логотип



Краткий вводный текст по поэме Шри Ауробиндо "Савитри"

Л. Ованесбеков
В поэме есть два слоя изложения.
Сюжетная линия - история царя Ашвапати, его восхождение по лестнице миров, его встреча с Божественной Матерью, рождение его дочери принцессы Савитри, её взросление, её встреча с возлюбленным - Сатьяваном, пророчество мудреца Нарады о смерти Сатьявана через год, поиски Савитри собственной души, смерть Сатьявана, спор Савитри с богом Смерти, встреча Савитри с Всевышним, возвращение Сатьявана живым.
Большое количество фрагментов, посвященных различным мистическим темам, пророчества, прямая речь от лица Всевышнего - по сути, взгляд Всевышнего на Землю, на строение мира, на человечество, на человека, на его жизнь, предназначение, особенности его сознания, на отношения человека с другими планами бытия, на отношения между человечеством и аспектами Всевышнего.
Книга I организована довольно сложным образом, в ней есть небольшие фрагменты сюжетной линии, окружённые большим количеством фрагментов на мистические темы. Эта книга одновременно и предисловие к остальным книгам поэмы и их итог.
В песне I-I, в первой её части автор описывает, по-видимому, начало Творения вообще, во второй части - пробуждение Савитри утром того дня, когда по пророчеству Нарады должен умереть Сатьяван (в книге VIII).
Песня I-II - продолжение темы Савитри из I-I, итог того, что описано в книге VII.
Песня I-III посвящена царю Ашвапати и той символической силе, которую он олицетворяет.
В песне I-IV множество разных тем, в ней есть
фрагмент про отношение между человеком и Божественным, Бесконечным ("Все наши первые подходы к Бесконечному..."),
описание медитации ("Но иногда, когда наш взор повёрнут внутрь,...", "Мы слышим то, что уши смертных никогда и не слыхали..."),
описание внутренних элементов сознания человека ("Оно - первопричина, главный ключ / Безмолвие над головой, и внутренний наш голос,..."),
фрагмент о том, как видится бытие человеку ("Иначе узким и сиюминутным взглядам пробуждённого ума / Бесцельным путешествием покажется сомнительный наш курс,,..."),
фрагмент, посвященный Богине-Земле ("Вдоль серпантина длинного пути эпох...", "В невежестве, уставшая, непобедимая, / ... / Она всё ищет совершенство, нужное её расстроенной природе,"),
фрагмент о наших озареньях ("Они - немыслимый знак Бога тех вещей, что будут..."),
о человеческом сознании ("Все узкие возможности его годны лишь для изменчивого настоящего..."),
о богах Надразума ("Смотрители Судьбы, Случайности и Воли, / Эксперты теорем о нуждах мира..."),
предвидение ожидаемого изменения на Земле ("Когда сгустится тьма, сжимая грудь земли..."),
о предназначении человека ("И в этом наша глубочайшая нужда - опять соединить Всё, что сейчас разделено, раздвоено, враждебно,"),
снова о богах Надразума ("У них нет цели - добиваться, нет причин - служить..."),
о далёкой цели человечества ("Единственный и неизбежный высший результат...").

Но основная часть этой песни посвящена Ему и Ей - Всевышнему как Ишваре и Всевышнему как Шакти, как Божественной Матери, их неописуемым отношениям, их любви ("Он - и субстанция и внутреннее "я" всего; / Она выковывает из него свои шедевры силы и искусства: ...", "Вот узел, что скрепляет воедино звёзды: / Те Двое, что одно - секрет всей силы,"),

