной желанием. Личная воля должна быть или отброшена в сторону, или её внушения должны оставаться на своём месте до тех пор, пока не произойдёт отсылка к более высокому безличному свету. А после этого она или получит санкцию, или будет отвергнута в соответствии с истиной, которая исходит из более глубокого внутреннего плана, чем ум или же из более высокого плана. Но даже если личная воля удерживается в подвешенном состоянии, а ум пассивен для восприятия, они могут быть атакованы и обмануты внушениями всех видов сил и возможностей, которые стремятся к реализации в мире, и которые приходят, представляя то, что они вбрасывают в поток их воли к существованию как истину прошлого, настоящего или будущего. И если ум поддаётся этим самозваным внушениям, принимает их собственные оценки, не отбрасывает их в сторону и не соотносит их со светом истины, то неизбежно появится препятствие для истины или будет её искажение истины. Существует возможность полного исключения элемента воли и превращения ума в тихий и пассивный регистратор более высокого озарённого знания. И в этом случае возможно гораздо более точное восприятие интуиции времени. Целостность существования, однако, требует волевого действия, а не только неактивного знания. И поэтому более широкое и более совершенное средство состоит в том, чтобы постепенно заменять личную волю всеобщей, которая не настаивает ни на чём, что она не чувствует с уверенностью в качестве интуиции, вдохновения или откровения того, что должно быть из более высокого света, в котором воля едина со знанием. 4-25-22. Второй тип ментального конструирования относится к самой природе нашего ума и интеллекта …Второй тип ментального конструирования относится к самой природе нашего ума и интеллекта и их взаимодействию с вещами во времени. Здесь всё видится для ума как сумма реализованных реальностей с их предшественниками и естественными последствиями, как неопределённость возможностей и, возможно, хотя в этом нет уверенности, как нечто, определяющее всё позади, как некая воля, судьба или Сила, что отвергает одни возможности и санкционирует или навязывает другие среди многих оставшихся. По этой причине конструкции ума это частично — выводы из действительного, как в прошлом, так и в настоящем, частично — выводы из самовольного или воображаемого и предполагаемого отбора и комбинации возможностей, и частично — выводы из принимающего решения рассуждения, или из суждения, основанного на предпочтениях, или из настойчивого творческого волевого интеллекта, пытающегося зафиксировать среди массы фактов и возможностей окончательную истину, которую он пытается открыть или определить. Всё это обязательно нужно убрать из нашего мышления и действия в уме, или трансформировать, прежде чем интуитивное знание сможет организовать себя на прочной основе. Трансформация возможна, потому что интуитивный ум должен выполнять ту же работу и охватывать ту же область, но по другому обращаясь с материалами и по-другому освещая их значение. Всё это исключить можно, потому что всё на самом деле содержится в сознании истины выше и сделать ум неведения и чуткую восприимчивость более молчаливыми не выходит за пределы наших возможностей, в которых интуитивные озарения, спускающиеся из сознания истины могут восприниматься с тонкой или ясной аккуратностью, и все материалы знания видны на своём месте и в правильном соотношении. На практике мы обнаруживаем, что оба метода используются по очереди, или вместе, чтобы перейти от одного типа ментальности к другому. 4-25-23. Интуитивный ум … должен правильно видеть через ментальное чувство и видение три вещи: фактические обстоятельства, возможное и необходимое.Интуитивный ум, встречаясь с тройным движением времени, должен правильно видеть через ментальное чувство и видение три вещи: фактические обстоятельства, возможное и необходимое. Сначала развивается первичное интуитивное действие, которое видит главным образом поток последовательных фактических обстоятельств во времени, как и обычный ум, но с непосредственной прямотой истины и спонтанной точностью, на которые обычный ум не способен. Интуитивный ум видит их сначала с помощью восприятия, мысленного действия, мысленного чувства, мысленного видения, которые сразу обнаруживают силы, действующие на людей и вещи, мысли, намерения, импульсы, энергии, влияния, в них и вокруг них. А также он видит то, что приходит, или собирается прийти в них или на