Вечная юность Лучи Света Матери Ауровиль будет местом непрерывного развития, постоянного прогресса и вечной юности. – Мать Секрет вечной юности[1] Знать, как возродиться в новую жизнь в каждый момент, и есть секрет вечной юности[2]. * Быть юным, значит жить в будущем. Быть юным, значит всегда быть готовым отказаться от того, чем мы являемся, чтобы стать тем, чем мы должны быть. Быть юным, означает никогда не соглашаться быть неисправимым[3]. * Возраст существует лишь для тех, кто выбирает стать старым[4]. * Тот, кто всегда улыбается, всегда остаётся юным[5]. * Вечная юность: это подарок, который Божественное дарит нам, когда мы становимся единым с Ним[6]. * Если бы рост сознания считался главной целью жизни, то многие трудности нашли бы своё решение. Наилучший путь всегда оставаться молодым – шагать вперёд в развитии цели нашей жизни[7]. * * * Юность – это постоянный прогресс Оставаться юным, значит никогда не прекращать стремиться к совершенству[8]. * Есть старость, намного более опасная и более реальная, чем накопленное количество лет: это неспособность к росту и прогрессу. Как только вы перестаёте двигаться вперёд, как только вы перестаёте прогрессировать, прекращаете совершенствовать себя, прекращаете улучшаться и расти, прекращаете трансформировать себя, вы действительно становитесь старым, то есть, вы идёте к закату в направлении разрушения. Здесь есть молодые люди, кто стар, и старые люди, кто молод. Если вы несёте в себе это пламя к прогрессу и трансформации, если вы готовы оставить позади себя всё, так, чтобы можно было бы идти вперёд скорым шагом, если вы всегда открыты к новому прогрессу, к новому усовершенствованию, к новой трансформации, тогда вы всегда молоды. Но если вы бездельничаете, удовлетворённые тем, что было достигнуто, если вы чувствуете, что достигли своей цели, и вам нечего больше делать, лишь наслаждаться плодами своих усилий, тогда более половины вашего тела уже в могиле; это дряхлость и настоящая смерть. Всё что сделано, это всегда ничто по сравнению с тем, что ещё предстоит сделать. Не смотрите назад. Смотрите в будущее, всегда в будущее и всегда идите вперёд[9]. * Для счастливой и эффективной жизни, необходимы: искренность, смирение, настойчивость и неутолимая жажда к прогрессу. Прежде всего, необходимо быть убеждённым в безграничной возможности прогресса. Прогресс – это юность; можно быть юным и в сто лет[10]. * Юность зависит не от малого количества прожитых лет, а от способности расти и прогрессировать. Расти, означает увеличивать потенциальные возможности, способности; прогрессировать, означает постоянно совершенствовать способности, чтобы, в самом деле, обладать ими. Старость не приходит от большого количества прожитых лет, но от неспособности или отказа продолжать расти и прогрессировать. Я знала старых людей двадцатилетнего возраста и юных, которым было по семьдесят. Как только хочется угомониться в жизни и пожинать плоды своих прошлых усилий, как только думаешь, что сделал то, что нужно было сделать, и достиг того, что нужно было достичь, короче, как только прекращаешь прогрессировать, идти вперёд по пути совершенства, то, несомненно, отступаешь и становишься старым[11]. * Когда, напротив, вы убеждены, что всё то, что вы знаете – это ничто, по сравнению с тем, что ещё предстоит узнать, когда вы чувствуете, что всё то, что сделано, это только начало того, что ещё остаётся сделать, когда вы видите будущее, подобно очаровательному солнцу, сияющему бесчисленными возможностями, которые когда-то будут достигнуты, тогда вы юный, несмотря на то, что вы на земле уже много лет, юный и богатый, со всеми реализациями завтрашнего дня. И если вы не хотите, чтобы ваше тело подводило вас, избегайте растрачивать впустую свои энергии в бесполезных дискуссиях. Что бы вы не делали, делайте это в состоянии спокойной и невозмутимой уравновешенности. В покое и молчании содержится величайшая сила[12]. * Только те годы, что прошли бесполезно, заставляют вас стареть. Год, потраченный впустую, это год, в течение которого не было достигнуто никакого прогресса, не было достигнуто никакого роста в сознании, не был сделан следующий шаг по направлению к совершенству. Посвятите свою жизнь достижению чего-то более высокого и более широкого, чем вы есть, и вы никогда не будете чувствовать тяжести прожитых лет[13]. * Сколько раз в жизни встречаются люди, кто становится пацифистом из-за того, что боятся сражаться, кто жаждет отдыха прежде, чем они заработали это, кто удовлетворён маленьким прогрессом, и в своём воображении и желаниях превращают это в чудесную реализацию, с тем, чтобы оправдать свою остановку на полпути. В обычной жизни, в самом деле, этого столько происходит; конечно, это капиталистический идеал, который притупил человечество и превратил человека в то, что он представляет собой сейчас. «Работайте, пока вы молоды, накапливайте состояние, зарабатывайте почёт, положение; будьте предусмотрительны, имейте немного предвидения, откладывайте хоть что-нибудь, копите капитал, становитесь чиновником – так, чтобы позже, когда вам будет сорок, вы могли бы сесть и наслаждаться своим доходом, а потом и ваша пенсия, и, как говорится, наслаждаться заслуженным отдыхом». – Сесть, остановиться на пути, не двигаться вперёд, заснуть, спускаться по направлению к могиле раньше времени, перестать жить для цели жизни – сесть! Хоть на
минуту останавливаешься двигаться вперёд: отступаешь назад. На момент
удовлетворён и не стремишься больше: начинаешь умирать. Жизнь – это движение,
это попытка, марш вперёд, покорение горы, подъём к новым откровениям, к будущим
реализациям. Нет ничего более опасного, чем желать отдыхать. Именно в действии,
в попытке, в движении вперёд должен быть найден отдых, истинный отдых полного
доверия в божественную Милость, отдых от отсутствия желаний, от победы над