Далее фрагмент про Всевышнего как Единого ("Он, Абсолютный, Совершенный, Отделённый,..."),
про отношение Всевышнего со своим творением ("Он - тот Игрок, который стал игрой,..."),
про суть человека как существа в Творении ("Таков он - мореплаватель по половодью Времени,..."),
Песня I-V посвящена царю Ашвапати, его йоге, о его выходе за грань обычного мира, она предваряет книгу II.
Книга II - путешествие царя Ашвапати по лестнице миров, перед встречей с Божественной Матерью; подробное описание различных планов бытия, от тонкого физического до супраментального. Песня II-I посвящена феномену планов вообще, так называемой лестнице миров ("Ему предстало одинокое, изогнутое ввысь, огромнейшее здание вселенной,..."), остальные 14 песен - описания одного или нескольких планов по возрастанию их уровня в этой иерархии миров.
Книга III - встреча Ашвапати с Божественной Матерью, его просьба ускорить эволюцию земли, Её обещание послать на землю существо с особой миссией - его будущую дочь Савитри.
Книга IV - рождение Савитри, её юность, решение Ашвапати послать её в путешествие в поисках достойного суженого.
Книга V - путешествие Савитри по разным странам, встреча с Сатьяваном в лесу, где живет его слепой отец, бывший царь Дьюматсена, описание Сатьявана, разговор Савитри с Сатьяваном, отъезд Савитри назад, к отцу.
Книга VI - с небес во дворец Ашвапати спускается мудрец Нарада, во дворец приезжает Савитри, рассказывает о найденном любимом Сатьяване, но Ашвапати видит какую-то тень над этим, пытается скрыть, это ему не удается, царица, мать Савитри прямо спрашивает Нараду - все ли хорошо, Нарада сообщает мрачное предвидение, что Сатьявану осталось жить всего год. Царица пытается отговорить Савитри, но та неумолима. Царица разражается скорбной речью - зачем, если есть на земле Всевышний, нужны страдания, боль, все эти беспрерывные препятствия и трудности. Длинный ответ Нарады, ответ на извечный вопрос - если есть на свете Бог, то почему в нашем мире столько боли, страдания, зла и невежества, почему он не вмешается.
Книга VII - Савитри приезжает обратно, в лес, к Сатьявану и первое время счастлива. Но дни идут, день смерти приближается. Она в отчаяньи. Появляется голос, который советует ей найти собственную душу. Путешествие Савитри по внутренним планам. Встреча с тремя Мадоннами и их антиподами. Савитри находит свою душу, становится единой с ней и кардинально меняется.
Книга VIII - Савитри просит мать Сатьявана разрешить ей хотя бы раз пойти с Сатьяваном на прогулку в лес. Сатьяван идет в лес, рубит деревья и внезапно умирает. Появляется бог Смерти.
Книга IX - Душа Сатьявана отделяется от тела и начинает посмертное путешествие по внутренним планам, Савитри, выйдя из тела неотступно следует за ним. Бог Смерти сначала пытается ее запугать, потом отговорить, обещает вернуть зрение Дьюматсену, дать ей мужа и сыновей. Потом заставляет ее и Сатьявана пройти через особый план, в котором все смертное и человеческое отлетает. Савитри выдерживает это испытание.
Книга X - Спор бога Смерти и Савитри на разных уровнях истины и лжи. В конце концов бог Смерти требует показать ему ее силу. За Савитри возникает сама Божественная Мать, бог Смерти бежит, пытаясь спастись.
Книга XI - Савитри попадает в план вечно-длящегося дня и снова встречается со знакомым ей богом Смерти, но на этом уровне он - сам Всевышний. Всевышний предлагает ей разные соблазны, но она достойно ему отвечает. Всевышний соглашается вернуть ей Сатьявана живым обратно на землю
Книга XII - Сатьяван и Савитри возвращаются домой.
Однако стоит сказать еще раз, что вся вышеописанная сюжетная линия, первый слой изложения — лишь некая основа, скелет, для других слоёв, её стоит иметь в виду, не зная её текст поэмы может показаться непонятным, но главное в ней другое — гроздья мистических описаний.

Вот, к примеру, в Книге XI сначала описывается некий особый план бытия — "План вечно-длящегося дня". Что мы знаем об этом мире? Часто ли люди добираются до этого плана и могут что-то о нём рассказать?

Чуть далее описываются аспекты Всевышнего ("В нём Существо из четырёх частей несло свою корону,...") — сначала Вират, потом Хираньягарбха, потом Праджна или Ишвара. Что мы можем знать о них? То, что сохранилось в некоторых древних ведических текстах... Плюс то, что написано в этой поэме...
Цитаты взяты из второго перевода Леонида Ованесбекова

Оглавление сайта
e-mail: Leonid Ovanesbekov <ovanesbekov@mail.ru>
2012 авг 27 вт - 2012 сент 09 вс