них из окружающей среды или из тайных источников, невидимых для обычного ума. Он различает их быстрым интуитивным анализом, свободным от поиска или труда, или при помощи синтетического общего видения системы этих сил, отличая эффективное от неэффективного, или частично действенного, и кроме того, видит тот результат, который должен появиться. Это — целостный процесс интуитивного видения реальных обстоятельств, но есть и другие, менее полные по своему характеру. Например, можно развить способность видеть результат без какого-либо предварительного или одновременно происходящего восприятия действующих сил. Или же, эти действующие силы могут быть увидены только потом, а результат их действия в знании возникнет сразу и самым первым. С другой стороны, может быть частичное или полное восприятие всей системы сил, но будет неуверенность в окончательном результате или только медленно наступающая или относительная неуверенность. Таковы этапы развития способности к целостному и единому видению реальных обстоятельств. 4-25-24. Интуитивное знание такого вида не является окончательно совершенным инструментом для знания времени.Интуитивное знание такого вида не является окончательно совершенным инструментом для знания времени. Интуитивный ум движется естественным образом в потоке настоящего и правильно видит от одного момента времени к другом только настоящее, ближайшее прошлое и ближайшее будущее. Он может, правда, спроецировать себя назад и правильно восстановить с помощью этой же способности, и обработать прошедшее действие, или же спроецировать себя вперёд и правильно восстановить что-то в более отдалённом будущем. Но для нормальной способности мысленного видения это более редкое и более трудное усилие. И обычно, чтобы свободнее пользоваться этим проецированием нужна помощь и поддержка психического видения. Более того, он может видеть только то, что придёт в ненарушенном процессе реальностей. И его видение будет неприменимо, если появится непредвиденный натиск сил, или же вмешивающаяся сила спустится из областей более широких потенциальных возможностей, изменяя систему условий, а это как раз то, что постоянно происходит при действии сил в движении времени. Интуитивный ум может помочь себе восприятием вдохновений, проливающих для него свет на эти потенциальные возможности и восприятием властных откровений, которые указывают на то, что является решающим в них и в их последствиях, и с помощью этих двух способностей исправлять ограничения восприятия реальности интуитивным умом. Однако, способность этого первого интуитивного действия иметь дело с такими более великими источниками видения никогда не бывает такой совершенной, какой она всегда должна быть, когда низшая сила обрабатывает материалы, полученные от более высокого сознания. Её особенностью всегда будет значительное ограничение видения из-за его акцента на поток непосредственных реальных обстоятельств. 4-25-25. Однако, можно развить ум озарённого вдохновения, …Однако, можно развить ум озарённого вдохновения, который будет лучше чувствовать себя среди более высоких потенциальных возможностей движения времени, которому будет легче видеть далёкие вещи, и в тоже время сможет погрузиться в себя, в свой более сверкающий, широкий и мощный свет, в интуитивное знание действительности. Этот вдохновенный ум будет видеть всё в свете более широких потенциальных возможностей в мире, и отмечать поток реальных обстоятельств как выборку и результат из массы других действенных возможностей. Однако, если это видение не будет сопровождаться достаточным раскрывающим знанием того, что должно быть, оно будет подвержено сомнениям или приостановке способности, которое выявляет между различными потенциальными направлениями движения нужное, или даже будет приводить к движению, которое идёт в сторону от линии возможной действительности и следовать за другой линией, линией, которая пока ещё не применима. Помощь раскрывающего знания о том, что должно быть с более высоких планов будет помогать уменьшить это ограничение, но здесь снова возникает трудность обращения более низкой способности с материалами, которые даются ей из сокровищницы более высокого света и силы. Но можно также развить ум озарённого откровения, который, принимая в себя два более низких движения, видит то, что определено позади игры потенциальных возможностей и реальностей и наблюдает за последними как за средствами развёртывания своих решений о том, что должно быть. Интуитивный ум, сформированный таким образом и поддерживаемый активным психическим сознанием, может обладать очень значительной способностью к познанию времени. 