эгоизмом. Истинный отдых приходит от расширения, универсализации сознания. Станьте такими же широкими, как мир, и вы всегда будете в состоянии покоя. Посреди действия, в самый разгар битвы, попытки, вы познаете покой бесконечности и вечности[14]. * Человек всегда находится в слишком большом нетерпении, он хочет, чтобы это поскорее было закончено. Когда сделана попытка: «О! хорошо, я предпринял попытку, теперь я должен получить награду за свою попытку». Фактически, это происходит потому, что нет этой радости прогресса. Радость прогресса предполагает, что если вы даже реализовали цель, которую поставили перед собой раньше – реализовать цель: имеется в виду: если мы реализуем супраментальную жизнь, супраментальное сознание – так вот, эта радость прогресса говорит: «О! но это будет только этап в вечности времени. Потом будет что-то ещё, а потом ещё и ещё, и всегда что-то будет вести к будущему». И именно это наполняет вас радостью. В то время как идея: «Ах! теперь я могу сесть, это закончено, я достиг своей цели, я буду радоваться, что сделал это», о! как это скучно! Тут же становишься старым и чахлым. Определение юности: можно сказать, что юность это постоянный рост и бесконечный прогресс – рост способностей, возможностей, поля действия и уровня сознания, продвижение работы в деталях[15]. * С того момента как вы удовлетворены и не стремитесь больше, вы начинаете умирать. Жизнь, это движение, жизнь, это попытка; это марш вперёд, восхождение к будущим откровениям и реализациям. Ничего нет более опасного, чем ожидание, чтобы отдохнуть[16]. * Для тех, кто хочет всегда прогрессировать, существуют три главных способа прогрессирования: 1) Расширять поле своего сознания. 2) Понимать всё лучше и полнее то, что знаешь. 3) Найти Божественное и отдавать себя его Воле всё больше и больше. Другими словами, это означает: 1) Постоянно улучшать возможности инструмента. 2) Непрерывно совершенствовать функционирование этого инструмента. 3) Сделать этот инструмент всё более и более восприимчивым и послушным Божественному. Всё больше и больше учиться понимать и делать вещи. Очищать себя от всего, что мешает человеку быть тотально отданным Божественному. Сделать сознание всё более и более восприимчивым к Божественному Влиянию. Можно было бы сказать: расширять себя всё больше и больше, углублять себя всё больше и больше, отдавать себя всё полнее и полнее[17]. * Открытость – это воля воспринимать и использовать для прогресса силу и влияние; постоянное стремление оставаться в соприкосновении с Сознанием; вера, что сила и сознание всегда с вами, вокруг вас, внутри вас, и что вы должны лишь не позволять ничему стоять на пути вашего восприятия их[18]. * Необходимо обладать постоянной волей обрести то, чего нет в природе, познать то, чего ещё не знаешь, быть способным сделать то, чего ещё нельзя сделать. Нужно постоянно прогрессировать в свете и мире, которые приходят при отсутствии личного желания[19]. * Даже самые красивые мысли не заставят нас прогрессировать, если у нас не будет постоянной воли выразить их в нас через более благородные чувства, более точные ощущения и лучшие действия[20]. * Прогрессировать: означает быть готовым каждую минуту отдать всё, чем являешься и всё что имеешь, чтобы продвигаться вперёд по пути[21]. * Каждый новый рассвет приносит возможность нового продвижения. Мы продвигаемся вперёд без спешки, поскольку уверены в будущем[22]. * * * Причины старения Наступление старости обусловлено двумя видами внушения. Первое, общее коллективное внушение – когда люди говорят вам, что вы становитесь старым и не можете ничего делать. А также индивидуальное внушение, которое постоянно повторяет: «Я становлюсь старым, я не должен стремиться к чему-либо». Истина совершенно другая. До тридцати, энергия тратится расточительно, так как происходит игра импульсов. После тридцати идёт урегулирование и ожидание полноты энергии. В пятьдесят начинается расцвет. В восемьдесят, становишься способным к полному получению[23]. * Сделано несколько совершенно интересных открытий: что клетка – бессмертна, и что результаты старения происходят просто от комбинации обстоятельств. Это исследование приводит к такому выводу, что старение, это просто плохая привычка, – которая кажется нам истиной… И это как раз то, что я осуществляю (я не думаю, что это нечто уникальное или исключительное): чем ближе приближаешься к самой клетке, тем больше клетка говорит: «Но я же бессмертная». Только это должно становиться сознательным. Но это происходит почти автоматически: клетки мозга очень сознательные; клетки кистей рук музыкантов очень сознательные; у атлетов и гимнастов клетки всего тела изумительно сознательные. Так, будучи сознательными, эти клетки осознают свой принцип бессмертия и говорят: «Почему мне нужно стареть? Почему?» Они не хотят стареть. Это очень интересно[24]. * Люди с обычным сознанием (это не вопрос идеи, концепции или чего-либо ещё: это сознание тела, сознание клеток тела), с обычным, естественным, нормальным сознанием имеют сознание полное скрежета и трения, оно в постоянном беспорядке, и в этом причина старения… Но другой путь представляет собой своего рода гармоничное, волнообразное движение (жест больших волн), почти за пределами времени, правда не совсем: некое ощущение времени есть, но второстепенное, что-то вдали. И это движение (тот же жест) создаёт ощущение вечности – бесконечности, при любых обстоятельствах – нет никакой причины, чтобы это прекратилось. Нет трения, нет конфликта, нет изнашивания, это может продолжаться бесконечно[25]. * С точки зрения духовного знания, дряхлость и разрушение – распад – совершенно просто и несомненно являются результатом неправильной позиции[26]. * Результат эго… это увядание существа. В этом причина старения, оно высушивает вас – существо увядает под ним, подобно увядшему цветку[27]. * Концентрация на самом себе означает разрушение и смерть. Концентрация исключительно на Божественном: приносит жизнь, рост и реализацию[28]. * * * Необходимость смерти Почему люди обязаны покидать свои тела? Потому что они не знают, как поддерживать природу в её продвижении к Божественному[29]. * Сейчас в других странах учёные начинают познавать, что смерть не является необходимостью. Но всё человечество упорно верит в существование смерти; можно сказать, что общее человеческое внушение основывалось на долгом неизменном опыте. Если бы это убеждение было изгнано сначала из понимающего ума, затем из витальной природы и подсознательных физических слоёв, то смерть не была бы больше неизбежной… Таковы были условия материи на земле, делающие смерть неизбежной. Весь смысл эволюции материи представлял собой рост от первичного состояния бессознательности к возрастанию сознания. И в этом процессе роста растворение форм становится неизбежной необходимостью, как, фактически, и происходит. Поскольку фиксированная форма была необходима, чтобы организованное индивидуальное сознание могло иметь устойчивую опору. И именно эта устойчивость формы делала до сих пор смерть неизбежной… Индивидуальная форма существовала как слишком связанная форма; она не может следовать движениям сил; она не может меняться в гармонии с прогрессивным изменением в универсальном динамизме; она не может непрерывно удовлетворять требование природы или следовать в ногу с ней; она выходит из потока. В определённой точке этого возрастающего несоответствия и дисгармонии между формой и силой, которая на него давит, полное растворение формы неизбежно. Должна быть создана новая форма, станут возможными новая гармония и чистота. В этом истинное значение смерти и использование её в природе. Но если форма станет более быстрой и пластичной, а клетки тела смогут пробудиться, чтобы меняться с изменением сознания, тогда не будет нужды в радикальном растворении, смерть не будет больше неизбежной[30]. * Один год добавленный к другому не должен приводить к старению. Это только привычка природы. Это только привычка того, что происходит на данный момент. И в этом как раз причина смерти. Напротив, можно вполне предвидеть, что движение ради совершенствования, которое приходит в самом начале жизни, могло бы продолжаться под другой формой… Можно иметь тело, которое растёт от совершенства к совершенству. Есть много вещей в теле, которые заставляют вас говорить: «Ах, если б это было вот так! Мне хотелось бы, чтобы это было так!» (Я не говорю о вашем характере, в нём так много вещей, которые надо менять; я говорю только о вашей физической наружности). Кое-где вы видите некоторую дисгармонию, и вы говорите: «Вот если бы эта дисгармония исчезла, как было бы хорошо!»… Но почему вы не думаете, что это может быть сделано? Ведь, если вы посмотрите на себя спокойно и беспристрастно – не как какая-то маленькая личность, но совершенно объективно, если вы посмотрите на себя, как могли бы взглянуть на кого-то другого, и вы скажете себе: «Но эта вещь не находится в гармонии с тем», и если вы посмотрите ещё ближе, это становится очень интересным; вы обнаружите, что эта дисгармония выражает какой-то дефект в вашем характере. Это означает, что в вашем характере есть нечто немного искривлённое, не совсем гармоничное, и оно представлено где-то в вашем теле. Вы пытаетесь привести это в порядок в своём теле, и вы понимаете, что, возвратившись к источнику этой физической дисгармонии, вы раскроете дефект в вашем внутреннем существе. И затем вы начинаете работать и получаете результат. Вы не знаете, до какой степени тело является пластичным! С другой точки зрения, мне хотелось бы сказать, что оно ужасно жёсткое, и именно поэтому тело разрушается. Но это потому, что мы не знаем, как обращаться с ним. Мы не знаем, когда мы всё ещё свежие, как маленькие листочки, как нам пожелать это обильное, великолепное, безупречное цветение. И, вместо того, чтобы говорить себе c несчастным видом: «Жаль, что мои руки такие тонкие, или мои ноги такие длинные, или моя спина не такая прямая, или моя голова не совсем гармоничная», мы бы сказали: «Это должно быть иначе, мои руки должны быть пропорциональны, моё тело гармоничным, каждая форма во мне должна выражать высочайшую красоту», затем надо следовать этому. И вы преуспеете, если знаете, как делать это с истинной волей, настойчивой, спокойной, терпеливой, не заботясь о проявлениях неудачи, продолжая свою работу спокойно, очень спокойно, продолжая желать, чтобы это было так, искать внутреннюю причину, найти её, работать энергично. Сразу же, как только вы увидите где-то маленького чёрного червячка, который выглядит несимпатичным и создаёт небольшое, довольно неприятное, отвратительное пятно, тогда хватайте это, извлекайте и отбрасывайте прочь, а в это место помещайте восхитительный свет. И через какое-то время вы обнаруживаете: «Надо же! Та дисгармония, которая проявлялась в моём лице, уходит; этот знак жестокости и не сознания, который проглядывал в моём выражении, исчезает». И затем, десять лет спустя, вы не узнаете себя больше… Если тело должно жить дальше, оно не должно разрушаться. Не должно быть никакого разрушения. Оно должно победить на одной стороне: оно должно подвергнуться трансформации, оно не должно разрушаться. С разрушением, бессмертие невозможно[31]. * От смерти ждать нечего. Жизнь – вот наше спасение. Только в жизни вы должны трансформировать себя. Только на земле вы прогрессируете и только на земле вы реализуете. Именно в теле вы одерживаете Победу[32]. * Если ничто, абсолютно ничто в вас не соглашается умирать, вы и не умрёте. Для кого-то, чтобы умереть это всегда секунда, возможно сотая доля секунды, когда он даёт своё согласие. Если нет этой секунды согласия, он не умирает. Я знаю людей, которые действительно должны были бы умереть согласно всем физическим и витальным законам: и они отказались. Они сказали: «Нет, я не умру», и они продолжали жить. И есть другие, которые совершенно не должны были умереть, но эти другого рода, и они говорят: «Ах! Ладно! Да, так намного лучше, это закончится», и это закончено. Даже этого хватит, даже ничего больше не надо, чем это: вам не нужно даже иметь настойчивое желание, только сказать: «Хорошо, да, с меня достаточно!» и всё закончено. Так что, на самом деле, всё подобно этому. Если, вы говорите смерти, стоящей у вашей постели: «Я не хочу тебя, уходи прочь», и она будет обязана уйти. Но обычно кто-то уступает, а для кого-то надо сражаться, кто-то должен быть сильным, кто-то мужественным и стойким, иметь огромную веру в необходимость жизни; подобно кому-то, кто, например, очень сильно чувствует, что должен ещё что-то сделать, и он абсолютно должен это сделать. Но кто уверен, тот не имеет внутри себя ни малейшей частицы пораженчества.где-то, а кто просто соглашается и говорит: «Это правильно»?... Именно здесь присутствует необходимость объединить себя. Каким бы путём мы ни шли, какой бы предмет ни изучали, мы всегда приходим к одному и тому же результату. Самое важное для человека, это объединиться со своим божественным центром; таким образом, он становится истинной индивидуальностью, хозяином себя и своей судьбы. В противном случае, он просто игрушка в руках сил, которые подкидывают его подобно куску корки на реке. Он идёт туда, куда не хочет идти, его заставляют делать вещи, которые он не хочет делать, и, в конце концов, он проваливается в дыру, без всяких сил, чтобы выбраться обратно. Но если вы сознательно организованы, объединены вокруг божественного центра, направляемы и управляемы им, вы становитесь хозяином своей судьбы. Стоит побеспокоиться, чтобы достичь этого[33]. * Вы сказали: «Нельзя ни ускорить, ни
задержать её час». Но смерть приходит, если человек перестаёт двигаться вперёд.