4-25-26. В то же время, обнаруживается, что это всё ещё ограниченный инструмент.В то же время, обнаруживается, что это всё ещё ограниченный инструмент. Во-первых, такой ум будет представлять более высокое знание, которое работает в материи ума, которое вброшено в ментальные формы и всё ещё подчиняется ментальным условиям и ограничениям. Это знание будет всегда опираться главным образом на последовательность мгновений настоящего как на основу своих шагов и последовательности шагов познания, как бы далеко оно не уходило назад или вперёд. Оно будет двигаться в потоке Времени даже в своём самом высоком действии откровения и не будет видеть движение с более высоких планов или движение в неподвижностях вечного знания с их более широкими диапазонами видения. И поэтому оно всегда будет связано с второстепенным и ограниченным действием и с определённым разбавлением, уточнением и относительностью в своих действиях. Более того, его знание не будет обладанием знания само по себе, а восприятием знания. В лучшем случае это создаст вместо ума невежества ум знания, которое забыло себя, которое постоянно напоминается и освещается скрытым осознанием себя и осознанием всего. Диапазон, протяжённость, нормальные направления действия такого знания будут меняться в зависимости от развития, но оно никогда не сможет освободиться от довольно сильных ограничений. И это ограничение будет подталкивать всё ещё окружающей или подсознательно существующий ум невежества вновь утверждать себя, устремляться внутрь или вверх, действуя там, где интуитивное знание отказывается действовать, или не способно действовать, и будет снова приносить вместе с собой путаницу, мешанину и ошибки. Единственной гарантией будет отказ от попыток знать, или, по крайней мере, приостановка усилий познания до тех пор, пока не спустится более высокий свет и не расширит своё действие. Это самоограничение трудно осознать, и если слишком тщательно его выполнять, оно может ограничить рост искателя. С другой стороны, если уму невежества будет позволено снова проявляться и искать в своей собственной, спотыкающейся и несовершенной силе, то может возникнуть постоянное колебание между двумя состояниями, или смешанное действие двух способностей вместо некоего определённого, хотя и относительного совершенства. 4-25-27. Чтобы выйти из этой дилеммы нужно идти к ещё большему совершенству …Чтобы выйти из этой дилеммы нужно идти к ещё большему совершенству, в котором формирование интуитивного ума, вдохновенного ума и ума откровения это только подготовительная стадия. И это будет происходить благодаря постоянному притоку и нисхождению всё больше и больше супраментального света и энергии во всё ментальное существо и постоянному подъёму интуиции и её способностей к их источнику в открытом великолепии супраментальной природы. Затем начинается двойное действие интуитивного ума, который осознаёт, открывается и постоянно направляет своё знание к свету над ним для поддержки и подтверждения, и самого этого света, который создаёт высший ум знания, а фактически — само супраментальное действие во всё более и более трансформированном материале ума и все менее и менее настойчивом подчинении ментальным условиям. Так формируется меньшее супраментальное действие, ум знания, который всегда стремится превратиться в истинный сверхразум знания. Ум невежества со всё большей определённостью исключается, и его место занимает ум знания, которое само забыло себя, освещаемый интуицией. Да и сама интуиция, более совершенно организованная, становится способна отвечать на всё более широкий призыв к ней. Возрастающий ум знания действует как сила-посредник, и по мере того, как он формирует себя, он действует на другие способности — преобразует их, или заменяет их, или вызывает дальнейшие изменения, которые ведут к переходу от ума к сверхразуму. Именно здесь начинает происходить изменение в осознании времени и в знании времени, которые получают свою основу, полную реальность и значение только на супраментальных уровнях. Поэтому, именно по отношению к истине сверхразума можно лучше прояснить его работу, потому что ум знания это только проекция и последний шаг в подъёме к супраментальной природе. 2023 фев 23 чт — 2023
март 19 вс
|