Поэтому, если человек прогрессирует, он может отсрочить этот час. Или же это означает,
что день и момент смерти предопределены от рождения? Нет. Вполне есть что-то ещё и на другом плане. Я писала где-то, что умирают только, когда соглашаются умереть – что кажется противоречит тому, что я сказала здесь… Есть две точки зрения. Здесь я привела совершенно обычную материальную точку зрения, этого физического сознания. Но я объясняла где-то, что в нашем существе присутствуют, так сказать, различные «слои детерминизма». Детерминизм есть в физическом существовании; детерминизм есть в витальном существовании; детерминизм есть в ментальном существовании; детерминизм имеют высочайший ментал и психическое. И к тому же, детерминизм имеет высочайшее существование – супраментальное существование имеет детерминизм. И детерминизм каждого человека приходит от комбинации всех этих детерминизмов… Если, например, на данный момент, когда весь физический детерминизм должен непременно привести к смерти, неожиданно вы входите в контакт с чрезвычайно высоким детерминизмом, подобно супраментальному, например, и вы успешно соединяете оба, в этот момент вы меняете ваш физический детерминизм полностью: смерть, установленная физическим детерминизмом, отменена, а условия меняются и оттесняются… Лишь немногие способны привнести вниз другой детерминизм в физический детерминизм. Они могут изменить час смерти… Сила заключается в том, чтобы привнести вниз высшее сознание в материальное сознание, и с высшим сознанием привнести вниз высший детерминизм, который меняет материальный детерминизм. Но немногие имеют эту силу. Я сказала, что очень мало, кто делает это. Фактически, лишь несколько[34]. * Если кто-то должен по той или иной причине покинуть своё тело и взять новое, не лучше ли сделать из смерти нечто великолепное, радостное, восторженное, чем делать из неё отвратительное поражение? Те кто цепляется, кто пытается любым возможным способом задержать конец даже на минуту или две, кто даёт вам пример ужасного мучения, показывает, что они не осознают свою душу… Всё же, возможно, это средство, разве нет? Можно превратить этот несчастный случай в средство, если вы сознательны, можно сделать из этого прекрасную вещь, очень прекрасную вещь, как и из всего. И замечу, те, кто не боится смерти, кто не озабочен, кто способен умереть без какого-либо отвращения, это те, кто никогда не думает об этом, кого не посещает всё время этот «ужас», стоящий перед ними, который они должны избежать, и который они пытаются отбросить от себя так далеко, как только могут. Эти люди, когда приходит случай, могут поднять свою голову, улыбнуться и сказать: «Вот я». Это именно они имеют волю наилучшим образом использовать свою жизнь, это именно они говорят: «Я останусь здесь столько, сколько необходимо, до последней секунды, и ни одно мгновение не будет потеряно для осуществления моей цели»; эти, когда приходит неизбежное, показывают наилучшее. Почему? – Это очень просто, потому что они живут в своём идеале, истиной своего идеала; так как для них это реальная вещь, сама причина их существования, и во всех вещах они могут видеть этот идеал, эту причину существования, и они никогда не опускаются в убогость материальной жизни. И поэтому, вывод таков: Мы никогда не должны желать смерти. Мы никогда не должны хотеть умирать. Мы никогда не должны бояться умереть. И во всех обстоятельствах мы должны желать превзойти себя[35]. * Нет большого различия между тем, что люди называют «жизнь», и тем, что они называют «смерть»: различие очень маленькое, и когда вы углубляетесь в основание проблемы во все её детали, различие становится ещё меньше. Люди всегда делают чистое разделение между двумя – это так глупо: есть живые люди наполовину мёртвые, и есть много умерших, кто… более жив[36]. * Но люди такие невежественные. Они создают такой ажиотаж вокруг смерти, как если бы это был конец – само слово «смерть» такое абсурдное! Я вижу это как прохождение из одного дома в другой или из одной комнаты в другую; вы делаете один простой шаг, вы пересекаете порог и вы на другой стороне – а затем вы возвращаетесь обратно… И когда вы живёте в своей душе, существует непрерывность, потому что душа помнит, она хранит всю память; она помнит все происшествия, даже внешние происшествия, все внешние движения, всё было связанным. Поэтому, это непрерывное, сплошное движение, здесь и там, из одной комнаты в другую, из одного дома в другой, из одной жизни в другую[37]. * До того, как существо будет способно достичь состояния, в котором смерть не является необходимой, вы будете находить её абсолютно… совершенно естественным, неважным случаем. Прежде всего, это нечто такое, что имеет совсем малую важность[38]. * * * Ум, витал и физическое в старении Физическое существо, в том состоянии, в котором оно находится в настоящий момент – то есть, достигнув определённой точки подъёма, оно опять опускается вниз. Есть элементы, которые не могут снова слишком снизиться; но всё же они снижаются, нельзя не признать это. Витальному существу, а также ментальному существу – это не обязательно. Если витальное существо знает, как соединиться с универсальной силой, оно может очень легко не иметь падения; оно может продолжать восходить. И, абсолютно точно, что ментальное существо полностью свободно от всякого упадка, если оно продолжает нормально развиваться. Поэтому они прогрессируют настолько долго, насколько они остаются в согласии и под влиянием психического. Это только физическое существо растёт и разлагается. Но подобное происходит от недостатка его пластичности и восприимчивости и из-за самой его природы; это не является неизбежным. Поэтому, есть возможность думать, что в данный момент, поскольку само физическое сознание прогрессирует сознательно и намеренно, ну, в общем, до некоторой степени, и, само тело, всё более и более будет способно сначала сопротивляться распаду – это, очевидно, должно быть первым движением – и затем, постепенно, начинать расти во внутреннем совершенствовании до тех пор, пока не преодолеет силы разложения. Но, по правде говоря, это единственная вещь, которая на данный момент не совершает прогресс. Всё другое прогрессирует. Но эта наша субстанция – то есть, эта материальная физическая субстанция, формирующая и составляющая организм, живущий на протяжении определённого промежутка времени в данной форме, после чего эта форма изнашивается и разлагается – сама субстанция, составляющая эти последовательные формы, прогрессирует через все эти формы. То есть, молекулярная, клеточная субстанция – возможно даже клеточная – молекулярная и атомическая, прогрессирует в своей способности выражать божественную Силу и Сознание. Через все эти организмы, эта субстанция становится всё более и более сознательной, всё более и более светлой, всё более и более восприимчивой, до тех пор, пока не достигнет достаточного совершенства, чтобы стать способным проводником самой божественной Силы, которая сможет использовать его, как она использует элементы других частей творения, как ум и витал. И на этот момент физическая субстанция будет готова проявить в мире новое Сознание, новый Свет, новую Волю. Через все века, через все бесчисленные жизни, проходящие через неисчислимые организмы, используя бесчисленные опыты, она, так сказать, становится очищенной; она подготовлена и становится всё более и более восприимчивой и открытой к божественным Силам[39]. * Все те, кто
творят умственно, учатся и живут в ментальной деятельности, благодаря тому, что
ментальная деятельность происходит постоянно, они могут прогрессировать
бесконечно. Ум в человеческом существе не прекращает функционировать, даже
когда физический инструмент разрушился. Он, возможно, не проявляет больше свои
способности материально, если например, в мозге есть повреждение, но сам ум,
независим от инструмента, ничто не может препятствовать ему прогрессировать и
продолжать расти. Он остаётся всё ещё юным, в то время как физическое существо
уже старое. Только когда вы не достаточно заботитесь, чтобы поддерживать ваш
мозг в хорошем состоянии, либо по причине несчастных случаев в нём есть
повреждения, тогда вы не можете больше выразить себя. Но сам по себе ум
продолжает расти. И те, у кого присутствует достаточный физический баланс, к
примеру, те, кто не склонен к эксцессам какого-либо рода, кто никогда не
обращается жестоко со своим телом, кто никогда не травил себя, подобно
большинству людей – кто никогда не курил, не пил алкоголь и т.д. – хранят свой
мозг в сравнительно хорошем состоянии, и они могут прогрессировать даже в своём
выражении, до самого конца своей жизни. И лишь в последние годы своей жизни они
совершают нечто вроде ухода внутрь себя, они теряют свою силу выражения. Но ум
продолжает прогрессировать[40]. * Учиться постоянно, не просто интеллектуально, но психологически, прогрессировать в отношении характера, развивать наши качества и исправлять наши недостатки, так чтобы всё могло быть возможностью исцелить себя от неведения и неспособности – тогда жизнь становится чрезвычайно интересной и стоит жить[41]. * Можно также учить тело, что почти не существует ограничений роста его способностей или его прогресса, при условии, что найден истинный метод и правильная забота о физическом организме. Это один из многих опытов, в котором мы хотим попытаться преодолеть это коллективное внушение и показать миру, что человеческие возможности превышают всякое воображение[42]. * Как только тело научится искусству постоянно прогрессировать в направлении совершенствования, мы будем действительно на пути преодоления неизбежности смерти[43]. * Это хорошо делать зарядку и вести простую гигиеническую жизнь, но для тела, чтобы быть истинно совершенным, надо открыться божественным силам, надо быть подчинённым только божественному влиянию, надо постоянно стремиться к реализации Божественного[44]. * * *
Пробуждение сознания в материи «Смерть это вопрос, который природа постоянно ставит перед Жизнью и напоминает ей, что она ещё не нашла себя. Если бы не было осады смерти, существо было бы навсегда привязано к форме несовершенной жизни. Преследуемое смертью, оно пробуждается к идее совершенной Жизни и ищет её средства и возможности». (Шри
Ауробиндо, SABCL, 16 :
386) …Это вопрос, который каждый человек, чьё сознание хоть немного пробуждено, задавал себе хотя бы раз в своей жизни. В самой глубине существа присутствует такая нужда сохранять навсегда, продолжать, развивать жизнь, что в тот момент, когда мы имеем первый контакт со смертью, который, хотя и может быть весьма случайным контактом, всё же, является неизбежным, есть нечто вроде отвращения в существе. В тех, кто чувствительный, это производит ужас; у других, негодование. Существует тенденция спрашивать себя: «Что это за чудовищный фарс, в котором каждый принимает участие, не ожидая и не понимая этого? Неужели мы рождены лишь для того, чтобы умереть? К чему все эти усилия для развития, прогресса, расцветания способностей, если это лишь для того, чтобы дойти до спада, заканчивающегося упадком и разрушением? ...» . Некоторые чувствуют в себе протест, те, кто менее сильные, чувствуют отчаяние, и всегда поднимается этот вопрос: «Если позади всего этого стоит сознательная Воля, то эта Воля просто чудовищная». Но здесь Шри Ауробиндо говорит нам, что именно нужда в совершенстве и необходимость в прогрессе является важным средством пробуждения в сознании материи, что без этой катастрофы все существа были бы удовлетворены условиями, в которых они находятся – возможно… Это не точно. И затем, мы принимаем вещи такими, какие они есть и говорим себе, что мы должны найти выход из всего этого. Факт в том, что всё находится в состоянии постоянного прогрессивного развития, то есть, всё творение, вся вселенная движется вперёд в направлении совершенства, которое, кажется, отступает, как только начинаешь двигаться вперёд; то, что казалось на какой-то момент времени совершенством, спустя время уже не является таковым. Самые тонкие состояния существа в сознании, следуют за этим продвижением, по мере того, как оно продвигается, и чем выше мы поднимаемся, тем больше ритм движения вперёд походит на ритм вселенского развития и приближается к ритму божественного развития; но материальный мир – жёсткий по своей природе, трансформация происходит медленно, очень медленно, почти неощутимо по меркам времени, как его воспринимает человеческое сознание … и поэтому происходит постоянное нарушение равновесия между внутренним и внешним движением; и эта потеря баланса, эта неспособность внешних форм следовать движению внутреннего прогресса вызывает необходимость разложения и изменения форм. Но если бы в эту материю можно было бы впустить достаточно сознания, чтобы обрести тот же ритм, если бы материя смогла стать достаточно пластичной, чтобы следовать внутреннему продвижению, этого нарушения баланса не происходило бы, и в смерти не было бы больше необходимости. Так,
согласно тому, что Шри Ауробиндо говорит нам, природа нашла это, скорее
радикальное средство, чтобы пробудить в материальном сознании необходимость
стремления и пластичность. Ясно, что в большинстве случаев доминирующей характеристикой материи является инерция, и что если бы здесь не было этого принуждения, возможно, что индивидуальное сознание было бы таким инертным, что лучше чем меняться, оно предпочло бы жить в постоянном несовершенстве… Такое возможно. В любом случае, в то время, как вещи сделаны, и для нас, кто знает немного больше, есть только одна вещь, которую остаётся сделать: изменить всё это, поскольку мы имеем средства, чтобы призвать Силу, Сознание, новое Могущество, способное привнести в материальную субстанцию вибрацию, могущую трансформировать её, сделать её пластичной, гибкой, прогрессирующей… Почему это тело, как только сделан некоторый прогресс, чувствует потребность сесть? Оно устало. Оно говорит: «Ох! вы должны подождать. Мне нужно время, чтобы отдохнуть». Именно это ведёт его к смерти. Если оно чувствует внутри себя этот пыл сделать всегда лучше, стать более прозрачным, более красивым, более светлым, вечно юным, можно было бы ускользнуть от этой жуткой шутки Природы. Для неё это не имеет важности. Она видит в целом, она видит тотально; она видит, что ничто не потеряно, что это только различные комбинирования большого количества бесчисленных мельчайших элементов, без всякой важности, которые помещены обратно в горшок и, как следует, перемешаны – и из этого получается что-то новое. Но эта игра не является забавной для каждого. И если бы в чьём-то сознании можно было бы быть таким же широким, как она, более могущественным, чем она, почему нельзя сделать ту же самую вещь лучшим способом? Именно эта проблема стоит сейчас перед нами. С добавлением новой помощи этой Силы, которая низошла, которая проявляется и работает, почему бы каждому не взять в свои руки эту потрясающую игру и не сделать её более красивой, более гармоничной, более истиной? Она только нуждается в мозгах достаточно способных, чтобы получать эту Силу и сформулировать возможный курс действия. Должны быть сознательные существа достаточно способные убедить Природу, что есть другие методы, отличные от её методов… Это выглядит как безумство, но все новые вещи всегда выглядели подобно безумству, прежде чем они стали реальными[45]. * Первое, что физическое сознание должно понять, что все трудности, которые мы встречаем в жизни, исходят из того факта, что мы не полагаемся исключительно на Божественное для необходимой нам помощи. Только Божественное может освободить нас от механизма универсальной Природы. И это освобождение необходимо для рождения и развития новой расы. Лишь отдача себя полностью Божественному, с абсолютным доверием и благодарностью, осуществит преодоление трудностей[46]. * * * Новое рождение в истинном сознании То, что мы называем «новое рождение» – это рождение в духовную жизнь, в духовное сознание; это означает нести в себе что-то от духа, который индивидуально, через душу, может начать управлять жизнью и быть хозяином существования[47]. * Изменение сознания эквивалентно новому рождению, рождению в более высокой сфере существования[48]. * Новое рождение: рождение истинного сознания, рождение Божественного Присутствия в нас[49]. * Самая эффективная вещь – это изменение сознания; это внутреннее освобождение через постоянное, сокровенное единение, абсолютное и неизбежное, с вибрацией супраментальных сил. Поглощённость в каждую секунду, воля всех элементов существа, стремление всего существа, включая все клетки тела и есть это единение с супраментальными силами, с божественными силами… Единственная вещь, которая имеет значение, это постоянный, тотальный, полный контакт – постоянный, да, постоянный – с Силой, Светом, Истиной, Мощью и с этим неописуемым наслаждением супраментального сознания[50]. * Сесть в медитации перед закрытой дверью, как если бы это была тяжёлая бронзовая дверь – и мы сидим перед ней с волей, чтобы открыть её – и пройти на другую сторону: и такая полная концентрация, полное стремление, собранное в луч, и мы толкаем, толкаем, толкаем эту дверь, толкаем всё больше и больше, с возрастающей энергией, пока она вдруг не распахивается, и мы входим. Это производит очень мощное впечатление. И таким образом, мы словно погружены в свет, и к тому же имеем полное наслаждение от неожиданного и радикального изменения сознания, с пониманием, что захвачены полностью, и ощущением, что становимся другим человеком. И это очень конкретный и очень действенный способ вхождения в контакт со своим психическим существом[51]. * * * В направлении бессмертия Жизнь бессмертна. Это только тело разрушается[52]. * Если мы проделаем небольшой путь внутрь себя, мы обнаружим, что в каждом из нас есть сознание, которое живёт на протяжении веков и проявляется во множестве форм[53]. * Число 100 само по себе не имеет особого значения в протяжённости человеческой жизни. Но только потому, что человеческая жизнь стала такой сложной, она стала также относительно короткой, и теперь редко кто может дожить до ста лет. Когда человек жил в гармонии с природой, его жизнь продолжалась дольше. Когда человек живёт Божественным и ради Божественного, его жизнь будет длиннее, и однажды Божественное откроет ему секрет бессмертия[54]. * Раньше здесь были люди, кто пришёл сюда, потому что они думали, что присоединение к Ашраму достаточно для того, чтобы стать бессмертным. И они очень стремились к бессмертию. Конечно, это были старые люди, кто не видел очень длинный путь перед собой, и они желали продлевать его бесконечно – то, что люди понимают под «бессмертием», это бесконечное продолжение того, что они из себя представляют. Так, первому же человеку, сделавшему это замечание, я ответила: «Я не знаю, сможет ли кто-либо стать бессмертным – вероятно нет – но даже среди тех, кто имеет способность стать бессмертным, многие ли готовы заплатить цену ради этого?». Поскольку число вещей, которые должны быть оставлены позади, настолько значительное, что возможно на полпути они сказали бы: «Ну уж нет, цена слишком высока». … Здесь было много людей, очень много, кто спрашивал меня: на что будет похожа новая жизнь, и кому я отвечала: «Там будет обмен сил, циркуляция энергии; структура тела будет совершенно другой, все эти неуклюжие органы исчезнут и будут заменены психологическим функционированием; а необходимость принимать пищу, всегда принимать пищу, исчезнет»… Я видела лица, которые вытягивались всё больше и больше. Люди говорили, «О! и все вкусные вещи, которые мы едим, всё уйдёт?» Это небольшие примеры, есть много других, более важных вещей. Самая важная, самая трудная вещь, это отвергать своё эго, и для тех, кто не готов, отвержение своего эго – подобно умиранию и умиранию гораздо большему, чем физическая смерть, для них смерть эго подобна исчезновению существа – это не правильно, но производит такого рода впечатление. Чтобы быть бессмертным, мы должны отвергать все ограничения, и эго представляет собой величайшее ограничение; поэтому, если «я» не бессмертно, то какой от него прок[55]? * Если вы хотите, чтобы ваше физическое сознание было в состоянии принять физическое бессмертие, вы должны быть свободны до такой степени от всего, что в настоящий момент присутствует в физическом сознании, что это становится битвой в каждую секунду. Все чувствования, все ощущения, все мысли, все рефлексы, все симпатии, все антипатии, все существующие вещи, всё то, что производит фабрика нашей физической жизни, должно быть преодолено, трансформировано и освобождено от всех своих привычек. Это битва в каждую секунду против тысяч и миллионов врагов. Если вы не чувствуете себя храбрым воином, то лучше за это не браться[56]. * Первое сражение, против чего следует бороться, уже огромно: это ментальная битва против коллективного внушения: массивного, огромного, несокрушимого, основанного на тысячелетнем опыте, на законе Природы, который, кажется, ещё не имел какого-либо исключения. Он переводит себя в это упорное утверждение: это всегда так, это не может быть по-другому; смерть неизбежна, и это сумасшествие надеяться, что всё может быть иначе. Сговор единогласный, и до настоящего времени даже наиболее продвинутые учёные едва отваживались высказать противоречащее замечание, надежду для будущего. Например, религии, большинство из них, основывали свою силу действия на факте смерти, и они утверждают, что Бог захотел, чтобы человек умирал, так как он сотворил его смертным. Многие из них делают из смерти спасение, освобождение, иногда даже вознаграждение. Их предписание: подчинитесь воле Высочайшего, примите без ропота идею смерти, и у вас будет мир и счастье. Несмотря на всё это, ум должен оставаться непоколебимым в своём убеждении и поддерживать непоколебимую волю. Но для тех, кто решил победить смерть, все эти внушения не имеют эффекта и не могут затронуть его веру, которая основывалась на глубоком откровении. Второе сражение, это сражение с чувствами, борьба против привязанности ко всему, что мы создали, ко всему, что мы любили. Усердным трудом, иногда ценой огромных усилий вы создали дом, карьеру, социальную, литературную, артистическую, научную или политическую работу, вы сформировали окружающую среду, с собою в центре, и вы зависите от неё настолько же, насколько она зависит от вас. Вы окружены группой людей, родственниками, друзьями, помощниками, и когда вы думаете о своей жизни, они занимают почти такое же большое место, как вы сами в своих мыслях, настолько большое, что если бы вдруг их отбросили от вас прочь, вы почувствовали бы себя потерянным, как если бы исчезла очень важная часть вашего существа. Дело не в том, чтобы отказаться
от всех этих вещей, так как они, по крайней мере, в значительной степени
составляют намерение и цель нашего существования. Но вы должны оставить всю
привязанность к этим вещам, так, чтобы вы могли быть способны жить без них, или
скорее так, чтобы вы могли быть готовы, если они покинут вас, заново строить
новую жизнь для себя, в новых обстоятельствах и делать это бесконечно,
поскольку таково последствие бессмертия. Это состояние может быть
охарактеризовано следующим образом: быть способным организовать и выполнять всё
с предельной заботой и вниманием и всё же оставаться свободным от любого
желания и привязанности, поскольку, если вы хотите избежать смерти, вы не
должны быть связаны ничем, что погибнет. После ощущений приходят чувства. Здесь борьба безжалостна и враг огромен. Они могут чувствовать малейшую слабость и бить в то место, где вы незащищены. Победы, которые вы одерживаете, – лишь мимолётные, и одни и те же сражения повторяются бесконечно. Враг, над которым вы думали, что одержали победу, вновь поднимается и снова бьёт вас. Вы должны иметь весьма закалённый характер, неутомимую стойкость, чтобы быть способным противостоять любому поражению, любому отпору, любому отказу, любой обескураженности и бесконечной усталости от постоянного нахождения себя в противоречии с ежедневным опытом и земными событиями. Мы подходим сейчас к самой ужасной битве со всем, физической битве, которая происходит в теле; и она продолжается без передышки или затишья. Это начинается с рождения и может закончиться только с поражением одной из этих двух воюющих сторон: силой трансформации и силой разрушения. Я говорю с рождения, поскольку, фактически, эти два движения находятся в конфликте с самого момента, как мы приходим в этот мир, хотя конфликт становится сознательным и обдуманным гораздо позже. Каждое недомогание, каждая болезнь, каждый дефект, даже несчастные случаи, это результат действия силы разрушения, так же как рост, гармоничное развитие, сопротивление атакам, выздоровление от болезней, каждый возврат к нормальному функционированию, любое прогрессивное усовершенствование происходит из-за действия силы трансформации. Позже, с развитием сознания, когда борьба становится сознательной, это превращается в безумную гонку между двумя противоположными и соперничающими движениями, гонку, в которой решается, кто достигнет своей цели первым: трансформация или смерть. Это означает непрерывное усилие, постоянную концентрацию, чтобы призвать вниз регенерирующую силу, и к возрастанию восприимчивости клеток к этой силе, бороться шаг за шагом, от одной точки к другой против опустошительного действия сил разрушения и упадка, чтобы вырвать из их хватки всё, что способно отвечать на возрастающее побуждение просветлять, очищать и стабилизировать. Это тёмная и упорная борьба, чаще всего без видимого результата или внешнего признака частичных побед, которые были выиграны и всегда непостоянные – поскольку, ту работу, что была проделана, всегда, кажется, нужно переделывать заново; каждый шаг вперёд, чаще всего, сделан за счёт поражения в другом месте, и то, что сделано однажды, может быть потом разрушено. Несомненно, победа может быть надёжной и долговечной только в том случае, когда она тотальна. И всё это занимает время, много времени, и неумолимо проходят годы, увеличивая силу враждебных сил. Всё это время сознание походит на часового в траншее: вы должны держаться, держаться любой ценой, без тени страха или притупления бдительности, храня непоколебимую веру в миссию, которая должна быть выполнена и в помощь свыше, которая побуждает и поддерживает вас. Победа достанется самым стойким[57]. * То, что представляет собой постоянное, вечное, бессмертное и бесконечное, действительно стоит иметь, стоит его завоёвывать и стоит обладать им. Это божественный Свет, божественная Любовь, божественная Жизнь – это также Высочайший Мир, Совершенная Радость и Все-Мастерство на земле, увенчанное Полным Проявлением[58]. * * * [1] Тексты для этой компиляции взяты из следующих работ Матери: Коллекция работ Матери (КРМ) 1972-80. Том 3,4,5,6,7,8,9,12,14,15,16 опубликованные Ашрамом Шри Ауробиндо; Агенда Матери (АГ), переведённая и представленная на английском под руководством Сатпрема, между 1979 и 1983 годами, Институтом Эволюционных Исследований, Париж и Мирра Адити Центр Майсур, Индия, а также из работы Мать Индия (МИ). [2] КРМ 12:122 [3] КРМ 12:120 [4] КРМ 12:271 [5] КРМ 14:190 [6] КРМ 15:124 [7] КРМ 12:123 [8] КРМ 15:188 [9] КРМ 3:238 [10] КРМ 12:121 [11] КРМ 12:257 [12] КРМ 12:121 [13] КРМ 12:120 [14] КРМ 9:65 [15] КРМ 8:20 [16] КРМ 15:82 [17] КРМ 16:433-434 [18] КРМ 14:151 [19] КРМ 14:167 [20] КРМ 14:167 [21] КРМ 15:82 [22] КРМ 15:81 [23] МИ, май 1963, стр. 5 [24] АГ 16.10.1962, стр. 384 [25] АГ 23.02. 1963, стр. 58 [26] КРМ 15:131 [27] АГ 2.10.1961, стр. 341 [28] КРМ 14:14-15 [29] КРМ 15:131 [30] КРМ 3:36-37 [31] КРМ 5:112-116 выборочно [32] КРМ 3:198 [33] КРМ 5: 138-39 [34] КРМ 6:47-52 выборочно [35] КРМ 4:355-356 [36] АГ 4.10.1967, стр. 326 [37] АГ 24.06.1961 стр.237-38 [38] АГ 26.06.1968, стр. 179 [39] СРМ 7:425-426 [40] КРМ 5:210-211 [41] КРМ 16:430 [42] КРМ 12:257 [43] КРМ 16:429 [44] КРМ 15:147 [45] КРМ 9:33-36 выборочно [46] КРМ 16:431 [47] КРМ 9:431 [48] КРМ 15:66 [49] КРМ 15:241 [50] RHV 9^118-119 [51] КРМ 7:272 [52] КРМ 15:133 [53] КРМ 15:134 [54] КРМ 17:378 [55] КРМ 4:69-70 [56] КРМ 5:318 [57] КРМ 12:82-85 [58] КРМ 14:8 |